Литературная викторина "В гостях у сказки"
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)

Кайгородцева Надежда Сергеевна

Литературная викторина содержит набор заданий по образовательной области познание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение                                  – детский сад №1 «Улыбка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

закрытого административно-территориального образования

поселок Солнечный Красноярского края

Литературная викторина

 «В гостях у сказки»

                                                                                  Воспитатель

                                                                                              Кайгородцева Н.С.

ЗАТО п. Солнечный

2019 г.

Цель: воспитание у старших дошкольников интереса к художественной литературе
закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам.
Задачи
Образовательные 
- способствовать обогащению лексического словаря детей;
- совершенствовать связную речь детей; 
- учить различать волшебные сказки, знать их главных героев, уметь узнавать сказку по отрывку, знать сказки  народные и авторские;
- активизировать речь детей через воспроизведение отрывков из сказок, при пересказе сказки.
Развивающие 
- развивать сообразительность, находчивость  
- развивать творческую самостоятельность детей, способность анализировать поступки героев сказок.
- развивать мыслительные процессы, через воссоздание по картинкам. последовательного сюжета сказки;
- развивать  внимание, памяти, воображение, творчество, быстроту реакции
- продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе.
Воспитательные 
- воспитывать у детей  любовь к художественной литературе, книге, 
- воспитывать интерес к сказкам, воспитание добрых чувств к старшим, воспитание нравственных качеств.
- учить быть слаженной командой,  соблюдать правила викторины, быть терпимыми  друг к  другу.
Игровая задача: 
выиграть соревнование, получить больше очков, стать командой-победительницей.
Игровое действие: правильно и быстро отвечать на вопросы.
Общие правила игры: выполнять задания по команде ведущего, быстро и организованно.
Материал: сказочные предметы героев из сказок, иллюстрации к сказкам, аудиозапись,карточки с заданиями,  мольберт, магнитофон,  настольный театр, ростовые куклы, выставка книг, фишки, призы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
– чтение сказок;
- рассматривание иллюстраций;
- заучивание отрывков из стихотворных сказок;
- совместная работа с детьми по изготовлению для игр «назови сказочного героя», «из какой сказки герой »
- драматизация сказок;
- рисование по прочитанным сказкам;
- проведение выставок-рисунков, «мама, папа, я – читающая семья», «русские народные сказки», «сказка, ложь, да в нем намек», героя сказки
- прослушивание аудиозаписи со сказками
- посещение детской библиотеки («Неделя сказки»)
- привлечение родителей к совместной деятельности с детьми при подготовке к выставкам.
- разучивание народных игр («Золотые ворота», «У Маланьи», «Иван-Царевич», «Что за прелесть эти сказки»)
- консультация для родителей

Ход литературной викторины
(звучит  аудиозапись)
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом6
Идет направо  песнь заводит
Налево  сказку говорит
Там чудеса там леший бродит
Русалка на ветвях сидит

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок.
Тема нашей  литературной викторины - игры «В мире сказок». Сказки нравятся взрослым и детям. Они приходят в нашу жизнь очень рано и сопровождают нас  всю жизнь. 
Сказка в гости к нам стучится,
Скажем сказке «Заходи!»
В сказке может все случиться,
Что же будет впереди?

Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки!

Сегодня мы собрались проверить знания сказок, мы будем много говорить, поэтому нам обязательно понадобиться тренировка. Необычная, а артикуляционная. А провести её мы попросим…

Логопед (артикуляционная гимнастика)

С каких слов обычно сказки  начинаются?
(ответы детей: жили-были… ., в некотором царстве, в некотором государстве, не далеко не близко, не высоко, не низко)
- а
какими словами сказки обычно заканчиваются, вы тоже знаете?
ответы: «вот и сказочке конец, а кто слушал молодец! »
«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»
«И стали они жить поживать, да добра наживать»
«И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»
«Как аукнется, так и откликнется»
«И жили они долго и счастливо»

Воспитатели:

Сегодня вас приветствуют две команды: 
1) «Сказочники».  Девиз: «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
2) «Волшебники». Девиз: «В сказках дружба и добро победить сумеют зло»
Представляем  жюри… 


Воспитатель: Начинаем нашу викторину.
Многие герои сказок  не просто говорят, но и поют. Я объявляю первый  конкурс:
1.Музыкальный конкурс.  Каждая команда прослушает по три  музыкальных отрывка  и назовет героя сказки.
2. Конкурс загадок.  Дети подготовили вопросы-загадки в стихотворной форме. Послушайте и ответьте правильно. За каждый правильный ответ  вы получаете один балл.

1.Возле леса на опушке,
Трое их живет в избушке.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?  (Три медведя)


2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, простившись с зеленой кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?  (Царевна-лягушка)


3. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите, как звали ее?  (Красная Шапочка)


4. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит
Это ……..   (Доктор Айболит)


5. С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?  (Буратино)


7. Кто говорил такие волшебные слова:
«Сивка-бурка, вещий каурка!
Стань предо мной, как лист перед травой!» (Иван дурак)

3.Угадай книжку по обложке. В течение этой недели у нас в группе проходила  книжная выставка. Сейчас посмотрим, насколько вы были внимательны, запомнили ли,  какие книги были у нас в гостях.
В. Всё это сказки. Почему они называются русскими народными? (русские народные сказки называются так потому, что их придумал русский народ и передавал из поколения в поколение, из уст в уста).
4. «Узнай  сказку по отрывку»
Сейчас я буду читать вам строки из сказки, а вы должны будете угадать ее название:
Вопросы для первой команды.
1) «Говорит Маша печке: Печка, печка, спрячь нас… »(Гуси-лебеди)
2) «Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка спать-почивать: утро вечера мудренее! » (Царевна-лягушка)
3) «Бабушка, бабушка, а почему у вас такие длинные руки?»  («Красная шапочка») назовите автора? (Шарль Перро)
4) «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылези – все будет сработано»  («Крошечка – Хаврошечка») кто написал эту сказку? (Это русская народная сказка)
5) «А потом позвонили цапли: пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись и у нас животы разболелись…»  («Телефон»)
6)  «Женщина посадила в горшок волшебное зёрнышко, и вырос прекрасный большой цветок, внутри которого сидела крошечная девочка»  (Дюймовочка) автор сказки? (Г. Х. Андерсен)
Вопросы для второй команды.
1) «
Кот услыхал петушка. Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила.» (Кот и петух)
2) «Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца и стал козленком…» (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) Назовите автора этой сказки? (Это русская народная сказал)
3) «А посуда вперед и вперед по полям по болотам идёт» («Федорино горе») назовите автора? (К. Чуковский)
4) «Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке!»  (Машенька и медведь)
5)«Жил-был старик, и было у него три сына, Младшего все Иванушкой – дурачком звали. Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто- то пшеницу мять да топтать.»
(Сивка-бурка)
6) «Ку-ку-ре-ку! Несу косу на плечо, Хочу лису по сечи, Пошла лиса вон.» (Петух из сказки «Лиса и заяц»)


5.Физминутка «У Маланьи, у старушки…»
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,

Семь дочерей,

 Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такой головой,
Они не пили, не ели,
На Маланью все глядели
И все делала вот так. 

6. «Угадай сказку по картинке»
Сейчас я буду показывать вам картинку к сказке, а вы должны будете угадать и назвать сказку, автора, героев сказки .

7. Конкурс «Кто здесь был и что забыл?»
(воспитатель вносит в группу сундучок)
В. Сундучок мой волшебный.  Я буду из своего заветного сундучка волшебные предметы доставать, а вы мне сказку называть – говорить из какой сказки этот предмет, кто автор  сказки.
1.Телефон («Телефон», К.Чуковский)
2.Мыло, полотенце («Мойдодыр», К.Чуковский)
3.Туфелька («Золушка», Ш.Перро)
4.Сапог («Кот в сапогах», Ш.Перро)
5.Горошина («Принцесса на горошине», г.Х.Андерсен)
6.Красная шапочка («Красная Шапочка , Ш.Перро)
7.Пирожок («Гуси-лебеди»)
8.Скалочка («Лисичка со скалочкой»)

8. Конкурс  «Подумай и ответь»
В. Каждой команде я задам по 6 вопросов, кто знает, быстро отвечает. А теперь слушайте. 
Вопросы первой команде.
1. Что рукодельница уронила в колодец? (ведерко)
2. Какой герой сказки все время лежал на печи?
3. Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост?
4. Как звали трех поросят в одной сказке? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)
5. Кто спас Красную шапочку и её бабушку? (дровосеки)
6. Как зовут девочку с голубыми глазами? (Мальвина)
Вопросы для второй команды.
1. Кто разрушил теремок? (Медведь)
2. На каком транспорте любил ездить Емеля? (На печи)
3. Куда нельзя садиться медведю? (На пенек)
4. Куда сунул свой нос Буратино? (В очаг)
5. В какой сказке содержаться предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
6. Про какую царевну говорили, что она едет в коробчонке? («Царевна - лягушка»)

9. Итог викторины
В. А теперь  слово жюри - мы узнаем, какая команда сегодня победила. Какая  же команда заслужила сегодня сладкий приз?
(жюри знакомит  детей с результатами   игры-викторины).
В.Ребят а,  мы сегодня побывали в волшебной стране сказок. 
Вы хорошо знаете сказки!  Сегодня в нашей игре победила дружба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект литературной викторины "Жили-были сказки"

Итоговое занятие по художественной литературе для детей среднего возраста, в ходе которого дети осуществляют путешентвие по русским народным сказкам.  Рекомендовано в качестве показательного заня...

Конспект литературной викторины "Путешествие по сказкам"

Литературная викторина для детей среднего дошкольного возрастаЗадачи: учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев);развив...

Конспект НОД в средней группе литературная викторина"Путешествие по сказкам" К. И. Чуковского.

Конспект Нод в средней группе литературная викторина " Путешествие по сказкам К. И. Чуковского. Карахановой А.А. МДОУ " Детский сад комбинированного вида №39" г. Саратова...

Литературная викторина "Наши любимые сказки»

Педагог проводит занимательные конкурсы с детьми по сказкам...

Конспект литературной викторины с инсценировкой сказки «Три медведя» по произведениям Л.Н.Толстого для детей старшего дошкольного возраста

Знакомство с творчеством Л.Н Толстого.Обогащение духовного мира детей через тетрализованную деятельность,воспитание любви и уважения к творчеству писателя...

Литературная викторина «Путешествие по сказкам дедушки Корнея»

Литературная  викторина«Путешествие по сказкам  дедушки Корнея»Цель: *познакомить детей  со  сказками К.И. Чуковского.*воспитать любовь к героям сказки*развивать память, внима...