В поисках цветика- семицветика
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
Занятие по ознакомлению с
художественной литературой и развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_poiskah_tsvetika_-semitsvetika.docx | 32.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления №173»
Занятие по ознакомлению с
художественной литературой и развитию речи
в старшей группе
« В поисках цветика – семицветика»
Выполнила: Шматкова И.В.
Воспитатель
г. Кемерово
Цель – развитие связной речи детей посредством ознакомления с художественной литературой.
Программные задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о русских народных сказках, сказках А.С. Пушкина,
умение различать народные и авторские сказки, учить детей ассоциировать содержание художественных произведений с определенным цветом. Обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости.
Развивающие: развивать связную речь, слуховое внимание, продолжать развивать навыки диалогической речи, формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, находить портрет автора сказки, вспомнить порядок появления героев в сказках. Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением. Развивать память, воображение, фантазию, мышление.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному
творчеству, сочувствие, желание помочь , чувство коллективизма. Закреплять умение ориентироваться в добре и эле.
Ход занятия:
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, нам пришла посылка. Кому же она адресована? (читает). Детям старшей группы. Открыть я её не могу, что же делать , смотрите сбоку какая –то записка. Я вам сейчас её прочитаю:
«Дорогие ребята! Я - домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки! Вот я решил сделать вам подарок.
Подарок мой лежит на дне
В моем волшебном коробе
Открыть тот короб сможет, дети,
Волшебный цветик-семицветик.
Как листочки соберете, подарок мой тотчас возьмете!
Вот, так домовёнок Кузя! Задал нам загадку! Посылка – короб стоит, но на нём замок весит. А замок-то и правда непростой - — это же серединка цветочка. Значит, если мы найдем лепестки цветика-семицветика, сможем открыть короб . Ребята, а вы угадали, что это за цветок? А почему он называется «семицветик»?
Дети: Это цветик - семицветик. Потому что у него семь лепестков.
Воспитатель: А в какой сказке живет этот цветок?
Дети: В сказке «Цветик – семицветик».
Воспитатель: А это авторская сказка или народная?
Дети: Это авторская сказка. Авторские сказки - это сказки, которые имеют своего автора.
Воспитатель: А кто написал эту волшебную сказку?
Дети: Валентин Катаев.
Воспитатель: А народные сказки, кто их сочинил?
Дети: Народные сказки - это сказки, которые сочинил народ
Воспитатель: А где растёт цветик – семицветик, как вы думаете? Конечно же в сказке. Готовы ли вы к путешествию в сказку? У нас путешествие в сказочную страну, на чем можно путешествовать в сказках? ( на ковре – самолете, на ступе бабы – Яги, с помощью шапки – невидимки, сапогов- скороходов, гусей- лебедей).
Предлагаю отправится на ковре – самолете, На ковер- самолет сядет тот, кто скажет, какая может быть сказка. (Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, умная, добрая, мудрая, необычная и т. д.) Дети проходят на ковер.
Речевая игра «По лесной тропинке»
По лесной тропинке (шагают друг за другом)
В сказку мы пойдём.
Цветик-семицветик
Быстро соберём.
Веточки березы (качают руками)
Ласково шуршат.
Лес чудес и сказок,
Принимай ребят! (кланяются)
Где ты, лепесточек (выглядывают поочередно из-под правой и левой руки) Найдём тебя, дружочек!
Помоги цветок собрать,
Все загадки отгадать! (хлопают в ладоши).
Основная часть
1.Воспитатель: Мы пришли с вами в сказку. Посмотрите, здесь расцвел цветик-семицветик. Он подскажет нам, какого цвета лепесток нужно найти. С какого лепесточка начнём, как вы думаете? Какого он цвета?
Дети: Желтый
Воспитатель: Ребята, какое время года напоминает этот цвет?
Дети: Осень. Воспитатель: Конечно! Желтый цвет напоминает красавицу осень. Что делают люди осенью в огороде?
Дети: Осенью люди в огороде собирают урожай.
Воспитатель: посмотрите, какая непонятная картинка. Что на ней изображено? Может быть сказка?
Дети: Сказка «Репка».
Воспитатель: Чтобы получить желтый лепесток нам нужно правильно расположить героев, кто за кем стоял, когда тянул репку.
- Сколько героев тянуло репку?
- Кто был первым? Последним?
- Кто стоял перед мышкой? Кто был позади кошки?
- Сколько людей тянуло репку: Сколько зверей?
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и получаете жёлтый лепесток.
2.Воспитатель: Какого цвета лепесток будем искать следующий. А это подскажет нам музыка. Что вы услышали? (Звук моря) С каким цветом ассоциируется у вас море? (С синим). Значит какого цвета лепесток будем искать ?
Дети: Синего цвета.
Воспитатель: Синий цвет, как бескрайнее море. В каких сказках встречается море?
Дети: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке»
Воспитатель: Скажите, а это народные сказки или авторские? Кто автор этих сказок? Чтобы получить лепесток синего цвета , нам нужно найти портрет автора этих сказок. Правильно – это А.С. Пушкин, автор сказок. Какие сказки Пушкина вы ещё знаете? ( «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»)
Воспитатель: Ребята, а вот и синий лепесточек. Молодцы!
3.Воспитатель: Скажите, какого цвета листок будет следующим? Для этого у меня есть подсказка - он стоит между синим и зеленым лепестком. Дети: Оранжевый.
Воспитатель: Как по- другому можно назвать оранжевый цвет?
Дети: Рыжий.
Воспитатель: Кто же в русских народных сказках самый известный рыжий герой?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Назовите сказки, в которых мы встречаем лисичку?
Дети: Сказки «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Лисичка — сестричка и серый волк», «Лиса и кувшин», «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка» и другие.
Дети давайте найдем лисичку . видимо оранжевый лепесток у неё . Воспитатель: Ребята, а вот и сама лиса, она хочет с вами поиграть и просит вас правильно назвать сказки .
Д/игра: «Назови правильно сказку»
«Гадкий котенок».
«Три волчонка».
«Солнечная королева»
«Петушок Ряба»
«Иван – царевич и зеленый крокодил».
«Волк и 7 тигрят»
«Пашенька и медведь»
«Царевна-индюшка»
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
«Иван-царевич и зеленый волк»
«Лисичка-сестричка и серая мышь»
"Зеленая шапочка»
"Кот в валенках"
«Царевна-индюшка»
«По рыбьему веленью»
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
«Даша и медведь»
«Волк и пятеро котят»
«Клевер-Семицветик»
«Утки-Лебеди».
Воспитатель: Спасибо, лисичка. Теперь у нас есть оранжевый лепесточек.
4.Воспитатель: Какого цвета лепесточек будет следующим? Он будет такого же цвета, какого цвета героиня сказки, а какой вы узнаете, если отгадаете загадку.
Захотел Кощей жениться
На красавице-девице.
Не дала она согласие
И случилось с ней несчастье,
И теперь сидит в болоте
Не в шелках и не в почёте…
Кто узнал ту пучеглазку,
Отгадал, конечно, сказку.
Воспитатель: Отгадали сказку? Правильно, это сказка «Царевна – лягушка», какого цвета героиня этой сказки? Правильно зеленого, значит, чтобы найти зеленый лепесток, нам нужно найти царевну –лягушку.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в веселых лягушек?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда проведём физминутку «Лягушки»
Вправо — прыг,
Влево—прыг
И потерли ушки.
Мы теперь не дети,
Мы теперь — лягушки!
На болоте две лягушки, две весёлые подружки,
Утром умываются, чисто вытираются.
Влево, вправо наклоняются
И обратно возвращаются.
Ручками хлопают, ножками топают.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям большой привет.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
И/игра »Что перепутал художник»
Воспитатель: Подарю лягушкам я зелёный лепесток,
Чтобы вы быстрей собрали свой цветок!
5.Воспитатель: Какого цвета лепесток следующий, после зеленого?
Дети: Фиолетовый цвет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, стрелки фиолетового цвета ведут сюда (к
конвертам фиолетового цвета.) Значит, здесь спрятан фиолетовый лепесток .
Откроем конверт, задание – собрать картину из сказки, дать ей название.
Д/и «Собери целое из частей»
Сказку правильно собрали
и названье верно дали
И за правильный ответ
Фиолетовый вам цвет.
6.Воспитатель:Ребята, какого цвета лепесток следующий?
Дети: Черного цвета.
Какой странный цвет — чёрный. Как вы думаете, что он олицетворяет — добро или зло?
Дети: Зло
Воспитатель: Каких злых героев из сказок вы знаете? (Баба Яга, Кащей -Бессмертный, Волк, Бармалей). Посмотрите вокруг, у кого может быть лепесток черного цвета, конечно же у бабы Яги. Как же нам получить волшебный лепесток? Правильно, нужно сказать волшебное слово, помните я вам читала сказку про это волшебное слово. Какое это слово? Кто попросит бабу Ягу вежливо. (ребенок говорит пожалуйста)
Баба-Яга: Давайте поиграем в игру: я буду загадывать загадки, если ответ на загадку — добрый персонаж, то вы захлопаете в ладоши, а если злой -затопаете.
-Он чемпион по кровожадности,
Он рекордсмен по беспощадности.
Он страх наводит на детей,
Он злой разбойник... (Бармалей).
- Лечит маленьких детей
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый... (доктор Айболит).
- Белая у злодея до пят борода,
В театре всех кукол он мучил всегда. «Подайте мне плётку!- гремел его бас.
Скажите скорее, кто он? (Карабас).
- Это что за очень странный,
Человечек деревянный?
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? (Буратино).
Всех грязнуль отчистит быстро,
Всех нерях умоет чисто
Умывальников начальник
И мочалок командир –
Знаменитый…(Мойдодыр).
-Молодцы, ребята, правильно отгадали все загадки. Получаете черный лепесток.
7. Воспитатель: Какого цвета лепесток будет следующий? Вы догадаетесь, если вспомните героиню сказки Ш. Перро о маленькой девочке в имени которой есть этот цвет.
Дети: Сказка «Красная Шапочка». Лепесток Красного цвета.
Воспитатель: У Красной шапочки есть волшебная палочка, с её помощь нам нужно превратить отрицательные черты героев в положительные.
Д/игра «Назови антонимы»
Лживый – правдивый
Трусливый – храбрый
Злой – добрый
Жадный – щедрый
Ленивый – трудолюбивый
Глупый- умный
Слабый- сильный
Грязный- чистый
Неряшливая -аккуратная
Холодный – горячий
Белый - черный
Воспитатель: Ребята, вы правильно назвали все слова, получите красный лепесток. Вы молодцы!
Воспитатель: Сколько лепестков мы собрали, правильно 7, значит теперь нам пора лететь обратно в свою группу вставайте все на ковёр- самолёт и он отвезёт нас в детский сад.
1, 2, 3 взлетаем, снова глазки закрываем
1, 2, 3, 4, 5
вот и в группе мы опять,
можно глазки открывать
Заключительная часть
Воспитатель: Собрали лепесток, открыли посылку, там внутри домовёнок Кузя,
-Привет ребята, вы молодцы справились со всеми заданиями, собрали все лепестки, а трудно было? (Беседа с детьми о занятии). Молодцы, ребята, вам подарок - новая музыкальная книга и раскраски с героями ваших любимых сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "В поисках цветика-семицветика"
Возрастная группа: старшая.Тема НОД: «В поисках цветика-семицветика»Ведущая образовательная область: познавательное развитие.Цель: создание условий для формирования элементарных математических пр...
КОНСПЕКТ НОД в старшей группе «На поиск Цветика –Семицветика»
Программное содержание: Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10, знания детей о геометрических фигурах, умение соотносить количество предметов с цифрой.Уточнить знания детей о последова...
Конспект интегрированного итогового занятия (подготовительная группа) "В поисках цветика-семицветика"
Конспект интегрированного итогового занятия в подготовительной группе. Тема:"В поисках цветика- семицветика".Программное содержание: выявить ЗУН детей полученные в течении года, закрепить пройден...
Конспект занятия в старшей группе "В поисках цветика-семицветика"
Конспект занятия по математике в старшей группе «В поисках цветика-семицветика»...
Конспект открытого занятия в старшей группе по ФГОС «В поисках Цветика-семицветика»
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы; закрепление навыков порядкового и количественного счета (в т. ч. предметов) в пределах числового ряда пер...
Конспект открытого занятия в старшей группе по ФГОС «В поисках Цветика-семицветика»
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы; закрепление навыков порядкового и количественного счета (в т.ч. предметов) в пределах числового ряда перв...
Конспект занятия в старшей группе по ФГОС «В поисках Цветика-семицветика»
Конспект занятия в старшей группе по ФГОС «В поисках Цветика-семицветика» Проводит: Данилова Мария Александровна, воспитатель ГБДОУ д/с № 57 Цель: формирование элементарных матем...