"Классическая музыка в ДОУ как эффективный метод психолого-педагогического воздействия на ребенка"
статья

Евсюкова Анастасия Дмитриевна

Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям, психологам и другим педагогам, имеющим отношение к музыке и детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassicheskaya_muzyka_v_dou.docx25.62 КБ
Office presentation icon klassicheskaya_muzyka_v_dou.ppt2.6 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние классической музыки на развитие ребёнка

Д. Б. Кабалевский: « Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребёнка».

Восприимчивость к прекрасному, не только обогащает ребёнка, но и направляет его на добрые поступки, или, как говорил Д.Кабалевский, «прекрасное пробуждает доброе».

Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать, воспитывать. И во многом этому помогает музыка. И классическая музыка в частности.

Актуальность темы:

На сегодняшний день современная социокультурная ситуация в России характеризуется как ситуация глобального духовно-нравственного кризиса. При снижении нравственно-эстетического уровня развития тщетным становится воззвание к прекрасному, доброму, вечному.

Одним из ярких средств эстетического развития является музыка. Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современная музыка, часто оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, подсознательно разрушает его душу, интеллект, личность.

Звучащая вокруг ребёнка поп и рок музыка негативно влияет на ребёнка.

Цель: формирование начал музыкально-художественного вкуса и культуры дошкольников. Формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки.

Задачи:

  1. развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность.

2) побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности

3) познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах

4) создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки

5) накапливать детьми эмоционально-ценностный опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей

6) вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, вкус, представления о красоте.

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности.

Одним из ярких средств эстетического развития является музыка. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Музыка, одно из древнейших видов искусств, имеет огромное влияние на развитие человека, на формирование его эмоциональности, духовного развития, речи и даже интеллекта. Поэтому не стоит пренебрегать этой уникальной возможностью вырастить более сложную и духовно богатую личность.

На занятиях, музыкальный руководитель, согласно требованиям ФГОС большое внимание уделяет музыкальному развитию детей. В соответствии с программами и планами по музыкально-эстетическому воспитанию мы слушаем народную и классическую музыку.

Чтобы музыка выполнила важную функцию развития личности ребёнка, надо развивать у ребенка общую музыкальность.

Признаки общей музыкальности.

1.Способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

2. Способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

3. Проявление творческого отношения к музыке

Классическая музыка - эффективный способ эмоционального воздействия на ребёнка.

 Форма организации работы по ознакомлению детей с классическими музыкальными произведениями.

При прослушивании музыки я предлагаю детям закрыть глаза, и определить какой характер у музыки. (весёлый-грустный; быстрый-медленный; танцевальный, песенный, маршевый и т.д.), услышать какие знакомые инструменты звучат.

Объясняю, чтобы почувствовать произведение, «войти в него», нужно вслушаться в музыку, услышать каждый инструмент в оркестре.

После первого прослушивания выслушиваю мнения детей.

После высказываний детей я рассказываю о музыкальном произведении, содержании и характере, сообщаю краткие сведения о композиторе, авторе литературного текста.

При прослушивании произведения показываю специально подобранные картинки, иллюстраций. 

К сожалению, слушание музыки на музыкальных занятиях ограничены временем. Регламент музыкального занятия включают в себя: приветствие, ритмические упражнения, пальчиковые игры, распевание, пение, танцы, игры+ слушание музыки на которое остаётся очень мало времени. И при подготовке к праздникам мы не всегда успеваем на занятиях уделить время слушанию музыки.

Хотелось бы, чтобы и воспитатели поддержали традицию слушание классической музыки, и включили пассивное прослушивание музыки в режимные моменты своей работы.

При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности. В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. В этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Ведь каждый день ребенку наносится пусть незаметная, но травма – ситуация отрыва от дома и родителей. А детский сад – это их второй дом. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них». В.Г. Белинский

Рекомендации по применению слушания классической музыки в повседневной жизни детского сада .

Примерное расписание звучания фоновой музыки в режиме дня.

07.30 – 08.00 – прием детей – звучит радостная, спокойная музыка.

08.40 – 09.00 – завтрак, подготовка к занятию – уверенный, активный темп музыки. 12.20 – 12.40 – обед, подготовка ко сну – умиротворенный, нежный фон. Под спокойную мелодию можно прочитать детям сказку.

15.00 – 15.15 – подъем детей – оптимистичный, просветленный, спокойный характер музыки.

Музыкой можно :

1. просто наслаждаться,

2. можно снимать стрессы,

3.повышать работоспособность,

4.развивать художественные способности.

А самое главное, лечить детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, больными такими болезнями как синдром Дауна, ДЦП и другие.

Прослушивание классической музыки рекомендуется детям, которые

во время внутриутробного развития страдали от недостатка кислорода.

Цитохимический анализ, измерение пульса, артериального давления и ритма дыхания показали, что организм ребёнка под влиянием классической музыки лучше адаптируется к окружающей среде. У детей с различными неврологическими нарушениями после года музыкотерапии отмечаются значительные улучшения состояния здоровья.

 «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»

В.А. Сухомлинский

Утренний прием в детском саду под музыку Моцарта. Будучи исключением из

исключений, музыка Моцарта оказывает высвобождающее, лечебное, целительное воздействие. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

2. «Скерцо» (современный эстрадный оркестр)

3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

Дневной сон может проходить под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

2. П.И. Чайковский «Времена года».

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Бах-Гуно «Аве Мария».

5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).

6. Анугама «Голоса океана».

Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

1. «Классические мелодии для детей и их родителей» (из серии «Хорошая музыка для детей»).

2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

3. Музыка для здоровья («Легкие»).

4. Бах «Органные произведения».

5. А.Вивальди «Времена года».

6. Голоса природы.

Заключение .

Слушание классической музыки благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей, если будут:

1. Созданы благоприятные условия для занятий с детьми;

2. Подобраны специальные музыкальные произведения;

3. Установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

Влияние музыки на организм ребенка

Григорианские песни - Снижают стресс, расслабляют и успокаивают.

Маршевая музыка - Повышает мышечную работоспособность.

Произведения В. Моцарта Й. Гайдна - Улучшаются память, внимание, создается благоприятная атмосфера, поднимается настроение.

Музыка композиторов-романтиков (Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, Ф. Шуберт) - Активизирует чувство любви к ближнему.

«Юморески» А. Дворжака и Дж. Гершвина, «Весенняя песня» Ф. Мендельсона- Помогают при мигрени.

Симфоническая музыка русских композиторов 19 века (П. Чайковский, М. Глинка). - Воздействует на сердце.

Струнные инструменты, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в ребенке чувство сострадания.

Вокальная музыка - Влияет на весь организм, но больше всего на горло.

Музыка композиторов-импрессионистов (К.Дебюсси, М. Равель) - Вызывает приятные образы, как в сновидениях, пробуждает творческие импульсы. Хорошо сочетается с упражнениями на растягивание мышц.

Танцевальные ритмы - Поднимают настроение, вдохновляют, рассеивают печаль, обостряют чувство радости, повышают коммуникабельность ребенка.

Ученые выяснили, что наш мозг биологически восприимчив к определенной музыке. Они считают, что слушание музыки в первые 3 года жизни человека помогает мозгу формировать представление об окружающем мире. Мозг легко приспосабливается в ранние годы, поэтому необходимо расширять музыкальный репертуар.

Музыка - одно из древнейших видов искусств. Она имеет огромное влияние на развитие человека, на формирование его эмоциональности, духовного развития, речи и интеллекта.

Музыка для ребенка – это неиссякаемый источник гармонии, здоровья, развития способностей и душевного равновесия. Исцеляющие возможности музыки известны еще со времен Авиценны. В наши дни доказано, что некоторые мелодии (в основном, классические): благотворно влияют на общее состояние;

успокаивают, расслабляют, справляются с грустью и апатией;

способствуют нормализации частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального

давления, уменьшают боль; способствуют концентрации, повышению жизненного тонуса – при плохом аппетите ребёнка предлагают слушать музыку перед едой,

бравурные марши полезно включать во время зарядок и активных игр.

Многочисленные исследования показывают, что занятия музыкой и даже просто регулярное прослушивание ее благотворно влияют на:

коммуникативные способности детей,

развитие у них памяти, воображения, пространственного мышления,

усидчивость, целеустремленность, самостоятельность,

аккуратность, грамотность, творчество,

усвоение учебного материала,

формирование художественного вкуса и эстетическое развитие.

Музыка, как и любое воздействие на ребенка, должна быть дозирована – по громкости, длительности и т. д. Чем младше ребёнок, тем спокойней должна быть мелодия.

Громкость не должна превышать громкость разговорной речи, а колонки надо располагать на расстоянии не меньше 1 метра от ребёнка.

Длительность музыкального сеанса может быть от нескольких минут до получаса, а самих таких сеансов – не более трех в день(исключение – колыбельные).

Замечено, что дети, которые слушают много классической музыки, способны к более выраженным и глубоким эмоциям, обладают более тонким восприятием мира и людей, более вдумчивы и внимательны. Музыка развивает пространственное восприятие, благотворно влияет на умение ребенка писать и говорить, учит выражать свои мысли, причем не только речью, но и другими средствами – например, танцем, рисунком, на письме.

Целебное воздействие музыки: При прослушивании музыки увеличивается выделение эндорфина, (приводит человека к эйфории (состояние блаженства), его ещё называют «гормоном счастья», и тем самым снижает потребность в лекарствах. Она также помогает отвлечься от боли и снижает нервозность», - поясняли ученые.

От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством, музыкой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребёнка» Дмитрий Борисович Кабалевский

Слайд 3

Цель: Формирование начал музыкально-художественного вкуса и культуры дошкольников. Формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки. Задачи: Развивать муз. способности, эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость на музыку, креативность Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классической музыки в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности Создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки Накапливать детьми эмоционально-ценностный опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей Вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, вкус, представления о красоте

Слайд 4

Способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать муз. образ Способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления Проявление творческого отношения к музыке

Слайд 5

Рекомендации по применению слушания классической музыки в повседневной жизни детского сада Примерное расписание звучания фоновой музыки в режиме дня 07.30 – 08.00 – прием детей – радостная, спокойная музыка 08.40 – 09.00 – завтрак, подготовка к занятию – уверенный, активный темп музыки 12.20 – 12.40 – обед, подготовка ко сну – умиротворенный, нежный фон, под спокойную мелодию можно прочитать сказку 15.00 – 15.15 – подъем детей – оптимистичный, просветленный, спокойный характер музыки

Слайд 6

Варианты классической музыки в повседневной жизни детского сада Утренний прием «Утро» ( музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт» «Скерцо» (современный эстрадный оркестр) Музыкальные композиции Поля Мориа Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Калинка», «Комаринская» и т.д.) Сен-Санс «Карнавал животных» Дневной сон Соло фортепиано (клайдерман и симфонический оркестр) П.И. Чайковский «Времена года» Л.В. Бетховен соната №14 «Лунная» Бах – Гуно «Аве Мария» Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей») Анугама «Голоса океана» Вечернее время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи

Данный материал содержит опыт работы  применения сказотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Данный доклад и презентация были представлены на Межрегиональной научно-практической конференцие "Психолого-...

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи.

Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собс...

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка. Для чего нужны сказки.

Одним из эффективных методов работы с детьми, ис­пытывающими те или иные эмоциональные и поведенчес­кие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод по­зволяет решать ряд проблем, возни...

Психолого-педагогическая гостиная - эффективная форма психолого-педагогического сопровождения родителей и детей в ДОУ

Психолого-педагогическая гостиная - это форма встреч специалистов ДОУ с родителями дошкольников, где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. ...

Опыт реализации психолого-педагогической практики "Педагог и ребенок. Эффективное взаимодействие"

Предстален опыт проведения занятия с педагогическим коллективом. Цель занятия : повышение психолого-педагогической компетентности педагогов  при взаимодействии с воспитанниками, повышение группов...

Проблемы детской агрессивности. Методы психолого – педагогического воздействия

Поведение детей - это именно то, на что чаще всего жалуются родители, воспитатели, учителя при обращении к психологу. Действительно, нарушение поведения - причина многих трудностей в развитии ребенка....