Мамины помощники (дифференцировать звуки Р-Л )
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) по теме

 Ирина Андреевна

К): развивать слуховое внимание; учить дифференцировать звуки Р-Л;

(П): развивать произвольную память, уточнить знания детей о предстоящих праздниках;

(С): учить работать в коллективе (отвечать по поднятой руке, не перебивать друг друга).

 

(К): развивать фонематический слух; учить правильно произносить звуки.

(П): дать знания о звуках летящего самолета и работающего мотора.

(С): учить работать вместе, действовать по команде воспитателя.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kompleksa_po_razvitiyu_rechi.docx45.59 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи по областям:

Коммуникация (К)

Познание (П)

Чтение художественной литературы (ЧХЛ)

Социализация (С)

Физическая культура (Ф/К)

Безопасность (Б)

Вид деятельности

Методика проведения

Форма организации

Утро

(К): совершенствовать дикцию (отчетливое произношение звуков речи); совершенствовать диалогическую речь, умение пользоваться развернутыми ответами.

(П): расширить знания о работе речевого аппарата, его значении для человека.

(ЧХЛ): развивать интерес к художественной литературе, жанру сказке.

(С): согласовывать свои действия с действиями воспитателя и  детей.

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата, тренировка мышц языка.

Чтение художественной литературы - «Сказки о веселом язычке» и выполнение упражнений

Артикуляционная гимнастика

Дети садятся вокруг воспитателя.

Ребята, послушайте, какую я сейчас вам расскажу сказку. Она называется «Сказка о веселом язычке»

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

Наш Язычок умеет петь, говорить разные звуки. Однажды он решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз, почувствовал, что стало холоднее, и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

В процессе чтения сказки, выполняю с детьми упражнения, которые в ней даются. После чтения всей сказки, спрошу у детей, о чем была сказка, понравился ли им весёлый Языок? Задам вопросы: где живет веселый Язычок? Чем закрыт домик веселого Язычка?  

Фронтальная

Фронтальная, индивидуальная

Введение в тему дня: «Мамины помощники»

Создание речевой мотивации

(К): развивать связную речь, учить отвечать обдуманно.

(П): дополнить знания детей о значении их помощи маме.

(ЧХЛ): развивать интерес к стихотворению.

(С): согласовывать свои действия с действиями воспитателя и других детей.

(Ф/К): развитие ручного праксиса, моторику движений пальцев рук.

(К): развивать речевой слух; речевую активность детей, развивать дикцию.

(ЧХЛ): развивать интерес к произношению созвучных строк.

(С): учить действовать согласованно, вместе, хором произносить чистоговорки.

Разучивание пальчиковой гимнастики

Разучивание чистоговорок

Дети стоят вокруг воспитателя.

Ребята, вы знаете, что такое семья? (ответы детей)

Сейчас я расскажу вам стихотворение, послушайте его:

«Семья»

 Раз, два, три, четыре!    (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!    (хлопают в ладоши)

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

котенок Рыжик – раз, котенок Ларик - два, мой щегол, сверчок и я    (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).

Вот и вся моя семья!

Давайте мы с вами сейчас разучим это стихотворение.

Разучиваю стихотворение с детьми.

Ребята, как вы думаете, надо ли помогать маме? Почему ей надо помогать? А вы помогаете дома своей маме? А как вы ей помогаете, что вы делаете? Вы любите помогать маме?

(ответы детей)

Дети стоят вокруг воспитателя.

Давайте сейчас мы с вами разучим небольшие стихотворения.

Разучиваю с детьми чистоговорки:

Ла-ра-ла – мама с работы пришла;

Ра-ла-ра – прибежала детвора;

Ло-ро-ло – мама вымыла стекло;

Ро-ло-ро – делай людям всем добро;

Лу-ру-лу – пылесос стоит в углу;

Ру-лу-ру – я игрушки уберу.

Фронтальная

Фронтальная

К): обучать правильному произношению звука Р;

отчетливо и достаточно громко произносить слова с этим звуком: развивать речевое дыхание; развивать слуховое внимание.

(П): дать знания о различии между зернами риса и гречки, активизировать словарь детей «гречневая каша», «рисовая каша»

(ЧХЛ): развивать интерес к стихотворению.

(С): учить работать в коллективе, уступать друг другу, действовать по очереди;

(Ф/К): развивать соотносящие, хватательные движения рук, развивыать ручеой праксис, дифференцированные движения пальцев рук.

Разделение зерен риса и гречки

Воспитатель сидит с детьми за столами.

Ребята, будем помогать маме перебирать крупу и варить кашу? У нас есть зерна риса и гречки. Они в этой тарелочке. Нам необходимо разделить зерна разного вида по этим двум тарелкам, произнося при этом отчетливо их названия. Стихотворение:

Я мамуле помогаю,

Я крупу перебираю:

Гречка-рис,

Гречка-рис,

Будет мамочке сюрприз.

Перебираю зерна вместе с детьми, обращаю внимание на то, чтобы они четко произносили звук Р и Л в названиях зерен.

По подгруппам

Непосредственно образовательная деятельность

Тема НОД «Мамины помощники»

(К): развивать слуховое внимание; учить дифференцировать звуки Р-Л;

(П): развивать произвольную память, уточнить знания детей о предстоящих праздниках;

(С): учить работать в коллективе (отвечать по поднятой руке, не перебивать друг друга).

(К): развивать фонематический слух; учить правильно произносить звуки.

(П): дать знания о звуках летящего самолета и работающего мотора.

(С): учить работать вместе, действовать по команде воспитателя.

(К): развивать речевую активность детей, развивать дикцию.

(П): развивать произвольную память.

(ЧХЛ): развивать интерес к произношению чистоговорок.

(С): учить действовать согласованно, вместе, хором произносить чистоговорки.

(К): упражнять детей в дифференциации звуков Р – Л, учить четко произносить слова и выделять в них данные звук;

 (П): уточнить знания детей о разнообразии товаров в продуктовом магазине.

(С): учить детей играть в паре, договариваться между собой, ждать своей очереди в игре.

(К): упражнять детей в четком произношении слов стихотворения.

(П): развивать произвольную память, формировать навыки оценки и самооценки;

(ЧХЛ): развивать интерес к стихотворению.

(С): согласовывать свои действия с действиями воспитателя и других детей.

(Ф/К): развитие ручного праксиса, двигательных движений пальцев рук.

(К): развивать фонематический слух, умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); упражнять детей в дифференциации звуков

Р и Л, учить произносить слово, выделяя голосом данные звуки.

(С): учить детей соблюдать правила, не нарушать их, не подсказывать без разрешения воспитателя, помогать другому ребенку, ждать своей очереди в игре; оценивать деятельность детей, исправлять ошибки.

(К): развивать фонематический слух, учить детей находить в словах звуки Р и Л, учить находить в тексте заданный звук, выделять слова, в которых есть этот звук;

(ЧХЛ): развивать интерес к художественному слову.

(К): учить называть слова со звуками Р и Л, развивать фонематический слух.

(П): развивать произвольную память, мышление, речь.

(С): развивать умение играть в коллективе.

(Ф/К): закреплять умение детей ловить мяч, развивать координацию речи с движениями.

(К): развивать фонематический слух, учить подбирать слова с заданными звуками (Р и Л).

(П): закреплять знания детей о существующих профессиях.

(С): учить детей соблюдать правила, не нарушать их, не подсказывать без разрешения воспитателя, помогать другому ребенку, ждать своей очереди в игре.

(К): упражнять в умении регулировать силу голоса;

(П): развивать речь детей.

(С): развивать умение действовать по слову воспитателя вместе.

Итог занятия:

(К): учить обобщать полученные знания, рассуждать, делать выводы, формировать оценочную деятельность.

Беседа о звуках, о празднике, о помощи маме

Разделение зерен риса и гречки

Упражнение в произношении и дифференциации звуков Р и Л

Проговаривание чистоговорок

Д/И «Магазин»

Повторение

пальчиковой гимнастики

Д/И «Найди свой домик»

Д/Упражнение

«Найди звук в стихотворении»

Д/Игра в форме физкультминутки «Выбери подарок маме»

Д/Игра «Назови профессию»

Д/Упражнение

Подведение итога

Воспитатель около доски, дети сидят за столами.

Скажите, а вы помогаете дома своей маме? Назовите слова-действия со звуками Р и Л. (Призываю детей отвечать по поднятой руке)

Дети называют действия, которые они делают дома, если они не называют действия, в которых есть звки Р и Л, то я спрашиваю у них:

-убиРаете кРовать?

-пРотиРаете полки?

-Раскладываете книги?

-помогаете стиРать?

-убиРаете игРушки?

-убираете посуду со стоЛа?

-вытираете стоЛ?

-помогаете мыть поЛ?

-скЛадываете вещи на места?

-раскЛадываете по местам виЛки и Ложки, сервируете стоЛ?

Вы сейчас назвали много того, что вы делаете, чтобы помочь маме. В названиях ваших действий встречаются звуки Р и Л, именно о них мы с вами будем сегодня говорить.

Дети сидят за своими столами, воспитатель находится около доски.

Ребята, посмотрите, у меня есть мешочки, в которых находятся крупа, рис, гречка.  Я сейчас буду шуршать этим пакетом, а вы внимательно слушайте и запоминайте, как они звучат. Послушали? Как они шуршат? Они издают разные звуки. Вот так звучит шуршание гречки, риса, фасоли, манки, пшена. Теперь  закройте глаза, узнайте, какая крупа звучала. Откройте глаза. Посмотрите и послушайте, как звучат крупы.

Дети стоят около своих столов, воспитатель находится около доски.

Посмотрите, что это такое? Самолет, правильно. Сейчас на примере его звуков, мы будем произносить звуки Р и Л.

На самолете мы можем отправиться всей семьей на отдых. Самолет летает, если у него есть мотор, который надо завести. Мотор тоже свой звук, совершенно непохожий на звук самолета при полете. Мотор издает такой звук: ррррррр. Давайте руками изобразим мотор и произнесем этот звук (Произношу звук вместе с детьми, стараясь добиться того, чтобы все дети выполняли упражнение).

Когда самолет летит, какой звук он издает? (Если ответы детей неверные, исправляю). Он издает такой звук: ллллллл. Давайте попробуем вместе с вами хором произнести звук самолета, сделаем руки в разные стороны, изобразим самолет.

(Произношу звук вместе с детьми, стараясь добиться того, чтобы все дети выполняли упражнение)

Дети сидят за столами, воспитатель находится около доски.

Давайте сейчас мы с вами повторим чистоговорки, которые вы учили утром.

Повторяю с детьми чистоговорки:

Ла-ра-ла – с работы мама пришла;

Ра-ла-ра – прибежала детвора;

Ло-ро-ло – мама вымыла стекло;

Ро-ло-ро – делай людям всем добро;

Лу-ру-лу – пылесос стоит в углу;

Ру-лу-ру – я игрушки уберу.

Дети сидят за столами, по очереди  подходят к столу, на котором расположены картинки, воспитатель находится около этого стола.

Провожу с детьми дидактическую игру «Магазин»

Ребята, мы с вами пришли в продуктовый магазин, чтобы помочь маме сделать покупки. У нас есть две корзинки, в которые мы будем складывать товар. Посмотрите на эти корзинки. Они разного цвета – желтая и красная.

В  эту корзинку желтую   мы будем складывать картинки, на которых изображены продукты, имеющие в своих названиях звук Р. А в красную корзинку мы будем складывать картинки с изображением продуктов, имеющих в своих названиях звук Л.

На столе лежит много картинок с изображением разных продуктов. Дети подходят к столу по очереди. Один ребенок выбирает продукт со звуком Р, а следующий - со звуком Л. Затем наоборот. Выбрав картинку, дети четко произносят название продукта и кладут в нужную корзинку.

После игры даю оценку детям, хвалю за то, что помогли маме сделать покупки.

Дети стоят вокруг воспитателя.

Ребята, давайте с вами вспомним стихотворение, которое вы учили утром.

Провожу с детьми физкультминутку, повторяю выученное утром стихотворение.

«Семья»

 Раз, два, три, четыре!    (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!    (хлопают в ладоши)

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

котенок Рыжик – раз, котенок Ларик - два, мой щегол, сверчок и я    (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).

Вот и вся моя семья!

Дети сидят за столами, воспитатель находится около доски.

Ребята, посмотрите, у нас есть три домика, в которые мы переезжаем семьями. Надо помочь маме распределить вещи в каждый домик.

(Около доски находятся три домика, у каждого домика три окошка, у одного – закрашено первое, у другого – второе, у другого – третье).

Надо помочь маме распределить вещи в три домика. В первый домик (у которого закрашено первое окошко)– вещи, в названии которых звук Р или Л в начале слова, во второй (у которого закрашено окошко посередине) –  вещи, в названии которых звук Р или Л в середине слова, в третий (у которого закрашено окошко третье) – вещи, в названии которых звук Р или в конце слова. Я буду вызвать каждого из вас к доске, надо подойти, выбрать карточку, назвать, что на ней изображено, какой звук есть в названии картинки – Р или Л, а затем определить, в какой части слова находится этот звук (начале, середине, конце), и сказать, в какой домик вы бы ее положите и почему. Если у кого-то возникнут трудности, то ему можно помочь. Сначала мы распределим вещи, в названии которых есть звук Р, а затем – Л.

Слова:

«Р»

1 домик: «Раковина», «Розетка», «Радио»

2 домик: «Кружка», «Кран», «Сковорода», «Графин», «Табурет», «Люстра», «Кровать»,

3 домик: «Абажур», «Телевизор», «Компьютер»

«Л»

1 домик: «Ложка», «Лампа», «Ларец»

2 домик: «Тарелка», «Полотенце», «Вилка», «Полка», «Одеяло», «Скалка»

3 домик: «Стул», «Стол»

По окончании игры хвалю детей, за то что помогли маме распределить вещи.

Дети сидят за столами, воспитатель находится около доски.

Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение о маме. Когда вы услышите слово, в котором есть звук Р, то хлопнете в ладоши 1 раз.

Читаю стихотворение, исправляю ошибки детей.

Стихотворение Е.Благининой

«Вот какая мама»

Мама песню напеваЛа,

ОдеваЛа дочку.

ОдеваЛа-надеваЛа

БеЛую соРочку.

БеЛая соРочка –

Тоненькая стРочка.

Вот как мама угодиЛа –

К Маю дочку нарядиЛа!

Вот какая мама –

ЗоЛотая пРямо!

После этого читаю стихотворение еще раз, только в этот раз объясняю теперь надо хлопнуть тогда, когда в слове прозвучит звук Л.

Во время чтения, если есть ошибки у детей, исправляю их.

Дети стоят в кругу с мячом.

Сейчас мы с вами поиграем в такую игру. Я буду каждому из вас кидать мяч и называть звук Р или Л, какой звук я назову, вам надо придумать подарок маме, чтобы в его названии был этот звук.

Провожу игру с детьми, после даю оценку, называю тех, кто быстро и правильно назвал слово.

Дети сидят за столами, воспитатель стоит около доски.

Сейчас мы поиграем в такую игру. Вы будете называть профессии, котрые могут иметь мамы.  В названиях профессий должны содержаться звуки Р и Л. Я буду показывать вам картинки с этими профессиями. Спрашивать буду тех, кто держит руку и не выкрикивает.

Картинки, которые имеются у воспитателя:

Р: циркачка, маляр, доярка, фигуристка, экскурсовод, уборщица, врач,  кассир, парикмахер, контролер, продавец.

Л: логопед, лаборант, кинолог.

Ребята, давайте сейчас скажем приятные слова для мамы.

Сначала громко.

Слова такие: «Мама дорогая, мы тебя любим» Теперь представим, что мама подошла ближе, скажем тоже самое тише. А теперь мама совсем близко, скажем шепотом те же самые слова.

Ребята, чем мы сегодня занимались? Мы говороили о маме, о помощи ей, играли со звуками Р и Л, вспомнили, какие скоро будут праздники, а также, как мы маме помогаем дома.

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная,

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Деятельность до прогулки

(П) развивать слуховое внимание.

Загадки

Ребята, загадка - это ваш пропуск на прогулку, чтобы вам зайти в раздевалку – вы должны отгадать, загадки, и так начнем;

1. Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

2. Борщ в тарелке вкусный самый,

Так готовит только...

(мама)

3. Кто любимей всех на свете?

И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без... (папы)

4. Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый... (папа)

 

Фронтальная

Прогулка

(П) формировать представления об изменениях в природе; уметь различать характерные приметы конца зимы (первая капель).

(К) развивать речевую активность.

(ЧХЛ) узнавать их приметы в поэзии;

закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

(К) развивать речевую активность.

(С.; развитие игровой деятельности)  пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

(К) развивать умение классифицировать в соответствии с заданным признаком.

(ФК) упражнять в ходьбе, беге.

(С.; развитие игровой деятельности)  развивать собранность, ловкость, внимательность, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Наблюдение

Загадки

Скороговорка

П/И «Эхо»

П/И «Наседка и цыплята»

Наблюдение за сезонными изменениями.

Ребята, а вы знаете, что Февраль — последний месяц зимы. В феврале день становится длиннее, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. В феврале бывают оттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже, но в феврале бывает метель и холод.

Читаю стихотворение:

Ветры с юга прилетели, Принесли с собой тепло,

И сугробы в раз осели, В полдень с крыши потекло.

Ребята, а теперь отгадайте ка загадки:

1. Висит за окошком

Кулек ледяной,

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька.)

2. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Ребята, а давайте мы с вами разучим скороговорку: Карл у Клары украл  кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру «ЭХО».  Встаем все в круг. Первый игрок называет любое слово со звуком «Р» и показывает любое движение (поворот, хлопок в ладоши, прыжок и т.п.). Все дети хором три раза повторяют слово и движение, стараясь произносить с той же интонацией, что и первый игрок. Затем следующий ребенок называет свое слово со звуком «Л» и показывает движение, все повторяют, и т.д., пока все дети не примут участие в игре.

А теперь, поиграем в игру «Наседка и цыплята»

Дети изображают цыплят, а воспитатель - наседку. На одной стороне  площадки огорожено место — это дом, где живут наседка и цыплята. Первой выходит из дома наседка, она идет искать корм. Затем зовет цыплят: «ко-ко-ко». По этому сигналу цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке, клюют зернышки. Появляется собака издает звук РРРРР, и все цыплята бегут домой.

Фронтальная

Фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативный, долгосрочный, коллективный проект "Мамины помощники" для детей младшего дошкольного возраста

Нормативный, долгосрочный, коллективный проект "Мамины помощники" для детей второй младшей группы. Проводился с целью формирования духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к бли...

Сценарий к 8 марту для детей 3-4лет «Мамины помощники.

Сценарий к 8 марту для детей 3-4лет «Мамины помощники. Автор:Лобанова Марина Александровна воспитатель первой квалификационной категории ГБОУ СОШ№1943 дошкольное отделение, Бардина Татьяна Алексеевна ...

Автоматизируем и дифференцируем звуки

Предлагаю вашему вниманию карточки по автоматизации и дифференциации звуков.Картотека очень поможет логопедам, воспитателям и родителям при исправлении недостатков в речи детей....

Автоматизируем и дифференцируем звуки

[Ш] Упражнение № 1. Особое внимание обратить на выполнение упражнения «Кошечка лакает молоко». Когда это упражнение будет получаться изобразить, как шипит змея: ш – ш – ш. Следить за те...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по области «Коммуникация» с детьми средней группы «Учить дифференцировать звуки [Ж] и [Ш]»

   Цель: Учить дифференцировать звуки [Ж] и [Ш].      Задачи:     Образовательная: учить вычленять  звуки [Ж] и [Ш].Учить дифференцир...

Формирование умения дифференцировать звуки в словах у дошкольников с ТНР

Формирование умения дифференцировать звуки в словах у дошкольников с ТНР...

Конспект коррекционного занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста умения дифференцировать звуки [б] и [ п].

Автоматизация и дифференциация поставленных речевых звуков является самым трудным и длительным процессом. Все артикуляционные пози­ции, необходимые для правильного произнесения звука, ока­зыва...