Потапова Надежда Геннадьевна МАОУ Прогимназия №81 СТРАНА ЗАГАДОК Нестеренко А. А.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Данный сборник составлен по материалам занятий, которые проводятся в начальных классах школы-гимназии № 30 города Петрозаводска. Дети называют эти занятия "фантазированием". Официальное название курса — "Развитие творческих способностей с использованием элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)".
Проблемой развития творческих способностей детей серьезно занимаются сегодня и психологи, и педагоги, и родители. Обозначились несколько путей решения этой проблемы.
Одни специалисты подробно изучают структуру и качество творческого мышления и воображения. По существу, они проводят тренинг способностей, делая основной акцент на выполнении заданий типа: "Придумайте как можно больше различных применений данному предмету" или "Составьте предложения, включающие заданный набор слов" и т.д. Такие упражнения, конечно, развивают детей, но вряд ли воспринимаются ими как творчество. Ведь даже в понимании ребенка творчество должно давать яркий, привлекательный и новый результат. Развивать творческие способности, не приучая к творчеству, на наш взгляд, все равно что учить плавать только на суше. Захочется ли когда-нибудь нашему ученику применить свои способности к настоящему творчеству? Сумеет ли он это сделать?
Другие педагоги увлеченно творят вместе с детьми — лепят, рисуют, играют пьески, сочиняют сказки, не особенно задаваясь вопросом, какие именно способности они при этом развивают. На всю жизнь прививая детям вкус к творчеству, они, однако, не оставляют им осознанных инструментов для самостоятельного движения вперед. Своим уникальным опытом созидания эти люди практически не имеют возможности поделиться. Ведь только осознанный, выраженный в четких правилах и приемах опыт вполне инструментален.
В этом смысле ТРИЗ дает уникальные возможности, позволяя улучшать старое и создавать новое, т. е. творить, пользуясь конкретными правилами, понятиями, приемами. Основанная на объективных законах развития окружающего мира, теория решения изобретательских задач позволяет решать творческие задачи любому, кто вникнет в ее правила.
Дети старшего возраста, изучая ТРИЗ, делают настоящие изобретения в технике, пишут фантастические рассказы. Малышам сложнее: они еще не знают физики, химии, черчения, так нужных изобретателю, не владеют письменной речью.
Необходимость подбора объектов изобретательства для самых маленьких учеников и привела нас к загадкам. Наверное, ни одного ребенка не оставит равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок — это творчество, доступное даже 4 — 5-летним детям.
Предлагаемый материал был опробован в течение полутора лет в классах шестилеток и при организации индивидуальной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bez_imeni_1.odt | 35.51 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный педагогический опыт воспитателя МАОУ Прогимназии № 81 Потаповой Н. Г. Формирование элементарных математических предствлений с помощю ИКТ
В последние десятилетия проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности детей приобрела чрезвычайную актуальность. В числе этих проблем – безопасность дошкольников на улицах города. Число транспор...
Проект МАОУ прогимназия №108 по теме: «Создание электронной развивающей среды в образовательном учреждении»
Проект МАОУ Прогимназии № 108 нацелен на развитие садовской инфраструктуры, а именно, информационной среды образовательного учреждения (приоритетное направление ННД/С), и предполагает, согласно ФЦПРО ...
Индивидуальный план профессионального развития Самигуллиной В.Ф., воспитателя МАОУ «Прогимназия № 360» Ново-Савиновского района г.Казани
Тема: Использование народной педагогики в обучении детей татарскому языку.Цель:Повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Источники.Формы профессионального р...
Педагогический опыт работы воспитателя Потаповой Надежды Геннадьевны
Система деятельности педагога по развитию дошкольника посредством народных сказок в условиях введения ФГОС ДО...
Положение о смотре-конкурсе «Лучший речевой уголок в МАОУ «Прогимназия №108» г.Улан-Удэ»
Положение о смотре-конкурсе«Лучший речевой уголок в МАОУ «Прогимназия №108» г.Улан-Удэ» Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения смотра - конкурса.Р...
Рабочая программа Средней «А» для детей 4 - 5 лет на 2020-2021 учебный год Муниципальное автономное образовательное учреждение «Прогимназия «Созвездие» (МАОУ «Прогимназия «Созвездие») (Разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательн
Рабочая программа Средней «А» для детей 4 - 5 лет на 2020-2021 учебный год Муниципальное автономное образовательное учреждение «Прогимназия «Созвездие» (МАОУ «Проги...
Алла Нестеренко Страна загадок. О развитии творческого мышления детей. ТРИЗ-ОТСМ
Алла НестеренкоСтрана загадок. О развитии творческого мышления детей. ТРИЗ-ОТСМ...