Викторина по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
материал по художественной литературе на тему

Угринович Ольга Яковлевна

Викторина по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл викторина по худ лит30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение детский сад №11 «Тополек»

Викторина на тему:

«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Подготовила:

 Угринович О.Я.

Воспитатель

г. Новокубанск

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с художественной литературой, закрепить знания слушателей по данной теме.

Задачи:

- обобщать знания педагогов по художественной литературе;

- способствовать внедрению   инновационных методик, технологий в образовательный процесс, современных форм организации совместной деятельности, направленных на повышение качества образовательного процесса.

- раскрыть творческий   потенциал каждого педагога;

Ход мероприятия:

В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Однако не стоит забывать, что она играет немаловажную роль в культурном развитии ребенка и формировании его речи.

Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные средства, приёмы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с литературой наиболее ярким и интересным. Вашему вниманию будут представлены некоторые приемы, используемые в работе с детьми на закрепление знаний художественных произведений.

Поскольку детям дошкольного возраста для лучшего запоминания необходимо использовать игровую форму, то в процессе мероприятия я предлагаю вам вжиться в роль детей и самим поиграть, выполняя предложенные задания.

Я приглашаю вас принять участие в Литературной Викторине. В конкурсе будут две команды. За ходом соревнований будет следить жюри. Итак, мы желаем командам успеха. Пусть победит сильнейший!

-1-

К какому виду творчества это относится?

«Как аукнется, так и откликнется» (пословица)

«На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка) 

«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)

Ри-та, ри-та, ри-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота, котовича,
За Петра Петровича.
 (Потешка) 

«В некотором царстве, в некотором государстве… » (Сказка)

«Ехала машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инте-Инте-интерес,
Выходи на букву С»
(Считалка)

-«Расскажу-ка я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские… » (
Былина.)

-«Красна девица, сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)

-2-

Кто мог бы быть автором такой «шуточной рекламы»?

1.Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину.

(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

 2. Несу золотые яйца. Дорого.

 ( Курочка Ряба, р.н.с. «Курочка Ряба»)

3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.

( Буратино, А.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)

4. Отмою всё!

( Мойдодыр, К.Чуковский «Мойдодыр»)

5. Доставка пирожков бабушке.

(Красная Шапочка, Ш.Перро «Красная Шапорчка»)

 6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.

(Доктор Айболит, К.Чуковский «Доктор Айболит»)

7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами

 ( Р.н.с. «Гуси-лебеди»)

8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.

 (Лиса, р.н.с. «Лиса и волк»)

9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.

 (Бабушка, р.н.с. «Колобок»)

10. Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой.

(Баба Яга)

-3-

Отгадайте загадки:

1. Болото – дом ее родной.
   К ней в гости ходит Водяной. (
Кикимора)

2. Так быстро от принца девица бежала,
   Что туфельку даже она потеряла. (
Золушка)

3. Мальчик с гусями летал в поднебесье.
   Как мальчика звали? Скажите все вместе! (
Нильс)

4. Она была подружкой гномов,
   И вам, конечно же, знакома. (
Белоснежка)

5. Дюймовочки жених слепой,
   Живет все время под землей. (
Крот)

6. Этот толстяк живет на крыше,
   И летает он всех выше. (
Карлсон)

-4-

Задание в конверте (розовый и красный)

Придумайте загадку – отрицание для другой команды, например,

«Не ездок, а со шпорами
Не сторож, а всех будит»
 про

- кошку

- медведя

-5-

Закончите пословицу:

«Что написано пером… » (не вырубишь топором)

«Без труда… » (не выловишь рыбки из пруда)

«Семь раз отмерь… » (один раз отрежь)

«Что посеешь… » (то и пожнешь)

«Любишь кататься… » (люби и саночки возить)

-6-

Вспомните,  кто говорил  такие волшебные слова:

  1. « По щучьему веленью,  по-моему,  хотенью…» (Емеля)
  2. « Сивка-бурка,  вещий каурка!   Стань  передо мной,  как лист перед  травой!»  (Иванушка-дурачок)
  3. « Спи,  глазок, спи,  другой!» (Крошечка-Хаврошечка)
  4. « Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?»  (Морозко)
  5. «Как мне не печалиться,  серый волк, остался я без доброго коня…»  (Иван-царевич)
  6. « Несу косу на плечи, хочу лису посечи,  слезай, лиса, с печи!» (петушок)

-7-

Назовите сказки, в которых есть эти предметы и герои.

яйцо — курочка Ряба, Про Кощея Бессмертного, Гадкий утёнок,

яблоко — Сказка о мёртвой царевне, Сказка о молодильных яблоках и живой воде, Гуси — лебеди,

кот — Кот в сапогах, Бременские музыканты,

цифра три — Три медведя, Три поросёнка,

Царевна — лягушка — три брата, лягушка –путешественница, Дюймовочка, Теремок.

-8-

Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:

Слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном  слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора.

 (1-ая младшая группа)

Слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.  

(2-ая младшая группа)

Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы , связанные с содержанием текста.

(Средняя группа)

Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально, передавать содержание произведения, выразительно читать стихи.  Учить различать жанры литературных произведений  и некоторые особенности  каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения.

 (Старшая группа)

-9-

Назовите автора произведения:

«Приключения Чипполино» (Д.Родари)

«Приключения Незнайки и его друзей» (Н.Носов)

«Волшебник Изумрудного города» (А.Волков)

«Алиса в стране чудес» (Э.Кэрролл.)

«Цветик-семицветик» (В.Катаев)

-10-

Задание в конверте (зеленый и желтый)

Назвать детские художественные произведения, написанные:

К. И. Чуковским («Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит», «Крокодил», «Телефон», «Чудо-дерево», «Путаница», «Бармалей», «Топтыгин и луна», «Радость», «Обжора» и др.)

А. Л. Барто («Игрушки: Мишка, Бычок, Слон, Зайка, Лошадка, Грузовик, Мячик, Козлёнок, Кораблик, Самолёт, Флажок», «Воробей», «Кто как кричит», «Лягушата», «Резиновая Зина», «Ути-ути», «Игра в стадо», «Девочка чумазая»,  «Мы с Тамарой» и др)

Заключение.

Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности.

В заключении хочу отметить, что в материалах сказок есть необходимое обоснование возможности развития воображения и эмоциональной сферы дошкольника.. Сказка - источник мудрости. Она учит доброте, смелости и честности, проявлять любовь к малой родине, к своей семье.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«На горке» Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

-Познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»-развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;-учить...

Мое видение и решение проблемы использования методов и приемов при ознакомлении дошкольников с художественной литературой

Сообщение для педсовета на тему: "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"....

МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории

Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...

МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в первой младшей группе Тема: рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Подготовила и провела: Глебова

Тема:Рассказывание русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию сказки и учить понимать её содержание. Развивать воображение, фантазию. Вызы...

Викторина по ознакомлению детей с художественной литературой на тему «Путешествие в сказки».

Викторина по ознакомлению детей с художественной литературой на тему «Путешествие в сказки»....