«Сказкотерапия как метод педагогического и психологического воздействия на ребенка»
консультация по художественной литературе (подготовительная группа) по теме
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, реальность. сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольник сталкивается с такими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть. Слушая ч\сказки. дети глубоко сочувствуют персонажам. сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Обучение ребенка посредством сказки является интересным и актуальным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_nikonorova.docx | 138.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия им. Н.В. Пушкова»
Дошкольное отделение № 2
Сообщение на муниципальном методическом объединении воспитателей старших и подготовительных к школе групп
«Сказкотерапия как метод педагогического и психологического воздействия на ребенка»
Подготовила воспитатель
подготовительной к школе группы
Никонорова Нина Васильевна
г. Москва, г. Троицк
28 февраля 2018 года
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями,
может помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение»
Д. Родари.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, реальность. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольник сталкивается с такими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Обучение детей дошкольного возраста посредством сказки является интересным и актуальным. Привлекательность сказок для развития личности ребенка заключается в следующем:
- Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;
- Образность и метафоричность языка;
- Психологическая защищенность;
- Наличие тайны и волшебства.
Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, - это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Дети, сталкиваясь с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?
И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую –либо проблему. В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности. В своей работе с помощью сказкотерапии я преследую следующие цели: коррекция познавательного и личностного развития детей, развитие взаимопомощи и поддержки, развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций. При работе с детьми использую методы, предложенные Зинкевич – Евстигнеевой.
Разработанный автором курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.
Основные приемы работы со сказкой
- Анализ сказок
После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:
- Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?
- Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)?
- Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
- Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал такого поступка?
- Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
2. Рассказывание сказок.
Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения.
Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая.
3.Переписывание сказок
Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, конец сказки. Переписывая сказку ребенок сам выбирает тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.
4. Постановка сказок с помощью кукол.
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на поведении куклы. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
5. Сочинение сказок.
В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения.
В своей работе я руководствуюсь всеми видами сказок:
- народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
-сказки о животных (дети до 5 лет идентифицируют себя с животными и стараются быть похожими на них)
-бытовые сказки (рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций)
- волшебные сказки (дети 5-7 лет начинают интересоваться человеческими взаимоотношениями).
В работе со сказкой использую следующие формы организации:
- игровые занятия;
-комплексные занятия
-интегрированные
- тематические недели.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура создает атмосферу «сказочного мира».
Работа со сказкой строится следующим образом:
- чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение
- рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка
- драматизация, проигрывание сказки по ролям.
Длительность таких мероприятий должна соответствовать возрасту детей.
-в младшей и средней группах – 15-20 минут
- в старшей и подготовительной к школе – до 25-30 минут
При этом необходимо наличие хорошо освещенного помещения, без лишней мебели и предметов, отвлекающих внимание.
Необходимое оборудование для сказкотерапии:
- пластиковые и деревянные персонажи людей и животных;
- куклы бибабо;
- пальчиковые куклы;
- красочные картины по сюжету сказки.
При моей работе со сказкой дети стали более доброжелательными, активными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи. В дальнейшем я планирую, долгосрочный проект по сказкотерапии.
Восприятие сказки, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, одновременно, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, его воображение.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказка – это в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Это метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи
Данный материал содержит опыт работы применения сказотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Данный доклад и презентация были представлены на Межрегиональной научно-практической конференцие "Психолого-...
Педагогическая и психологическая поддержка одаренного ребенка
Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы — педагог — должен обладать рядом ва...
"Арт-терапия" как метод психологического воздействия
Введение в понятие "Арт-терапия". Показания к применению.Принципы. Техники. Направления....
Статья "Сказкотерапия как метод коррекции защитных психологических реакций детей старшего дошкольного возраста"
Центральную часть психологической жизни личности составляет модель мира, как представление о мире и себе в нем. Вся информация извне, которая не соответствует этому представлению, побуждает человека а...
"Классическая музыка в ДОУ как эффективный метод психолого-педагогического воздействия на ребенка"
Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям, психологам и другим педагогам, имеющим отношение к музыке и детям....
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции
Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...
Выступление на педагогическом совете "Психологическое сопровождение развития ребенка в ДОУ"
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области психологического сопровождения развития ребенка.Задачи:1. Формировать у педагогов новый взгляд на ...