Проект "Ладушки- ладушки, любим потешки да сказочки"
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа) по теме

Карапетян Зинаида Сергеевна

Образовательный  проект  «Ладушки, ладушки, любим потешки да сказочки» разработан для детей первой младшей  группы и носит краткосрочный характер. Его актуальность не вызывает сомнения.   Этот проект значим для всех участников проекта:

У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности  и в применении своих навыков в играх, и практической деятельности. Расширяется запас знаний об окружающем мире. 

НОД проводится во второй половине дня продолжительностью  10-15 минут. Форма организации  групповая. Организация занятий строится с учетом психологического состояния ребенка, его темперамента, эмоционального фона.

Автор поставила перед собой цель - обогащать у детей первой младшей  группы представления о  фольклоре. Воспитывать бережное отношение к книге. По мнению разработчика, эта тема является важной в настоящее время.  Полученный Зинаидой Сергеевной опыт поможет детям безболезненно и быстро адаптироваться. Поставленные задачи отражают содержание проекта.

В своём проекте автор подробно описывает этапы предстоящей работы, шаг за шагом и на конкретных примерах показывает решение поставленных задач.

Рецензируемый проект представляет собой интересную и перспективную работу. Содержится большое количество интересных методов, форм работы с детьми по данной теме. Все это описано в предоставленном плане реализации проекта по неделям. Каждый день – новое открытие.

Материал в работе изложен последовательно и четко. Имеется приложение, в которое включены  используемый материал, итоговое занятие  и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karapetyan_z.s._-proekt_ladushki_-ladoshki.docx100.52 КБ
Файл proekt_ladushki.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Центр Развития Ребенка - детский сад №16 «Петушок».

ПРОЕКТ

«Ладушки- ладушки,

любим потешки да сказочки».

Возрастная группа:

первая младшая группа (возраст 1,5- 3года).

                                                                                        Подготовила воспитатель:

Карапетян З.С.

ст. Тбилисская, 2018год

Актуальность проекта:

Ребенок приходит в мир... Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

В настоящее время в существующих пособиях очень мало внимания уделяется проектно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста. Это объясняется тем, что дети раннего и младшего дошкольного возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому активная роль в проекте принадлежит мне, как педагогу. Я определяю проблему, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.

Тема «Развитие речи в раннем возрасте» является актуальной, так как речь является ведущим процессом психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. Это и обуславливает актуальность данной темы.

 «Программа воспитания и обучения в детском саду» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а так же на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу.

В течение двух месяцев я реализовала  проект на тему «Ладушки, ладушки, любим потешки да сказочки».

Я считаю, что проектный метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.  Всю работу я  решила проводить через интеграцию, то есть, через все виды деятельности.

На основном этапе была организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.    

 Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих  задач: воспитание звуковой культуры речи,  обогащение словаря. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение.  Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

 

Цель:

Знакомить детей с потешками, как жанром устного русского народного творчества. Воспитывать у детей любовь к книге.

Цель для педагогов: создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора (потешки, песенки, стихи).

Задачи:

1.Повышать интерес к русским народным потешкам.

2.Учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации.

3.Развивать речевой слух ребенка: различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

4.Развивать мышление, умение подхватывать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.

5.Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.

6.Побуждать детей активно включаться в игровые действия.

Тип проекта: познавательно - игровой.

Продолжительность: краткосрочный (2 месяца).

Методы и приемы, используемые при реализации проекта:

1. Обыгрывание сюжета потешки.  

2. Словесные игры.

3. Подвижные и хороводные игры.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций.

6. Логоритмика.

 Участники проекта: воспитатель группы, родители и дети первой младшей группы.

Ресурсы проекта:

-книжки  с иллюстрациями к потешкам;  

-подборка стихов и потешек по привитию культурно – гигиенических навыков, на все случаи жизни;

-подборка музыкальных игр – потешек для детей раннего возраста;

-подборка логоритмических упражнений.

                               Совместная деятельность с детьми:

1.Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.

В ходе ООД с детьми использую наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации), с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. С помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке).

2.Беседы по содержанию потешек.

3.Заучивание потешек.

4.Дидактические и развивающие игры.

5.Продуктивная деятельность детей: рисование, лепка, конструирование.

6.Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.

7. НОД.

                             Совместная деятельность с родителями.

1.Чтение потешек детям дома.

2.Заучивание потешек вместе с детьми.

3.Участие в подборе иллюстраций по ознакомлению с потешками.

4.Консультации для родителей.

                                              Ожидаемый  результат:

Дети заинтересованно рассматривают иллюстрации, слушают и проговаривают потешки и стихи за взрослым; активно участвуют в играх - занятиях по развитию речи; более мягко проходит адаптация к детскому саду; дети доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым; малыши стали более подвижны, раскрепощены.

Список используемой  литературы.

  1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» — М.: Просвещение, 1991.
  2. Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СП:  Детство - пресс, 2001.
  3. Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе» — М.: Мозаика — Синтез, 2010.
  4. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» — М.: ТЦ Сфера, 2008.

                                         

1-й этап - план работы по подготовке проекта.

-подобрать фольклорный материал, адекватно возрасту детей;

-составить альбом потешек для всех режимных моментов;

-подобрать иллюстрированный материал к фольклорным произведениям.

-заключительное занятие.

-презентация проекта.

2-ой этап - реализация проекта.

- составление тематического плана  «Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста» (приложение № 1) на основе программы под редакцией М. А. Васильевой с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных нами задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность, формирование культурно - гигиенических навыков и систематизировали работу.

Очень важно создать развивающую среду. Подобрали соответствующие настольно - печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.

В книжном уголке разместили книжки - игрушки с иллюстрациями к потешкам; иллюстрации картинок к потешкам для детей раннего возраста. Книжки-малышки «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба».  Стараемся, чтобы книжный уголок по обновлялся новыми книгами. Здесь же поместили маски животных - курочка, петушок, кошечка, собачка; пальчиковый театр-«Теремок», «Репка». Дидактические игры этих же произведений, фланелеграф (иллюстрации к потешкам).  Всё это привлекает внимание детей.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание (приложение  №2). Такие потешки я использовала в адаптационный период.

 В группе игрушки подбирались так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Это были ласковые и успокаивающие потешки. Через несколько дней мы заметили, что дети уже сами с большой охотой шли в группу, просили прочитать потешку про петушка или другую наиболее понравившуюся.

Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с ребенком, для этого мы ещё используем музыкальные игры - потешки ( приложение №3 ), на аудиодисках представлены песенки-игры, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние на их сенсорно- моторное и эмоциональное развитие. Выполняя подражательные действия под музыку, дети получают возможность лучше осознавать различные ситуации и роли, развивают крупную и мелкую моторику, речь, а музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух и память. Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха.

Хорошие положительные эмоции можно вызвать у детей путем пальчиковых игр или логоритмических упражнений (приложение №4).

Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии. Простые движения рук помогают убрать напряжение, не только снимают умственную усталость, эмоциональное напряжение, повышают положительные эмоции. Такие пальчиковые игры, логоритмические упражнения помогают малышу овладевать простыми, но жизненно важными умениям - правильно держать ложку, чашку, умываться.

В своей работе я использую малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность, привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться.  В этих случаях я  стараюсь ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит (приложение №5).

 Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты (приложение №6): когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

Укладывая детей спать детям в тихий час, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки. Подходя к каждому ребенку, поправляем одеяло, гладим по головке. Если кто-то из малышей беспокоится, присядем рядом, стараемся успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой.

 Используя  такие приемы  укладывания, я заметила, что дети стали намного спокойнее быстрее засыпают, не тревожатся во сне.

Также были подобраны потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой  улыбкой.

Малые формы фольклора я также использую и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться после сна, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называем предметы одежды, обуви и читаем соответствующую потешку.

Приучая детей мыть руки, лицо, стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаю  потешками. Все это помогло малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. А в дальнейшем дети уже сами использовали народные потешки во время игры (приложение№7).  

При игре мы рассматриваем с детьми разные сюжетные картинки, стараемся комментировать эти картинки так же стихами или потешками. Детям это очень нравится и они с удовольствием рассматривают картинки, повторяя за воспитателем слова и просят вновь повторить игру.

При разучивании потешки «Кисонька - мурысонька» сопровождали слова определенными действиями. Дети старались копировать эти действия, интонацию обращения, ответа.  Чтобы потешки, песенки прочно вошли в жизнь ребенка, старались каждому из детей помочь осознать её содержание. Мы не просто читали ту или иную потешку или песенку, а продумывали в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Вносили шапочки персонажей, яркие игрушки, картинки.

Проводились также подвижные игры (приложение №8).

В своей работе я  использую музыкальные аудиодиски, где представлены песенки - игры, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние на их сенсорно - моторное и эмоциональное развитие . Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха. Эти игры можно использовать во всех режимных моментах.  

На занятиях по конструированию дети строили домики - теремки, и при обыгрывание постройки отвечали на вопросы: «кто постучался в твой теремок?», «как он просится жить в домик?», «что он стал делать там?». Старались, чтобы ребенок отвечал словами из сказки.

                               3 –ий этап – заключительный.

При реализации 3этапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:

-проведение  итового развлечения (приложение№9); 

- презентация проекта (приложение№10).

Результатом реализации проекта стало:

- проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ;

- безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада;

 Значит, наш проект действует, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены.  

Благодаря проекту уровень речевого развития показал хорошую динамику. Многие дети самостоятельно рассказывают потешки в процессе своих игр.

Приложение № 1.

Тематическое планирование.

Первая

неделя

Виды

деятельности

Содержание

Понедельник

Игровая деятельность

Дидактическая игра: «Узнай потешку».

Вторник

Режимые моменты

«Готовим с потешкой».

Среда

Ознакомление с художественной

литературой

«Киска, киска, киска брысь!».

Четверг

Театрализованная деятельность

«Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу».

Пятница

Лепка

«Испечем оладушки».

Вторая

неделя

Виды

деятельности

Содержание

Понедельник

 Режимные моменты

Потешки « На сон грядущий»,  потешки «После сна»

(приложение№6)

Вторник

Физическое развитие

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайка».

Среда

Ознакомление с художественной

литературой

«Как у нашего кота»

Четверг

Познавательное развитие

Беседы о предметах одежды.

Пятница

Конструирование

«Кроватка для куклы».

Третья

неделя

Виды

деятельности

Содержание

Понедельник

Театрализованная деятельность

Игры ситуации: «Коза рогатая»

Вторник

Режимные моменты

Потешки  «На прогулке» (приложение №6)

Среда

Ознакомление с художественной

литературой

«Чики-чики-чикалочки».

Четверг

Музыкальное развитие

Ритмика «На бабушкином дворе».

Пятница

Физическое развитие

Пальчиковая игра: «Сорока - ворона», «Ладушки - ладошки».

Четвертая

неделя

Виды

деятельности

Содержание

Понедельник

Режимные моменты

Потешки для несложных игр (приложение №7)

Вторник

Рисование

«Петушок» (ладошкой).

Среда

Ознакомление с художественной

литературой

Чтение, рассказывание: «Солнышко - вёдрышко»

Четверг

Познавательное развитие

Рассматривание картины:  «Кошка с котятами»

Пятница

Музыкальное развитие

Песенка  «Жили у бабуси два веселых гуся».

Пятая

неделя

Виды

деятельности

Содержание

Понедельник

Игровая деятельность

Дидактическая  игра:  «Выбери  картинку и расскажи  потешку".

Вторник

Рисование

«Как у нашего кота» (пальчиками).

Среда

Ознакомление с  художественной

литературой

«Водичка-водичка»

Четверг

Театрализованная деятельность

«Вышла курочка гулять».

Пятница

Лепка

«Угостим  Петушка горохом».

Шестая

неделя

Виды

деятельности

Содержание

Понедельник

Конструирование

«Домик для кошки».

Вторник

Физическое развитие

Подвижные игры: «Ладушки - оладушки», «Заинька, выйди в сад».

Среда

Ознакомление с художественной

литературой

«Еду-еду к бабе, к деду»

Четверг

Познавательное развитие

Беседы о  животных и  птицах

Пятница

Физическое развитие

Пальчиковая игра:  «Будем сказки называть»

Седьмая

неделя

Виды

деятельности

Содержание

Понедельник

Игровая деятельность

Дидактическая игра: «Выбери  картинку и расскажи  потешку".

Вторник

Режимные моменты

Потешки о гигиенических процедурах (приложение№6)

Среда

Ознакомление с художественной

литературой

«Как у нашего кота»

Четверг

Театрализованная деятельность

«Жили у бабуси два весёлых гуся»

Пятница

Музыкальное развитие

Песенка: «Серенькая кошечка»

Восьмая

неделя

Виды

деятельности

Содержание

Понедельник

Театрализованная деятельность

Драматизация потешки: «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»

Вторник

Режимные моменты

Потешки при кормлении  (приложение №6).

Среда

Ознакомление с художественной

литературой

Чтение, рассказывание: «Баю-бай».

Четверг

Познавательное развитие

Рассматривание картины: «Петушок и его семейство».

Пятница

Физическое развитие

Пальчиковые игры: «Сорока - ворона»,  «Пальчик мальчик».

 

Приложение №2.

Потешки,  которые позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.

« Топ- топ, хлоп- хлоп».

 Мы все уже пришли, ( хлопки в ладоши).

Поднимем вверх игрушечки, какие принесли. (поднимаем игрушки над голо-

вой).

А Костя где? А Костя здесь. (на слово «здесь», показываем открытой ладонью на ребенка , чье имя произносится).

Ему привет споем. (качаем раскрытой ладонью ( приветственный жест).

Похлопаем ему сейчас, (ритмичные хлопки).

Рукой ему махнем. (жест «до свидания»).

 "Все на ножки становитесь".

Все на ножки становитесь и в кружочек соберитесь - 2 раза (идем по кругу).

Вместе ручками помашем, вместе и споем и спляшем – 2 раза.

Все мы Кати очень рады, нам похлопать Кате надо – 2 раза.

Нас без Кати было мало, Кати очень не хватало – 2 раза.

Все Наташе очень рады, нам Наташе хлопать надо – 2 раза.

Без Наташи нас так мало, нам Наташи не хватало – 2 раза.

Все Сереже очень рады, нам Сереже хлопать надо – 2 раза.

Без Сережи нас так мало, нам Сережи не хватало – 2 раза.

Ну-ка все, встали в круг.

Ну-ка все встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять,

Ручками махать.

Приложение №3.

Музыкальные игры - потешки.                                                                                  

Попевка «Петушок».

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Ване спать не даешь?

 Попевка «Кошкин дом».

 Дин-дон,дин-дон,

Загорелся кошкин дом!

Бежит курица с ведром

Заливать кошкин дом.

Бом - бом - бом - бом!

Бом - бом - бом - бом!

 «На бабушкином дворе».

Наши уточки с утра:

Кря – кря- -кря, (инструмент)

Кря – кря – кря (жест или движение).

Наши гуси у пруда:

Га – га – га, (инструмент)

Га – га – га (жесты или движение).

Наши курочки в окно

Ко – ко – ко, (инструменты)

Ко – ко – ко (жесты или движения).

Песенка «Серенькая кошечка».

Села на окошечко,

Хвостиком махала,

Деток поджидала:

-Где ж мои ребятки,

Серые котятки?

Спать пора ребяткам,

Сереньким котяткам.

Мяу.

Песенка «Жили у бабуси два веселых гуся».

Жили у бабуси два веселых гуся,

Один - серый, другой - белый,

Два веселых гуся,

Один - серый, другой - белый,

Два веселых гуся!

 Мыли гуси лапки в луже у канавки,

Один - серый, другой - белый,

Спрятались в канавке,

Один - серый, другой - белый,

Спрятались в канавке!

 Вот кричит бабуся - "Ой, пропали гуси!"

Один - серый, другой - белый,

Гуси мои, гуси!

Один - серый, другой - белый,

Гуси мои, гуси!

 Выходили гуси - кланялись бабусе!

Один - серый, другой - белый,

Кланялись бабусе,

Один - серый, другой - белый,

Кланялись бабусе!

Приложение №4.

Пальчиковые игры и логоритмические упражнения.

 « Снеговик».

Тра-та-та! Тра-та-та! Рады снегу детвора!

Тра-та-та! Тра-та-та! Лепим мы снеговика!

Ком на ком поставили, глазки подведём,

Нос - морковку вставим, шапочку найдем.

Вот какой снеговичок, толстый белый пухлячок!

«Сорока-ворона».

 Сорока ворона кашку варила,

 деток кормила и говорила:

 «Этот — пальчик  большой – воду носил,

 Этот — пальчик  указательный – дрова колол,

Этот — пальчик средний – печку топил,

Этот — пальчик  безымянный – кашу варил.

А этот – мизинчик – за водой не ходил,

Дров не колол, печку не топил, кашу не варил.

 Ты кашу и не получишь!»

«Будем сказки называть».

Будем пальчики считать,

 Будем сказки называть:

Три медведя, Теремок,

 Колобок- румяный бок!

Репку мы не забываем,

Знаем Волка и козлят

 Этим сказкам каждый рад!

 «Ёжик».

Можно поиграть с массажными мячиками (ёжиками).

Мячики можно заменить на листочки фольги, которые сомнут в шарики детки. Массажным колючим мячиком катаем по ножкам, ручкам, туловищу, приговаривая:

Этот шарик не простой

Весь колючий, вот такой.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

 «Птички».

Птички прилетали, (Большие пальцы цепляем, как крючки друг за друга,остальными машем, как крыльями).

Крыльями махали.

Сели, посидели (Кисти рук собираем в кулачки и фалангами вниз кладем на стол).

Дальше полетели. (Повторяем первое движение).

 

«Пальчик-мальчик, где ты был?»

«Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!».

«Ладушки- ладошки».

Мыли мылом ушки, (изображаем, как мы моем ушки)

Мыли мылом ножки, (изображаем, как мы моем ножки)

Ах, какие ладушки, (ладошки поднимаем над головой)

Ладушки - ладошки. (крутим ладошками над головой)

Наварили кашки,

Помешали ложкой, (как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)

Ах, какие ладушки,

Ладушки - ладошки.

Строили ладошки (ладошки изображают домик над головой)

Домик для матрешки.

Ах, какие ладушки,

Ладушки - ладошки.

Прилегли ладошки (ладошки ложатся спать под щеку)

Отдохнуть немножко.

Ах, какие ладушки,

Ладушки - ладошки.

Логоритмика:

1. Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать,

Я на цыпочках хожу,

Я ее не разбужу.

Ходьба по кругу на носках.

2. Сначала буду маленький,

К коленочкам прижмусь,

Потом я вырасту большой,

До лампы дотянусь.

Сесть на корточки, опустив голову и обхватив руками коленочки, потом постепенно выпрямиться, встать на носки и потянуться, сколько возможно вверх, поднимая руки.

3. Медвежонок Жак простужен,

Мед ему сегодня нужен.

Мед дадим ему на ужин,

Потому что мы с ним дружим.

Идут по кругу. Взявшись за руки, в центре один ребенок, останавливаются, протягивают к ребенку руки «ковшиком». Берут ребенка в круг, идут все вместе.

4. «Му-му-му! - мычит корова

Забодаю Катю с Вовой.

Вы не пьете молоко?

Убегайте далеко».

Идут по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев. Поворачиваются лицом друг к другу, делают по два поворота вправо-влево. Ставят руки на пояс, делают сердитое лицо, разбегаются по группе.

5. Наша елочка-краса

Поднялась на небеса.

Стройная красавица

Всем ребятам нравится.

Идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются, тянуться руками вверх. Опять идут по кругу, взявшись за руки.

6. Это глазки. Вот. Вот.

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп. Хлоп.

Это ножки. Топ. Топ.

Ой,устали. Вытрем лоб.

                                                                                             Приложение №5.

Потешки- утешки.

1. Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки,

Для Машиной потешки.

 2.Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Что ты плачешь «ы» да «ы»,

 Сынок, не плач – испеку калач!

Слезы поскорей утри.

 Сынок, не вой – испеку другой!

Будем мы с тобой играть,

 Сынок, не реви – испеку все три!

Песни петь и танцевать.

3.Левушка? Не Левушка...

Ревушка? Не ревушка...

Так откуда «Уу-уу!!»

Раздается - не пойму.

Нету ревушек у нас,

Кто ж тут плачет целый час?

Чей тут мокрый кулачок?

Ой, размокнет мужичок.

Не размокнет, чики-чок!

Посмотрите в кулачок

Лева слезки прячет –

Больше он не плачет.

                                                                                       Приложение №6.

Режимные моменты.

Потешки « На сон грядущий».

1.Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели гули ворковать,

Тихо Машу усыплять

Спи, малютка почивай.

Глаз своих не открывай.

2.Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке.

Детки все по люлечкам.

Спят поспят – всем миру спать велят!

3.Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька не лай.

И в гудочек не гуди –

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Они спят подольше,

Вырастут побольше.

4.Спи, усни, детка Андрюшенька.

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Андрюшеньке

Спать велят.

5.Баю, баю, баюшок,

Кладу Машу на пушок –

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

Потешки «После сна».

 1.На кота потягушки,

На дитя порастушки,

А в ручки хватушки,

А в ножки ходушки,

А в роток говорунок,

А в голову разумок!

2.Потягушечки, потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся, мы потянемся,

Маленькими не останемся.

Потешки «При умывании».

1.Ай, лады – лады – лады,  

Не боимся мы воды,  

Чисто умываемся,  

Маме улыбаемся.  

2.Водичка, водичка,  

Умой моё личико,  

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,  

Чтоб смеялся роток,  

Чтоб кусался зубок.  

3. Ах, какие ладошки!

Чистые ладошки!

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

4.Умываемся мы быстро,

Вытираемся мы чисто,

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно.

5.Рано утром мы проснулись,

Сладко – сладко потянулись,

Улыбнулись мамочке

И надели тапочки.

На горшок заторопились,

А потом водой умылись.

6.Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

Щечки мыли?

Глазки мыли?

Ручки мыли?

ДА!!!

И теперь мы чистые-

Зайчики пушистые!

7.Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Будет мыло пениться,

Грязь куда-то денется.

Потешки при кормлении.

1.Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

2.Травка - муравка со сна поднялась,

Птица - синица за зерна взялась,

Зайка - за капусту,

Мышка - за корку,

Детки - за молоко.

3.Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет.

Все потом ложились спать.

Начинай считать опять.

4.Гойда, гойда, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу накормить.

Один скажет - кашкою,

Другой - простоквашкою,

Третий скажет - молочком

И румяным пирожком.

5.Ну и каша!

Так в рот и просится!

Нос и щеки наелись досыта.

Подбородку тоже досталось.

И мизинчик

Попробовал малость.

Чуточку съели

Лобик с макушкою,

Остальное ушки докушали!

6.Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

7.Птичка зернышки клюет,

Косточку щенок грызет,

Колет белочка орешки,

Травку козочка жует,

Ест улитка сыроежки,

Молоко котенок пьет.

8.Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил — так убери.

9.Куклу? Кормили!

Зайку? Кормили!

Мишку? Кормили!

А Машу? Забыли!

10.Ест собачка: ам-ам-ам,

Я собачке каши дам

Ест собачка с плошки,

А дочурка с ложки.

Потешки  «На прогулке».

1.Уходи с дороги, кот, Наша Танечка идет!

Наша Танечка идет. Ни за что не упадет.

Топ- -топ, топ – топ, Топ – топ, топ – топ,

Топ – топ – топ! Топ – топ – топ!

 2.   Ветер – ветерцо,

Не дуй мне в лицо,

 А дуй мне в спину,

Чтоб идти было в силу.

3.Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди!

Выйди, выйди, солнышко,

4.Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!

5. Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу.

6.Мы на пухлые ручонки

Надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова:

Ручка – раз, ручка – два!

Застегнем застежки

На твоей одежке.

Пуговки и кнопочки,

Разные заклепочки.

На мою малышку

Наденем мы штанишки.

Повторяй за мной слова:

Ножка – раз, ножка – два!

Золотое донышко.

Потешки о гигиенических процедурах.

Садимся на горшок.

1.Это что стоит? Горшок!

Раз-два-три-четыре-пять -

Будем мы штаны снимать!

Присядем аккуратно.

Знают все детишки:

Очень неприятно

Писаться в штанишки!

Мы все сделаем, как надо.

Мама будет очень рада!

Прыг-скок, прыг-скок,

Мы присядем на горшок.

Мы поели, мы попили,

Про него чуть не забыли!

Послушные детишки

Сделают делишки:

А-а-а и пись-пись-пись.

Только ты не торопись!

2.Тёма, Тёма-малышок!

Ты садись-ка на горшок,

Не ходи угрюмый,

Посиди-подумай!

3.Как тебя зовут, дружок?

А меня зовут «Горшок»!

Я спасаю всех детей

От разных неприятностей.

Если будем мы дружить,

Будешь ты сухим ходить!

Ты гуляй, играй, читай,

Но про меня не забывай!

Посиди, не торопись,

Сделай, деточка, сюрприз!

4.Мы с тобой пойдем гулять

Будем прыгать и играть.

Что же ты забыл, дружок?

Сесть на Мишенькин горшок.

Молодец, теперь скорей

Побежали до дверей.

 

Расчёсываемся.

1.Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа.

2.Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

3.Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

4.Хоть с тобой я ссорюсь часто,

Гребешок зубастый,

Здравствуй!

Без тебя нельзя сестричке

Заплести свои косички.

Без тебя пришлось бы брагу

Целый день ходить лохматым.

5.Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят -

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся -

Маму, дочка, слушайся.

6.Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Чистим зубки.

1.Рано утром звери встали,

Зубки чистить побежали.

Чистят зубки мышки

Щёточкой из шишки.

Белки в рыжей шубке

Тоже чистят зубки.

Серые мышата,

Веселые ежата.

2.Снуёт зубная щётка,

Как по морю лодка.

Как по речке пароход,  

По зубам она идёт.

Вверх и вниз туда-обратно -

Счистим мы налёт и пятна,

Чтобы зубки не болели,

Чтоб как зимний снег белели.

3.Рано утром звери встали,

Зубки чистить побежали.

Чистят зубки мишки

Щёточкой из шишки.

Белка в рыжей шубке

Тоже чистит зубки.

Серые мышата,

Весёлые ежата,

Серый волк зубастый

Чистят зубки пастой.

Чистят поросёнок и смешной лосёнок.

Чтобы зубки не болели,

Как снежинки чтоб белели,

Чистить вкусной пастой

Надо зубки часто!

Купаемся.

1.Льется в ванночку вода.

Эй, игрушки, все сюда!

Утки, зайчики и кошки,

Я помою вас немножко!

Лапочки и ушки

Обольём из душа.

2.Ну – ка, не лениться!

Кто не хочет мыться?

А теперь ополоснусь,

В полотенце завернусь.

Вот какой я чистый, розовый, душистый!

3.В ручейке вода струится

В речке плещется вода.

Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда.

Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой.

 Готовим с потешкой:

1.Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки.

На окно поставим.

Остывать заставим.

Немного погодим,

Всем оладушек дадим.

 2.Лепим, лепим пирожки,

Замесили из муки,

Сели мы на лавочку,

Угостили бабушку,

Побежали в огород,

Там собрался весь народ,

Вот котёнку пирожок,

Вот утёнку пирожок,

И Серёжке на зубок.

 3.Трушки ту-тушки!

Пекла бабка ватрушки.

Всем по ватрушки

Да молока по кружке.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Всех угощала.

Приложение №7.

Потешки для несложных игр.

 1.Ладушки, ладушки,

- Где были?

- У бабушки!

- Что ели?

- Кашку!

- Что пили?

- Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

Сели,

Посидели,

И опять полетели!

2.Прилетели три грача,

Принесли три ключа.

Берите, грачи,

Золотые ключи,

Замыкайте зиму,

Отпирайте весну,

Открывайте лето!

3.- Куда бежите, ножки?

- По летней дорожке,

С бугра на бугор

За ягодой в бор.

В зеленом бору

Тебе наберу

Черной черники,

Алой земляники.

 4.- Ваня, Ваня, где ты был?

Куда Ванечка ходил?

- Я ходил в лесочек.

- Что видал?

- Пенечек.

Под пенечком грибок!

Хвать, да в кузовок!

 5.Куша, куша, кушечка…

Где моя кукушечка?

У кукушки горюшко -

Потеряла перышко:

Серое,

И белое,

И в крапинку.

6.Куша, куша, кушечка,

Не горюй, кукушечка,

Позабудь про горюшко,

Мы отыщем перышко:

Серое,

И белое,

И в крапинку…

 7.Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень.

Похвалялися весь день:

Похвалялася лиса:

- Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

- Поди, догоняй-ка!

Похвалялись ежи:

- У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

- Могу песни я петь!

 8.Божья коровка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

9.- Курочка-рябушечка,

Куда пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушечка,

Зачем пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

- Цыпляточек поить.

- Курочка-рябушечка,

Как цыплята просят пить?

- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

10.Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть,

Или Ване снесть?

Я и сам укушу,

Да и Ване снесу.

11.Идёт коза рогатая

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет -

Забодает,

Забодает,

Забодает.

12.- Гуси, гуси!

- Га-га-га

- Есть хотите?

- Да-да-да!

- Так летите!

- Нам нельзя!

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

- Так летите как хотите

Только крылья берегите!

 

13.- Кисонька-мурысонька, где ты была?

- На мельнице.

- Кисонька-мурысонька, что там делала?

- Муку молола.

- А что из муки делала?

- Прянички пекла.

- А с кем прянички ела?

- Одна!

- Не ешь одна, не ешь одна!

14.Та-ра-ра, та-ра-ра,

Ушли кони со двора.

(Дети идут, высоко поднимая ноги).

А ребятки их поймали,

На колхозный двор загнали.

(двигаются прямым галопом).

15.Еду, еду к бабе, деду

(выполняют прямой галоп)

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке

На одной ножке (меняют ногу,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам.

Все прямо и прямо,

А потом вдруг в ямку - бух! (приседают).

 

 

 

 

 

 Приложение№8.

Подвижные и хороводные игры:

1."У медведя во бору".

Для этой игры необходимо участие двух взрослых. «Медведь» (один из взрослых).

сидит на стульчике в углу комнаты и «спит». Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает «грибы», «ягоды», они перекликаются: «Ау! Ау!».

Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к «медведю» со словами:

У медведя во бору

Много шишек наберу,

А медведь слепой –

Не бежит за мной.

Веточка обломится –

Медведь за мной погонится!

На последнем слове «медведь» рычит (нежно!, чтобы не испугать малышей) и бежит за играющими, ловя их.

2. "Зайка".

Зайка прыгал – 4 раза и устал,

 Хвостиком пошевелил,

ушки вверх поднял.

 И услышал зайка тихий, очень тихий звук.

Посмотрел по сторонам и

 И в норку прыгнул вдруг!

3.Подвижная игра « Заинька....»

Заинька походи, серенький походи,

Вот так, вот так походи!

Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой,

Вот так, вот так топни ножкой!

Заинька попляши, серенький попляши,

Вот так, вот так попляши!

Заинька поклонись, серенький поклонись,

Вот так, вот так поклонись!

Зайчик благодарит детей за игру.

4." Ладушки,ладушки."

Ладушки, ладушки,

 Пекла бабушка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Раз, два! - Даше,

Раз, два! - Тане. Дети хлопают в ладоши.

Воспитатель хлопает каждого ребенка то по одной, то по другой ладошке.

Вместе считаю! «Раз, два!»

Всем по два!

Всем по два!

Воспитатель, хлопает по обеим ладошкам каждого ребенка.

Хороши оладушки

 У нашей бабушки!

Если кто-то из детей захочет, он может быть ведущим. Игра повторяется.

                                                                                                                    Приложение №9.

Конспект развлечения в первой  младшей группе.

                                 « В деревне у бабушки Варварушки».

Задачи:   Расширять кругозор детей.

Развивать речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя, делать элементарные выводы и умозаключения.

Учить передавать характерные черты героев потешек с помощью мимики и жестов, подбирать необходимые атрибуты для своей роли.

 Воспитывать умение действовать согласованно с другими участниками театрализации.

Предварительная работа: знакомство с домашними животными, рассматривание иллюстраций и картин, разучивание подвижных игр и игровых упражнение «Ты собачка не лай...», «Солнышко и дождик...», пальчиковую игру «Как у нашего кота...», загадывание загадок, чтение   русских  народных потешек,  рассматривание альбома «Домашние животные».

Материал: избушка, игрушечные котик, курочка, петушок, зонт, маски.

                                       Ход НОД:

 -Воспитатель: Ребята,а  кого из вас есть бабушка? Какие слова можно сказать о бабушке, какая она? (добрая, ласковая).  Хотите поехать в гости к бабушке Варварушке в деревню? А поедем мы с вами на поезде.Дети садятся в «поезд». Включается фонограмма гудка тепловоза и песня «Мы едем, едем в далекие края». -Вот мы и приехали. Здравствуй, бабушка! (воспитатель подходит к имитированной избе, где уже ждет бабушка Варварушка).
    -Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие! Какие вы нарядные, веселые! Вы пришли ко мне в гости?
    (Раздается голос мяу – мяу).  Кто это там песенку поет?
-Бабушка: Это мой кот Васька, вон он на печке лежит. Мордочка усатая, шубка полосатая, мягкие лапки, а в лапках царапки.
     Дети  рассматривают кота.
-Ребята, какой котик? (большой, пушистый, белый). Кот покрыт шерстью, какого она цвета? Что есть у кота? (голова, хвост, ушки, лапки и т.д.). Что есть на голове?
Зачем коту лапки, что он ими делает? Ребята, а вы знаете, как котик лакает молоко?
Где живет котик? (дома.) Правильно кот живет дома, бабушка за ним ухаживает, она
его кормит, поит, расчесывает. А котик за это ловит мышей в доме.
 Давайте расскажем котику стихотворение.

Проводится пальчиковая игра «Как у нашего кота...». 

 -Бабушка: Хотите узнать, кто еще живет у меня во дворе? Но сначала отгадайте загадку:

Квохчет, квохчет,

детей созывает,

всех под крыло собирает. (курочка).

Вот еще послушайте:

       Явились в желтой шубке,
       Прощайте, две скорлупки!

       А ну, ребятки, надевайте шапочки, будете цыплятами.

Проводится игра «Курочка и цыплята» на слова русской народной потешки «Вышла курочка гулять».

Раздается песенка: Ку-ка-ре-ку!
-Бабушка с петушком:

Петушок у нас горластый,
По утрам кричит он: «Здравствуй!»
На ногах его сапожки,
На ушах висят сережки,
На голове гребешок,

Вот какой он, петушок!

Нравится вам петушок? Что есть у петушка? (голова.) На голове, что есть? (гребешок, бородка, глазки, носик). Ребята посмотрите, у курочки тоже есть гребешок и бородка, но они маленькие, а у петушка большие. А что есть у петушка, как и курочки? Правильно ребята, есть крылышки, лапки, хвостик. Но посмотрите, но у курочки хвостик маленький, беленький, а у петушка большой, пушистый, разноцветный. Давайте петушку споем песенку.

 Исполняется песенка «Петушок» на слова рус. нар. потешки «Петушок, петушок...».
     - Бабушка: Ой, ребята, дождик начинается, прячьтесь под зонтик скорее.

Проводится игра «Солнышко и дождик».

 Дождик, дождик, полно лить,

 малых детушек мочить!

 -Ребята, давайте попросим дождик, чтобы он перестал капать.
-Дети: Дождик, дождик, подожди! Надоели нам дожди!

-Бабушка: Ой, кто это спит?

Проводится подвижная игра "Лохматый пёс".

 Вот лежит лохматый пес,

 в лапы свой уткнувши нос,

 тихо, мирно он сопит,

толи дремлет, толи спит.

Подойдем к нему поближе

 и увидим, что же будет.


Раздается лай собаки.
-Бабушка: Это моя собачка Жучка, она живет в конуре и охраняет дом и огород.

 Ты собачка не лай,

 лучше с нами поиграй.

Проводится подвижная игра «Ты собачка не лай».
Ребятки порадовали бабушку и пели, и играли, а поплясать хотите?

Проводится пляска «Поплясать становись...».

-Бабушка:

 Ну вот, ребята, погостили  у бабушки и пора отправляться в детский сад, до свидания, в добрый час.

Приложение№10.

Дидактическая игра «Узнай потешку».

Цель:Учить детей читать наизусть произведения малых фольклорных жанров, по содержанию картинки надо вспомнить произведения народного творчества, помочь детям закрепить интонационную выразительность, умение передавать особенности действий различных персонажей, развивать память. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Описание игры: На часиках изображены яркие картинки соответствующие потешкам. Дети могут рассмотреть эти часики, показать стрелкой на ту картинку которая соответствует прочитанной потешке воспитателем, а можно на оборот чтобы воспитатель прочитал ту потешку, которую выбрали дети показав стрелкой на картинку. А потом воспитатель предлагает детям разучить потешки, понравившиеся им наизусть. В последствии дети могут играть самостоятельно в такие часики и рассказывать друг другу знакомые потешки.

 Дидактическая игра « Выбери картинку и расскажи потешку».

Цель. Научить выбирать именно ту картинку, по которой ребенок расскажет потешку.

Игра проводится в несколько этапов.

 1. На фланелеграфе. Я показываю картинку и рассказываю потешку.

2. Даю ребенку картинку и прошу рассказать потешку.

3. Проводится в конце года. Среди множества картинок, ребенок сам выбирает именно ту, о которой может рассказать.

Приложение №11.

Консультация для родителей

«Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами дружить дошколятам».

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.   Она лёгкая - у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки. Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон. Размер книжки небольшой ребёнок должен иметь возможность "играть" с ней самостоятельно. В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке) Ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

Всему свое время.

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений. На странице 80 % площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой "игрушкой" - все может ограничиться облизыванием и бессмысленным    перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

Веселая азбука.

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребёнка появляется интерес к буквам, - приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение - вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает.

Многим детям нравятся книжки-игрушки всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться книги, прежде всего, предназначены для чтения - это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года - возраст почемучек - оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15 процентов, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

 Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.

Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей - постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное - такое чтение очень сплачивает.

Приложение № 12.

Консультация для родителей

«Справиться с детским непослушанием помогут потешки!».

Потешка - это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.

Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители могут начинать их использовать с самого раннего возраста. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребенка. Если ребенок упрямится и не хочет что-то делать, потешка очень выручает в таких случаях. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо.

Например, если ребенок проснулся утром не в духе или не хочет идти в детский сад, то это чудесная потешка поможет вам поднять ему настроение.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

Ваш маленький сынуля-грязнуля не хочет умываться, мыть руки после еды, и вам никак не удается удержать его в ванной? А дочка предпочитает ходить нерасчесанной? Потешки помогут вашим деткам полюбить мыло и расческу.Не хочет малыш умываться. Выручит такая потешка:

Кран,

Откройся!

Нос,

Умойся!

Мойтесь

Сразу,

Оба

Глаза!

Мойтесь,

Уши,

Мойся,

Шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся,

Мойся,

Обливайся!

Грязь,

Смывайся!

Грязь,

Смывайся!!!

Зарядка поможет малышу стать крепче и пластичнее. Она принесет пользу, если делать ее ежедневно и с удовольствием. Для малышей очень важен игровой момент, поэтому старайтесь весело обыгрывать любое упражнение, увлекая кроху собственным примером. Потешки помогут вам сделать занятия более интересными.

Например:

Раз сюда, два сюда

(повороты туловища вправо и влево)

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали

Сели, встали, сели, встали

Словно Ванькой-встанькой стали

А потом пустились вскачь.

Наша Маша громко плачет? И никакие уговоры не могут ее утешить? Выручат потешки-утешки. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.

Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать -

Куплю худой лапоть!

 Потешки "по кочкам" и ее аналоги - едва ли не излюбленная игра малышей любого возраста. Берем ребенка на коленки и согласно сюжету качаем его, в яму - роняем. Сто раз будете повторять, сто раз будет смеяться. Очень полезными такие потешки бывают, когда нужно удержать малыша на руках. Например, чтобы надеть штанишки или в очереди к врачу. Потешки для игры на коленках развивают у детей чувство ритма, учат понимать речь и выполнять простые движения.

Чтобы ребенок не скучал во время одевания можно использовать различные  потешки.

Что может быть лучше потешки, рассказанной любимой мамой перед сном? Выберете наиболее понравившуюся вам и вашему малышу потешку, и пусть она станет обязательной частью ежедневного ритуала отхода ребенка ко сну.

Отзвенел звоночек.

Спать пора, цветочек.

Солнышко уснуло,

Тучка спать легла.

И волшебная синяя птица

Добрые сны тебе принесла.

Мамочка нежно обнимет тебя.

Засыпай моя деточка, радость моя!

Приложение№13.

Конспект НОД  по нетрадиционным техникам рисования

в первой младшей группе

«Как у нашего кота...».

Задачи:

Закреплять умения детей рисовать пальчиками.

Расширять знания детей о домашних животных.

Закрепить раннее изученные потешки о киске.

Демонстрационный материал: игрушка котенок, иллюстрации, рисунки котят.

Раздаточный материал: альбомный лист с нарисованным контуром котенка, салфетки.

Ход НОД:

Дети послушайте загадку:

Мохнатенький, усатенький,

Молоко пьет,

Песни поет.

Молодцы отгадали загадку. Посмотрите, к нам в гости пришел котенок. Давайте с вами рассмотрим котенка.

Какого он цвета?

Назовите части тела? (ответы детей).

Давайте вспомним потешки про котят:

Тише мыши - кот на крыше,

А котята ещё выше!

Кот пошел за молоком,

А котята кувырком!

У соседа Прошки

На балконе - кошки:

Кошка Мурка,

Васька кот

И котенок Обормот.Вот!

Кошки рано встают,

Песню жалобно поют:

«Мяу-мяу, Прошка,

Дай еды немножко:

Молока глоточек

Да мясца кусочек.

Мур!».

- Ой, нашему котенку очень скучно одному, ему даже не с кем поиграть. Я предлагаю вам помочь нашему котенку.

И мы сейчас нарисуем для него много друзей.

А закрашивать мы будем котенка необычным способом - пальчиком.

(показать, как надо выполнять работу. Опрос детей о цвете котенка).

-Обмакните пальчик в краску  и приложите к бумаге, вот так мы раскрасим всего котенка, кроме глаз, рта и носа.

Подвижная игра. Дети давайте представим, что вы маленькие котята, и у вас потерялась мама-кошка.

- Пойдемте поищем ее! (спрашиваю у детей, как котята зовут маму - мяучат. Дети бегают по группе и  мяучат).

- Вот я ваша мама, скорей ко мне! (дети бегут к воспитателю). Глажу каждого котенка (ребенка) и говорю ласковые слова.

Подведение итогов

Каким способом мы с вами рисовали?

Кого рисовали?

Каким цветом котенок? А глаза? Рот? Нос?

(ответы детей).

Наш котенок благодарит вас за друзей. И говорит до скорой встречи.

Приложение №14.

Конспект НОД  по рисованию

для детей первой младшей группы «Петушок»

(рисование ладошкой).

Программное содержание:

1. Создать положительный эмоциональный настрой в группе; учить детей рисовать петушка новым приемом – печатание ладошкой, развивать тактильную чувствительность.

2. Закреплять  знания о строении (голова, туловище,   хвост, клюв, крылья, лапки); развивать образное восприятие.  

Предварительная работа: наблюдение за   птицами, рассматривание иллюстраций, картинок с изображением птиц, чтение стихотворений, лепка птиц.

Материал:Картон цветной  (светло-жёлтого, светло-зелёного, , кисти, гуашь  красного цвета, вода, салфетки, фланелеграф, иллюстрации с изображением петушков.

Активизация словаря:  Петушок – золотой гребешок,  туловище, голова, хвост, крылья, клюв, лапки, овал, круг, треугольный,  задиристый, храбрый.

 

                                               Ход НОД:

1. Психологическое вхождение. Включается музыка, дети находятся под тканью.

-Воспитатель: Ой, ребята, кто-то к нам в гости спешит, посмотрю.

Отгадайте загадку:

Хвост с узорами.

Сапоги со шпорами,

Ночью распевает,

Время считает.

- Кто это?

- Петушок!

-Петушок: Кукареку! Ко-ко-ко! Это очень хорошо! Наконец-то я вас нашёл!

-Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся и улыбнёмся друг другу.

Петушок, я Петушок,

Золотистый гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка,

-Воспитатель: Как Петушок поёт? Посмотрите,  какой он важный, храбрый, красивый.

Рассматривание Петушка: На голове красный гребешок, под клювом красная бородка, хвост большой, пышный.

Воспитатель: Что это ты рассыпал, Петушок?  Петушок к нам в гости за помощью пришёл, скучно ему одному, нет друзей. Услышал он, что дети смогут ему помочь. Нарисуем ему друзей – Петушков? Будем рисовать при помощи ладошки.

Показ выполнения работы:

1. Сначала раскрасим каждый пальчик кистью. Возьмём краску  красную и раскрасим пальчики, затем саму ладошку. Рисуем густой гуашью и быстрее, чтобы краска не высохла.

2. Растопырим все пальчики и прикладываем к центру листа ладонь. Прижимаем, убираем. Получился отпечаток ладошки! После того, как высохли наши отпечатки ладошек, приклеиваем голову и крылья петушка.

Самостоятельная работа детей.

-Какие красивые, храбрые, задиристые Петушки-друзья получились, молодцы!

 -Нравится Вам ПЕТУШОК?

-Что особенно нравится?

-Ребята! Петушок говорит вам  «спасибо» и прощается!

                                                                                                            Приложение №15.

Конспект НОД по лепке «Испечем оладушки»

 в первой младшей группе.

Задачи:

-познакомить детей с потешкой, прививать любовь к родному языку,

-формировать умение раскатывать и сплющивать кусочки пластилина,

-развивать мелкую моторику руки.

Материал: потешка «Ладушки-ладушки», пластилин, дощечки.

Ход НОД.

В гости пришла кукла Маша, принесла книжку.

Воспитатель читает потешку «Ладушки-ладушки»:

Ладушки-ладушки,

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детишкам давала.

Даше – два, Паше- два,

Ване –два, Тане –два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

Воспитатель читает потешку еще раз, предлагая детям показать игровые действия по содержанию.

Воспитатель обращается к детям по именам, угощает их оладушками. Малыши едят оладушки.

Воспитатель: - Давайте угостим куклу Машу, испечем для неё оладушки!

Воспитатель показывает способы и приемы лепки.

Дети лепят оладушки, угощают куклу Машу.

Приложение №16.

Конспект НОД по лепке в первой младшей группе на  тему:

«Угостим Петушка горошком».

 Цель: развивать мелкую моторику; закреплять знание зеленого цвета; продолжать учить отщипывать от целого куска пластилина небольшие кусочки, раскатывать пластилин между ладоней круговыми движениями; воспитывать отзывчивость, желание помочь игровому персонажу.

Материал: игрушка «Петушок», домик, пластилин зеленого цвета, дощечки, тарелочки для слепленных поделок по количеству детей, салфетки для вытирания рук после лепки.

                                                   Ход   НОД.

Дидактическая игра «Петушок».

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

- Вот он петушок! Здравствуй петушок, поздоровайтесь с петушком.

  Не выглядывает петушок больше в окошко, не хочет с нами играть. Как вы думаете, почему? А я, кажется, знаю почему: мы ему горошек обещали дать, а не дали.  Нужно его горошком угостить, а то он обидится и не придет больше к нам в группу. Где же нам горошек взять? А давайте петушку горошек слепим из пластилина!

-Посмотрите, какого цвета у меня пластилин?

-Правильно, зеленого, потому что горошек зеленый.  

Вот у меня большой кусок пластилина, я отщипну от него маленький кусочек. Это какой кусочек? (большой, а это какой? (маленький.) Я большой кусочек положу на дощечку, а маленький буду раскатывать между ладошек. Вот так. Покажите, как вы будете раскатывать пластилин?

- Посмотрите, какая получилась горошинка? Я положу горошинку на тарелочку.

Я мало горошка слепила.  А все вместе мы много горошка слепим и угостим петушка.

Пальчиковая гимнастика «Петя-петушок».

Петя, Петя-петушок, (соединяем большой и указательный палец в «клюв»)

Золотой гребешок, (скрещиваем пальцы двух рук)

Шелкова головушка, (гладим по голове)

Масляна бородушка, (гладим по подбородку)

Что ты рано встаешь, (вытягиваемся на носочках, руки вверх)

Голосисто поешь, детям спать не даешь (руки складываем под щекой).

 - Берите свои тарелочки с горошком, несите их к домику, будем петушка звать.  Выходи к нам, петушок, мы не шутим, мы тебе много горошка принесли. Посмотри, что тебе детки слепили, что мы слепили для петушка?

-Ко-ко-ко, какой вкусный горошек получился. Какой сладкий горошек слепил мне.

Подвижная игра «Как у наших у ворот».

Петух горошек клюет,( дети сидят стайкой на корточках).

Петух горошек клюет, ( петушок гуляет по группе).

Малых детушек зовет:

-Вы мои ребятки,

Желтые цыплятки, ( дети подбегают к петушку).Бегите все ко мне, (стучат по ладошке указательным пальчиком другой руки и говорят: клюю-клю-клю). Помогите мне.  


 

Приложение№ 17.

Конспект НОД по конструированию

 в первой младшей группе

«Кроватка для куклы».

  Цель: Формирование умения сооружать постройки по образцу; развитие умения различать и называть основные формы строительного материала; активизирование в речи слова «большой», «поменьше», «маленький»; дифференцирование понятия «лавка и «кровать»; создание радостного настроения, удовлетворения от результатов работы.

Материал: 2 кубика; 2 кирпичика, кукла Маша; Раздаточный: 2 кубика; 2 кирпичика, игрушки по количеству детей.

Ход НОД:

 -  Дети, посмотрите, к нам в гости пришла Машенька. Давайте узнаем, из какой сказки она к нам пришла.

Воспитатель загадывает загадку:

-  Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула, и три кружки

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

- Правильно, это сказка «Три медведя». Жила была девочка Машенька с дедушкой и бабушкой. Однажды отправилась она в лес за грибами и заблудилась. Набрела в лесу на избушку, зашла и удивилась. Ребята, а что же она увидела в лесной избушке? Как звали медведей?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть образец кровати и лавки.

-  Ребята, в сказке у каждого медведя была своя кровать, у Михайло Потапыча – большая, у Настасьи Петровны - ?, у Мишутки - ?, а у Маши её не было. Давайте сделаем кровать для Маши? Только давайте рассмотрим, из каких деталей состоит кровать.

- Как называются детали?

- Какого цвета кубики? Какого цвета кирпичики?

Затем объясняет и показывает, как делать кровать из строительного материала.

  - Правильно, но мы поставим кирпичики на узкую сторону. Ну, все готово, кровать прочная и удобная.

Физминутка:

Игра «Три медведя шли домой».

- Ребята, давайте подойдем к столам и начнем делать кровати.

Воспитатель в процессе работы помогает, поощряет детей, руководит действиями, предотвращая возможные ошибки. Когда дети справятся, предлагает обыграть постройки.

Приложение №18.

Конспект НОД по конструированию

 в первой младшей группе

«Домик для кота».

Задачи: учить строить из кубиков простейшие сооружения; выделять величину предметов, соотносить разные предметы по величине.

Материал:  кубики;  кирпичики, призмы,   игрушка – кошка.

                                                   Ход НОД:

 У воспитателя в руках игрушка – кошка.

Воспитатель: Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Знаете, кто это?

Дети: Кошка.

Воспитатель: Да, это кошка. Давайте назовем ее Мурка. У Мурки нет своего домика, и она пришла к нам за помощью. Давайте поможем Мурке и построим для нее домик.

Воспитатель раскладывает перед каждым ребенком и перед собой строительный материал (кубик и призму).

Воспитатель: Посмотрите, какие я вам приготовила детальки. Вот это кубик (показывает свой кубик). Покажите мне свой кубик. А вот эта фигурка будет у нас крышей (показывает на свою призму). Покажите мне, из чего мы будем делать крышу. А теперь начнем строить домик для Мурки. Возьмем кубик и поставим его на стол, это будет комната для киски. А теперь возьмем другую детальку и поставим ее сверху, получилась крыша для домика. Полюбуйтесь, какие красивые домики у нас получились. Наша киска очень рада и говорит вам спасибо. Теперь наша Мурка и ее друзья могут жить в красивых домиках. Молодцы ребята.

 Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять (руки вверх).

Будем пальчики считать (по одному пальчику разгибаем из кулачка).

Все такие нужные

Крепкие и дружные (когда все пальчики разогнем, делаем движение «фонарики»).

Игра «Найди такой же, как у меня».

У воспитателя на столе лежит строительный материал (большие и маленькие кубики разного цвета).

Воспитатель: Посмотрите ребята, какой кубик я взяла и положила на стол. Иди, Ваня, найди и положи такой же и положи его рядом с моим кубиком.

Выходит ребенок и находит кубик такого же размера и цвета, что и у воспитателя.

Воспитатель: Молодец, Ваня (обязательно хвалите ребенка).

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попробуют найти нужный кубик.

Воспитатель хвалит каждого ребенка.

 

 

 

 

 

  

                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ ЦРР «Детский сад №16 «Петушок » Педагогический проект «Ладушки, ладушки, любим потешки да сказочки» Воспитатель: Карапетян З.С.

Слайд 2

Актуальность: Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности . Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Слайд 3

Знакомить детей с потешками , как с жанром устного русского народного творчества. Воспитывать у детей любовь к книге. Цель: Повышать интерес к русским народным потешкам . Учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации. Развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса. Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек , передавать жестами и действиями содержание потешки , песенки. Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение. Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения. Задачи:

Слайд 4

Тип проекта: познавательно – игровой . Продолжительность: краткосрочный (2 месяца). Участники проекта : воспитатель группы, родители и дети первой младшей группы . Предполагаемый результат: р азвитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.

Слайд 5

Формы работы : Дидактические игры Подвиж - ные игры Чтение худ. литературы Лепка Рассматри-вание ил- люстраций Конструи-рование Рисование Пальчико - вая гимнастика Театрализо -ванная дея - тельность Консульта-ции для родителей «Ладушки, ладушки, любим потешки да сказочки»

Слайд 6

Подвижные игры «У медведя во бору» «Зайка» «Ладушки-оладушки»

Слайд 7

Хороводная игра «Раздувайся, пузырь»

Слайд 8

Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик» «Сорока- ворона»

Слайд 9

Потешки-утешки «Не плачь, не плачь, детка»

Слайд 10

Режимные моменты «Водичка, водичка …» «Баю-баюшки-баю…»

Слайд 11

Режимные моменты «Час обеда подошёл…»

Слайд 12

Режимные моменты «Это ложка, это чашка…»

Слайд 13

Режимные моменты «Расти, коса, до пояса»

Слайд 14

Чтение художественной литературы

Слайд 15

Рассматривание иллюстраций

Слайд 16

Рисование «Как у нашего кота…» «Петушок»

Слайд 17

Лепка «Испечём оладушки»

Слайд 18

Лепка «Угостим Петушка горошком»

Слайд 19

Конструирование «Кроватка для куклы»

Слайд 20

Конструирование «Домик для кошки»

Слайд 21

Итоговое развлечение «В гостях у бабушки Варварушки »

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети любят потешки

Консультация для родителей Дети любят потешки...

Проект «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»

Главная роль в воспитании ребенка при нынешней социокультурной ситуации отведена семье и дошкольному учреждению. Воспитатель, не только воплощает задачу приобщения детей к фольклору и чтению сказок, р...

Проект "Наши любимые потешки и сказочки"

Проект направлен на речевое развитие  ребенка – дошкольника, его коммуникативных, творческих, познавательных способностей на основе устного народного творчества....

папка-передвижка "Дети любят потешки"

Потешки – это небольшие стихотворения, которые предназначены для одновременного развлечения и обучения детей. В таких стихотворениях очень часто отображается вековой опыт народной педагогики.  В ...

ПРОЕКТ «Ладушки - ладушки, любим потешки да сказочки»

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в...

ПРОЕКТ «Ладушки- ладушки, любим потешки да сказочки». В первой ранней группе.

ПРОЕКТ «Ладушки- ладушки,любим потешки да сказочки».В первой ранней группе....