Пересказ рассказа В.Осеевой "Добрая хозяюшка" с использованием теории развития критического мышления
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме

Коретникова Ирина Викторовна

Формировать полноценное слуховое и зрительное восприятие рассказа В. Осеевой "Добрая хозяюшка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dobraya_hozyayushka_s_trkm.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Семицветик»

Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой  по произведению В. Осеевой «Добрая хозяюшка» с использованием ТРКМ

в подготовительной группе №7 «Василек»

                                                                                     Воспитатель:

Коретникова И.В.

Тамбов 2018

Цель: Формировать полноценное слуховое и зрительное восприятие рассказа В.Осеевой «Добрая хозяюшка».

Воспитывать дружеские чувства, умение отличать настоящую дружбу, добро. Учить ребенка делать самооценку дружеских чувств и речевых умений.

Ход НОД:

1. Введение в игровую ситуацию:

Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».

 Ребята, Вы только что услышали песню. О чем она? Что начинается с улыбки? (дружба). Я знаю, вы между собой друзья. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем чистоговорку:

Ись-ись-ись не грусти,

А улыбнись!

2. Мотивационная игра:

Мы с вами улыбаемся, потому что нам хорошо, мы с вами друзья, но я вижу кто-то грустит, кому-то плохо. (Воспитатель берет куклу).

Как вы думаете, почему грустит кукла? (предположение детей).

Если нет предположений, воспитатель говорит: « А может она грустит потому, что у нее нет друзей? Хотите послушать, что с ней произошло?»

(Дети садятся на стулья).

Воспитатель рассказывает рассказ В.Осеевой «Добрая хозяюшка» с демонстрацией на фланелеграфе.

3. Затруднение в игровой ситуации

Дойдя до того момента, как девочка поменяла уточку на щенка спрашивает: «Как вы думаете, что будет дальше?» ( варианты детей)

Кто является главным героем? (девочка)

С кем дружила девочка?

Кто хочет рассказать о дружбе девочки и петушка?

О дружбе девочки и курочки?

О дружбе девочки и уточки?

 О дружбе девочки  и щенка?

Дети пересказывают текст , используя кластеры.

Давайте вспомним, кто был первым другом девочки? ( используем сиквейн)

Петушок

-Каким он был?

Хорошим, разноцветным

-Что он делал?

Садился с девочкой рядом, клевал зернышки, пел ку-ка-ре-ку

-Каким другом был петушок?

Петушок был хорошим другом

- Хорошой хозяйкой петушку была девочка?

Каким петушок был когда дружил с девочкой?  Каким стал, когда девочка отдала его? Дети подбирают синонимы (веселый, радостный, улыбающийся, счастливый; грустный, печальный, унылый, расстроенный).

Аналогично разбирается отрывок с другими героями.

Почему убежал щенок?

Что он сказал?

Собака всегда считалась другом человека. Я хочу, что бы на несколько минут у вас появился друг.

(Дети выходят на ковер, в-ль предлагает выбрать ведущего на роль щенка)

Ф\м: Во дворе сидел щенок

Грел на солнце правый бок.

Тут ребята прибежали,

Со щеночком поиграли.

Прыг-скок, прыг-скок

Так резвился наш щенок.

Побежали мы бегом,

А потом пошли пешком.

4. Поиск выхода из затруднения:

Написала рассказ про девочку В.Осеева и назвала его «Добрая хозяюшка».

- На самом ли деле девочка была доброй хозяюшкой? (Нет. Она без сожаления отказывалась от друзей, нельзя одного друга менять на другого)

- Как вы думаете, легко ли, хорошо ли жить без друзей? Почему? (Скучно, не с кем поделиться радостью, некому рассказать, что с тобой приключилось, не с кем поиграть).

А сейчас вы возьмете шарики и положите их в «корзину идей», говоря о том, каким должен быть друг.

Дети выполняют задание, проговаривая поочередно: «добрый», «отзывчивый», «ответственный», «должен помогать», «жалеть»,  «уважать» и т.д.

В нашей группе дружат девочки и мальчики. Давайте подружим наши пальчики.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Дружба» парами (стоя).

Ребята, при помощи этой пальчиковой гимнастики мы передали друг другу свое тепло, свою энергию, наша дружба стала еще крепче.

5. Повторение. Развивающие задания:

Как вы понимаете пословицу «Человек без друзей, что дерево без корней?»

(Дерево без корней расти не может, так и человеку трудно жить без друзей).

Какие пословицы о дружбе вы знаете?

1. Друг в беде помощник.

2. Друг дороже денег.

3. Старый друг лучше новых двух.

4. Без беды друга не узнаешь.

5. Нет друга, так ищи. А нашел- береги!

6. Не в службу, а в дружбу.

7.Для милого дружка- сережка из ушка.

8. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

-Какая из этих поговорок зашифрована у меня на доске?

6. Итог:

Итак, о чем мы сегодня говорили? (о дружбе)

- Что значит дружить?

Всегда ли у вас получается дружить?

Если всегда- возьмите зеленый круг. Если не всегда- возьмите желтый. Если вообще не получается дружить- красный.

Дети оценивают себя.

Предлагаю из выбранных кругов выложить цветок дружбы для нашей хозяюшки.

А сейчас так же честно оцените свои речевые умения:

- всегда ли вы говорили правильно, грамотно, четко, хорошо подбирали нужные слова;

- отвечали полным ответом;

-не перебивали друг друга.

Выберите полоску зеленого, желтого и красного цвета и постройте речевую дорожку.

Мне сегодня очень понравилось, как вы работали и честно оценивали себя. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение русской народной сказки "Зимовье зверей" с использованием теории развития критического мышления

Приобщать детей к миру художественной литературы, учить определять жанр произведения, воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки...

Использование приемов теории развития критического мышления в экологическом воспитании дошкольников

Использование приемов теории развития критического мышления в дидактических играх и пособиях по экологическому образованию дошкольников способствует обобщению и систематизации знаний детей о способах ...

Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.

Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия  жилищ животных (бер...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Дикие животные" с детьми средней группы (ТРКМ)

Технология развития критического мышленияСамый распространенный из приёмов ТРКМ - Кластер. Предлагаю вам конспект НОД направленный на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Материал...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...

Использование технологии развития критического мышления в образовательной деятельности с дошкольниками

В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс строится на основе системно - деятельностного подхода, использования инновационных психолого-педагогических технологий, предполагаемые задания носят ли...