«Влияние произведений В.В. Бианки на экологическое и нравственное воспитание дошкольников»
статья по художественной литературе на тему
Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. Его произведения помогают педагогу в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательный мир природы через художественноне слово | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №82 Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Статья по теме:
«Влияние произведений В.В. Бианки на экологическое и нравственное воспитание дошкольников»
Подготовила воспитатель:
Павлова Ирина Александровна
Санкт – Петербург
2018г
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном и в этом нам помогают произведения В. Бианки.
Литература способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.
Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию,полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают человека.
Детство - пора, когда все впечатления особенно яркие и значительные. Прочитанная в эти годы книга, производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти ребенка на всю жизнь. Книга учит быть гражданином, развивает эстетическое восприятие, представления и чувства, воспитывает эстетический вкус, выражающийся в оценке доступных ребенку произведений детской литературы, явлений действительности, обогащает знаниями и представлениями о природе и мире.
Книги о природе занимают важное место в работе с детьми дошкольного возраста по формированию экологической культуры. Природоведческая литература носит познавательный характер и способствует умственному развитию детей. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе. При знакомстве ребят с художественными и научно-популярными произведениями природоведческого характера конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе.
Основоположником детских книг о природе является В.В. Бианки.
Виталия Валентиновича Бианки признают классиком русской природоведческой литературы для детей. Он разработал практически все художественно-литературные жанры, в рамках которых воплощается природоведческая тематика (рассказы, сказки, повести, очерки, «лесная газета» и др.). Познавательное значение произведений писателя трудно переоценить. За 35 лет творческой работы В.В. Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.
Одной из задач, которую ставит Бианки - воспитать в ребенке чувство сопричастности природы и земли, через прием придания животным и природе человеческих качеств.
Всего В.Бианки принадлежит более 250 произведений. Писатель создавал познавательные книжки-картинки, природоведческие сказки, рассказы, очерки, охотничьи повести, им придумана и пущена в литературную жизнь знаменитая «Лесная газета». В его книгах мы можем встретить смешные сказки и полные драматизма сказочные повести, рассказы о животных с искусно построенным сюжетом и рассказы почти вовсе без сюжета, полные поэзии и лирического раздумья. В его сказках переплетаются юмор, простота и естественность речи, сочность языка, стремительность действия. Но это не просто сказки. Эти сказки учат не только наблюдать природу, но и радоваться ее красоте, беречь ее богатства.
Тематика книг В.Бианки многообразна. В сказках, рассказах, повестях писателя заключены обширные биологические знания. Произведения Бианки дают читателю правильные представления о природе, воспитывают бережное отношение к ней.
Все сказки Бианки познавательны, в них мы знакомимся с важными законами жизни природы. Даже в рамках одного жанра писатель создает произведения, очень разнообразные, от коротенькой сказки-диалога («Лис и мышонок») до развернутой сказочной повести («Мышонок Пик», «Оранжевое горлышко»).
В рассказах Бианки о природе меньше выдумки, игры, чем в сказках, и роль человека в них иная - он охотник, наблюдатель, натуралист. Все, что происходит в рассказах, может случиться и в действительности. Окружающее оказывается таким же интересным, как и в сказке, если только уметь как следует наблюдать. Читая рассказы писателя, юный читатель учится видеть, наблюдать. Очень осторожно Бианки вводит в свои рассказы описание природы, т.к. это привлекает не всех детей.
Для маленьких читателей Бианки написал коротенькие рассказы-анекдоты, все содержание которых построено на каком-нибудь любопытном или назидательном приключении («Музыкант», «музыкальная шкатулка»).
Рассказы писателя для детей старшего возраста, вошедшие в сборник «Нечаянные встречи», имеют стройную композицию, поэтический зачин и концовку. Они тоже объединены в циклы: «Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине» и т.д. Нехитрые по сюжету, рассказы заставляют читателя задуматься над происшедшим.
В.Бианки умеет вызвать интерес у читателя к окружающей природе, к знакомству с животными и птицами. Чтобы заинтересовать маленького читателя, писатель часто дает названия своим произведениям в виде вопроса: «Чей нос лучше?». Писатель привлекает ребенка к самостоятельному решению вопросов и загадок, учит наблюдать за природой и раскрывать ее тайны. Писатель создает свои произведения на точных научных фактах, все его герои обладают конкретными особенностями.
Научны почти все сказки Бианки, они уводят читателя в мир живой природы и показывают этот мир таким, каким видит его сам автор. Все сказки познавательны, в них мы знакомимся с важными законами жизни природы. В каждом произведении писателя чувствуется глубокая любовь к природе, к животному миру, к людям. Его произведения учат не только наблюдать природу, но и радоваться ее красоте, беречь ее. В сказках Бианки не чувствуется присутствие автора, в них животные действуют и рассуждают как люди.
Исследователь творчества В. Бианки Гр. Гроденский справедливо пишет: «И пусть большинство героев произведений Виталия Бианки всего только лесные звери и птицы – они пробуждают у ребенка большие человеческие чувства: смелость, стойкость, доброту к слабым, стремление к достижению цели. Здесь утверждается справедливость торжества разума и победа добра над злом; прививаются гуманизм и патриотизм. Раскрывается поэтическое видение мира».
Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. Его произведения помогают педагогу в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Так, сказка «Первая охота» В. Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Учитель использует произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.
Книги В. Бианки — произведения природоведческого характера; они уводят нас в полный неповторимой прелести мир живой природы. В основе книг обычно лежит конкретный биологический факт, точно указано географическое место действия, определено календарное время года, сохранена биологически видовая точность зверя, птицы, насекомого, растения, т. е. все то, что обязательно в природоведческих книгах.
Для беседы с детьми В. Бианки очень часто прибегает к сказке, потому что она психологически ближе ребенку. Он создал жанр научной сказки на фольклорной основе. Его сказки эмоциональны, оптимистичны, пронизаны любовью к родной природе («Лесные домишки», «Приключения Муравьишки», «Мышонок Пик» и др.).
В каждом произведении Бианки чувствуется глубокая любовь к природе, к животному миру, к людям, разумно и доброжелательно относящимся к животным. Это подмечено в статье писателя Н. Сладкова о Бианки: «Его птицы и звери не символы, не переодетые в птиц и зверей люди: они всамделишные, настоящие, правдашные. И в то же время они глубоко связаны с человеком, естественно входят в круг его интересов, возбуждают его любознательность и будоражат мысль».
Все произведения В. В. Бианки, способствуют формированию у юного читателя материалистического мировоззрения. «Во всех его произведениях, в каждой странице, в каждом слове заложена такая любовь к своей земле, такая неразрывная с нею связь, такая чистота нравственного отношения, что нельзя ими не заразиться».
Произведения Бианки — прекрасный материал для чтения, воспитания и развития детей, особенно сегодня, когда человечество стоит на грани экологической катастрофы. Всей своей творческой деятельностью писатель стремился раскрыть перед юным читателем богатство и разнообразие родной природы, привить любовь к ней. В статье «Воспитание радостью» он писал: «А ведь, чтобы научить детей родственному вниманию ко всему живущему с нами на земле, надо только одно: страстно любить родную землю. Передав эту любовь детям, воспитатель одарит их всеми нескончаемыми радостями, которые приносит человеку познание родного края, раскрытие маленьких, а потом и больших тайн природы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов "Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей"
Использование произведений художественной литературы в экологическом воспитании детей позволяет интегрировать задачи воспитания разных образовательных облатей, а также сформировать у детей полноту пре...
Статья "Произведения В.В.Бианки, как средство экологического воспитания детей"
Статья "Произведения В.В.Бианки, как средство экологического воспитания детей"...
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие дошкольников (консультация для воспитателей)
Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей мла...
Влияние произведений А.Л. Барто на нравственное воспитание дошкольника.
Проблема нравственного воспитаниядетей дошкольного возраста. О ценности произведений А.Л. Барто для детского чтения, а также Ваш взгляд на данную проблему- нравственного воспитания....
Проект «Влияние произведений Н.Н. Носова на нравственные качества дошкольников».
Творчество Н.Н.Носова заставляет ребёнка задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни....
Статья "ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творче...
Педагогический проект по экологии «Экологическое путешествие по произведениям В.В.Бианки»
Произведения В.Бианки отличаются яркой экологической направленностью.На основе его произведенй можно воспитать у дошкольников любовь к природе ,научить понимать природу и ее особенности .Поэтому нами ...