Педагогическое мероприятие "Литературная гостиная по творчеству Л.Н. Толстого"
методическая разработка по художественной литературе
Педагогическое мероприятие -Литературная гостиная на тему " Л.Н. Толстой - 180 дней со дня рождения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_literaturnoy_gostinoy_l.n._tolstoy.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная на тему:
«Л.Н. Толстой (1828-1910) – 180 лет со дня рождения»
Задачи:
- Формировать интерес детей к творчеству Л.Н.Толстого, устойчивый интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя
- Закреплять навыки рассказывания коротких произведений по ролям, выразительно передавая эмоциональное состояние героев, выделяя главное
- Развивать умение выступать перед аудиторией, раскованность, мимику, силу голоса, жесты и другие средства выразительности речи.
- Развивать интерес к прошлому своего народа, формирование в каждом человеке исторической памяти.
- Воспитывать интерес к литературному наследию, дружелюбие, позитивное и уважительное отношение к выступающим
Ход мероприятия
(Зал украшен в стиле старинной гостиной. В одном углу – стенд (мольберт) с портретом Л.Н.Толстого. Играет фоновая музыка (вальс), в гостиной появляются гости, которых встречают ведущие. Выступление сопровождается показом слайдов, оформленных в «багетную» рамку.)
Ведущая:
Здравствуйте, наши гости. Мы очень рады видеть вас сегодня в нашей гостиной.
Ведущая:
Вы, наверное, уже наслышаны о писателе Льве Николаевиче Толстом? О нём мы и предлагаем сегодня поговорить.
Ведущая:
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Родился он в усадьбе Ясная Поляна недалеко от города Тулы. Лев был четвертым ребенком в семье. К сожалению, его мать умерла, когда ему не было и 2-х лет. Отец тоже рано умер. Но детские воспоминания для Л.Н.Толстого оставались очень важными и ценными. Они были одними из самых радостных: его детство, семейные предания, первые впечатления от жизни в дворянской усадьбе служили основой для его произведений. Да и сама усадьба прославилась на весь мир. Как вы думаете, чем?
Ведущая: Писатель Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей.
Ведущая: Ребята учились читать, писать, считать, рисовали, пели, и им там было весело.
Ребята рассаживались, кто где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. И часто все превращалось в игру.
Учитель показывает репродукцию картины Н.П. Богданова - Бельского “Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского”(1895).
Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал наперегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил хороводы.
Ведущая: А вы хотите поиграть?
Заведём мы хоровод
Про веселый народ.
В круг, ребята, все вставайте,
Дружно песню запевайте!
Русская народная мелодия «Я на горку шла» танец с хохломскими ложками
Ведущая: А еще Лев Николаевич писал рассказы, сказки, былины.
Угадайте, из какой сказки эти строки: “В доме было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайла Ивановича; вторая чашка поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая».
А вот эта сказка про кого? « Поскакал заяц, что было духу: глядь! – ёж впереди сидит и дожидается. И так заяц до тех пор скакал из конца в конец, что из сил выбился. Заяц покорился и сказал, что вперед никогда не будет спорить.»
Дай, матушка, я отнесу блинов батюшке. Старуха и говорит: - Ты донесешь ли, Липунюшка? – Донесу, матушка… старуха завязала блины в узелок и дала сыночку. Липунюшка взял узел и побежал в поле. В поле попалась ему на дороге кочка; он кричит: - Батюшка, батюшка, пересади меня через кочку! Я тебе блинов принес!
Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней понюхал её. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
Ведущая: Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
Во серебряную.
Труба точеная, позолоченная.
Это присказка ведется,
Сказка далее начнется.
Инсценировка сказки “Лиса и заяц” (в обработке Л.Н.Толстого).
Ведущая: Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца - лубяная.
Пришла весна - красна - у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорóгой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:
Собака: - Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
Заяц: - Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
Собака: - Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу.
Ведущая: Подошли они к избенке. Собака забрехала:
Собака: - Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!
Ведущая: А лиса им с печи:
Лиса:- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Ведущая: Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идет дорóгой, плачет. Ему навстречу медведь:
Медведь:- О чем, зайчик, плачешь?
Заяц:- Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
Медведь: - Не плачь, я твоему горю помогу.
Заяц: - Нет, не поможешь. Собака гнала - не выгнала, и тебе не выгнать.
Медведь:- Нет, выгоню!
Ведущая: Подошли они к избенке. Медведь как закричит:
Медведь: - Поди, лиса, вон!
Ведущая: А лиса им с печи:
Лиса: - Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Ведущая: Медведь испугался и убежал.
Идет опять зайчик. Ему навстречу бык:
Бык: - Что, зайчик, плачешь?
Заяц: - Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
Бык: - Пойдем, я твоему горю помогу.
Заяц:- Нет, бык, не поможешь. Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, и тебе не выгнать.
Бык: - Нет выгоню!
Ведущая: Подошли они к избенке. Бык как заревел:
Бык: - Поди, лиса, вон!
Ведущая: А лиса им с печи:
Лиса: - Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Ведущая: Бык испугался и убежал.
Идет опять зайчик дорóгой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой:
Петушок: - Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь?
Заяц: - Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
Петушок: - Пойдем, я твоему горю помогу.
Заяц: - Нет, петух, не поможешь. Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и тебе не выгнать.
Петушок: - Нет, выгоню!
Ведущая: Подошли они к избенке. Петух лапами затопал, крыльями забил:
Петушок: - Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посéчи,
Слезай, лиса, с пéчи,
Поди, лиса, вон!
Ведущая: Лиса услыхала, испугалась и говорит:
Лиса: - Обуваюсь...
Ведущая: Петух опять:
Петушок: - Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посéчи,
Слезай, лиса, с пéчи,
Поди, лиса, вон!
Ведущая: Лиса опять говорит:
Лиса:- Одеваюсь...
Ведущая: Петух в третий раз:
Петушок: - Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посéчи,
Слезай, лиса, с пéчи,
Поди, лиса, вон!
Ведущая: Лиса без памяти выбежала, петух ее тут и зарубил косой. И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избенке.
Ведущая:
Все артисты были очень хороши,
Похлопаем им от души!
А давайте поиграем с зайчиком
Игра – «Заинька- зайка» сл. и муз. С. Насауменко
Дети присаживаются на стульчики
Ведущий: Л. Н. Толстой писал рассказы – миниатюры, т.е. очень маленькие рассказы, в которых был сразу понятен их смысл. Они представляли собой истории из повседневной жизни простых людей, забавные и поучительные наблюдения, живые, и правдивые. Они нас учат, побуждают к доброте, внимательно относиться к окружающим нас людям, поэтому они интересны и важны для детей и взрослых.
Ведущий: рассказы действительно замечательные. Например, рассказ о старике. Короткий совсем, а какой глубокий смысл в этом рассказе.
А познакомит вас с этим рассказом ……..(имя ребенка)
Читает – миниатюру «Старик»
Старик сажал яблони. Ему сказали : «Зачем тебе эти яблоки? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблока». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят – мне спасибо скажут».
(Обсуждение рассказа по вопросам)
- Давайте, вспомним рассказ «Отец и сыновья». Исполняет ребенок.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
- Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит.
(Обсуждение рассказа по вопросам)
Ведущий: Ребята, отгадайте, о ком сейчас расскажет…….. (Имя ребенка)
Чёрные птицы
На ворону похожи,
На грача тоже.
Дружат с людьми –
Кто они? (галка)
Послушайте короткий рассказ «Умная галка»
Чтение рассказа «Умная галка»
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. Но воды было мало. Галка не могла достать. Она стала кидать в кувшин камешки. Умная птица столько накидала, что вода стала выше. Вот так галка.
Вопросы:
Почему галка не могла достать до воды в кувшине? Что она придумала?
– Лев Николаевич Толстой сочинял и загадки. Отгадайте – ка их, ребятки!
Без ног, без рук,
Рубашки просит. Подушка.
На дворе горой,
А в избе водой. Снег.
Летит зверёк
Через божий домок
Летит, говорит:
“Моя сила горит…” Пчела.
Лежит – ниже кота,
Встанет – выше коня. Дуга.
Скручен, связан,
По избе пляшет. Веник.
Маленький Ерофейка
Подпоясан коротенько,
По полу скок
По лавкам скок-скок
И сел в уголок. Веник.
Один льёт,
Другой пьёт,
Третий растёт. Дождь, земля, трава
Ведущий: Какой замечательный у нас получился вечер! И пели и плясали, и театр смотрели. А сейчас, пройдем в группу. Будем чай пить с замечательными пряниками и есть яблоки, с той самой яблони, за которой ухаживал старик.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дельфин»
Литературная гостиная на тему:
«Л.Н. Толстой (1828-1910) – 180 лет со дня рождения»
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель I кв. категории Лисковчук Валентина Александровна
г. Муравленко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование и организация деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством Л. Н. Толстого
вниманию педагогов предлагается перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого...
консультация для родителей "Знакомим детей с творчеством Л.Н.Толстого"
Советы родителям, как знакомить дошкольников с творчеством Л.Н.Толстого...
План проведения недели, посвящённой творчеству Л. Н. Толстого
Расширить знания детей о творчестве Л.Н. Толстого...
Музыкально – литературная гостинная по творчеству Л.Н. Толстого «Азбука Л.Толстого
Развлечение для детей средней группы...
Литературная гостинная. Чаепитие в традициях Льва Толстого.
Тематический вечер, посвящённый Льву Николаевичу Толстому и его чайным традициям. Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру литературы; познакомить с обрядом чаепития и гос...
Творчество Л,Н.Толстого " Л.Н.Толстой - детям"
Досуговое мероприятиие для детей подготовительной группы с ТНР....
Литературная гостиная, посвящённая творчеству детской писательницы Эммы Эфраимовны Мошковской, Литературная гостиная, посвящённая творчеству детского писателя БОРИСА ЗАХОДЕРА
23 марта на первом корпусе в группе «Фантазёры» прошла Литературная гостиная,посвящённая творчеству детской писательницыЭммы Эфраимовны Мошковской С целью созд...