"Шурышкарский район - мой край родной!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Рочева Светлана Кимовна

Непосредственно образовательная деятельность-развлечение-знакомство с культурой,с традиционными промыслами,с писателями,национальными играми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленушка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы в форме развлечения

«Шурышкарский район – мой край родной».

Воспитатель: Рочева Светлана Кимовна

  1. Направление развития: познавательное, речевое.
  2. Тема: «Шурышкарский район – мой край родной!».

План проведения мероприятия:

  1. Рассказ взрослого о Шурышкарском районе.

Занятие посвящается родному нашему Шурышкарскому району. Шурышкарский район, в котором мы с вами живем, - огромный, красивый, богатейший край. Богатый не только своими многочисленными и разнообразными природными ресурсами, но и своей историей, и прежде всего – своими замечательными людьми.

Всю территорию района занимает лесная зона. Вековые хвойные леса – кедровые, сосновые, еловые – населяют ценные пушные звери: лисицы, песцы, волки, росомахи, горностаи, белки, соболи. Здесь обитают дикие олени, лоси и медведи. В Оби и ее притоках водится редкая рыба – сырок, нельма, муксун, осетр, щекур, пыжьян, налим, щука, таймень и хариус. В Куноватском государственном заказнике гнездится священная для хантов птица – стерх.

Климат здесь суров, зоне свойственны продолжительная зима и относительно теплое, влажное лето.

Главная транспортная магистраль района – река Обь. Транспорт преимущественно водный и воздушный, а в зимний период действует зимник.

На просторах Шурышкарского района всегда кипит работа. Рыбаки ловят рыбу, охотники добывают пушнину, оленеводы пасут оленей.

На Шурышкарской земле родились и выросли талантливые поэты и писатели Иван Истомин, Прокопий Салтыков, Роман Ругин, Юрий Афанасьев, Иван Шульгин, Николай Дудников, Павел Черкашин.

  1. Чтение стихов

Родной Ямал – заветный край России

Земля легенд и сказок старины

В твои просторы. Зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

На севере крайнем большою семьей

Ребята всех наций живут

Гордятся своею богатой землей

О ней они песни поют.

Я люблю наш, не густо обжитый,

Но богатый Ямальский простор

Гор Уральских седые границы,

Нити рек и тарелки озер.

Край широкий, холмы и равнины,

Всех оленей твоих не сочтешь,

Сколько рыбы и ценной пушнины

Ежегодно стране мы даем!

Сердцу близки мне волны Оби

И оранжевой тундры отлив.

Этот край не любить не могу я

Он суров, он богат и красив.

  1. Вопросы:
  • Назовите наш район, в котором мы живем? (Шурышкарский район)
  • Назовите коренных жителей, проживающих на территории нашего района? (ханты, коми, ненцы, русские)
  • Какие реки протекают в Шурышкарском районе? (Обь) Какая рыба в них водится? (сырок, нельма, муксун, осетр, щекур, пыжьян, налим, щука, таймень и хариус)
  • Какие ценные пушные звери населяют наш лес? (лисицы, песцы, волки, росомахи, горностаи, белки соболи, олени, лоси и медведи)
  • Что означает наш герб?
  • Что означает цвет Красной книги? (книга жалоб)
  • Каких замечательных поэтов и писателей в нашем районе вы знаете?

СТИХИ:

И. Истомин «Мы на севере живем».

Р. Ругин «Сто тысяч чудес».

П. Черкашин «Мужи».

М. Шульгин «Мы – дети Севера».

Мы душой в мороз не вянем,

Покоряем снег и льды

Потому что северяне

Как полярные цветы

Закалила нас природа

И со спортом мы дружны

Хоть и хмурая погода,

Нам морозы не страшны.

Национальные игры:

«Хейро» (солнце) (ненецкая игра).

«Важенка и Олененок» (коми игра).

«Ручейки и озера» (ханты игра).

Где долгою ночью сменяется день

Живет длиннорогий, полярный Олень.

Ему не страшны ни метель, ни пурга,

Ветвистые всюду рога

Он мчится как птица простором седым

Никто не сравнится с оленем моим.

ВОПРОСЫ:

  • Назовите деревья, которые растут в наших северных лесах?
  • Назовите северные ягоды?
  • Какая ягода на Севере заменяет лимон? (клюква)
  • Какая северная ягода улучшает зрение? (черника)
  • Назовите самое продолжительное время года на Севере? (зима)
  • Как называются световые всполохи на небе? (северное сияние)

Стихотворение «Северная сказка»

Северный край! Моя земля!

Родимые просторы

У нас и реки и поля,

Леса, поля и горы.

Народы, как одна семья

Хотя язык и разный

Гордятся Родиной своей

Любимой и прекрасной.

Рефлексия:

ВОПРОСЫ:

  • Назовите поселки, которые находятся в нашем районе?
  • Назовите название улиц нашего районного центра?
  • Каким видом транспорта пользуются жители нашего района?
  1. Игры: СОЛНЦЕ (Хейро)

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает его руки в стороны).

Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА.

Игроки стоят в пяти – семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

ВАЖЕНКА И ОЛЕНЯТА.

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею – оленята,

Объясняет каждому

Все, что не понятно…

Топают по лужам оленята малые,

Терпеливо слушая

Наставления мамины –

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по организации НОД для детей подготовительной к школе группы, образовательная область:Познание.Тема: "Октябрьский район, таежный край родной"

Тема:" Октябрьский район, таежный край родной".Образовательная область: Познание.Интеграция образовательных областей: Познание, музыка, художественная литература, коммуникация.Цель: Формирование у дет...

Конспект непосредственной деятельности развлечение"Шурышкарский район -мой край родной"

Знакомство с историей,традиционными промыслами,с културой народов нашего района,играми,знаменитыми писателями...

Проект "Креативное мышление у детей дошкольного возраста через дивергентный подход в многофункциональных зонах дошкольных образовательных учреждениях Шурышкарского района"

Дошкольное отделение Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Шурышкарская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» Педагогическое совещание...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....

Искитимский район-мой край родной

Творческая мастерская.Сценарий культурной практики с детьми 5-7 лет. Цель: формирование и расширение представлений о родном крае....