НОД по художественной литературе С. Иванов "Каким бывает снег..."
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Занятие по художетсвенной литературе в подготовительной к школе группе по теме "Каким бывает снег..."(С. Иванов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в подготовительной к школе группе (5,5–7 лет).
«Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»
Непосредственно образовательная деятельность в образовательной области«Чтение художественной литературы»
Тема: «Чтение рассказа Сергея Иванова «Каким бывает снег»
Цель: познакомить с произведением С. Иванова «Каким бывает снег». Задача: -учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения
-формировать умения озаглавливать текст и подготовка к пересказу;
-обогащать словарный запас и развивать речь детей;
-развитие интереса к чтению художественной литературы через беседу о красоте природы;
-пробуждать видеть красоту природы;
-воспитывать интерес к родной природе, к Родине;
-развитие личностных качеств: самооценка, самостоятельность, умение выслушивать ответы товарищей.
Ход занятия:
Дети заходят и становятся в круг с воспитателем.
- Организационный момент.
Встали в круг, возьмитесь за руки.
-Дети, вам тепло? Сожмите ваши ладошки, почувствуйте тепло друг друга.
-Это хорошо. Потому что сегодня мы будем говорить о чем-то очень холодном.
Игра «Собери картинку»
Работа в подгруппах
(На столе разложены 2 сюжетные картинки, разрезанные на части, 1картинка на 6 частей, итого 12 частей).
Я попрошу вас подойти к столу и взять по одной части картинки.
А теперь посмотрите на обратную сторону картинки. Видите, что они разного цвета. Те ребята, у которых картинки с синей обратной стороной подойдите к столу, отмеченному синей снежинкой, а те, у кого обратная сторона картинки белая, подойдите к столу с белой снежинкой.
(Звучит тихая музыка)
Попробуйте из частей составить целую картинку. Внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О зиме)
- Правильно, о том времени года, которое стоит на дворе сейчас.
Встают в круг- Сейчас, я предлагаю вам закрыть глаза, взяться за руки и отправится в гости к Зимушке-зиме в ее зимнее Царство.
Дети закрывают глаза. Воспитатель включает музыку «Зима» Чайковский.
-Вот мы и в зимнем Царстве. Скажите, что вы представили, когда слушали музыку?(Снегопад, снег на деревьях)
- А, может кто то из вас представил вьюгу? (Нет)
- А почему? (Потому что музыка звучала спокойная, нежная, красивая, не похожа на вьюгу)
- Вот видите, ребята, зиму можно не только увидеть, но и услышать, благодаря музыке.
- Молодцы, а сейчас послушайте загадку и отгадайте ее:
Странная звездочка с небо упала.
Мне на ладошку легла и пропала!
(Это снежинки, снег)
- Какими словами можно сказать о снеге, какой он? (Белый, пушистый, мягкий, нежный).
- Говорят снег пушистый, значит мягкий. Упадёшь в пушистый снег и не ударишься. На что похож снег? (На вату). Снег похож на вату. Снег, как вата, пушистый, мягкий. Так какой идет снег зимой? (Пушистый, мягкий).
Воспитатель: А давайте, и мы превратимся в легкие пушистые снежинки.
Присаживайтесь на стульчики.
-Ребята, а в какое время года бывает снег? (зимой). А только ли зимой?(нет, и поздней осенью и ранней весной).
- А вы знаете, что писатели, поэты и художники подмечают в природе самое интересное. Они видят то, что другие иногда не замечают. А снег он всегда одинаковый?(ответы детей). Снег бывает разным.
-В рассказе Сергея Анатольевича Иванова «Каким бывает снег…» как раз мы и увидим описание снега в его разных состояниях. А вы знакомы с писателем Сергеем Ивановым? Сейчас я вас познакомлю с ним.
Сергей Анатольевич Иванов- это советский и российский русский писатель. Он является автором более 50 книг: о школе, о природе. Сергей Анатольевич создал сценарии к мультфильмам «Падал прошлогодний снег», «Бюро находок», «Незнайка на Луне». Все книги Сергея Иванова — очень теплые, добрые и вдумчивые.
Внимательно послушайте.
Воспитатель читает рассказ.
Воспитатель:
- Что вы только что послушали? (Рассказ)
- А как вы поняли, что это рассказ, а не сказка? (Здесь описываются явления природы, те, что бывают на самом деле, которые можно увидеть, и нет волшебных героев как в сказке)
- Вам понравился рассказ?
- Как он называется?
- Кто написал этот рассказ?
- Скажите коротко, о чем говорится в рассказе? (Не просто о снеге, а о том, каким разным бывает снег)
- Какими словами писатель называет первый снег? (Робкий, тихий, как разведчик, проверяет землю) «Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную октябрьскую землю: "Ой! Извините!" И тает»
- Робкий – это какой? (Несмелый)
- Расскажите, какой чаще бывает погода в начале зимы? Как описывает такой день писатель? (Ответы детей) «Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке. А озимое поле так и сияет, сияет, словно оно освещено каким-то невидимым солнцем» Повторите, как в рассказе описывается погода. Озимое поле, ребята, поле, засеянное осенью зерновыми культурами (пшеницей, рожью) оно покрыто первым снегом.
- Какой становится погода в январе? (Ответы детей) «Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо синё, бездонно. Глянешь из окошка - что за день чудесный! Прямо весна! Кажется, еще чуть и посыплется с крыши капель. Но только выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц. Мороз, ну и морозище! Много снегу - много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
- Какими словами Сергей Анатольевич Иванов называет снег в Январе? (Сильный, спокойный, холодный, тяжелый) «Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Гнет к земле деревья»
- С чем сравнивает автор январский снег? (С тяжелым, холодным одеялом).
- Вспомните, что говорится в рассказе о февральском снеге? Какой он? (Самый злой и колючий - это февральский снег) А почему колючий? (Потому что колет лицо, холодный, морозный).
- Что происходит с февральским снегом? (Злиться, лютует) Лютует тоже означает злиться.
- Как вы поняли, что февральский снег самый злой «Злится февральский снег, лютует - лупит путника по шапке, по ватной спине. Лупи, лупи! Недолго тебе осталось. Злодей! Колдун! Ведьмин сын!»
- Автор сравнивает февральский снег человеческими чертами характера: лупит, злиться. Вы заметили, ребята, я читала эту часть напряжённо, жестко, отрывистыми фразами, передавая настроение путника и характер снега.
- Как описывается последний снег в рассказе? Какой он? (Он плотный и липкий, словно белый пластилин, дырявый) «Апрельский снег - дырявый: весь в дырах проталин, весь в дырах луж» Вот как автор описывает последний снег. Что такое Проталины, ребята? Правильно, это место, где стаял снег, и открылась земля.
- Скажите, апрельский снег всё так же чист? (Нет, берёзы уже белее снега)
- Много ли снега осталось? (Нет, он в проталинах дырявый)
Воспитатель: Послушайте последнее предложение из рассказа, подумайте и ответьте, что хотел сказать автор нам этими словами. Читает: «Лыжня уходит, теряется среди стволов, словно среди тумана. Недавно по этой лыжне ушел от нас Дедушка Мороз. (Автор хотел нам сказать, что закончилась зима, и скоро исчезнет весь снег).
Воспитатель: Вот как много мы узнали о зимнем снеге из рассказа Сергея Анатольевича Иванова «Каким бывает снег…» Что-то мы с вами засиделись, может поиграем? Проходите и становитесь в круг.
Физминутка «Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы . (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
После физминутки дети присаживаются на стульчики перед экраном.
Воспитатель: Ребята, вы теперь знаете, каким непохожим и неодинаковым может быть снег в разные моменты зимы. Вглядитесь в эти картины (слайд с двумя картинами октябрьский и апрельский снег) и найдите, на какой картине изображен месяц октябрь (Дети говорят)
- Почему вы так решили? (Снега мало, виднеются еще ростки на озимом поле, он робкий, несмелый)
- Если на картине октябрь, значит, какой снег изображен здесь? (Октябрьский, он выпал в октябре) Повтор 2 раза
- А какой месяц изображен на второй картине? (Апрель)
- Почему вы так решили? (Проталины, снег тает, он грязный, плотный, липкий, дырявый)
- Если на картине апрель, значит, какой снег изображен здесь? (Апрельский снег)
- Как назывался рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
- Кто написал этот рассказ?
- О чем рассказывает автор в нем? (Ответы четкие, краткие, не затянутые)
- Мне очень понравилось сегодня как вы слушали рассказ, как отвечали на вопросы, молодцы!
Сюрпризный момент «Снегопад»
- Мы так много сегодня говорили о снеге. А сейчас скажите мне, пожалуйста, когда с неба сыпет много снега, как это явление называется? (Снегопад)
- А вы знаете, что мы с Вами тоже можем сделать так, что сейчас в группе начнется снегопад! (Включается тихая нежная музыка). Какие вы молодцы, ребята! Какой замечательный снегопад у вас получился! Я предлагаю Вам под эту красивую музыку покружиться как снежинки, потанцевать, спасибо Вам, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ННОД ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в группе младшего и среднего возраста на тему: «Какая бывает зима?»
Тема: Чтение М.Пляцковского «Какая бывает зима». ...
Конспект НОД в первой младшей группе (Знакомство с художественной литературой) "Как на горке снег, снег!"
Конспект НОД в первой младшей группе "Как на горке снег, снег!":Задачи: Познакомить с лесным обитателем – медведь (части тела, место обитания), через знакомство с художественной литературой.Раск...
конспект НОД по речевому развитию «Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег» (художественная литература) подготовительная группа
конспект НОД по речевому развитию«Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»(художественная литература)подготовительная группа...
Конспект НОД по теме «В семье все бывает» ведущий вид детской деятельности - восприятие художественной литературы ( художественное произведение: рассказ В. Осеевой «Печенье»)
"...Восприятие (чтение) художественной литературы является универсальной культурной практикой ребенка, так как выступает одним из элементов процесса познания мира; выступает тем идущим от взросло...
КОНСПЕКТ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в группе младшего и среднего возраста на тему: «Какая бывает зима»
Продолжать учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию.- Уточнить и закрепить знания детей о зиме, животных разных климатических зон, жизни зимующих птиц.- Активизи...
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой (Потешка «Как по снегу, по метели…» )
Заучивание потешки «Как по снегу по метели…»...
Презентация по ознакомлению с художественной литературой " Как на горке снег" в 1 младшей группе
Консультация по ознакомлению с художественной литературой "Как на горке снег" 1 младшая группа №2 Детский сад №54 МКДОУ УКМО...
- Мне нравится (1)