Статья "Художественно-выразительные особенности шпалерного творчества Бориса Мигаля."
статья по художественной литературе
Художественно-выразительные особенности шпалерного творчества Бориса Мигаля.
В статье описывается искусство шпалеры в середине XX века, биография и развитие шпалерного творчества Бориса Мигаля, анализ произведений художника в технике фактурного ткачества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 36.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Анна Викторовна Горяинова,
магистрант кафедры художественного образования и декоративного искусства
РГПУ им. А.И. Герцена
научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования и декоративного искусства
А.К. Векслер.
Художественно-выразительные особенности шпалерного творчества Бориса Мигаля.
В статье описывается искусство шпалеры в середине XX века, биография и развитие шпалерного творчества Бориса Мигаля, анализ произведений художника в технике фактурного ткачества
Ключевые слова: гобелен, шпалера, вердюра, таписсерия, текстильное панно, арраци.
Anna Goriyanova,
Scientific supervisor
Candidate of pedagogical sciences
A.K. Veksler.
The artistic and expressive features of Boris Migal tapestry.
The article describes the art of tapestry in the middle of the XX century, biography and the development of tapestry of Boris Migal analysis of works by the artist in the art of weaving textured.
Keywords: tapestry, trellis, verdures, tapisseriya, textile panels, arratsi.
На протяжении веков истории развития ткачества происходило множество преобразований, как в языке изображения, так и в способах технического исполнения. А XX век принес особые и значительные перемены. «Тканые произведения» имели разные названия, в зависимости от места создания, используемого материала, изображения и композиции: «арраци» (арраци или аррас – по названию города Арраса - Италия), где в XIV веке ткачи первыми начали использовать нити в «утке», обвитые сплющенной проволокой из золота или серебра, называемое «кипрское золото»; «гобелен» - данным термином принято называть произведения, созданные в XVII веке на королевской мануфактуре братьев Гобеленов в Париже; «вердюра» (от фр. Verdure – зелень, трава, листва) - это название произведения получили в XVI веке, изначально так называли изображения животных и птиц на фоне растительности, но вскоре название закрепилось за самими произведениями, включавшими эти сюжеты. Понятие «шпалера», (от нем. Spallier - шпалы, от итал. Spaliera – решетка), в основном применяется к произведениям, созданным до ХХ века. В настоящее время в основном используются только два термина: шпалера и гобелен.
В начале XX столетия шпалере вновь были возвращены прежняя мощь и декоративность. Последующее развитие ткачества в 1960-1970-х годах привело к тому, что «тканая картина» становится сложным синтетическим произведением и получает название «новая таписсерия» (от англ. Tapestry – затканная от руки материя). Теперь опыт ткацкого ремесла органически соединяется с современной пластикой в разных областях искусства – монументального, станкового, театрально-декорационного. Многие современные произведения «новой таписсерии», выполненные в сложной технике, не имеют ни чего общего с классической шпалерой, а иногда даже созданы не из текстильных материалов. [3,28;45]
В середине XX века в Санкт-Петербурге художественным вузом, где обучали ткацкому ремеслу, становится Ленинградское Высшее Художественно-Промышленное Училище им. В.И. Мухиной. Здесь (1965-1970гг) обучался один из ведущих мастеров, художников-гобеленщиков второй половины XX века – Борис Георгиевич Мигаль.
Борис Георгиевич Мигаль родился 17 марта 1946 года в городе Клуж –Напока (Cluj-Napoca), в Румынии. Его отец, Георгий Иванович Мигаль, был военным комендантом этого городка. По возвращению в Россию, в Ленинграде Борис Георгиевич обучался в детской художественной школе на Таврической улице при среднем художественном училище им. В.А. Серова, ныне училище им. Н.К. Рериха. Затем обучался в школе при ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, где кроме общеобразовательных предметов преподавался цикл художественных дисциплин. В 1964 году решил поступать в училище на кафедру керамики и стекла. Конкурс был огромным, а Борис Георгиевич не чувствовал себя готовым к успешной сдачи экзаменов, и решил подготовиться и поработать еще один год. Вместе со своим другом Татьяной Владимировной Слезиной (сейчас Доцент факультета Сценографии и Театральных технологий в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, руководитель курса художников-технологов по сценическому костюму), решили пойти работать на Ленинградский фарфоровый завод им. М.С. Ломоносова, так как имели опыт по росписи фарфора, полученный за время обучения в школе при училище. А так же посещали подготовительные курсы в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, занимались рисунком и живописью. В это время Борис Георгиевич заинтересовался обучением на кафедре художественного текстиля, куда он и поступил в 1965 году.
На втором курсе Борис Георгиевич отправляется вместе с сокурсниками в Венгрию. Эта образовательная поездка сыграла очень большую роль в жизни и в творчестве молодого художника. Во II половине XX века венгерское декоративно-прикладное искусство быстро развивалось и художники работали очень свободно, что для советских студентов было интересно и неожиданно. На третьем курсе обучения на кафедре художественного текстиля, начался новый предмет «композиция в материале» и пришел новый, молодой преподаватель В.А, Самошкин, (профессор кафедры художественного текстиля в СПб ГХПА им. А.Л. Штиглица), который был на стажировке в Чехословакии. Он привез много новых интересных материалов по ткачеству, в том числе и фотографии новых произведений в области фактурных шпалер, в частности работы Магдалены Абаканович.
Магдалена Абаканович (20.07.1930-83 года) - польская художница. В 1955 году закончила варшавскую Академию изящных искусств. С 1965 по 1990 год — преподаватель Высшей государственной Школы изящных искусств в Познани. Профессор с 1979 года, реформатор искусства гобелена. Уже в самом начале творческого пути Абаканович уделяла внимание связи своих абстрактных текстильных композиций с архитектурной средой. Вначале 70-х художница всё шире использует монохромный материал — её привлекала игра на контрастах рельефа, фактур. Один из самых любимых приёмов Абаканович в этот период — сочетание в одном произведении волокон блестящих (конский волос) и матовых (шерсть). Позднее текстиль Абаканович становится трёхмерным, иногда заполняет пространство: такой была её совместная с молодыми голландскими художниками работа для административного здания в Хертогенбосе (1972 г). Бориса Георгиевича поразили фотографии произведений польской художницы, он увидел в использовании фактурных переплетений и создании рельефных поверхностей новую неизведанную для него сторону ткачества.[3,67]
Для собственных экспериментов пряжи не было, а купить просто не возможно. Но в это время появляются новые синтезированные материалы: шпагат из полипропилена, бумажная крученая веревка и пряжа из синтетических нитей. И именно этот материал становится одним из важных для художника. Пригодилось и увлечение химией еще со школьных времен и занятий в училище химической технологией, ведь покрасить синтетику в нужный цвет невероятно сложно. И всю свою творческую жизнь Борис Георгиевич экспериментирует с окраской различных волокон, и именно поэтому цветовая гамма работ художника всегда не стандартна: графичность, большая палитра серебристо-серых, черно-коричневых и перламутровых оттенков. По окончанию ЛВХПУ им. В. И. Мухиной в 1970 году Борис Георгиевич создает дипломную работу на общезначимую тему – война во Вьетнаме. Пригодились все студенческие эксперименты по фактурному ткачеству и окрашиванию пряжи, в работу пошли и синтетические шнуры и шпагаты. «Борющийся Вьетнам» (230х230) - первый большой гобелен Бориса Георгиевича Мигаля.
После окончания училища Борис Георгиевич был распределен художником на галантерейное производство «Новость», где и проработал 17 лет, создавая эскизы, орнаменты и рапорты для платков, шарфов и другого текстиля малых форм, все, что заказывало Министерство легкой промышленности. Параллельно с работой на фабрике художник вплотную занимался творческими поисками в области современной шпалеры. Борис Георгиевич все свободное время работал над эскизами гобеленов, не только заказных, но и творческих работ, выражающих свое настроение и впечатления. Так как мастерской не было, ткал он свои работы дома, где создал уютную, комфортную атмосферу для работы. Мастерская от Союза Художников появилась только в 1989 году, но Мигаль никогда там не работал. Борис Георгиевич вел работу над тканым произведением определенным образом: создавал маленькие графические зарисовки будущих произведений, затем переводил на прозрачную пленку, делал слайд и проецировал его на стену с помощью эпидиаскопа до натуральной величины картона. Разнообразные переплетения рождались уже в процессе ткачества. В эскизах были только идеи: композиция, тон, цвет, ритм. Почти все его произведения были на заказ и создавались как станковые выставочные работы на определенную тему, но так же создавались работы для определённого интерьера. Проблема взаимосвязи гобелена и интерьера всегда решалась художником мастерски. В основном мотивами произведений были пейзажи, а фигуративных работ всего две «Борющийся Вьетнам» (дипломная работа) и «Борцы». [2]
Работы 1970-1975 годов: «Борющийся Вьетнам», «Четыре времени года», «Рубеж», «Ленинградские рубежи», «Взлет». Отличаются: монохромностью, графичностью и насыщенностью разнообразными фактурными переплетениями, тонкостью переходов оттенков, в тоже время присутствует определенная четкость и жесткость в фактуре, смягченная плавными линиями. Художник деликатно применяет в работе яркие цветовые акценты. Эксперименты с фактурным ткачеством весьма интересны в ранних работах Бориса Георгиевича. Гобелен «Борцы» отличается от других произведений: цветом, яркостью, декоративностью, четкостью и динамичному композиционному построению.
Работы 1975-1985 годов: «Гимн»; «День октября в моем городе»; «Оттепель»; «Путь» отличаются: сближенным тональным решением, струящимися деликатными вертикальными линиями. Гобелен «Завод» имеет ритмичную четкую композицию, смягченную изображением волнистых струящихся дымом заводских труб. «Магистраль»: симметричная, монохромная, глубокая, бесконечная. Гобелены: «О моем городе»; «Пашня»; серия мини гобеленов «У моря», «Окраина», «Память», «Цветение трав», «Мост» отличаются новыми поисками возможности фактурных переплетений и разнообразных тональных возможностей синтетических и натуральных нитей.
Произведения, созданные в 1985-1997 года, отличаются от созданных ранее, активным поиском «своего «сегодняшнего» приема». «Зеленый луч», состоит из четырех больших тканых произведений, при соединении которых прослеживается изумрудно-зеленый луч, тонкие гладкие переплетения гармонично сочетаются с деликатной нежной фактурой. Цикл мини гобеленов «По Байкалу» отличается жестко-выраженной фактурой так же с применением изумрудных оттенков; «Обрыв»; «Энергия миру» - динамичная композиция, пронзающая, как будто эта энергия дается от кого-то сверху. «Автопортрет» (1986 года) работа поражает трехмерностью изображения, фактура нарочито усилена. «Полет»; «В белую ночь»; «Земля»; «Уход» (1991 года) не большая работа, посвященная матери художника. Последнее произведение «Вираж» (1997 год) Республиканская выставка «Художники России – 850летию Москвы». Данная работа нежная и мягкая по тону, тонкая фактура переплетений пронизывает все изображение, как будто состоит из тонких линии и крупинок. Создается впечатление «вихря перемен», вовлекающего зрителя в бурное течение нового времени, а красные линии – акценты указывают направление движения.
В творческом наследии мастера более 25 гобеленов, созданных по заказу Министерства культуры (выставочные и интерьерные работы). Борис Георгиевич Мигаль – участник многочисленных выставок общегосударственного масштаба в России и за рубежом. Награждён золотой медалью Академии художеств СССР, медалью Союза польских художников. Член Союза Художников СССР (с 1976 года), долгие годы был председателем Художественного совета по декоративно-прикладному искусству КДПИ, художественного фонда ЛОСХ, членом экспертно-закупочной комиссии Комитета по культуре и туризму мэрии Санкт-Петербурга. Работы Бориса Георгиевича Мигаля находятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва); в интерьере санатория «Дюны» (г. Зеленогорск); Государственном музее-заповеднике «Царицыно»; в Дирекции выставок ЛОСХ; Елагиноостровском дворце-музее; частных и общественных интерьерах России. С начала 1992 по 1999 гг. Борис Георгиевич преподавал «композицию» и «ткачество» на кафедре художественного текстиля СПВХПУ им. В. И. Мухиной. [1]
Каждое произведение Бориса Георгиевича Мигаля насыщено разнообразными фактурными переплетениями, художник постоянно находился в поиске новых идей. Его произведения отличаются чистотой авторского стиля, изысканного колорита, четкостью композиции и ритмичностью построения. Он мастерски использовал материал - соединял синтетические нити и натуральные волокна. «Ведь для ткача главное – выразительные средства ткачества, а они бесконечно разнообразны» Б.Г. Мигаль «О творчестве». Каждое произведение наполнено смыслом, философией, образностью художественной идеи, которые он смог «изобразить» с помощью различных фактурных переплетений. Борис Георгиевич Мигаль искал и находил «свой «сегодняшний» прием, который и характеризует неповторимый авторский стиль художника.
Библиографический список:
- Дворкина И. Блог - О художественном текстиле и не только. http://irinadvorkina.livejournal.com/50618.html
- Интервью с Т.В. Слезиной. Доцент факультета Сценографии и Театральных технологий в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, руководитель курса художников-технологов по сценическому костюму.
- Савицкая В. И. Превращение шпалеры. -М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения
Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...
Проект "Творчество Бориса Степановича Житкова".
Проект «Творчество Бориса Степановича Житкова».Вид проекта: познавательно-речевойАвторы проекта: Байракова О.А., Кубытева Т.В.Продолжительность: краткосрочныйСроки проведения: 30.10.2017 г...
Сценарий конкурса чтецов «Творчество Бориса Заходера»
Сценарийконкурса чтецовна тему «Творчество Бориса Заходера»для детей старшего дошкольного возраста...
Презентация «Творчество Бориса Заходера»
Презентация к конкурсу чтецовна тему «Творчество Бориса Заходера»для детей старшего дошкольного возраста...
Знакомство детей компенсирующей группы с творчеством Бориса Заходера
Знакомство детей компенсирующей группы с творчеством Бориса Заходера...
Творчество Бориса Заходера
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»...