Организация работы по ознакомлению с художественной литературой в группе для детей с ЗПР.
материал по художественной литературе (подготовительная группа)

ольга николаевна шабалина - лариса евгеньевна команова

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_hud._lit.docx20.13 КБ
Файл prezentatsiya-1.pptx974.65 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием администрации г. Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №28 «Ромашка»

Организация работы по ознакомлению с художественной литературой в группе для детей с ЗПР.

 

                                         

                                           Составила:

                                                                            Команова Л. Е. , воспитатель

                                                       

                                                          г. Юрга

2. Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю. Особую актуальность приобретает проблема оказания коррекционной помощи детям с задержкой психического развития.  У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у ребенка, развивающегося без отклонений.    Наряду с более незрелыми психическими функциями имеется фонд сохранных, на которые возможно опереться при планировании работы. Поэтому грамотно организованная работа с детьми, имеющими задержку психического развития, способна обеспечить максимальную реализацию реабилитационных мероприятий, а для значительной части детей открывает возможности включения их в общий образовательный процесс.

 3.   Одним из направлений успешной коррекции развития таких детей считаю ознакомление с художественной литературой. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Воспитание средствами художественной литературы – часть общей системы познавательно-речевого развития. Это развитие происходит при таком донесении литературного произведения до ребёнка, когда его внимание обращается не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения. Каждое последующее знакомство с огромным литературным наследием должно опираться на фундамент, заложенный в дошкольном возрасте. Поэтому очень важно, чтобы «литературное поле» было вовремя вспахано, иначе в художественном развитии ребёнка останутся пробелы, которые необходимо будет устранять в школе. Особенно актуальна эта работа с детьми, имеющими ЗПР.   Широко известен тот факт, что детская литература  прежде всего инструмент воспитания. Детская художественная литература  несет в себе скрытый смысл, мораль, напутствие автора. Определяет эмоциональное развитие ребенка. Научившись сопереживать героям художественных  произведений, дети начинают замечать настроения близких и окружающих людей. Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

4. В своей работе мы большое внимание уделяем ежедневному знакомству с художественной литературой, считая её мощным средством развития речи. В коррекционной работе  с детьми с задержкой психического развития  просто неоценима работа по ознакомлению с книгой, и её содержанием. Особое внимание уделяется работе над пониманием содержания текстов, расширению представлений об окружающем мире, расширению словаря.   Считаем, что в методике ознакомления с художественной литературой главную роль отводится  взрослому.

5.  Работу с детьми с  ЗПР  по ознакомлению с художественной литературой мы  проводим,  опираясь на методическое пособие С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», где  отмечено что задача педагога при ознакомлении детей с художественной литературой - формировать у них интерес к книге, умение воспринимать и понимать прочитанный текст, учить отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать небольшие отрывки из сказки, рассказа, несложные произведения, развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им элементарную характеристику и оценку их поступков.  А для полноценного и эмоционально окрашенного восприятия художественного произведения детьми с ЗПР необходимы не только прослушивание, ответы на вопросы по содержанию прочитанного, пересказ, но и организация предметных и игровых действий. Например, после прочтения сказки, допустим «Теремок» в младшем возрасте, предлагаем нарисовать героев сказки в определенной последовательности, отражая их внешний вид. Либо обыграть определенный отрывок произведения, обращая внимание на мимику, жесты, выразительность речи, используя атрибуты.В своей работе используем материал, представленный  Ушаковой- «Ознакомление с худ. лит.», где  разработаны полноценные конспекты с практическим материалом, которые удобны в использовании, ориентированы на возраст  детей.

6. Когда мы только набрали этих детей, обследования показали,  что большая часть детей группы имеет низкий уровень развития . Дети неохотно откликались на предложение послушать знакомые и новые произведения, не просили повторить прочитанное. С трудом включались в процесс восприятия и не всегда способны были внимательно дослушать текст до конца. С трудом заучивали стихи, неохотно читали их на публике. Некоторые  вообще не умели разговаривать. Участие в играх, основанных на тексте художественных произведений, принимали редко и неохотно. Поэтому мы решили заняться этой проблемой более глубоко и поставили перед собой цель:Формирование у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:(см. на слайде)

7.Работа проводится как на занятиях, так и вне их. Предварительная работа помогает нам спланировать подготовку к восприятию воспитанниками нового произведения. Например, в организации прогулок провести цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе  перед знакомством со стихотворением  Е.Трутневой «Улетает осень». Накануне заучивания стихотворения  И. Токмаковой «Дуб» провести рассматривание и сравнение деревьев на участке детского сада. Перед рассказыванием белорусской народной сказки «Пых»- предложить родителям сводить детей в овощной магазин. Провести с детьми беседу о бережном отношении к мебели, перед знакомством со стихотворением С.Маршака «Откуда стол пришел».   Каждый раз решались образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи. Содержание непосредственно образовательной деятельности выстраивали так, чтобы процесс ознакомления дошкольника с художественным произведением сочетался с творческой продуктивной  и игровой деятельностью. Например, для развития речи – словарного запаса, грамматического строя – использовали задания, направленные на освоение значения авторской лексики, образование новых форм слов, подбор синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, составление предложений: «Подбери слово», «Скажи наоборот», «Доскажи словечко», «Закончи предложение» и др. Например, после рассказывания белорусской народной сказки «Пых» проводим речевое упражнение «Повтори в обратном порядке».

 Много заданий подобрано на развитие внимания и сообразительности детей. Им предлагается анализировать имеющиеся рисунки, схемы, образцы, находить черты сходства и различия, выполнять задания по аналогии, образцу или словесной инструкции взрослого: «С какой ветки детки», «Разложи по корзинам», «Сварим борщ и компот», «Соедини рукавички» и др. Например, после пересказа сказки «Зимовье» дети выполняют практическое задание  «Угости животных».

  Подобраны задания, которые развивают творческое воображение, тренируют зрительное и слуховое восприятие, зрительную и слуховую память: «Выложи кораблик», «Зачеркни лишний предмет», «Сложи картинку» и др. Например,  при ознакомлении с произведением  В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок» предлагаем выполнить игровое задание «Собери скорлупу». Различные эмоциональные состояния дети учатся выражать в процессе драматизаций, игр и при заучивании стихов.

  Активно включаем графические упражнения и задания для укрепления мелких мышц руки в качестве подготовки к письму: «Обведи и раскрась», «Нарисуй дорожку», «Проведи корабль по волнам» и др. Например, при заучивании стихотворения И. Сурикова «Зима» предлагаем детям выполнить практическое задание «Обведи путь снежинки».

8.   Мы считаем, что проделанная нами работа по озн.с худ. лит. даёт положительные результаты в реабилитации наших воспитанников. Нам удалось сформировать у детей интерес к чтению литературных произведений, способность и желание соотносить содержание прочитанного с реальностью жизненных ситуаций. Дети научились определять характер взаимоотношений героев, их поступков, эмоционального состояния. Дошкольники, используя знания о прочитанном, стали переносить ситуации литературных текстов в самостоятельную игру. Появилось желание слушать большие по объему литературные тексты, активно принимать участие в анализе происходящих событий.

  Определение уровня формирования интереса и потребности в чтении в конце учебного года показало, что в оценках за три учебных года произошли изменения. К концу прошлого учебного года на средний уровень  развития вышло от 80-85% детей.

 Родителей наших воспитанников, как участников образовательного процесса, приглашаем посетить занятия по ознакомлению с художественной литературой.. После непосредственно образовательной деятельности рассказываем им об успехах детей. Знакомим с используемыми нами методами и приёмами в ходе ознакомления детей с художественной литературой, стараемся ориентировать их в выборе художественных произведений для домашнего чтения. . В родительский уголок помещаем консультации по интересующим их вопросам. В группе оформлен уголок книги, который пополняем знакомыми произведениями, портретами авторов этих книг.

9. Подводя итог, хочу отметить, что воспитательная, образовательная и развивающая функция  художественной литературы помогла нам добиться положительных результатов в реабилитации детей имеющих ЗПР. Приобщаясь к художественной литературе, ребята приобрели новый вид психологической активности. Система работы по ознакомлению с художественной литературой помогла восполнить у наших воспитанников недостаточность знаний и представлений об окружающем мире. Позволила расширить кругозор ребят. Обогатила  их жизненный и нравственный опыт. Повлияла на подготовку к дальнейшему обучению в школе.  Ведь художественная литература – сокровищница  духовного богатства людей.

10. Спасибо за внимание!




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация работы по ознакомлению с художественной литературой в группе детей с ЗПР Составила: Команова Л. Е., воспитатель МБДОУ «ДСКВ №28 «Ромашка»

Слайд 2

Актуальность: проблема оказания коррекционной помощи детям с задержкой психического развития.

Слайд 3

«Детская художественная литература – один из основных видов искусства – искусство слова. Произведение человеческой мысли…» «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека» В. Г. Белинский

Слайд 5

«Задача педагога при ознакомлении детей с художественной литературой - формировать у них интерес к книге, умение воспринимать и понимать прочитанный текст, учить отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать небольшие отрывки из сказки, рассказа, несложные произведения, развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им элементарную характеристику и оценку их поступков» С. Г. Шевченко

Слайд 6

Задачи на формирование у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг: - Формировать интерес к книге, умение воспринимать и понимать прочитанный текст; - Учить отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать небольшие отрывки из сказки, рассказа; - Развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им элементарную характеристику и оценку их поступков .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по ознакомлению с художественной литературой детей средней группы.

Методика  помесячного планирования работы  по ознакомлению с художественной литературой детей средней группы...

Образовательное событие по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

Учить узнавать русские народные сказки;Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок,  активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими....

Конспект организации образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой (Средняя группа)

Цель: Ознакомление  детей с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка  через чтение сказки «Сказка про Храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»....

План работы по самообразованию «Ознакомление с художественной литературой» старшей группы «Звездочки » (возраст: 5-6 лет ) на 2018-2019 учебный год

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.В настоящее время ...

Консультация для педагогов "Методика организации занятий по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе"

Консультация для педагогов "Методика организации занятий  по ознакомлению  с художественной литературой"Организация занятия.Методические приемы, облегчающие восприятие читаемого.По...