Проект "В гости к дедушке Чуковскому"
проект по художественной литературе (средняя группа) на тему
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором ярко проявляется способность слухом зрением, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. А на вопрос: «кто твой любимый сказочный герой?» – дети называют персонажей из западных мультфильмов.
У большинства родителей нет времени почитать детям сказку, они уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для современных детей. Сказки Чуковского - это благоприятный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, так как в них отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих отношений, чувств и взаимоотношений.
Разработан проект с целью развития устойчивого интереса к произведениям искусства, т.к. дети не имеют достаточных знаний о творчестве детского писателя К. И. Чуковского; родители не уделяют должного внимания семейному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В гости к дедушке Чуковскому | 38.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта:
В гости к дедушке Чуковскому
Возрастная группа: средняя
Состав и количество участников:
16 детей, родители, воспитатели группы
Тип проекта: познавательно-творческий;
Продолжительность и сроки реализации:
краткосрочный (19.03 – 02.04.2018)
Исполнители\ участники:
дети средней группы № 2 (4 – 5 лет)
Авторы:
Воспитатели группы: Костякова В.В., Щербина И.С.
2018
К. И. Чуковский занимает уникальное место в жизни детей нашей страны: ведь чаще всего он - тот первый автор, произведения которого знакомят
малышей с литературой вообще и поэзией в частности. Чьи стихи лучше всего
помнят из своего детства нынешние мамы и папы? - Чуковского. А бабушки и дедушки? - тоже Чуковского.
Корней Иванович Чуковский писал, что цель сказочника – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Актуальность темы:
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. А на вопрос: «кто твой любимый сказочный герой?» – дети называют персонажей из западных мультфильмов.
У большинства родителей нет времени почитать детям сказку, они уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для современных детей. Сказки Чуковского - это благоприятный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, так как в них отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих отношений, чувств и взаимоотношений.
Разработан проект с целью развития устойчивого интереса к произведениям искусства, т.к. дети не имеют достаточных знаний о творчестве детского писателя К. И. Чуковского; родители не уделяют должного внимания семейному чтению.
Цель проекта: Приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского.
Задачи проекта:
1. Развивать интерес детей к книгам.
2. Обогащать познавательный опыт детей.
3. Формировать доброжелательное отношение к героям сказок.
4. Обогащать словарный запас ребенка посредством разучивания отрывков произведений.
5. Развитие творческих способностей детей через изготовление атрибутов к сказке.
6. Развивать воображение, формировать умение изображать образ героя через роль.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- проявление интереса к творчеству К.Чуковского, формирование разносторонних знаний о произведениях автора;
- развитие интереса к книге, как к источнику знаний; к жанрам художественной литературы.
Для педагогов:
- реализация проекта в разных видах детской деятельности;
- построение предметно-развивающей среды для реализации проекта в группе, развитие собственных профессиональных умений.
Для родителей:
- активное участие в реализации проекта;
- проявление интереса к семейному чтению, к совместной работе с детьми.
Ресурсное обеспечение:
1. Информационное:
- фото-, видео материалы;
- библиотечный фонд.
2. Научно-методические:
- консультативная работа с родителями.
3. Дидактическое обеспечение:
- подбор иллюстраций по произведениям К. И. Чуковского;
- оформление книжного уголка в группе.
4. ТСО:
- ноутбук;
- фотоаппарат;
- музыкальный центр.
Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. Увлекательное общение с творчеством Корнея Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования и повышению уровня эффективности по вопросу использования произведений художественной литературы в воспитании детей.
Продукт проектной деятельности:
- Выставка совместного творчества детей и родителей «Волшебный мир дедушки Корнея»
- Папка-передвижка для родителей «Корней Иванович Чуковский»
- Литературная гостиная
Метод трех вопросов:
Что знаем? | Что хотим узнать? | Где и как найдем ответы на вопросы? |
| Что ещё написал К. И. Чуковский? Какие они, герои сказок Чуковского: лучше современных иностранных героев или нет? Чем еще отличаются сказки Чуковского от других сказок? | Спросим у взрослых (родителей, воспитателей и т.д.) Посмотрим мультфильмы. Послушаем запись аудиосказок Чуковского. Рассмотрим иллюстрации в книгах. При помощи взрослых поищем ответ в интернете. |
Содержание форм работы и видов деятельности
Образовательные области | Совместная деятельность детей и воспитателя | Совместная деятельность детей и родителей | Самостоятельная деятельность детей |
Познавательное развитие | Знакомство детей с биографией Чуковского; НОД «Доктор Айболит». Игры: «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Угадай героя сказки по описанию». | Отгадывание загадок по сказкам К. И. Чуковского. Дидактические игры: «Угадай героя по описанию» «Собери сказку», «Из какой сказки», «Счет персонажей» и др. | Видеосюжеты, презентации по мотивам произведений К. И. Чуковского. |
Речевое развитие | Заучивание отрывков из произведений и чтение известных сказок. Чтение стихов: «Бутерброд», «Черепаха»,«Туфелька», «Обжора»,«Закалялка» «Чудо-дерево», «Путаница» и др. Развлечение «Вечер загадок». | Чтение сказок «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Доктор Айблит», «Бармалей», «Краденое солнце»; Разучивание стихов К.И. Чуковского с детьми | Рассматривание иллюстраций, альбомов, репродукций картин по изучаемой теме |
Социально- коммуникативное развитие | Беседы: «Откуда пришла книга?»; «Как надо относиться к книге?»; Игра: «Расскажи, что видишь на картинке», «Доскажи словечко». | Просмотр мультипликационных фильмов «Сказки К. И. Чуковского», Рассматривание иллюстраций к сказкам К.И.Чуковского | Сюжетные игры по сказкам «Телефон», «Больница для зверей» и т.п.; Беседа по произведениям |
Художественно- эстетическое развитие | «Украсим кружку для бабушки Федоры» -рисование; «Мойдодыр» - аппликация по сказке Чуковского; «Посуда для Федоры» - лепка тарелки, чашки | «Мой любимый литературный герой из произведений К. Чуковского», рисование. | «Сказка в гости к нам пришла» (работа с раскрасками), «Знакомый герой» (рисование) |
Физическое развитие | Подвижные игры «Паутинка», «Путаница» и т. д. | Пальчиковая гимнастика «Свинки» | Выполнение движений под стихотворение «Скрюченная песня» |
Формы организации и виды деятельности
подготовительный этап | основной этап | заключительный этап |
Выявление уровня знаний детей по теме. Обсуждение целей и задач по реализации проекта. Ознакомление родителей с проектом на родительском собрании. Подбор литературы, наглядно-дидактического, иллюстрационного материала, художественной литературы, просмотр источников информации (интернет), организация развивающей предметно-пространственной среды группы. | Чтение, прослушивание аудиозаписей, просмотр мультфильмов по произведениям К. И. Чуковского – проведение бесед; Сюжетно-ролевые игры по сказкам; Оформление папки-передвижки; Изготовление настольной игры по теме проекта: «Разрезные картинки» - применение в проведении НОД (ФЭМП); Проведение ООД; Рассматривание с детьми иллюстраций и книг по творчеству К. И. Чуковского – беседы по ним; Игровая и продуктивная деятельность; Беседы с родителями на тему «Дети и книга»; Подготовка к выставке (продукту деятельности). |
Выставка рисунков по сказкам Чуковского;
Оформление книжного уголка «В гостях у дедушки Корнея»; Конкурс детско-родительского творчества - Выставка творческих работ «Любимый персонаж» Презентация проекта для родителей. «Литературная гостиная» |
Реализация основного этапа проектной деятельности
Дата | Виды деятельности | Цель | Исполнители |
19.03 | Проведение открытия проекта – «В гости к дедушке Чуковскому» | Знакомство детей с биографией К.И. Чуковского (виртуальная экскурсия) Задачи: обогатить и углубить знания о творчестве К.И. Чуковского; ознакомить с историей создания некоторых произведений; воспитывать веру в добро и дружбу. | Воспитатель, дети |
в течение проекта | Сюжетные игры: «Путешествие в Африку» по сказке «Айболит»; по сказке «Телефон»; «Угощенье» - по сказке «Муха-цокотуха» | Продолжать обогащать содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр. | дети |
Рассматривание книг и иллюстраций по произведениям К. И. Чуковского – беседа по ним | Развитие у детей интереса к книгам и иллюстрациям К. И. Чуковского, интерес к художественному творчеству и произведениям автора. | воспитатели дети | |
Чтение сказок К.И.Чуковского: Телефон, Муха-цокотуха, Путаница | Пробуждать и поддерживать интерес к художественной литературе. | воспитатели | |
Чтение стихов: Бутерброд, Черепаха. | Формировать умение слушать произведения, развивать память и внимательность. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев. | воспитатели | |
Подвижная игра: «Воробей и звери» («Тараканище»), «Каравай» («Муха-цокотуха»); «По ровненькой дорожке» («Федорино горе»). | Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в изображении героев сказок | воспитатели | |
Просмотр мультфильмов по произведениям Чуковского:Айболит «Мойдодыр», «Телефон» и др. | Формировать заинтересованное отношение к творчеству К.И.Чуковского |
дети родители | |
Д/и «Собери героя сказок» | пазлы | дети | |
20.03 | НОД: «Сложи сказку» по четырем сюжетным картинкам | Развитие логического мышления, образного восприятия; | воспитатель дети |
Оформление папки-передвижки для родителей | Просвещение родителей «Роль сказок Чуковского в воспитании ребенка» | воспитатели | |
21.03 | Оформление книжного уголка | Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам | воспитатели |
Лепка: «Посуда для бабушки Федоры» | Развитие фантазии, образного мышления | дети | |
22.03 | Акция «Подари ребенку книгу» произведений К.И.Чуковского | Пополнить библиотеку группы книгами К.И.Чуковского, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе. | дети воспитатели |
Дидактическая игра «Отгадай сказку по иллюстрации» | Выявить у детей умение узнавать и называть произведения К.И.Чуковского по иллюстрациям | воспитатели | |
23.03 | Инсценировка сказки К.И.Чуковского «Путаница» | Развивать у детей умение передавать образ сказочного героя. | дети |
Оформление выставки совместных работ «Путешествие по сказкам» | Способствовать взаимодействию родителей с детьми в процессе общения и выполнения творческой работы | воспитатели | |
26.03 | «Сказка в гости к нам пришла» (работа с раскрасками) | Приобщать детей к художественной деятельности. | дети |
27.03 | Аппликация «Мойдодыр» | Развитие фантазии, образного мышления | дети воспитатель |
28.03 | Изготовление Лото «Сказки Чуковского» | Применение материала в ходе НОД по ФЭМП | воспитатели родители |
НОД «В Гостях у дедушки Корнея» | Заучивание отрывков из произведений | дети родители воспитатели | |
29.03 | Создание аудиобиблиотеки со сказками и стихотворениями К.И.Чуковского | Создать в группе необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством К.И.Чуковского. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе. | Дети родители |
30.03 | «Полечи книжку» - ручной труд | Учить детей помогать взрослым. Воспитывать бережное отношение к книгам. | дети воспитатели |
Вечер загадок «Угадай и ответь» -отгадывание загадок по сказкам К. И. Чуковского | Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению смекалки, кругозора детей, сообразительности, развивать познавательный интерес | дети воспитатели | |
02.04 | Проведение закрытия проекта Литературная гостиная | Задачи: создание условий для познавательно-речевого развития ребёнка; воспитание положительного эмоционального отношения к литературным произведениям К.И. Чуковского; развитие у дошкольников художественно-речевых исполнительских навыков при чтении произведений; предоставить возможности для самовыражения; выявить лучших чтецов среди детей | воспитатели |
Составление презентации к проекту |
- Составление памяток для родителей:
«Какие вопросы задавать ребенку во время чтения книг?»,
«Почитайте сказки детям», «Как научить ребенка любить и беречь книги?»
Рефлексия деятельности:
1. Расширили знания детей о жизни и творчестве К. И. Чуковского.
2. Закрепили умения детей понимать замысел художественного произведения, отвечать на вопросы по его содержанию грамматически правильным связным высказыванием (в соответствии с возрастом).
3. Усовершенствовали умения детей выразительно читать стихи.
4. Приобщили родителей к совместному творчеству с детьми, укрепили традиции семейного чтения.
5. Обогатили образовательное пространство группы при участии родителей (пополнили: детскую библиотеку, театры, копилки дидактических игр, аудиозаписи сказок, раскраски по произведениям К. И. Чуковского).
Вывод:
В дошкольных организациях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.
Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является К.И. Чуковский. Поэтические образы привлекают детское внимание и надолго запоминаются. Дети любят слушать и читать произведения К.И. Чуковского. Они развивают мышление и воображение ребенка, обобщают его эмоции, дают прекрасные образы, знакомят с формами русского литературного языка.
Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, следовательно, - средство духовно-нравственного воспитания личности. Именно поэтому так велико воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И. Чуковского - они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать также и форму языка. Родителям при выборе сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на своего ребенка.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
- Создание мини-музея по творчеству К. И. Чуковского.
- Проведение музыкально-театрализованного развлечения
«В гостях у сказки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по сказкам К. И. Чуковского «В гости к дедушке Корнею »
Викторина по сказкам К.И Чуковского " Вгости к дедушке Корнею" Предлагаются задания:1) Из какого произведения данный отрывок2) "Доскажи словечко"3) "Кто есть кто"4) "Найди предметы к своей сказке"...
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе "В гостях у дедушки Чуковского"
Занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе...
Проект В гости к дедушке Чуковскому
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14766032","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"390","width":"420"}}]]К. И. Чуковский занимает уникальное место в жизни детей нашей ...
Открытое занятие "В гостях у дедушке Чуковского"
Открытое занятие, знакомство с творчеством Чуковского....
Познавательный проект «В гости к дедушке Чуковскому» краткосрочный (неделя)
Задачи проекта:Продолжать знакомить детей с произведениями К.И. Чуковского.Совершенствовать речь как средство общения, развивать диалогическую форму речи во время рассматривания иллюстраций.Развивать ...
Игра-квест "В гости к дедушке Чуковскому"
Данное занятие было показано на региональном конкурсе "Воспитатель года Алтая - 2022"...