Творчество Бориса Заходера
презентация к уроку по художественной литературе (подготовительная группа)
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОКЛАД
по дисциплине
Литературное образование
Абубакирова Зинира Аскатовна
Выполнила:
студентка 4 курса заочной формы обучения
Направление подготовки: 44.03.01
Педагогическое образование
Программа:
Дошкольное образование
| Проверила: Преподаватель Гайфуллина М.Ф. |
СТЕРЛИТАМАК – 2021
Биография Бориса Заходера.
Борис Заходер русский советский поэт, детский писатель, переводчик, популяризатор мировой детской классики родился 9 сентября 1918 года в Молдавии. Отец Бориса Заходера работал юрисконсулом. Мать Заходера занималась техническими переводами.
Детство писателя прошло в Москве. В детстве освоил немецкий язык.
Борис рано заинтересовался литературой, придумывал сказки и загадки, рассказывал их товарищам, и те слушали его с интересом.
Одаренность Бориса проявилась еще в детстве: мальчик легко учился, много читал, занимался музыкой (отдавая предпочтение произведениям Шопена и Бетховена), писал первые собственные сказки. Уже в 11 лет он взялся за первый «серьезный» перевод стихотворения Гете «Лесной царь» –
В 1935 году Заходер окончил школу. Он писал стихи, и поэзия постепенно занимала все распространенный перевод Жуковского, по его мнению, совершенно не соответствовал оригиналу.
Борис Владимирович поступает в Литературный институт имени М. Горького.
Борис Заходер с группой студентов-добровольцев в 1939 году уходит на финскую войну.
С марта по 22 июня 1941 года он продолжает учебу в Ленинституте, пишет стихи, очерки. На Великую Отечественную войну Заходер тоже ушел добровольцем – в первые же дни.
В 1946 году вернулся в Москву. И уже через год с отличием окончил Литературный институт.
Как детский поэт Заходер дебютировал в журнале «Затейник» в 1947 году с веселым стихотворением «Морской бой» под псевдонимом Борис Вест
1955 году вышел первый сборник поэта для ребят «На задней парте».
В 1958 году принят в Союз писателей.
В этом слайде приведены примеры его некоторых работ. Заходер писал и переводил очень много:
Сборники стихов "На задней парте" (1955), "Мартышкино завтра" (1956), "Никто и другие" (1958), "Кто на кого похож" (1960),
Произведения, написанные в прозе: книга сказок "Мартышкино завтра" (1956), "Добрый носорог" (1977), "Жил-был Фип" (1977), сказки "Серая звездочка" (1963), "Русачок" (1967), "Отшельник и Роза" (1969), "История Гусеницы" (1970), "Почему рыбы молчат" (1970), "Ма-Тари-Кари" (1970), "Сказка про всех на свете" (1976).
Переводы известных зарубежных детских сказок: повести-сказки А.А.Милна "Винни-Пух и все-все-все" (другой вариант – "Винни-Пух и все остальные", 1960), П.Трэверс "Мэри Поппинс" (1968), Л.Кэррола "Приключения Алисы в Стране Чудес" (1971–1972), сказок Карела Чапека, братьев Гримм ("Бременские музыканты", 1982, и др.), пьесы Дж.М.Барри "Питер Пэн" (1967) и многое другое.
В своих произведениях он использует ассоциации, каламбуры, перевертыши, логические игры рождаются будто на бегу и застывают в стихах:
Под собой не чуя ног,
Скачет резвый рапунок.
Игра в слово – основа сказочного вымысла в творчестве Заходера – и не только в стихах, а и в прозе, и в переводах. Играя в слова-омонимы, поэт совершает чудеса:
Умеют Львы косматые
Скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи
Сыграют с вами в салочки!
Борис Заходер переводил многие известные сказки, как Винни-Пух, Бременские музыканты, Алиса в стране чудес.
Математик и Козлик
Делили пирог.
Козлик скромно сказал:
--Раздели его вдоль!
--Тривиально!— сказал Математик.—
Позволь,
Я уж лучше его разделю поперек!—
Первым он ухватил
Первый кус пирога.
Но не плачьте,
Был тут же наказан порок:
«Пи» досталось ему
(А какой в этом прок?!)
А козленку…
Козленку достались
Рога!
По его произведениям были созданы интереснейшие мультфильмы. Винни-Пух. СССР, 1969. Винни-Пух идет в гости. СССР, 1971. Винни-Пух и день забот. СССР, 1972. «Кто ж такие птички…» СССР, 1978. Морской бой. Россия, 2005. Страна Считалия. СССР, 1982. Топчумба. СССР, 1980.
Прозаические сказки Б.Заходера 60-70-х годов («Русачок», «Серая Звездочка», «Отшельник и Роза», «Сказка про все на свете», «Жил-был Фип» и др.) вошли в цикл под названием «Сказки для людей». В предисловии к «Сказкам для людей» Заходер писал, что эти сказки рассказывают сами звери: «Всем людям – и взрослым, и детям. Звери ведь очень уважают людей, считают, что они сильнее и умнее всех на свете. И хотят, чтобы люди относились к ним хорошо. Чтобы были к ним добрее».
Цикл стихотворений «В моей Вообразилии». Страна Б. Заходера «Вообразилия» -происходит от слова «воображение»
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии,
Болтают с вами запросто
Настурции и лилии…
Там царствует фантазия
Во всем своем всесилии
В этой удивительной стране «львы косматые» скачут на палочках и мраморные статуи играют в салочки. В этой стране у всех «вырастают крылья» и каждый становится волшебником.
Здесь сочувствуют людям, лишенным воображения, потому что они никогда не смогут побывать в этой стране, которая «удобно расположена» прямо у нас в голове.
Используются слова из детской этимологии и в стихотворении «Кавот и Камут». Эти звери образованы от звучания слов «кого-то» и «кому-то».
У меня под кроватью живет
Симпатичнейший в мире Кавот…
И трудно это чудо накормить, потому что
Каждый кусок почему-то
Попадает в желудок Камута…
А еще живут в Вообразилии веселый синий Себеха, Бука и Бяка и даже «чудо природы» Мним (никем никогда не виданное животное, от слова «мнимый» – несуществующий).
- А сейчас я вам прочитаю один из самых интересных стихотворений Бориса Заходера.
Моя Вообразилия
Болтают с вами запросто
Настурции и Лилии;
Умеют Львы косматые
Скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи
Сыграют с вами в салочки!
Ура, Вообразилия,
Моя Вообразилия!
У всех, кому захочется,
Там вырастают крылья;
И каждый обязательно
Становится кудесником,
Будь он твоим ровесником
Или моим ровесником!
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии —
Там царствует фантазия
Во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
В мою Вообразилию
Попасть совсем несложно:
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
И только тот, кто начисто
Лишен воображения, —
Увы, не знает, как войти
В ее расположение!
- Ребята, вот вы послушали произведение «Моя вообразилия». Скажите, пожалуйста, вам понравилось?
Ответы детей.
- Есть ли у вас своя вообразилия? Кто там у вас живет?
Слушаем ответы детей и беседуем по теме.
- А почему автор пишет, что не все туда могут зайти?
Рефлексия. -Дети, вы большие умнички! Какая же у вас интересная вообразилия, я желаю вам никогда не терять пути в свою вообразилию!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abubakirova.zsdo11_zahoder_prezentatsiya.pptx | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Борис Заходер 9 сентября 1918 – 7 ноября 2000 русский советский поэт, детский писатель, переводчик, популяризатор мировой детской классики Дом в Комаровке
Жизненный и творческий путь Бориса Заходера Борис Заходер родился в городе Кагуле (Молдавия) Отец Бориса Заходера работал юристконсулом . Мать Заходера занималась техническими переводами
Жизненный и творческий путь Бориса Заходера В Москве прошло детство писателя. Его очевидная одаренность проявилась рано. В детстве освоил немецкий язык. Борис рано заинтересовался литературой, придумывал сказки и загадки, рассказывал их товарищам, и те слушали его с интересом. В 1935 году Заходер окончил школу. Он писал стихи, и поэзия постепенно занимала все большее место в его жизни. Борис Владимирович поступает в Литературный институт имени М. Горького. Борис Заходер с группой студентов-добровольцев в 1939 году уходит на финскую войну.
Жизненный и творческий путь Бориса Заходера С марта по 22 июня 1941 года он продолжает учебу в Ленинституте , пишет стихи, очерки. На Великую Отечественную войну Заходер тоже ушел добровольцем – в первые же дни. В 1946 году вернулся в Москву. И уже через год с отличием окончил Литературный институт. Как детский поэт Заходер дебютировал в журнале «Затейник» в 1947 году с веселым стихотворением «Морской бой» под псевдонимом Борис Вест 1955 году вышел первый сборник поэта для ребят «На задней парте». В 1958 году принят в Союз писателей
Сборники стихов "На задней парте" (1955), "Мартышкино завтра" (1956), "Никто и другие" (1958), "Кто на кого похож" (1960), "Товарищам детям (1966)", "Школа для птенцов" (1970), " Считалия " (1979), "Моя Вообразилия " (1980), "Если мне подарят лодку" (1981) и др. Произведения, написанные в прозе: книга сказок "Мартышкино завтра" (1956), "Добрый носорог" (1977), "Жил-был Фип " (1977), сказки "Серая звездочка" (1963), "Русачок" (1967), "Отшельник и Роза" (1969), "История Гусеницы" (1970), "Почему рыбы молчат" (1970), " Ма -Тари-Кари" (1970), "Сказка про всех на свете" (1976). Переводы известных зарубежных детских сказок: повести-сказки А.А.Милна "Винни-Пух и все-все-все" (другой вариант – "Винни-Пух и все остальные", 1960), П.Трэверс "Мэри Поппинс" (1968), Л.Кэррола "Приключения Алисы в Стране Чудес" (1971–1972), сказок Карела Чапека, братьев Гримм ("Бременские музыканты", 1982, и др.), пьесы Дж.М.Барри "Питер Пэн" (1967)
«Веселые стихи» в творчестве детского поэта Ассоциации, каламбуры, перевертыши, логические игры рождаются будто на бегу и застывают в стихах: Под собой не чуя ног, Скачет резвый рапунок . Игра в слово – основа сказочного вымысла в творчестве Заходера – и не только в стихах, а и в прозе, и в переводах. Играя в слова-омонимы, поэт совершает чудеса: Вихрем мчится под водой Головастик молодой А за ним – еще пяток А за ним – сплошной поток… В его книжках: Умеют Львы косматые Скакать верхом на палочке, А мраморные статуи Сыграют с вами в салочки!
Перевод Заходера : Алиса в стране чудес Математик и Козлик Делили пирог. Козлик скромно сказал: --Раздели его вдоль! --Тривиально!— сказал Математик.— Позволь, Я уж лучше его разделю поперек!— Первым он ухватил Первый кус пирога. Но не плачьте, Был тут же наказан порок: «Пи» досталось ему (А какой в этом прок?!) А козленку… Козленку достались Рога!
ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Б.В.ЗАХОДЕРА Винни-Пух. По мотивам сказки А.Милна . СССР, 1969. Винни-Пух идет в гости. По мотивам сказки А.Милна . СССР, 1971. Винни-Пух и день забот. По мотивам сказки А.Милна . СССР, 1972. Волчок. Реж. СССР, 1985. Кит и кот. СССР, 1969. «Кто ж такие птички…» СССР, 1978. Морской бой. Россия, 2005. Про всех на свете. СССР, 1984. Птичка Тари. СССР, 1976. Сказка про доброго носорога. СССР, 1970. Страна Считалия . СССР, 1982. Топчумба . СССР, 1980. Фантик (Первобытная история). СССР, 1975. Топчумба Винни-Пух
«Сказки для людей» Прозаические сказки Б.Заходера 60-70-х годов («Русачок», «Серая Звездочка», «Отшельник и Роза», «Сказка про все на свете», «Жил-был Фип » и др.) вошли в цикл под названием «Сказки для людей». В предисловии к «Сказкам для людей» Заходер писал, что эти сказки рассказывают сами звери: «Всем людям – и взрослым, и детям. Звери ведь очень уважают людей, считают, что они сильнее и умнее всех на свете. И хотят, чтобы люди относились к ним хорошо. Чтобы были к ним добрее».
Цикл стихотворений «В моей Вообразилии » Страна Б. Заходера « Вообразилия » -происходит от слова «воображение» В моей Вообразилии , В моей Вообразилии , Болтают с вами запросто Настурции и лилии… Там царствует фантазия Во всем своем всесилии В этой удивительной стране «львы косматые» скачут на палочках и мраморные статуи играют в салочки. В этой стране у всех «вырастают крылья» и каждый становится волшебником. Здесь сочувствуют людям, лишенным воображения, потому что они никогда не смогут побывать в этой стране, которая «удобно расположена» прямо у нас в голове.
Цикл стихотворений «В моей Вообразилии » Используются слова из детской этимологии и в стихотворении « Кавот и Камут ». Эти звери образованы от звучания слов «кого-то» и «кому-то». У меня под кроватью живет Симпатичнейший в мире Кавот … И трудно это чудо накормить, потому что Каждый кусок почему-то Попадает в желудок Камута … А еще живут в Вообразилии веселый синий Себеха , Бука и Бяка и даже «чудо природы» Мним (никем никогда не виданное животное, от слова «мнимый» – несуществующий ).
Детский поэт на все времена
Спасибо за внимание! Выполнила: студент ZS ДО 11 Абубакирова З.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса чтецов «Творчество Бориса Заходера»
Сценарийконкурса чтецовна тему «Творчество Бориса Заходера»для детей старшего дошкольного возраста...
Презентация «Творчество Бориса Заходера»
Презентация к конкурсу чтецовна тему «Творчество Бориса Заходера»для детей старшего дошкольного возраста...
Совместная деятельность с родителями и детьми «Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Заходера»
Познакомить детей с творчеством писателя, главными героями рассказов и сказок.Давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать свое мнение.Учить чувствовать юмор стихотворения...
Знакомство детей компенсирующей группы с творчеством Бориса Заходера
Знакомство детей компенсирующей группы с творчеством Бориса Заходера...
30 марта на первом корпусе в группе «Фантазёры» прошла Литературная гостиная, посвящённая творчеству детского писателя БОРИСА ЗАХОДЕРА
30 марта на первом корпусе в группе «Фантазёры» прошла Литературная гостиная, посвящённая творчеству детского писателяБОРИСА ЗАХОДЕРАС целью ознакомлени...
Литературная гостиная, посвящённая творчеству детской писательницы Эммы Эфраимовны Мошковской, Литературная гостиная, посвящённая творчеству детского писателя БОРИСА ЗАХОДЕРА
23 марта на первом корпусе в группе «Фантазёры» прошла Литературная гостиная,посвящённая творчеству детской писательницыЭммы Эфраимовны Мошковской С целью созд...