"Времена года". Старшая группа.
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Итоговое занятие по чтению художественной литературы в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremena_goda.docx | 519.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Чудо- Садик»
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
КОНСПЕКТ
Организации непосредственно образовательной
деятельности с детьми
в старшей группе № 10
по теме «Времена года»
Дмитриева В.В.
Воспитатель
Москва
Программное содержание:
- продолжать знакомить детей с русской лирикой. Активизировать эмоциональное отношение детей к произведениям русских поэтов;
- показать красоту русской природы через восприятие поэтического текста;
- побуждать детей эмоционально передавать свои чувства, понимать поэтический образ, интонационно и выразительно читать стихи о природе;
- учить чётко формировать свои ответы и давать их в грамматически правильной форме;
- при чтении передавать чувства и доносить до слушателя эмоции, заключенные в стихотворении;
- развивать интонационную выразительность, слуховое внимание. Расширять речевой словарь;
- воспитывать любовь к родной природе.
Материалы:
- портреты: А. Майкова, И. Бунина, А. Барто, О. Высотской, С. Есенина, А. Усачева, А. Яшина, А. Плещеева.
- репродукции картин: Исаак Ильич Левитан «Золотая осень», Исаак Израилевич Бродский «Поздняя осень», Илья Семенович Остроухов «Ранняя весна».
- листочки деревьев на каждого ребёнка, для физкультминутки.
- иллюстрации из стихотворений.
1.Организационный момент.
Воспитатель:
– ребята, сегодня мы с вами будем вспоминать, и читать стихи великих русских поэтов о природе времен года. Чтение вами стихотворений будет происходить на фоне репродукций картин знаменитых русских художников: И. Левитана, И. Бродского, И. Остроухова. Эти картины помогут нам наиболее ярко передать содержание и настроение художественных произведений.
Воспитатель:
- но, сначала, давайте назовем все времена года.
Дети:
- зима, весна, лето, осень.
Воспитатель:
- ребята, подумайте и скажите, какое время года вам нравится больше всего и почему?
1й. ребенок:
– мне больше всего нравиться лето, потому что в это время года можно целый день играть на улице, кататься на велосипеде, загорать, купаться.
2й ребенок:
- а для меня лучшим временем года является зима, потому что зимой наступает Новый год, зимой у детей много развлечений, катание на санках, лыжах, коньках, игры в снежки, зимой можно лепить снеговика.
3й ребенок:
- а я люблю весну. Весной все кругом тает и можно пускать кораблики по бегущим ручейкам.
4й ребенок:
- а знаете, за что я люблю осень? За ее красоту, за листопад. Просто нельзя оторвать глаз от оранжевых, красных, багряных листьев рябины.
2. Основная часть.
Воспитатель:
- ребята, я согласна со всеми вашими ответами. Особенно мне понравился ответ (…), то, как она умеет наблюдать, видеть и любоваться красотой нашей природы.
Воспитатель:
- именно умение видеть, чувствовать, восхищаться, побуждало наших русских поэтов писать так много о родной русской природе. Поэты – это особенные люди. Они могут передавать свои чувства в стихах.
Воспитатель:
– ребята, перед вами портреты великих русских поэтов. Давайте назовем их имена и фамилии.
Дети:
- Апполон Майков, Иван Бунин, Агния Барто, Ольга Высотская, Сергей Есенин, Андрей Усачев, Александр Яшин, Алексей Плещеев.
Воспитатель:
– а теперь, подробнее остановимся на каждом времени года и на авторах, написавших так много красивых стихов о русской природе в разное время года.
Воспитатель:
– дети, как вы думаете, осень – это веселое или грустное время года?
Дети:
- грустное.
Воспитатель:
- верно. Очень точно это состояние природы описал А. Майков в своём стихотворении «Осенние листья по ветру кружат!»
Воспитатель:
- ребята, кто желает прочитать это стихотворение?
Ребёнок:
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят.
Все гибнет, все гибнет! Ты черен
И гол, о, лес наш родимый,
Конец твой пришел!
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес.
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
Воспитатель:
- Молодец (…) Скажи, пожалуйста (...) кроме грусти, что ты еще почувствовала и так ярко выделила это и голосом и глазами?
Ребёнок:
- красоту осеннего леса.
Воспитатель: Майков всегда восхищался осенью. Осень была любимым временем года поэта.
Воспитатель:
- а кто еще из русских поэтов очень ярко описал очарование осени?
Ребёнок:
- это, пожалуй, И. Бунин в стихотворении «Листопад». Вот послушайте.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Воспитатель:
- спасибо, ты с таким проникновенным чувством прочитал это стихотворение. Молодец!
Воспитатель:
- дети, скажите, а какая осень в стихах И. Бунина?
Дети:
- светлая, нежная, расписная, как терем!
Воспитатель:
- ребята, как вы считаете, какой из этих осенних пейзажей больше всего отражает содержание стихотворений А. Майкова, а какой И. Бунина.
Ребёнок:
- я думаю, этот пейзаж больше всего подходит к стихотворению И. Бунина. В нем отражены все краски осени.
Воспитатель:
- а о каком периоде осени идет речь в этих стихотворениях?
Дети:
- о раннем. О начале осени.
Воспитатель:
- правильно ребята.
Ребёнок:
- я этот пейзаж больше всего подходит к стихотворению А. Майкова. В этом стихотворении описана поздняя осень.
Воспитатель:
- правильно (…) очень точно передала состояние этого периода осени своим выразительным чтением.
Воспитатель:
- дети, вы обратили внимание, как удалось передать печаль этого времени года?
Дети:
- благодаря, напевности при чтении.
Воспитатель:
- а сейчас я вас приглашаю на танец осенних листочков
Физминутка «Осенние листочки»
Дети:
Мы листочки осенние
(Плавное покачивание руками над головой.)
Мы дружно полетели
И на землю тихо сели.
(Руки в стороны. Присели)
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
(Дети бегают, кружатся)
Закружились, полетели.
И на землю тихо сели.
(Дети садятся по местам)
Воспитатель:
- ребята, скажите, какое время года наступает после осени?
Дети:
- зима.
Воспитатель:
- почему зиму называют временем необычайно белой природы?
Дети:
- из-за снега.
Воспитатель:
- конечно же, приход зимы наступает с появлением первого снега. И к этому необычайному зрелищу природа готовиться. Поэты любят изображать зиму в своих произведениях. Они восхищаются красотой заснеженных просторов, белым ажурным кружевам на деревьях, тишиной зимнего пейзажа.
Детская игра «Угадай»
Воспитатель:
- к сегодняшнему занятию ребята я приготовила несколько иллюстраций, из стихотворений о зиме русских писателей.
Постарайтесь определить автора и название стихотворения.
«Поёт зима аукает» Сергей Есенин
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
«Ёлочка» Ольга Высотская
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И берёзки, и осинки
Скучные стоят.
Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.
«Снег» Ольга Теплякова
Закружился первый снег -
Заметает снегом всех!
Падают снежинки
Прямо на тропинку,
На собачку, и на кошку,
И на Дашину ладошку!
Андрей Усачев «Снежинки»
Ёжик смотрит на снежинки,
«Это, — думает, — ежинки...
Белые, колючие
И к тому ж — летучие».
Паучок на паутинке
Тоже смотрит на снежинки:
«Ишь какие смелые
Эти мухи белые!»
Заяц смотрит на снежинки:
«Это заячьи пушинки...
Видно, заяц — весь в пуху —
Чешет шубу наверху».
Мальчик смотрит на снежинки:
«Это, может быть, смешинки?..»
Не поймёт он, почему
Очень весело ему.
Ольга Высотская «Снежный кролик»
Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел, как живой!
Он с хвостом и с головой!
За усы
Не тяни –
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие!
Агния Барто «Я знаю, что надо придумать»
Я знаю, что надо придумать,
Чтоб не было больше зимы,
Чтоб вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы.
Смотрю я в стекляшку
Зеленого цвета,
И сразу зима
Превращается в лето.
Александр Яшина «Покормите птиц»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель:
- молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием
Воспитатель:
- дети, а как долго длится каждое время года?
Дети:
- три месяца.
Воспитатель:
- правильно. А сейчас какое время года?
Дети:
- весна.
Воспитатель:
- а чувствуете ли вы приход весны?
Дети:
- да. Правда, весна еще робкая, несмелая.
Воспитатель:
- но она обязательно прогонит зиму. А как это произойдет, как вы думаете?
Дети:
- мы думаем, это произойдет так, как рассказывает Алексей Плещеев в своем стихотворении «Уж тает снег».
Воспитатель:
- очень любопытно, давайте вместе прочитаем это стихотворение.
Дети:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Воспитатель:
- молодцы! Вы так выразительно передали встречу зимы и весны.
Воспитатель:
- ребята, а вы, какие чувства испытали, читая это стихотворение?
Дети:
- чувство торжества весны!
3. Итог занятия
Воспитатель:
- ребята, мы сегодня прочитали столько много замечательных стихов великих русских поэтов. Как вы думаете, какими людьми были все эти поэты, создавшие такие яркие, чувственные, незабываемые произведения?
Дети:
- они были добрыми, талантливыми, умели чувствовать и понимать природу, у них была большая человеческая душа, они очень любили свою Родину.
Воспитатель:
- да, именно такими и были наши соотечественники, имена которых Сергей Есенин, продолжайте, пожалуйста…
Дети:
- (Продолжают называть имена известных им русских поэтов)
Воспитатель:
- на сегодняшнем занятии вы показали себя большими знатоками русской поэзии. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Времена года" старшая группа
Мы разработали план проекта "Времена года" на год...
Конспект НОД "Времена года" старшая группа
Большую часть своей жизни я посвятила работе с дошкольниками, и за это время у меня накопился достаточно большой опыт, которымя решила поделиться с дргими педагогами. Мои разработки в...
Конспект занятия по экологии «Времена года» старшая группа
Цель: Систематизация знаний детей о временах года, расширение представления детей о лете как времени года, о его признаках и приметахЗадачи:Развивающие:1....
План по безопасности в зимнее время года Старшая группа
План по безопасности в зимнее время года Старшая группа...
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» " Зима время года" старшей группы 5-6 лет
...
Квест игра "Времена года" старшая группа
"Времена года" квест - игра. ...
Конспект ООД на тему: «Опасные зимние забавы» . (Безопасность детей в зимнее время года), старшая группа
Формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний период времени.Дать детям представление о безопасном поведении в зимний период.Познакомить с правилами поведения во время зимней пр...