Проект по литературному развитию детей
проект по художественной литературе (старшая группа) на тему
Проэкт по литературному развитию детей "Необыкновенные приключения детей и их родителей в сказочной стране Лукоморье."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobyknovennye_priklyucheniya_detey.docx | 63.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по литературному развитию детей
Тема: «Необыкновеные приключения детй,их родителей и педагогов в сказочной стране Лукоморье.»
Группа: подготовительная
Вид проекта: познавательно-творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы «Алые паруса.» воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению.
Задачи:
-сформировать устойчивый интерес к литературе и искусству , интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
- познакомить детей с творчеством А .С. Пушкина , фактами его биографии, почему А . С. Пушкина называют «Народный поэт»;
-обучать понимать красоту поэзии Пушкина;
-развивать в детях интерес к поэзии, чувство ритма , умение пользоваться богатством русского языка, образными выражениями, пословицами, поговорками;
-приобщать детей к владению русским языком;
-воспитывать интерес к творчеств Пушкина;
-формирование почтительное отношение к национальным и культурным традициям своего народа;
- формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам ,взрослым людям других национальностей;
- познакомить с историей возникновения книг, книгопечатанья, создания библиотек;
- дать представление о том, что книга незаменимый источник знаний;
-прививать любовь к родной природе, воспитывать желание беречь и охранять ее красоту.
Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, изобразительная, конструирование.
Принципы:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Актуальность:
Книга сосредотачивает в себе всю духовную составляющую человека, копит и распространяет его знания и опыт, она была и остаётся носителем истины, милосердия, гуманности. Знания, почерпанные из книги, способны вознести к вершинам жизни. Книга предстаёт перед нами как наилучший способ соприкосновения с людьми, народами, поколениями. Она способна осуществить невозможное – стереть временные границы.
Перемещая своего читателя в соответствующую эпоху, она даёт прочувствовать всю атмосферу, открывает как центральные, широкомасштабные, так и мельчайшие компоненты тех времён. Хвала книгам как стражам духовной истории человечества, прочнейшим звеньям между поколениями. Великое заблуждение кроется за мнением, что разные времена предполагают разные проблемы. Разумеется, окружающий мир и условия жизни меняется, но душевный мир неизменен.
Говоря незатейливо, книга является кладезем знаний и идей, мыслей, ценных советов, построенных на изящных примерах. Она открывает перед нами тайны прошлого, будущего и, в конце концов, настоящего, формируя поистине значимые, фундаментальные ценности, упорядочивая и налаживая жизнь, обучая нас сосуществовать в мире, ценить, уважать и любить других и себя.
Книга достойна любви и детей, и взрослых, и простых рабочих, и серьёзных учёных. Поэтому мы и называем книгу источником знаний. Обесценивая её, человек теряет возможность учиться, становиться образованным, узнавать о Вселенной, окружающей его и, самое главное, человек теряет возможность открывать себя самого.
Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций народа у детей, совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.
Методы и приемы работы:
— Заучивание стихов.
— Использование пословиц, загадок, поговорок.
— Чтение художественной литературы.
— Использование народных песен и танцев.
— Проведение народных игр.
— Использование народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
— Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
— Рассказ о народных обычаях и традициях.
— Рассматривание иллюстраций.
— Беседы, вопросы, разъяснения.
— Показ презентаций.
Формы образовательной работы с детьми
— Организованные занятия.
— Совместная деятельность.
— Праздники и развлечения.
— Наблюдения в быту и природе.
— Слушание музыки.
Адресная направленность
Опыт проектной деятельности на тему «Необыкновенные приключения детей , родителей, педагогов в библиотеке !» адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к чтению художественной литературы.
Планируемые результаты:
-сформирован устойчивый интерес к чтению ;
-знакомы с биографией А. С. Пушкина ;
-имеют представление о поэзии, стихах ,сказках А.С. Пушкина ;
-знают наизусть отрывки из сказок ;
- знают традиции народов населяющих нашу страну ;
- сформирован интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства ;
- испытывают любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту ;
- знакомы с историей возникновения книг, книгопечатанья, создания библиотек .
План реализации проекта
I этап – подготовительный | ||
Срок | Мероприятия | Ответственные |
Сентябрь | -Подбор методической и художественной литературы. -Поиск информации для родителей. -Определение тематики сценария театральной постановки. -Изготовление атрибутов к сказке. -Выбор объектов для экскурсии. — Первичный мониторинг. — Анкетирование родителей. — Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д. -составление конспектов ООД. | Воспитатели, родители, родительский комитет группы, специалисты. |
II этап – практический - реализация проекта | ||
Срок | Мероприятия | Ответственные |
Октябрь | -Беседа «История возникновения библиотек.» Цель: познакомить детей с историей возникновения письменности , книгопечатания, библиотеками . - Просмотр презентации «Возникновение письменности на Руси. Первые библиотеки.» Цель: закрепить полученные знания о истории возникновения письменности ,познакомить с Создателями русского алфавита монахами Кириллом и Мефодием. - Экскурсия в библиотеку. Цель: познакомить воспитанников с сосредоточением книг, источником знаний многих поколений ,с поэтом А. С. Пушкиным. - анкетирование родителей | Воспитатели, родители, родительский комитет группы, специалисты библиотеки |
Ноябрь | -Беседа « А .С. Пушкин народный поэт.» Цель: познакомить с биографией поэта, обучать понимать красоту поэзии Пушкина, формировать интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства -Чтение и заучивание стихов А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало.», «Утро.» -Чтение сказки «Сказка о золотой рыбке.» -художественно-эстетическое развитие (лепка) «Золотая рыбка.» - художественно-эстетическое развитие (рисование ) «Осенний лес.» - оформление альбома А.С. Пушкин. «Пушкинские места.» -консультация для родителей «Волшебный мир сказок А.С. Пушкина.» -просмотр мультфильма «Сказка о золотой рыбке.» -Д.И «Сказочники.», «Найди рифму.» -развлечение « У лукоморья.» -консультация специалистов библиотеки для родителей. «Приобщение детей к чтению.» | Воспитатели, родители, родительский комитет группы, специалисты |
Декабрь | - Беседа « Что за прелесть эти сказки.» -Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.» -чтение и заучивание стихотворения « Зимний вечер.» , «Утро.» -художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Зимний вечер.» - художественно-эстетическое развитие (рисование ) «Волшебный лес.» -конкурс чтецов. - конкурс рисунков. -оформление выставки книг. -экскурсия в библиотеку. -изготовление самодельных книг. | Воспитатели, родители, родительский комитет группы, специалисты |
Январь | -просмотр презентации библиотека имени А.С. « Пушкина в Москве.» - чтение сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане.» -чтение стихотворений «Зимнее утро.», «Ветер ,ветер! Ты могуч!» -беседа «Я памятник воздвиг себе нерукотворный!» -конкурс чтецов. -викторина « Сказки А.С. Пушкина.» -сюжетно-ролевая игра «Театр.» -художественно-эстетическое развитий (рисование) по мотивам сказки «О царе Салтане.» -художественно-эстетическое развитий (аппликация) по мотивам сказки «О царе Салтане.» -Д.И. «Что значит слово.», «Скажи по другому.» - театральна деятельность по мотивам сказки « Сказка о старике и золотой рыбке.»
| Воспитатели, родители, родительский комитет группы, специалисты |
III этап – итоговый | ||
Март | -статья в портал педагога « Творчество А.С. Пушкина- достояние России.» -фотоотчет о проделанной работе. -развлечение « Сказочные приключения в сказочной стране Лукоморье.» -итоговая беседа «А.С. Пушкин – мой любимый поэт !» - публикация проекта в личном мини сайте на портале педагога. - создание фотоотчета на личном мини-сайте. | Воспитатели, родители, родительский комитет группы, специалисты |
- Литература: Алексеев М. П. Пушкин и мировая литература. — Л., 1984.
- Алексеев М. П. Пушкин. Сравнительно-историческое исследование. — Изд. 2-е. — Л., 1974.
- Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина // Соч. Пушкина. В 7 т. — Т. 1. — СПб, 1855.
- Анциферов Н. П. Петербург Пушкина. — М., 1950.
- Анциферов Н. П. Пушкин в Царском Селе. — М., 1950
- А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. В 2 т. — М., 19.
- Вацуро В. Э., Гилельсон М. И. Сквозь «умственные плотины». — М., 1972.
- Вацуро В. Э., Гилельсон М. И. Сквозь «умственные плотины». — Изд. 2-е. — М., 1986.
- Гессен А. И. Жизнь поэта. — М., 1972.
- Гинзбург Л. Я. О лирике. — Изд. 2-е. — Л., 1974.
- Глинка В. Пушкин и Военная галерея Зимнего дворца. — Л., 1949.
- Зажурило В., Кузьмина Л., Назарова Г. «Люблю тебя, Петра творенье...»: Пушкинские места Ленинграда. — Л.: Лениздат, 1989.
- Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. — Л. 1975.
- Лежнев А. З. Проза Пушкина. Опыт стилевого исследования. — М., 1937.
- Лежнев А. З. Проза Пушкина. Опыт стилевого исследования. — Изд. 2-е. — М., 1966.
- Лернер Н. О. Рассказы о Пушкине. — Л., 1929.
- Лернер Л. О. Труды и дни Пушкина. — Изд. 2-е. — СПб., 1910.
- Лотман Ю. М. Пушкин [статьи и заметки; комментарий]. — СПб., 1995.
- Лотман Ю. М. Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». — Тарту, 1975.
- Мейлах Б. С. Жизнь Александра Пушкина. — Л., 1974.
- Модзалевский Б. Л. Пушкин и его современники. — СПб., 1999.
- Модзалевский Б. Л. Пушкин. — Л., 1929.
- Пушкин: Альбом / А. И. Минина. — Л.: Изокомбинат «Художник РСФСР», 1990. — («Семья художника»).
- Стихи Пушкина 1820— 30-х гг. / ред. Н. В. Измайлов. — Л., 1974.
- Страхов Н. Н. Заметки о Пушкине и других поэтах. — СПб., 1888.
- Цявловская Т. Г. Рисунки Пушкина. — М., 1970.
- Цявловская Т. Г. Рисунки Пушкина. — Изд. 4-е. — М., 1986.
- Цявловский М. А. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. В 2 т. — М., 1951.
- Цявловский М. А. Статьи о Пушкине. — М., 1962.
- Черейский Л. А. Пушкин и его окружение. — Л., 1975.
- Черняев Н. И. Критические статьи и заметки о Пушкине. — Х., 1900.
- Шкловский В. Б. Заметки о прозе Пушкине. — М., 1937.
- Щеголев П. Е. Дуэль и смерть Пушкина. — М., 1936.
- Щеголев П. Е. Помещик Пушкин и другие очерки. — М., 2006.
- Щеголев П. Е. Из жизни и творчества Пушкина. — Изд. 3-е. — М.-Л. 1931.
- Эйдельман Н. Я. Пушкин и декабристы. — М., 1979.
- Эйдельман Н. Я. Пушкин. История и современность в художественном сознании поэта. — М., 1984.
- Эфрос А. М. Автопортреты Пушкина. — М., 1945.
- Эфрос А. М. Рисунки поэта. — М., 1933.
1 этап
Анкета для родителей «Семейное чтение»
Уважаемые родители!
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Исходя из этого очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге.
Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его.
Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
Ваши Ф. И. О. ___
Ф. И. ребёнка ___
1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?
• несколько книжных полок;
• книжный шкаф;
• стеллажи с книгами;
• другое.
2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
• да;
• нет.
3. Часто ли вы читаете ребенку книги?
• каждый день;
• каждый вечер перед сном;
• когда попросит;
• иногда.
4. Читаете ли Вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете?
• периодическую литературу (журналы, газеты,
• познавательную литературу,
• художественную литературу,
• нет
5. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?
• сказки;
• стихи;
• литературу о природе;
• энциклопедии, книги познавательного содержания;
• нет определенных предпочтений.
6. Как вы выбираете книгу для чтения малышу?
• по просьбе ребенка;
• случайно;
• другое
7. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?
• мать;
• отец;
• другие члены семьи (указать кто) ___
• все вместе
8. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
• да;
• нет;
• иногда.
9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?
• да;
• нет;
• не знаю.
10. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?
• в дошкольном возрасте;
• в школе;
• затрудняюсь ответить.
11. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?
• да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним будущее;
• когда как;
• нет, книгу ничто не заменит.
12. Что даёт современному ребёнку чтение книг?
• способствует интеллектуальному развитию ребёнка;
• способствует познанию мира;
• развивает память, мышление;
• совместное общение со взрослым;
13.Желаете ли вы принять участие в проекте литературное развитие детей.
Спасибо за искренние ответы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К ПРОБЛЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ (НА ПРИМЕРЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ)
В статье раскрываются подходы к определению понятия литературного развития для дошкольников 3-4 летнего возраста, его компоненты и особенности, определяются некоторые педагогические условия для оптими...
Компьютерная презентация как средство литературного развития детей старшего дошкольного возраста
В статье изложены актуальность изучаемой проблемы, даны основные понятия - литературного развития детей дошкольного возраста и ИКТ-технологий в образовании. Компьютерная презентация рассматривается в ...
Презентация "Литературное развитие детей младшего дошкольного возраста"
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Её роль велика в развитии речи дошкольника. Огромно её воспитательное,...
Инновационный педагогический опыт воспитателя Арсентьевой Натальи Викторовны по теме «ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С БАСНЕЙ»
Литературное развитие ребенка это – понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-х...
Литературное развитие детей старшего дошкольного возраста
Особенности восприятия детьми литературных произведений...
Примерная программа литературного развития детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
В данном материале представлена система работы по литературному развитию детей.Использовались образовательно - игровые ситуации для обогащения литературного опыта и формирования читательской куль...
Проект «Добрые сказки В. Сутеева " Театрально – игровая деятельность как средство художественно – литературного развития детей среднего дошкольного возраста.
Проект предназначен для реализации в средней возрастной группе. Содержание проекта раскрывает возможность формирования у детей представлений о творчестве В. Сутеева, приобщению к книге, к художественн...