Педагогический опыт работы воспитатель Шабалина М.Ю.
материал по теме
Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_shabalina_m.yu_.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста»
Это святая обязанность - любить страну,
которая вспоила и вскормила нас, как родная мать.
М.Л. Шолохов.
Введение
Трансформация Российского общества конца прошлого века привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определённое расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию у молодежи. В детско-молодёжной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Мир стал агрессивен по отношению к ребёнку, а индустрия детства, начиная с игрушки и заканчивая издательскими, телевизионными проектами, оказала разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. Массовая культура Запада и Востока наступает по всем направлениям, навязывая детям чужие ценности: культ силы, денег, предпринимательства. У наших детей в настоящее время утрачены нравственные ценности, ослабло чувство уважения к семейным корням, традициям, гордость и любовь к своей Родине. Поэтому проблема патриотического воспитания сегодня стала очень актуальной.
Правительство России 11 июля 2005 года утвердило Постановление «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006-2010 годы», в котором говорится о том, что данная программа разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан страны, она предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику. Приоритетным направлением патриотического воспитания является интеграция работы образовательных учреждений, семьи и общественных организаций.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются, лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Сейчас до сих пор продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине? На мой взгляд, ответ на этот вопрос, может быть только утвердительным. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Поэтому проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных. Именно актуальность проблемы и послужила основанием для выбора темы моего опыта работы. Её решением занимались многие педагоги, профессора, учёные.
Проблема патриотического воспитания наиболее ярко отражена в трудах М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского. Во взглядах на цель воспитания их объединяет мысль о том, что нужно воспитывать патриота, смелого, настойчивого, трудолюбивого, высоконравственного человека. согласно идеям К.Д. Ушинского, русского ребёнка нужно воспитывать в духе патриотизма, глубокой любви к Родине. Главное место среди задач воспитания он отводит воспитанию нравственности.
Выдающийся мыслитель Д.С. Лихачёв отмечал важность воспитания у ребёнка любви к Отечеству: «осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим». В.А. Сухомлинским выделялась важность воспитания у ребёнка патриотизма, который затрагивал бы все стороны личности человека – его сознание, чувства и волю.
Цели обучения и воспитания на современном этапе развития общества кардинально меняются в пользу его индивидуальности, самостоятельности, толерантности, инициативности.
В рамках научно-исследовательской работы кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования разработано пособие для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками «С чего начинается Родина?» (авторы-составители К.Ю. Белая, Л.А. Кондрыкинская. М., 2002). Опубликовано множество методических пособий по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.
Проанализировав методическую литературу, учебные пособия, мною разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию, направленная на формирование личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Цель:
Определить условия педагогического влияния на воспитание нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
Задачи:
- Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности;
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
- Формирование восприятия целостной картины мира, расширение кругозора детей; формирование представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России; воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России; формирование интереса к «малой Родине», ознакомление детей с родным городом, его достопримечательностями;
- Приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетический вкус, ознакомление с литературными произведениями, связанными с темой опыта;
- Развитие продуктивной деятельности детей и творчества; ознакомление с произведениями живописи, связанными с темой опыта.
Условия реализации поставленных задач
Работа по патриотическому воспитанию начинается с создания для детей тёплой и уютной атмосферы в группе. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Эффективность решения задач патриотического воспитания обеспечивается путём:
- Воздействия на личность ребёнка на основе разработанной системы деятельности, предусматривающей комплексное сочетание форм и методов работы;
- Формирования системы знаний, стержнем которой являются сведения в области краеведения, показ общего через частное;
- Вовлечения ребёнка в разные виды деятельности, поддержанием его интереса и активной позиции в процессе выполнения практических и творческих заданий, помогающих расширить кругозор и отразить впечатления;
- Дифференцированного подхода воспитателя к детям, с учётом их индивидуальных особенностей, уровня развития, интересов, способностей;
- Повышения профессиональной компетентности воспитателя по данной теме;
- Вовлечения родителей в педагогический процесс.
При этом важно учесть следующие принципы:
- Принцип историзма. Сохранение хронологического порядка явлений прошлого и настоящего, так как дети не могут представить историческую картину времени, удалённость тех или иных событий.
- Принцип событийности. Обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нём событиями.
- Принцип толерантности. Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
- Принцип интеграции. Взаимодействие, взаимодополнение содержания педагогической работы в ходе освоения детьми всех образовательных областей.
- Принцип наглядности. Широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.
- Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого материала последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон) к более сложному (город, страна).
- Принцип проблемного обучения. Дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
- Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию
Работу по теме «нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» я начала с подбора и изучения методической литературы, определения системы и последовательности работы по данной теме.
Затем мною было разработано перспективное планирование, рассчитанное на старшую и подготовительную группы. При разработке перспективного планирования мною учитывалось тематическое планирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка – детского сада №172 города Тюмени.
Изучив методическую литературу, я поняла, что начинать работу нужно от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон) к более сложному (город, страна).
- «Семья»:
- Я люблю свой детский сад – закреплять знания о сотрудниках детского сада, умение ориентироваться в помещениях детского сада.
- Я и моя семья – закрепление знаний об имени, отчестве родителей, их работе, домашних обязанностях, помощи взрослым.
- Мой дом, моя улица – улица, на которой я живу, домашний адрес. Здания разного назначения.
- «Малая Родина»:
- Познакомить детей с достопримечательностями, культурой, традициями
г. Тюмени.
- Воспитывать у детей чувство гордости за достижения жителей Тюмени.
- Ознакомление детей с понятием «герб Тюменской области».
- На примере Сибири познакомить детей с понятием «многонациональное» государство.
- Воспитывать уважение к обычаям и традициям народов Сибири и России.
- «Моя страна Россия»:
- на доступном материале, в совместной деятельности с детьми, раскрыть
достаточно сложные для детского понимания понятия: государство, президент, столица, герб, флаг, гимн, права ребёнка и др.;
- на примере наиболее исторически интересных и значимых городов России показать историю, культуру, традиции страны;
- воспитывать уважение к защитникам своей родины, своего Отечества;
- воспитывать чувство гордости за свою страну.
2. Создание предметно-развивающей среды по формированию нравственно-патриотического воспитания
2.1. Уголок граждановедения: здесь дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Материал меняется в зависимости от изучаемых тем.
- карта РФ с подбором флажков, которыми дети будут обозначать знакомые города России;
- карта мира;
- карта г. Тюмени с указанием знакомых улиц;
- карта Тюменской области с иллюстрациями растений и животных, которыми богат край;
- макет Тюменской области;
- гербы некоторых городов России: Москва, Санкт-Петербург, городов Тюменской области ;
- герб г. Тюмени и Тюменской области (информация об истории гербов);
- флаг РФ (информация о происхождении и функциональном назначении, о символическом значении цвета); флаг Тюменской области и флаг города Тюмени;
- портреты президента РФ;
- портреты главы города Тюмени, губернатора Тюменской области;
- в музыкальном уголке – текст гимна РФ, песни о России, русские народные песни и т.д.;
- информация об истории возникновения г. Тюмени и Тюменской области;
серии альбомов:
- «Древняя Русь» - информация, иллюстрации, фотографии о быте русского народа: особенности русской избы, особенности питания, особенности русского национального костюма;
- «Права детей» - иллюстративный материал, наглядно рассказывающий о правах ребёнка в РФ;
- «Москва – главный город России» – иллюстрации, фотографии с видами города (Кремль, Спасская башня Кремля, Царь-колокол, Царь-пушка, Кремлёвский дворец, Красная площадь, Большой театр и др.;
- «Города-герои» - иллюстрации, фотографии с видами городов-героев: Москва, Ленинград, Новороссийск, Волгоград и др.;
- Иллюстрации, фотографии с видами современного города Тюмени и иллюстрациями, рассказывающими историю его развития;
- «города Тюменской области» - иллюстрации, фотографии с видами городов Тюменского региона: Ханты-Мансийск, Салехард, Сургут, Надым;
- «Прикладное искусство России» - информация, иллюстрации о народных промыслах России: русская матрёшка, дымковская игрушка, гжель, хохлома, городец и др.;
- «История Тюменских улиц» - иллюстрации, фотографии с видами старого города;
- «Улицы города» - иллюстрации, фотографии с видами современных улиц Тюмени;
- «Улица, улица, улица родная…» (обозначение улиц и домов детей)
- «Путешествие по городу: парки, театры, дворцы, музеи, кинотеатры»– иллюстрации, фотографии;
- «Города Тюменской области» - иллюстрации, фотографии с видами городов Тюменской области: Заводоуковск, Ялуторовск, Ишим, Тобольск….
- «Тюменские ремёсла»;
- куклы в национальных костюмах;
- дидактические игры, отражающие содержание проекта:
- «Я живу в России», «Государственные символы России», «Ярмарка», «Русские узоры»;
- демонстрационный материал:
- «Российская геральдика и государственные праздники»; «Народы мира»; «Народы России и ближнего зарубежья»;
- игра-лото «Ремёсла Киевской Руси»; игра-лото «Семья»;
- аудиоэнциклопедии: «Как жили на Руси», «Леса России», «Московский Кремль», «Животные Сибири»;
- познавательные материалы: кроссворды, ребусы, шарады, отражающие содержание проекта;
- учебно-наглядное пособие Н.А. Знакомим со сказочно-былинной
живописью;
- познавательные материалы: кроссворды, ребусы, шарады о городе, зданиях, улицах, памятниках.
2.2. Уголок книги.
Создан уголок книги, в котором собраны о патриотизме, героизме и их проявлениях:
- русские былины как средство воспитания патриотизма;
- русские народные сказки;
- русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве;
- подборка стихов, рассказов о России, городах России, о Сибири,
- подборка стихов, рассказов об истории развития Тюмени, о современной Тюмени, о городах Тюменской области;
- книги тюменских писателей, энциклопедии о родном крае.
2.3. «Музей предметов русской старины»
В детском саду создан музей предметов русской старины. Цель: формировать интерес к культуре и быту русского народа, способствовать развитию нравственной и познавательной культуры дошкольников.
Знакомство с экспонатами и любование ими расширяют кругозор детей о нашем крае, формируют представление о народных умельцах и предметами их творчества.
2.4.Центры геральдики, символика.
Формирование интереса и элементарных представлений старших дошкольников к символике и геральдике. Ознакомление с государственными символами – существенный потенциал для воспитания у детей не только патриотизма, но и коллективизма, гуманистических ценностей, а также формирования социальных навыков поведения, общения. Кроме того, в процессе этой работы у детей развиваются познавательные интересы, способность анализировать, читать и понимать изображения-символы, повышается интерес к творчеству, формируется эстетический вкус.
2.5.Тематические выставки Важнейшее воспитательное значение имеет организация выставок, благодаря которым формируется познавательный интерес детей к нашей стране, городу и к памятным значимым событиям.
2.6. Коллекционирование.
Вместе с детьми и их родителями мы собираем различные коллекции. Детское коллекционирование – это норма, необходимо, чтобы дети собирали «кусочки» своей страны, своего отечества. Этими «кусочками» всегда были и остаются марки, монеты, открытки, значки. Страна издавала себя на открытках, марках, значках, а дети, их собирая, её познают и начинают любить не только потому, что в ней родились. Это и есть естественное патриотическое воспитание.
2.7. Фотовыставки
Изучая ту или иную тему, мы создаём тематические фотовыставки. Например, изучая семью, родители вместе с детьми создают фотоколлажи о своей семье, о хобби членов семьи. Изучая город, была проведена фотовыставка о любимых местах в родном городе.
3.Интегрированная деятельность.
Осуществляется тесное взаимодействие с узкими специалистами: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.
Разработаны конспекты досугов, занятий, праздничных мероприятий. Используем информационно – коммуникативные технологии (мультимедийное средство), собрана подборка презентаций, слайдов.
Чтобы достигнуть определённого результата, я стала искать нетрадиционные методы воздействия на детей, на их эмоциональную и нравственную сферы. Причём такие методы, которые не казались бы ребёнку скучными и назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные и непонятные малышу стороны окружающей действительности.
Для этого я решила использовать интегрированный характер организованной деятельности с детьми, которая пронизывает все виды деятельности дошкольника.
4. Формы и методы работы
Работа по патриотическому воспитанию осуществляется:
- во время непосредственной организованной образовательной деятельности;
- в ходе режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности детей.
Чтобы привить дошкольнику любовь к родному краю я применяю разные формы организации образовательного процесса:
- Экскурсии (по улицам города, в музеи, в парк), походы.
- Беседы
- Поясковая деятельность.
- Проектную деятельность
- Моделирование (работа с планом, картой)
- Игры- занятия (занятие-путешествие, занятие – сказка, занятие- сюжетно-ролевые игры).
- Организация выставок.
- Итоговые занятия-досуги, развлечения.
- Творческие работы по созданию символики, открыток, поделок и т.д.
Работа осуществляется в ходе бесед, в процессе которых дети получают знания по изучаемым темам (о родном городе, городах России, животных родного края и т.д.)
Знакомство с двором, улицей, районом, где живёт ребёнок, проводится в форме целевых прогулок, экскурсий, походов, во время которых дети не только получают представление о местности, где расположен район, но и имеют возможность полюбоваться красивыми местами, замечательной природой.
Целевые экскурсии в магазин, школу, библиотеку, на почту или стадион помогают детям понять принципы функционирования различных учреждений района, формирует у дошкольников представление о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях района.
При ознакомлении с историей своих родных улиц организовываем поисковую деятельность. Дети расспрашивают своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия района, улицы, на которой они живут. Взрослые сообщают детям об известных людях района. В группе дети обмениваются полученной информацией, рассматривают фотографии. В результате возрастает познавательный интерес к истории района, уважение к знаменитым землякам.
Совместно с родителями дети работают со схемой микрорайона, на которой каждый ребёнок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад. На схеме обозначают названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, закрепляют правила поведения на улице.
Эффективным способом ознакомления детей с городом является моделирование. Работая с планом города, дети придумывают символы для обозначения основных городских достопримечательностей.
В подготовительной группе расширяются представления детей о стране, в которой они живут. Важно обратить их внимание на наследие Отечества, дать знания об укладе жизни, быте, обрядах, истории предков, их культуре, традициях. Дети должны знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура. Каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и др.
Ознакомление с государственными символами – гербом и флагом нашей страны входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Для закрепления знаний о символике России мною изготовлены следующие дидактические игры:
- «Найди флаг России»
- «История российского герба»
- «Найди герб России» и др.
В своей работе я активно использую русский народный фольклор, сказки. Философ и педагог Ильина писала: «Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку первое чувство героического испытания, опасности, признания и победы; она учит его мужеству и верности; она учит созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды». Для закрепления знаний о сюжетах и героях русских народных сказок я изготовила дидактические игры:
- «Что перепутал художник»
- «Сказка-раскраска»
- «Отгадай название русской народной сказки»
- «Что сначала, что потом»
В работе с детьми мы не забываем о великой русской поэзии А.С.Пушкина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока, С.А. Есенина. Пусть ухо ребёнка приучается с ранних лет к гармонии русского слова, а сердце переполняется чувством изящного, пусть он наслаждается поэтичностью русской речи.
Издавна славна наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с древних времён до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви. Рассказы о доблести, подвигах, славе всегда находит нужный отклик в сердцах детей, волнуя их воображение, что, несомненно, посеет первые семена любви к родной земле. Мы знакомим детей с былинными героями, слушая сказания о богатырях и просматривая фильмы про них: «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и др. По этой теме оформлен альбом «Воины прошлого и настоящего».
При знакомстве детей с народными и государственными праздниками, дети не просто получают знания, а проживают их. Детям приносит огромную радость не только сами праздники, но и подготовка к ним, в ходе которой дети знакомятся с историей праздников, обычаями, бытом народа, фольклором.
В нашем детском саду совместно со всеми специалистами проводятся праздники, утренники, массовые мероприятия:
- праздник Осени,
- Новогодний утренник,
- Рождественные колядки,
- День защитников Отечества,
- Масленичная неделя,
- День Победы,
- День защиты детей
Большая роль отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребёнком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование как чувство любви к Родине.
В совместной деятельности мы используем дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей необходимые знания и навыки. Сюда же относится рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организация выставок детского творчества.
Чтобы сделать процесс воспитания радостным, светлым подбираю различные методы обучения, выбор которых считаю, является делом творческим, но основанным на знании теории обучения.
- Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что я сообщаю знания, а ребенок воспринимает, осознает, запоминает.
- Проблемное изложение заключается в том, что я ставлю проблему, показываю пути ее решения, а дети усваивают логику решения.
- Частично-поисковый метод включает детей в решение проблемы, поставленный педагогом на определенном этапе.
- Метод дидактических игр – имеет целью обучение, развитие и воспитание. Достоинства игры: изучаемый материал делается личностно значимым для ребенка, формируется отношение к материалу; игра стимулирует творческое мышление; создает повышенную мотивацию к учению; формирует коммуникативные качества.
Работа ведётся и с педагогами. Подготовлено выступление на педагогическом совете на тему «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» в виде презентации. Была оформлена выставка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
5.Взаимодействие с семьёй
Воспитать патриотические чувства у дошкольника невозможно без тесного взаимодействия с семьёй. Для этого необходимо наладить доверительные партнёрские отношения со всеми членами семьи воспитанников.
Одним из компонентов этой работы является формирование у самих родителей представлений об основных целях и задачах патриотического воспитания детей через ведущий принцип: семья и родители – союзники детского сада.
Мы опираемся на следующие способы включения семьи в совместную работу:
- Проведение консультаций, индивидуальных бесед, целью которых является изучение данной проблемы установления делового сотрудничества;
- Использование наглядно-информационных форм работы;
- Проведение совместных мероприятий (дни открытых дверей, родительские собрания, праздники, конкурсы, викторины и др.)
- Привлечение родителей к сбору познавательного материала для пополнения экспозиций детского сада, к изготовлению сувениров, сбору с детьми иллюстраций, открыток, стихов о Тюмени, о России и др.
- Посещение родителями с детьми центров культуры, достопримечательностей родного города и государства.
Для родителей оформлена памятка «В музей с ребёнком»
Сотрудничество с семьёй осуществляется в виде составления генеалогического древа, идущего от ребёнка, составление семейных альбомов. Дети с большим интересом рассказывали об истории и традициях своей семьи.
Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания: вырабатывается активная позиция, формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает семью самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.
6.Результативность работы
Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы.
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств:
дети любознательные, активные, интересуются новым, неизвестным из истории Отечества, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к взрослому.
Старшая группа
К шести годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития: интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен их труд для общества.
Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому.
Может рассказать о своём родном городе, назвать улицу, на которой живёт.
Знает, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна; что Москва – столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна.
Имеет представление о Российской армии, о годах войн, о дне Победы.
Подготовительная группа
К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития: интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Знает герб, флаг, гимн России.
Называет главный город страны.
Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях.
Для отслеживания степени усвоения детьми знаний о родном крае и родной стране мною была разработана диагностическая методика. (Приложение 1) За основу я взяла критерии, предложенные Н.Г.Зеленовой и Л.Е. Осиповой в книгах «Мы живём в России».
Диагностическая методика
(старшая группа)
Родной город
- Как называется город, в котором мы живём?
- Как называется река нашего города?
- Дидактическая игра «Найди флаг и герб г.Тюмени»
- Дидактическая игра «Достопримечательности нашего города»
- Назови свой домашний адрес
- Назови кем работают твои родители
Родная страна
- Как называется страна, в которой мы живём?
- Как называется столица нашей Родины
- Дидактическая игра «Найди флаг России»
- Дидактическая игра «Найди герб России»
- Какое из произведений гимн России? (прослушивается три произведения)
- Назови известные тебе города России
- Назови знаменитых людей России
Диагностическая методика
(подготовительная группа)
Родной город, родной край
- Как называется город, в котором мы живём и главная река?
- Дидактическая игра «Найди флаг и герб г.Тюмени»
- Дидактическая игра «Найди флаг и герб Тюменской области»
- Назови народы, населяющие Тюменскую область
- Назови города Тюменской области
- Дидактическая игра «Животные и птицы нашего края»
Родная страна, родная столица
- Как называется наша страна и столица нашей Родины?
- Дидактическая игра «Найди флаг России», «Найди герб России», объясни символическое значение
- Расскажи, каких ты знаешь былинных богатырей
- Назови народы, населяющие нашу страну
- Назови города России, их достопримечательности
- Назови знаменитых людей России
- Какие ты знаешь праздники
7.Перспектива в работе
- Повышение собственного профессионального уровня и профессиональной деятельности (Приложение№2).
- Планирую чаще посещать музеи, памятные места города, выставки вместе с детьми и родителями, повысить уровень сотрудничество с родителями.
- Организовать встречу детей и родителей со знаменитым, известным человеком города;
- Пополнить историческими экспонатами познавательный уголок;
- Создать в группе мини-музей «Уголок русского быта» и «Уголок русского народного творчества»
- Изготовить новые наглядные пособия и дидактические игры по патриотическому воспитанию
- Поиск новых форм работы с детьми
Заключение
«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личность в деле воспитания» - эти замечательные слова К.Д. Ушинского стали основой в моей работе.
Я восторгаюсь своим великим и могучим Отечеством, в котором растут и наши дети. Я с большой уверенностью говорю, что все знания, которые мы даём детям вызвали у них чувство достоинства, чувство восторга, гордости за свою Родину – Россию.
Это ты моя Русь державная,
Моя Родина православная!
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью…
И. Никитин
Список использованной литературы
- Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 112с.
- Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» М., 2002.
- Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А. «СемьЯ: я + мама + папа + 2 бабушки + 2 дедушки: Программа и материалы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста.-М.: АРКТИ, 2008. – 160с.
- Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.:ТЦ Сфера, 2011. – 160с.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я ребёнок, и я… и я имею право!». – М.: «Издательство Скрипторий2003», 2010. – 112с.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России (подготовительная группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96с.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России (Старшая группа). – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… М.: «Скрипторий 2003», 2005.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304с.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 года»/ Под ред. А.А.Останца, Г.Н. Абросимовой. – М.: АРКТИ, 2003. – 176с.
- Подрезова Т.И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128с.
- Ривина Е.К. Герб и флаг России. М.: АРКТИ, 2005.
- Ривина Е.К. Российская символика: Иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд. М.: АРКТИ, 2005.- 24с.: ил.
- Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 1-2. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 112с.
- Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 104с.
- Шорыгина Т.А. Главные праздники страны. – М.: Школьная пресса, 2011. – 112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный педагогический опыт работы воспитателя Матвеевой Светланы Анатольевны "Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР в дидактических играх"
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходи-мость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные...
Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны.
Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны....
Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....
«Взаимодействие педагогов с детьми и родителями по социально-нравственному развитию современного ребенка-дошкольника» Педагогический опыт работы Спириной Лидии Александровны воспитателя МДОУ «Детский сад №120 общеразвивающего вида» городского округа
На современном этапе задача всех образовательных организаций не только формирование личности с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с в...
Педагогический опыт работы воспитателя «Активные формы взаимодействие педагога с родителями»
В данном материале собраны актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимые для повышения активности родителей как участников образовательного процесса....
Педагогический опыт работы воспитателя Потаповой Надежды Геннадьевны
Система деятельности педагога по развитию дошкольника посредством народных сказок в условиях введения ФГОС ДО...
ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти
Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...