Литературное развитие детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Особенности восприятия детьми литературных произведений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_razvitie_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное развитие детей старшего дошкольного возраста
Особенности восприятия детьми литературных произведений
В центре взаимодействия человека с произведением искусства находится не интеллектуальный процесс, а эмоциональное переживание. Л.М. Гурович считает, что умение воспринимать и понимать литературное произведение складывается из нескольких составляющих:
- умение представлять в своем воображении картины, нарисованные писателем, увидеть обстановку, внешность героев, их действия, поступки, взаимоотношение;
- познавательная деятельность, в результате которой читатель (слушатель) осознает идею произведения, постигает его смысл, пытается понять мотивы поступков персонажей, причины их переживаний;
- эмоциональный отклик на художественное произведение (подробнее об этом см. Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова «Ребенок и книга»).
Возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений.
- Первый период длиться «от двух до пяти», второй начинается примерно с пяти лет и, как считает К.И. Чуковский, продолжается всю жизнь. До пяти лет ребенок в своем сознании не отделяет искусство от жизни, поэтому к произведениям искусства относится или как к игрушкам, или как к буквальному отражению жизни, а к самому искусству относится как к интересной игре.
- Во втором периоде ребенок начинает воспринимать как отражение «другого» мира, созданное другим человеком, обладающим другими мыслями, чувствами и фантазиями. В этот период он уже сам способен определить жизнь от искусства и искусство становится для него самоценным.
Методика работы с книгой в процессе ознакомления
с художественной литературой (старший дошкольный возраст)
Методика ознакомления дошкольников с литературными произведениями исследована в работах Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, О.И. Соловьевой, Л.М. Гурович и других. Большинство исследователей выделяют две основные формы ознакомления детей с произведениями:
- - на специальных занятиях, во время которых воспитатель может передавать текст, читая детям (наизусть или по книге) или рассказывая;
- - вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и т.п.).
В соответствии с этим можно выделить основные методы ознакомления с художественной литературой:
- - чтение воспитателя по книге или наизусть;
- - рассказывание воспитателя;
- - заучивание наизусть стихотворений или прозаических текстов (небольших по объему);
- - инсценирование.
Традиционно выделяются несколько типов занятий:
1. Чтение или рассказывание одного произведения.
2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов.
3. Чтение или рассказывание литературных произведений в сочетании с произведениями, принадлежащими к другим видам искусства (прослушивание литературных или фольклорных произведений с музыкальными или с рассматриванием репродукции с картины известного художника).
4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (игрушек, настольного театра, кукольного и теневого театра, фланелеграфа, диафильмов, диапозитивов и т. п.).
Выделяют несколько этапов подготовки к занятию:
- - подготовка воспитателя к чтению художественного произведения;
- - постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;
- - отбор методов работы с книгой.
Довести до понимания детей главный замысел автора, основную мысль произведения – в этом заключается главная литературная задача, и формулировать ее рекомендуют всегда конкретно.
При повторном чтении рекомендуется постановка задач другого рода: обратить внимание детей на изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.п.
На этапе подготовки также необходимо определиться с выбором методических приемов:
- - основные: выразительное чтение, повторное чтение, выборочное чтение;
- - вспомогательные: показ игрушки, иллюстрации, картинки; элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы используются чаще);
- - словесные приемы: объяснение непонятных детям слов; введение слов – этических оценок поступков героев («храбрец», «трудолюбивая», «бездельница», «решительный», «мужественный», «добрый», «злой» и т.п.); привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями и т.п.
Структура типичного занятия:
1) предварительная подготовка детей к ознакомлению с произведением; обеспечение полноценного первоначального восприятия текста, включающая в себя:
-беседу, которая готовит к предстоящей встрече с книгой;
-показ иллюстраций;
-объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений;
-рассказ о творчестве писателя, об истории создания обсуждаемого произведения.
2) первичное знакомство с произведением в процессе выразительного чтения текста воспитателем.
3) беседа о прочитанном, уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста.
4) повторное чтение произведения или чтение понравившихся эпизодов с целью углубления воспринятого.
Главная цель первой части занятия – подготовить детей к восприятию произведения, помочь войти в мир, созданный художником слова, связать их жизненный и литературный опыт с темой произведения. В такую беседу целесообразно включить показ иллюстраций, объяснения воспитателя, его рассказ о творчестве писателя, об истории создания того или иного произведения.
Завершить подготовку к восприятию необходимо указанием жанра произведения (рассказ, сказка, стихотворение), его названия и фамилии автора.
Далее следует вторая часть занятия – выразительное чтение художественного произведения воспитателем.
По окончании чтения или рассказывания, пока дети находятся под сильным впечатлением, необходима небольшая пауза.
Следующий этап – беседа о прочитанном. Первое восприятие вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображенным в произведении событиям и героям, но вместе с тем является еще неполным, поверхностным. Задача воспитателя – в процессе беседы после чтения углубить, уточнить первоначальное восприятие и понимание текста. С этой цель предлагается несколько категорий вопросов:
1. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоционально отношение детей к явлениям, событиям, героям:
2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему:
3. Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей:
4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности:
5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания, способствующие выявлению логической последовательности событий.
6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам:
Последняя часть занятия представляет собой повторное чтение текста с целью углубить прочитанное. Рекомендуется завершать занятие повторным чтением всего произведения, если оно небольшое по объему, или отдельных понравившихся эпизодов.
Можно также предложить прием, усиливающий воздействие текста и способствующий лучшему его пониманию, - рассматривание иллюстрации.
У детей старшей группы (пять-шесть лет) предполагается формировать следующие умения:
- - устанавливать многообразные связи в сюжете произведения;
- - не только видеть поступки, но и раскрывать переживания героев;
- - понимать скрытые мотивы поступков героев;
- - эмоционально относится к героям произведения, откликаться на описываемые события;
- - выражать свое отношение к персонажам и мотивировать его;
- - характеризовать нравственные качества персонажей;
- - различать жанровые особенности стихотворных и прозаических произведений;
- - обращать внимание на язык произведения, авторские приемы изображения (эпитеты, сравнения, метафоры и т. п.).
В подготовительной группе (шесть-семь лет) должны быть сформированы следующие умения:
- - проникать в смысл произведения, видеть авторскую позицию;
- - осмысливать не только действия героев, но и проникать в их внутренний мир, видеть скрытые мотивы поступков;
- - в своих эмоциональных оценках учитывать коллизию всего произведения, а не только его отдельные фрагменты;
- - выделять композиционные особенности произведений;
- - различать жанровую природу рассказов, сказок, стихотворений;
- - понимать смысловую и эмоциональную роль слова в произведении;
- - воспринимать текст без опоры на иллюстрацию, с учетом достаточно высокого уровня развития воссоздающего воображения.
Литература:
Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей дет. сада / под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981
Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001
Книга для воспитателей детского сада. Под ред. Логиновой В. И. — М.: Просвещение, 1992
. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению… М.: издательский центр «Академия», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема литературного образования детей старшего дошкольного возраста.
Проблема литературного образования детей старшего дошкольного возраста. Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимает важное место в современной отечественной п...
Компьютерная презентация как средство литературного развития детей старшего дошкольного возраста
В статье изложены актуальность изучаемой проблемы, даны основные понятия - литературного развития детей дошкольного возраста и ИКТ-технологий в образовании. Компьютерная презентация рассматривается в ...
Педагогическое сопровождение развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития у детей разных способностей, и во многом от взрослых зависит, насколько дошкольн...
Проблема литературного образования детей старшего дошкольного возраста
Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимает важное место в современной отечественной педагогике....
Консультация для педагогов «Педагогическое сопровождение развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития у детей разных способностей, и во многом от взрослых зависит, насколько дошкольн...