"Литературное образование дошкольников с учётом достижений инновационных технологий"
учебно-методический материал по художественной литературе на тему
Данный методический материал рассказывает об особенностях использования литературного материала, его влияние на формирование мировоззрения дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_obrazovanie_doshkolnikov.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Литературное образование дошкольников с учетом достижений
инновационных технологий»
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно - образовательными задачами и возрастом детей. Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения. Литературный материал оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Воспитание читателя – процесс длительный и трудоемкий, поэтому художественные произведения и задачи приобщения детей к литературе для каждого дошкольного возраста свои. В дошкольном возрасте наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественные произведения; сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
В круг детского чтения входят:
- произведения устного народного творчества и народов мира;
- классическая детская литература (отечественная и зарубежная);
- современная литература (русская и зарубежная).
Круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрированные книги. Детская литература несет познавательную, воспитатель-ную, эстетическую, коммуникативную функцию.
Одной из технологий, которые могут быть использованы педагогами в ходе форми-рования литературного образования дошкольников, является педагогическая технология, основанная на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Данная технология развивает у детей системное мышление и творческое воображение, расширяет представление дошкольников о литературных источниках информации, учит их ориентироваться в тематике книг и структуре литературных произведений. Важными составляющими технологии, основанной на ТРИЗ, являются: работа с сюжетной картиной (авторы И.Мурашковская, Т. Сидорчук), метод синектики (автор У.Гордон), метод «Умные сказки» (Е.Синицына).
Целью работы с сюжетной картиной является обучение детей составлению описательных рассказов по сюжетам разных художественных произведений (сказки, поэзия, проза). Обучение строится в форме игр, сопровождающих каждый этап ознакомления с картиной (состав картины, объекты картины, связь объектов, описание, местонахождение, действия и тд.).
Метод синектики, цель его применения - учить детей менять точку зрения на обычные объекты: видеть в незнакомом – знакомое, в привычном – чуждое. В основе метода лежат четыре типа мыслительных операций: личное уподобление (эмпатия), отождествление себя с кем –либо, умение сопереживать объекту; прямая аналогия – поиск сходных процессов в других произведениях; символическая аналогия – использование метафор, поэтических образов; фантастическая аналогия –представление объекта или процесса в будущем. Этот метод можно использовать при изучении поэзии, потешек, стихов с юмором, парадоксами, небывальщиной.
Метод «Умные сказки» включает в себя: сказку, завершающуюся логическими заданиями (нарисуй, обведи по контуру, «четвертый лишний», «скажи наоборот»). Сказку-выбор ( выбор ребенка и выбор героя сказки). Сказку – путешествие (карточки-пиктограммы, цепочка фигурок). Сказочные образы неподвластны времени. В сказках разных народов и разных времен встречаются образы простовато –глуповатого волка, трусливого зайца, медведя –увольня, лукавой лисы.
Художественная литература учит детей ненавязчиво оценивать дела и поступки людей в свете понятий о том, что такое хорошо и что плохо, как себя вести в той или иной ситуации. Воспринимая произведения художественной литературы, дошкольники испытывают разные чувства: радости, гордости, страха, сочувствия, злости и др. Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы – предоставить ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обога-тить свой литературный опыт. Если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщиться к чтению книг.
Литература
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и ме-тодические рекомендации. – 2-е изд.- М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.-80 с.
Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие/ автор-составитель О.В.Толстикова, О.В. Савельева – Екате-ринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО»,2014. – 193с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: «Система формирования экологических представлений у дошкольников в процессе внедрения инновационных технологий в ДОУ».
Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного п...
цель и задачи литературного образования дошкольников
Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, - это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.Задачи и содер...
Система формирования экологических представлений у дошкольников в процессе внедрения инновационных технологий в ДОУ
Система формирования экологических представлений у дошкольников в процессе внедрения инновационных технологий в ДОУ...
Тема: «Литературное образование дошкольников»
Справка о взаимопосещении ...
Литературное образование дошкольников совместно с родителями в условиях детского сада.
Илюшенко Лариса Борисовна, воспитательМБДОУ детского сада № 35 г. Ангарска ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА...
Презентация" Роль детской книги в литературном образовании дошкольников"
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Дети начинают осознано относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспро...
«Построение развивающего образования дошкольников, как инструмент достижения требований ФГОС ДО» по технологиям «ПРОдетей» (ФИРО)
Программа ставит своей целью всестороннее развитие ребенка и направлена на решение следующих образовательных и развивающих задач:Образовательные и развивающие задачи: освоение содержания, отвечающего ...