В поисках цветика- семицветика
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Шматкова Ирина Владимировна

Занятие по ознакомлению с

      художественной   литературой и развитию речи  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_poiskah_tsvetika_-semitsvetika.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

              «Детский сад присмотра и оздоровления №173»

                                    Занятие по ознакомлению с

      художественной   литературой и развитию речи  

                           в старшей группе                

               « В поисках цветика – семицветика»

                                                                 Выполнила: Шматкова И.В.

                                                                                         Воспитатель

                 

                                                                                         

                                                                                                   

                                          г. Кемерово

Цель – развитие связной речи детей посредством ознакомления с художественной литературой.

Программные задачи: 
Образовательные:

 Закрепить знания детей о русских народных сказках, сказках А.С. Пушкина,
умение различать народные и авторские сказки, учить детей ассоциировать содержание художественных произведений с  определенным цветом.  Обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости. 
 Развивающие: развивать связную речь, слуховое внимание,  продолжать развивать навыки диалогической речи,  формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, находить портрет автора сказки,    вспомнить порядок появления героев в сказках. Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением.  Развивать память,  воображение, фантазию, мышление.
Воспитательные: 
Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному 
творчеству, сочувствие, желание помочь , чувство коллективизма
. Закреплять умение ориентироваться в добре и эле. 

Ход занятия:

Вводная часть

Воспитатель:   Ребята, нам пришла посылка.   Кому же она  адресована? (читает). Детям старшей группы.  Открыть я её не могу, что же делать , смотрите сбоку какая –то записка. Я  вам сейчас  её прочитаю: 


«Дорогие ребята! Я - домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки! Вот я решил сделать вам подарок. 
Подарок мой лежит на дне 
В моем
 волшебном  коробе
Открыть  тот короб сможет, дети, 
Волшебный цветик-семицветик. 
Как листочки соберете, подарок мой тотчас возьмете! 

Вот, так домовёнок Кузя! Задал нам загадку!  Посылка – короб  стоит, но  на нём замок весит. А замок-то и правда непростой - — это же серединка цветочка. Значит, если мы найдем лепестки цветика-семицветика, сможем открыть короб . Ребята, а вы угадали, что это за цветок? А почему он называется  «семицветик»?

Дети: Это цветик - семицветик. Потому что у него семь лепестков.

Воспитатель: А в какой сказке живет этот цветок?

Дети: В сказке «Цветик – семицветик».

Воспитатель: А это авторская сказка или народная?

Дети: Это авторская сказка. Авторские сказки - это сказки, которые имеют своего автора.

Воспитатель: А кто написал эту волшебную сказку?

Дети: Валентин Катаев.

Воспитатель: А народные сказки, кто их сочинил?

Дети: Народные сказки - это сказки, которые сочинил народ

Воспитатель: А где растёт цветик – семицветик, как вы думаете? Конечно же в сказке. Готовы ли вы к путешествию в сказку?    У нас путешествие в сказочную страну, на чем можно путешествовать в сказках? ( на ковре – самолете, на ступе бабы – Яги, с помощью шапки – невидимки, сапогов- скороходов, гусей- лебедей).

Предлагаю отправится на ковре – самолете, На ковер- самолет сядет тот, кто скажет, какая может быть сказка. (Волшебная,  чудесная,  забавная, поучительная, умная, добрая, мудрая, необычная и т. д.) Дети  проходят  на ковер.

Речевая игра «По лесной тропинке» 
По лесной тропинке (шагают друг за другом) 
В сказку мы пойдём. 
Цветик-семицветик 
Быстро соберём. 
Веточки березы (качают руками) 
Ласково шуршат. 
Лес чудес и сказок, 
Принимай ребят! (кланяются) 
Где ты, лепесточек (выглядывают поочередно из-под правой и левой руки) Найдём тебя, дружочек! 
Помоги цветок собрать, 
Все загадки отгадать! (хлопают в ладоши). 

Основная часть

1.Воспитатель: Мы пришли с вами в сказку. Посмотрите, здесь расцвел цветик-семицветик. Он подскажет нам, какого цвета лепесток нужно найти.  С какого  лепесточка начнём, как вы думаете? Какого он цвета? 
Дети: Желтый 
Воспитатель: Ребята, какое время года напоминает этот цвет? 
Дети: Осень. Воспитатель: Конечно! Желтый цвет напоминает красавицу осень. Что делают люди осенью в огороде? 
Дети: Осенью люди в огороде собирают урожай. 
Воспитатель: посмотрите, какая непонятная картинка. Что на ней изображено? Может быть сказка? 
Дети: Сказка «Репка». 
Воспитатель:  Чтобы получить желтый лепесток нам нужно правильно расположить героев, кто за кем стоял, когда тянул репку.

  1. Сколько героев тянуло репку?
  2. Кто был первым? Последним?
  3. Кто стоял перед мышкой? Кто был позади кошки?
  4. Сколько людей тянуло репку: Сколько зверей?

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и получаете жёлтый лепесток. 

2.Воспитатель: Какого цвета лепесток будем искать следующий. А это подскажет нам музыка. Что вы услышали? (Звук моря) С каким цветом ассоциируется у вас море? (С синим). Значит какого цвета лепесток будем искать ?
Дети: Синего цвета. 
Воспитатель: Синий цвет, как бескрайнее море. В каких сказках встречается море? 
Дети:   «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке»

 Воспитатель: Скажите, а это народные сказки или авторские? Кто автор этих сказок? Чтобы получить лепесток синего цвета , нам нужно найти портрет автора этих сказок. Правильно – это А.С. Пушкин, автор сказок. Какие сказки Пушкина вы ещё знаете? ( «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»)  

Воспитатель: Ребята, а вот и синий лепесточек. Молодцы! 

3.Воспитатель: Скажите, какого цвета листок будет следующим? Для этого у меня есть подсказка -  он стоит между синим и зеленым лепестком.  Дети: Оранжевый. 
Воспитатель: Как по- другому можно назвать оранжевый цвет? 
Дети: Рыжий. 
Воспитатель: Кто же в русских народных сказках самый известный рыжий герой? 
Дети: Лиса. 
Воспитатель: Назовите сказки, в которых мы встречаем лисичку? 

Дети: Сказки «Теремок»,  «Колобок»,   «Заюшкина избушка», «Лисичка — сестричка и серый волк», «Лиса и кувшин», «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка» и другие. 
Дети давайте найдем лисичку . видимо оранжевый лепесток у неё .
 Воспитатель: Ребята, а вот и сама лиса, она хочет с вами поиграть и просит вас правильно назвать сказки .

Д/игра: «Назови правильно сказку»

«Гадкий котенок».

«Три волчонка».

«Солнечная королева»

«Петушок Ряба»

«Иван – царевич и зеленый крокодил».

«Волк и 7 тигрят»

«Пашенька и медведь»

«Царевна-индюшка»

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

«Иван-царевич и зеленый волк»

«Лисичка-сестричка и серая мышь»

"Зеленая шапочка»

"Кот в валенках"

«Царевна-индюшка»

«По рыбьему веленью»

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

«Даша и медведь»

«Волк и пятеро котят»

«Клевер-Семицветик»

«Утки-Лебеди».

 Воспитатель: Спасибо, лисичка. Теперь у нас есть оранжевый лепесточек.

4.Воспитатель: Какого цвета лепесточек будет следующим? Он будет такого же цвета, какого цвета героиня сказки, а какой вы узнаете, если отгадаете загадку. 

Захотел Кощей жениться

На красавице-девице.

Не дала она согласие

И случилось с ней несчастье,

И теперь сидит в болоте

Не в шелках и не в почёте…

Кто узнал ту пучеглазку,

Отгадал, конечно, сказку.

Воспитатель: Отгадали сказку? Правильно, это сказка «Царевна – лягушка», какого цвета героиня этой сказки? Правильно зеленого, значит, чтобы найти зеленый лепесток, нам нужно найти царевну –лягушку.

 Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в веселых лягушек? 
Дети: Да. 
Воспитатель: Тогда проведём  физминутку «Лягушки»  

Вправо — прыг, 
Влево—прыг 
И потерли ушки. 
Мы теперь не дети, 
Мы теперь — лягушки! 
На болоте две лягушки, две весёлые подружки, 
Утром умываются, чисто вытираются. 
Влево, вправо наклоняются 
И обратно возвращаются. 
Ручками хлопают, ножками топают. 
Вот здоровья в чем секрет, 
Всем друзьям большой привет. 
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом). 
И/игра »Что перепутал художник»

Воспитатель: Подарю лягушкам я зелёный лепесток, 
Чтобы вы быстрей собрали свой цветок! 

5.Воспитатель: Какого цвета лепесток следующий, после зеленого? 
Дети: Фиолетовый цвет. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, стрелки фиолетового цвета ведут сюда (к 
конвертам фиолетового цвета.) Значит, здесь спрятан фиолетовый лепесток .

Откроем конверт, задание – собрать картину из сказки, дать ей название.

Д/и «Собери целое из частей»

Сказку правильно  собрали

и названье верно   дали

И за правильный ответ 
Фиолетовый вам цвет. 

6.Воспитатель:Ребята, какого цвета лепесток следующий? 
Дети: Черного цвета. 
Какой странный цвет — чёрный. Как вы думаете, что он олицетворяет — добро или зло? 
Дети: Зло 
Воспитатель: Каких злых героев из сказок вы знаете? (Баба  Яга, Кащей -Бессмертный, Волк, Бармалей). Посмотрите вокруг, у кого может быть лепесток черного цвета, конечно же у бабы Яги. Как же нам получить волшебный лепесток? Правильно, нужно сказать волшебное слово, помните я вам читала сказку про это волшебное слово. Какое это слово? Кто попросит бабу Ягу вежливо. (ребенок говорит пожалуйста)

Баба-Яга:   Давайте поиграем в игру: я буду загадывать загадки, если ответ на загадку — добрый персонаж, то вы захлопаете в ладоши, а если злой -затопаете. 

-Он чемпион по кровожадности, 
Он рекордсмен по беспощадности. 
Он страх наводит на детей, 
Он злой разбойник... (Бармалей). 

- Лечит маленьких детей 
Лечит птичек и зверей. 
Сквозь очки
 на всех глядит 
Добрый... (доктор Айболит). 

- Белая у злодея до пят борода, 
В театре всех кукол он мучил всегда. «Подайте мне плётку!- гремел его бас. 
Скажите скорее, кто он? (Карабас). 

- Это что за очень странный, 
Человечек деревянный? 
Всюду нос суёт он длинный. 
Кто же это? (Буратино). 

Всех грязнуль отчистит быстро,

Всех нерях умоет чисто

Умывальников начальник

И мочалок командир –

Знаменитый…(Мойдодыр).


-Молодцы, ребята, правильно отгадали все загадки. Получаете черный лепесток. 

7. Воспитатель: Какого цвета лепесток будет следующий? Вы догадаетесь, если вспомните героиню сказки Ш. Перро о маленькой девочке в имени которой есть  этот  цвет. 
Дети: Сказка «Красная Шапочка».  Лепесток Красного цвета.   
Воспитатель: У Красной шапочки есть волшебная палочка, с её помощь нам нужно превратить отрицательные черты героев в положительные.

Д/игра «Назови антонимы»

Лживый – правдивый

Трусливый – храбрый

Злой – добрый

Жадный – щедрый

Ленивый – трудолюбивый

Глупый- умный

Слабый- сильный

Грязный- чистый

Неряшливая -аккуратная

Холодный – горячий

Белый - черный

Воспитатель: Ребята, вы  правильно назвали все слова, получите красный лепесток. Вы молодцы!

Воспитатель:  Сколько лепестков мы собрали, правильно 7, значит теперь нам пора лететь обратно в свою группу вставайте все на ковёр- самолёт и он отвезёт нас в детский сад.

1, 2, 3 взлетаем, снова глазки закрываем

1, 2, 3, 4, 5

вот и в группе мы опять,

можно глазки открывать

Заключительная часть

Воспитатель:  Собрали лепесток, открыли посылку, там внутри домовёнок Кузя,

-Привет ребята, вы молодцы справились со всеми заданиями, собрали все лепестки, а трудно было? (Беседа с детьми о занятии). Молодцы, ребята, вам подарок - новая музыкальная книга и раскраски с героями ваших любимых сказок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "В поисках цветика-семицветика"

Возрастная группа: старшая.Тема НОД: «В поисках цветика-семицветика»Ведущая образовательная область: познавательное развитие.Цель: создание условий для формирования элементарных математических пр...

КОНСПЕКТ НОД в старшей группе «На поиск Цветика –Семицветика»

Программное содержание: Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10, знания детей о геометрических фигурах,  умение соотносить количество предметов с цифрой.Уточнить знания детей о последова...

Конспект интегрированного итогового занятия (подготовительная группа) "В поисках цветика-семицветика"

Конспект интегрированного итогового занятия в подготовительной группе. Тема:"В поисках цветика- семицветика".Программное содержание: выявить ЗУН детей полученные в течении года, закрепить пройден...

Конспект занятия в старшей группе "В поисках цветика-семицветика"

Конспект занятия по математике в старшей группе «В поисках цветика-семицветика»...

Конспект открытого занятия в старшей группе по ФГОС «В поисках Цветика-семицветика»

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы; закрепление навыков порядкового и количественного счета (в т. ч. предметов) в пределах числового ряда пер...

Конспект открытого занятия в старшей группе по ФГОС «В поисках Цветика-семицветика»

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы; закрепление навыков порядкового и количественного счета (в т.ч. предметов) в пределах числового ряда перв...

Конспект занятия в старшей группе по ФГОС «В поисках Цветика-семицветика»

Конспект занятия в старшей группе по ФГОС «В поисках Цветика-семицветика» Проводит: Данилова Мария Александровна, воспитатель ГБДОУ д/с № 57 Цель: формирование элементарных матем...