Педагогический опыт работы воспитателя Потаповой Надежды Геннадьевны
опыты и эксперименты по художественной литературе (старшая группа) на тему
Система деятельности педагога по развитию дошкольника посредством народных сказок в условиях введения ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_potapovoy_n.g.docx | 41.1 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«СЫКТЫВКАР»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОГИМНАЗИЯ № 81» г. СЫКТЫВКАРА
(МАОУ «Прогимназия № 81»)
Педагогический опыт работы воспитателя
Потаповой Надежды Геннадьевны
Система деятельности педагога по развитию дошкольника посредством народных сказок в условиях введения ФГОС ДО
Сыктывкар, 2017
Оглавление:Введение………………………………………………………………………...…3
Основная часть…………………………………………………………………….5
Заключение…………………………………………………………………….…10
Список литературы………………………………………………………………12
Приложения
Введение.
Дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. В это время происходят вхождение ребенка в мир социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучение к их выполнению. В связи с этим одним из главных направлений перестройки дошкольного воспитания, предусмотренной Концепцией дошкольного воспитания, является «гуманизация педагогического процесса, предполагающая прежде всего ориентацию воспитателя на личность ребенка, коренное изменение характера общения с ним». Ведущим является и принцип воспитания деятельной гуманистической направленности ребенка через приобщение его к общечеловеческим ценностям во всех видах деятельности.
Старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания старших дошкольников.
Народная сказка – неразрывная часть фольклора. Она является предметом научных исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. В моем опыте народная сказка рассматривается как одно из средств, для усвоения основных моральных норм воспитания дошкольников, также для эмоционального и познавательного его развития. Идеи, воспетые и сбереженные в фольклоре, не утратили своего значения и в настоящее время. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» – писал К. Д. Ушинский.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Зная возрастные особенности детей дошкольного возраста, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Именно поэтому я считаю данную тему актуальной и значимой в воспитании детей.
Исходя из этого поставила перед собой цель:
Посредством народных сказок в условиях ФГОС ДО развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Для достижения цели определила, следующие задачи:
- Воспитать у детей любовь и интерес к русским народным сказкам, отзывчивость, сопереживание, доброжелательность, коммуникативность.
- Формировать интерес к сказкам, нравственное начало личности ребенка.
- Формировать представление о моральных чувствах (гордость, стыд, вина), чувствах прекрасного, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
Основная часть.
«Там, где сплелись ветвями ивы зеленые,
где глухо шумит день и ночь большое лесное озеро,
там, куда золотые звезды заглядывают по ночам робко и пугливо,
там живет Сказка-королева.»
Л.А.Чарская
Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь русской народной сказки А.Н.Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазией народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями».
Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять.
Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается ее поэзией. Слушая русские народные сказки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Начав с коротеньких бесхитростных сказок о животных, ребенок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душевных сил.
Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь.
Сказка положительно влияет на восприятие детей. Красочные иллюстрации, красивые кукольные персонажи вызывают у них положительные эмоции, радость, смех. Дети постепенно открывают свой внутренний мир.
Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.
В русской народной сказке добро неизменно побеждает зло, но путь к этой победе долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Так мудрый народ-рассказчик закаляет душевные силы растущего человека. Слушая сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах воспитываются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели.
Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии — необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта. В педагогической практике есть примеры того, как ребенок, в силу неправильного воспитания лишенный возможности фантазировать, вырастая, начинает сомневаться в существовании вполне реальных, но необычных вещей.
Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости — она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни.
В.А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты
Работа со сказкой имеет свою специфику. Важным моментом является само общение. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир человека, на его психику и осознание.
Сказка это средство эмоционального погружения ребенка в новую область знания. Эмоционально погружая ребенка в какую-либо тему, мы даем общее видение того нового знания, которым будет овладевать ребенок, постепенно, шаг за шагом со своими новыми друзьями – героями.
В работе с детьми я использую несколько методов знакомства со сказками.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.
При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины, моделирование, театрализация и инсценировка сказок.
Примерами дидактических игр могут служить игры «Отгадай мою сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Откуда я?» (описание героев) и другие.
Литературные викторины провожу как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.
Моделирование сказок – это один из методов, который позволяет удержать в памяти ребенка короткие эпизоды сказки. Прежде чем перейти к моделированию, сначала необходимо прочитать и побеседовать с ребенком о содержании сказки, затем еще раз прочитать и пересказать ее, и только потом перейти к собственно моделированию, непосредственному пересказу по предложенным признакам – моделям. Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); силуэтные и предметные картинки.
Работа с использованием методов наглядного моделирования проходит в такой последовательности:
1. Сначала вводятся наглядные модели. Цель – научить выделять главные события, последовательность изложения, помочь дошкольникам понять принцип замещения, то, что заместители обладают теми же свойствами, что и реальные предметы. 2. Потом детей обучают составлять рассказы и сказки, используя наглядные модели и схемы, самостоятельно.
Наиболее простой вид наглядного моделирования - это модель в форме круга, четырехугольника, полосок разной длины. Модели могут быть разной цветовой гаммы, формы, величины.
Например: при знакомстве детей со сказкой «Репка», героев сказки можно выставлять последовательно друг за другом, а под ними выкладывать модели их заменяющие. Например: дедка – большой квадрат бабка – поменьше внучка – еще меньше жучка, мышка – по убывающей.
Репку можно обозначить большим желтым кругом. С детьми воспитатель обговаривает, кого из героев сказки должен замещать тот или иной квадрат.
Когда дети освоят заместители, они сами смогут их разложить в нужном порядке и рассказать сказку.
В сказке «Теремок» берем в качестве заместителей полоски разной длины соответствующие окраске наших героев. Для лягушки – зеленая полоска, для мышки - серая полоска, для лисы – оранжевая полоска, для медведя – коричневая полоска.
Важно, чтобы ребенок понимал принципы замещения и мог использовать его самостоятельно, играя в речевой зоне или театральном уголке.
Я читаю детям сказку, после чего им предлагаю подобрать вырезанные из цветной бумаги заместители персонажей данной сказки. Форму, цвет и размер заместителей дети выбирают сами. Большинство их достаточно быстро учатся подбирать заместители. Такая легкость в подборе заместителей связана с тем, что замещение основывается на внешних, хорошо выделяемых всеми детьми признаках объекта. Метод моделирования помогает устанавливать последовательность, гибко сочетать логику с эмоциональной и художественной выразительностью, полно передать содержание.
Особое место нужно уделить театрализации народных сказок. Дети не только произносят речь героев, но и подражают мимикой, жестами, одевают костюмы героев или же держат куклы. Показ театров доставляет им огромное удовольствие.
По своему назначению сказки бывают бытовые, волшебные и сказки о животных. Представить героев сказок в лицах помогут маски, костюмы. Дети с удовольствием слушают, запоминают. Учатся пересказывать с помощью игрушек, повторяя интонации воспитателя. Сказки расширяют знания детей незнакомых им предметов, как добро борется со злом, о мудрости и глупости, как сильный защищает слабого. Видя перед собой отношения персонажей сказки, дети познают противоречивость окружающего мира. Это заставляет их учиться состраданию, сочувствию, сопереживанию и умению радоваться их удачам. Сказки призывают ребят к трудолюбию, дружбе, правдивости, взаимовыручке.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставлениям взрослых.
Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Див), и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороны. Развивая перед детьми картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.
Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе!
Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям. Постоянно используемые сказкам этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовав сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно, как показывает мой опыт, успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что сказка играет важную роль в становлении нравственной сферы личности. После осуществления запланированной работы произошли видимые изменения – у детей повысился уровень нравственных и моральных качеств, повысился эмоциональный и познавательный интерес к сказкам.
Заключение.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям, на примере сказки очень хорошо усваиваются ими нравственные нормы, развивается нравственная сфера личности ребенка. Постоянно используемые сказкам этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
В начале своей работы я поставила цель: развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком. И в соответствии с этой целью я выявила уровень развития нравственных качеств (трудолюбие, правдивость, заботливое и внимательное и внимательное отношение к людям) у детей старшего дошкольного возраста.
Методика работы со сказкой:
- способствует развитию диалогической речи, творческих способностей;
- развивает фантазию и воображение детей;
- побуждает детей и их родителей к активному участию в театрализации;
- стимулирует эмоциональное восприятие детьми сказки;
- пополняет лексический словарь;
- обогащает предметную среду группы;
- улучшает взаимоотношение между взрослыми и детьми, детьми между собой;
- воспитывает партнерские отношения.
Результаты моего опыта подтверждают, что систематическое использование сказки в воспитательном процессе способствует воспитанию нравственных и моральных качеств личности у дошкольников.
Сказка является одним из самых доступных средств для нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций.
В дальнейшей своей работе планирую:
- Провести диагностику по отслеживанию уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
- Разнообразить работу с родителями, с помощью проведения совместных фольклорных развлечений для детей
- Разработать новый педагогический проект «В гостях у сказки»
- Поддерживать работу с детьми по методам работы со сказками.
Список литературы:
- Гальцова П.С., Дудка И.С., Ильина О.В. Логопедические сказки для самых маленьких. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками. – М.: СПб.: Речь, 2006.
- Тришина Е.С. Сказка-средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста/Воспитание: Брошенная территория, 2/2004.
- Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Терапевтические сказки в работе с детьми. – М.: Форум, 2013. – 152с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт работы воспитатель Шабалина М.Ю.
Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»...
Обобщенный педагогический опыт работы воспитателя Матвеевой Светланы Анатольевны "Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР в дидактических играх"
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходи-мость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные...
Потапова Надежда Геннадьевна МАОУ Прогимназия №81 СТРАНА ЗАГАДОК Нестеренко А. А.
Данный сборник составлен по материалам занятий, которые проводятся в начальных классах школы-гимназии № 30 города Петрозаводска. Дети называют эти занятия "фантазированием". Официальное название курса...
Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад №30 «Ёлочка» Фролковой Надежды Ивановны на тему:«Развитие познавательных интересов детей 2-3 лет с помощью блоков Дьенеша»
Выступление воспитателя МБДОУ детский сад №30 «Ёлочка» Фролковой Надежды Ивановны на заседании районного методического объединения по развитию детей раннего возраста №3на тему: «...
Педагогический опыт работы воспитателя «Активные формы взаимодействие педагога с родителями»
В данном материале собраны актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимые для повышения активности родителей как участников образовательного процесса....
Обобщенный опыт работы воспитателя Костюковой Надежды Юрьевны на тему:
Обобщенный опыт работы воспитателя Костюковой Надежды Юрьевны ...
Формирование умственной деятельности дошкольников путем использования новых методов обучения. Сенсорное развитие в группе раннего возраста воспитатель Ковалева Надежда Геннадьевна.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...