Конспект открытого просмотра НОД по речевому развитию
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)
"Что за прелесть эти сказки!" Углубление знаний детей о творчестве русского поэта А.С.Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приобщение детей к литературному искусству | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»
г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
Конспект
открытого просмотра
непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию
(приобщение к литературному искусству)
детей старшего дошкольного возраста
МБДОУ д/с № 2 «Сказка»
Дата проведения: 20.09.2018 г.
Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Подойницына Елена Валерьевна
Холмск
2018 г.
Тема: «Что за прелесть, эти сказки!»
Цель: углубление знаний детей о творчестве русского поэта А.С. Пушкина
Задачи.
Образовательные:
- познакомить детей с биографией А.С. Пушкина;
- продолжать знакомить с творчеством поэта;
- закрепить знания о художниках-иллюстраторах сказок А.С.Пушкина
- расширять словарь детей, обогатить речь образными выражениями;
- уточнить значение устаревших слов
Развивающие:
- развивать речевое творчество, выразительность речи, коммуникативные навыки
Воспитательные:
- формировать чувство причастности к культурному наследию России;
- воспитывать любовь и уважение к русским поэтам, родному слову;
- воспитывать устойчивую потребность в общении со сказкой.
Предварительная работа: чтение детям сказок, заучивание отрывков из стихов, сказок А. С. Пушкина; беседы по содержанию прочитанного; объяснение детям устаревших слов и выражений; обсуждение характера и поступков персонажей сказок; заучивание стихов и целых отрывков из пушкинских сказок, разыгрывание сценок; домашнее чтение сказок Пушкина, заучивание наизусть просмотр мультфильмов; НОД на тему рисования по мотивам сюжетов сказок А.С.Пушкина, беседа о художниках –иллюстраторах сказок А.С.Пушкина: Татьяна Маврина, Иван Билибин, Елена Поленова, Владимир Конашевич; рассматривание авторских иллюстраций к сказкам.
Оборудование: портреты А. С. Пушкина, няни Яковлевой Арины Родионовны, выставка книг А.С. Пушкина в книжном уголке, иллюстрации к сказкам Пушкина, фонограмма музыки А. Пахмутовой «Русский вальс»,
зеркальце, кораблик, мягкая игрушка белочки, картинки: солнца, ветра, «месяца», яблоко, «волшебный мешочек».
Словарная работа: навестить, лукоморье, невод, пряжа, скорлупки, ядра, пристань, изумруд, затейница, хрусталь.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Ход занятия
Дети входят в группу парами под музыку А. Пахмутовой «Русский вальс». Садятся на стулья.
Воспитатель. Сегодня, ребята, мы собрались с вами, чтобы навестить сказочную страну Лукоморье, придуманную великим русским поэтом А. С. Пушкиным. Александр Сергеевич Пушкин жил больше 200 лет назад. Он писал романы и сказки, стихи и поэмы. Каждый русский человек знает и любит произведения великого поэта. Посмотрите- это портрет А.С.Пушкина. Когда А. С. Пушкин был маленький, у него была няня Арина Родионовна, которая рассказывала ему русские волшебные сказки. А. С. Пушкин был очарован этими сказками. Он говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них есть поэма!» Александр Сергеевич вырос и все услышанные в детстве сказки, он рассказал детям стихами. Давайте вспомним эти сказки. (Ответы детей) Да, это: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». «Сказка о попе и о работнике его Балде», Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом Петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке». Александр Сергеевич является автором сказок, значит, мы можем сказать о нём, что он кто? (сказочник).
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы знаете сказки А. С. Пушкина. А мне очень нравится поэма «Руслан и Людмила». Воспитатель читает «У Лукоморья…» Вот какое сказочное это Лукоморье! Давайте споём о нём песню.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, у меня в волшебном мешочке лежат предметы, имеющие отношение к сказкам А. С. Пушкина. (педагог предлагает достать один предмет) Вот волшебное зеркало. В какой из сказок Пушкина о нём говорится? (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях). А кто, ребята, вспомнит какими словами обращалась царица к зеркальцу.
Ребёнок «Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
(педагог предлагает взять из мешочка следующий предмет) Из моей Воспитатель. Кораблик! По-царски выглядит! Из какой пушкинской сказки он приплыл сюда? (Сказка о царе Салтане) Кто из вас, ребята, помнит из этой сказки отрывок про кораблик?
Ребёнок. Ветер по морю гуляет Мимо острова крутого
И кораблик подгоняет, Мимо города большого:
Он бежит себе в волнах Пушки с пристани палят
На поднятых парусах Кораблю пристать велят.»
(педагог предлагает взять из мешочка следующий предмет)
Воспитатель. Белочка! Из какой она сказки? Опять из сказки о царе Салтане! Кто из вас помнит отрывок про белочку из этой сказки?
Ребёнок. Ель растёт перед дворцом Да орешки всё грызёт
А под ней хрустальный дом: А орешки не простые,
Белка в нём живет ручная, Все скорлупки золотые,
Да затейница какая! Ядра чистый изумруд
Белка песенки поёт Слуги белку стерегут…
Воспитатель. А теперь, ребята отгадайте из какой пушкинской сказки эти слова.
Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла пряжу.
(Сказка о рыбаке и рыбке).
Как можно представить ловлю рыбы неводом? Давайте покажем, как старик ловил неводом рыбу. А чем ещё можно наловить рыбу? (удочкой) Отдохнём немного и поиграем в подвижную игру «Удочка»
Воспитатель. Сказки Александра Сергеевича интересны и поучительны. В них прославляются добрые, смелые люди и высмеиваются, какие? (жадные, трусливые, злые). Давайте с вами вспомним сюжет сказки о рыбаке и рыбке.
Кто является главным героем сказки?
Кого высмеивает в этой сказке А.С. Пушкин?
А почему именно старуху он высмеивает и за что?
Расскажите, почему золотая рыбка стала служить старику?
Какие желания старухи выполнила золотая рыбка? И почему не выполнила последнее?
Какими словами можно охарактеризовать старика? (добрый, ласковый, тихий, жалостливый, беспомощный). А старуху?
Воспитатель. Давайте достанем из моего мешочка ещё какой -нибудь предмет сказочный. Что это? (солнце и луна.) Кто из вас помнит, в какой сказке герой обращается к Солнцу, Месяцу, Ветру? (Сказка о мёртвой царевне).
Воспитатель Ребята, давайте вспомним, как в этой сказке королевич Елисей обращается к Солнцу, Месяцу Ветру.
Дети читают отрывки.
«Свет наш Солнышко! «Месяц, месяц, мой дружок,
Ты ходишь круглый год по небу Позолоченный рожок
Сводишь зиму с теплою весной Ты встаёшь во тьме глубокой,
Всех нас видишь под собой». Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя».
«Ветер, ветер! Ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме Бога одного».
Воспитатель. Предлагаю достать из нашего «волшебного мешочка» следующий предмет. Что это? (яблоко) В какой пушкинской сказке это яблочко упоминается? (Сказка о мёртвой царевне) Какую роль оно сыграло в судьбе царевны? (она его откусила и заснула)
Воспитатель. Ребята, перед вами лежат конверты. Вам хотелось бы узнать, что в них? Откройте. Что вы обнаружили в них? (разрезные картинки). Они не простые, а загадочные. Сейчас каждый соберёт свою картинку, а потом мы посмотрим, иллюстрация к какой сказке Пушкина получится? (воспитатель опрашивает детей, узнавших сказку и художника-иллюстратора)
Как вы думаете, какой сказке принадлежат ваши иллюстрации? (Сказке о попе и работнике его Балде)
Как сегодня много нам удалось вспомнить и узнать нового о творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Скажите, какие сочинённые им сказки мы сегодня вспомнили. А когда вы подрастёте и в школу пойдёте, почитаете и другие произведения поэта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты открытых просмотров ООД по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста
Конспекты открытых просмотров ООД...
Конспект открытого просмотра НОД по физическому развитию в подготовительной группе
Задачи:Образовательная:Упражнять детей в ходьбе с высоким подниманием колен; повторить упражнения ведения мяча; ползании; упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры.Восп...
Конспект открытого просмотра НОД по Познавательному развитию(ФЭМП) с детьми подготовительной группы. Тема: «Волшебные часы».
Занятие по обучению детей ФЭМП на примере работы часов....
Конспект открытого просмотра занятия по познавательному развитию в первой младшей группе №13
Конспект открытого просмотра занятия по познавательному развитию в первой младшей группе №13....
Открытый просмотр НОД по речевому развитию в ясельной группе №3 по теме: Рассказ русской народной сказки «Репка»
Русская народная сказка «Репка»Русская народная сказка Репка. Пересказ с помощью мнемотаблицы.Цель: развивать внимание, формировать у детей желание рассказывать вместе с воспитателем, побу...
Конспект открытого просмотра ООД по речевому развитию во второй младшей группе «Поможем Буратино»
Конспект открытого просмотра ООД по речевому развитию во второй младшей группе «Поможем Буратино»Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательной программе дошкольного уч...
Открытый просмотр ООД по речевому развитию на тему "Чтение были Л.Н. Толстого "Прыжок""
Продолжение знакомства детей с писателем Л.Н. Толстым, знакомство с новым произведением писателя "Прыжок"...