Проект по теме «Влияние произведений Н.Н. Носова на нравственные качества дошкольников».
материал по художественной литературе на тему

Алтунина Наталья Юрьевна

Наше время проигрывает с точки зрения детской литературы, редко на полках магазинов можно встретить книги новых авторов с действительно интересными и смысловыми сказками, потому мы всё чаще обращаемся к писателям, давно зарекомендовавшим себя. Так или иначе, встречаем на своем пути детские рассказы Носова, читать которые, начав однажды, уже не остановишься, пока не познакомишься со всеми персонажами и их приключениями.

Каждая сказка Носова, каждый рассказ – это житейская повесть о детских насущных проблемах и проделках. На первый взгляд рассказы Николая Носова очень комичны и остроумны, но не эта их особенность самая важная, важнее то, что герои произведений – настоящие дети с настоящими историями и характерами. В любом из  них вы сможете узнать себя в детстве или своего ребенка. Сказки Носова читать приятно ещё и по той причине, что они не приторно сладки, а написаны простым понятным языком с детским восприятием происходящего в каждом приключении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Носов Николай Николаевич (1908 – 1976) русский, советский прозаик, драматург. Родился 10 (23) ноября 1908 г. в Киеве в семье актёра – эстрадника. Разносторонне одарённый, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством – наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством. Был газетным торговцем, землекопом, косарем. В 1927 – 29 гг. учился в Киевском художественном институте, откуда перевёлся в Московский институт кинематографии (окончил в 1932). В 1932 – 1951 гг. – режиссёр-постановщик мультипликационных, научно-популярных и учебных (в т.ч. для красной Армии, заслужив этим в 1943 г. орден Красной звезды) фильмов.

        Начал публиковать рассказы в 1938 г. («Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры»). Носов ввёл в детскую литературу нового героя – наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

        Творчество Носова решает одну из сложнейших задач художественной литературы для детей: назидание без скуки, показ эволюции детского характера в преодолении собственных недостатков (лени, неорганизованности, безответственности), без натяжек и скидок, в естественном, органичном, увлекательном изложении легко узнаваемых событий жизни ребёнка.

        Долговременную известность и любовь читателей получила трилогия Носова о Незнайке и его друзьях. В остроумной форме автор знакомит читателя с основными законами человеческого общежития, заменяя в первых двух частях реальные социальные конфликты противоречием между «взрослым» мироустройством и «детским» миросозерцанием героев.

        В последней части читатель сталкивается с серьёзными проблемами возможного конфликта знания и нравственности, цивилизованного и духовного потенциала человека.

        «Уважение к труду, знаниям, профессионализму, честное и доброжелательное отношение к людям внушаются в произведениях Носова мягко и неназойливо, с тёплым, сочувственным юмором, сочетаясь с признанием самоценной личности ребёнка и признаков свободного воспитания». 1

        В. Катаев в предисловии к собранию сочинений Н. Носова пишет так: «У этого талантливого человека – вечно юная, детски чистая, чудесная душа… Носов – умный, вдумчивый художник, полный неистощимого юмора».

        Рассказы Носова для дошкольников хороши тем, что они короткие. Очень часто ребёнок не может долго сосредоточиваться на восприятии длинного, даже очень интересного и смешного рассказа. Рассказы Носова также очень легко представить образно. В «Фантазёрах» Мишутка и Стасик сидят в саду на скамеечке и врут. Вполне узнаваемая детская ситуация. Начинается рассказ с вранья о возрасте. Мы прекрасно знаем как маленькие дети хотят быстрее вырасти и часто «прибавляют» себе годы. Рассказ хорош ещё и тем, что дети пытаются логично (с их точки зрения) объяснить своё враньё. Когда Мишка рассказывает, как в море акула откусила ему голову, он выплыл и пошёл домой без головы. А на вопрос Стасика: «Почему же ты теперь с головой?» быстро придумывает ответ: «Другая выросла». Точно так же быстро реагирует и Стасик в своём вранье. Их враньё смешное и безобидное. А вот Игорь врёт с умыслом, от его вранья плохо маленькой Ирочке. И когда читаешь этот рассказ детям реакция на диалоги Миши и Стасика – смех, а на рассказ Игоря – возмущение и осуждение его поступка. Хотя, к сожалению, в последние несколько лет я слышала от детей и одобрение поступков Игоря. Вот он какой хитрый, в жизни не пропадёт. Это уже «современный подход к жизни», «прозападный образец».

        После прочтения рассказа «Живая шляпа» моя младшая сестра и её приятели долго хохотали, а потом несколько дней сами (без указаний взрослых) инсценировали ситуацию, заменяли шляпу шалью, пледом и даже картонной коробкой.

        В рассказе «Дружок» Мишка и Стасик тайком в чемодане везли в город щенка. Щенку, естественно, надоело сидеть взаперти, он начал скулить. И ребята, чтобы не выдать присутствия в вагоне «нелегального» пассажира, громко читали вслух стихи и пели песни. Когда ребята вышли из поезда и, открыв чемодан, обнаружили пропажу щенка, они долго искали его с помощью объявлений. Сколько смешных курьёзов детям пришлось пережить, пока собака нашлась.

        Знакомую ситуацию дети видят в рассказе «Находчивость». Вовка и Котька играют в прятки. Игра, любимая детьми во все времена. Куда только дети не прячутся: и в чулан, и под кровать, и под рогожу. Где водящий только их не ищет: и под печкой, и в чулане, и в сундуке, и в комоде. Юмор ситуации заключается в том, что прятаться лучше всего в самом неожиданном месте. Прочитав этот рассказ на даче, моя сестра спряталась под большим кустом чёрной смородины и её искали дольше, чем всех детей, хотя очень много раз проходили мимо её убежища. А сколько смеха было, когда она, наконец-то вылезла из своего убежища! Через комизм ситуации здесь идёт и развитие эмоций.

        В рассказе «Заплатка» Бобка порвал штаны, и ребята осмеяли его. Когда мама отказалась зашивать, Бобка сам пришил заплатку, а чтобы ровнее легла, обвёл карандашом место стежка. Смешно? Ещё как! Зато, кроме смеха, ребёнок получил трудовой навык.

        Рассказ «Три охотника» в чём-то повторяет «Фантазёров», только основные действующие лица – взрослые дяди. Они фантазируют как ходили на охоту, один испугался волка, другой – медведя, смеются друг над другом, ситуации ведь действительно смешные. Но вывод в конце рассказа очень серьёзный: «Пусть зайчики, белочки, ёжики и лисички мирно в лесу живут. Не надо их трогать. Без зверушек и пичужек в лесу было бы скучно. Никого убивать не надо. Животных надо любить».

        В рассказе «Бобик в гостях у Барбоса» очень ярко смоделирована ситуация поведения детей дома в отсутствии взрослых на примере животных. Когда хозяин ушёл на работу, Барбос пригласил в гости Бобика. Показал всё, по его мнению, интересное: часы-ходики, гребешок, телевизор; угостил пирогом и киселём; пригласил полежать на хозяйской постели. При этом утверждал, что хозяин – он, Барбос, а дедушка спит «там, в углу, на коврике». Каждому, кто в детстве оказывался сам или видел других детей в такой ситуации, сразу понятно кто такие Барбос и Бобик. Часто дети, ещё не зная до конца этой истории, начинают предсказывать, как поступит дедушка и что он скажет, увидев безобразия, творящиеся в его жилище. Дети знают, что наказание последует, но от души смеются, т.к. ситуация, действительно смешная.

        Когда в 6 лет моей младшей сестре прочитали книгу «Весёлая семейка» вся наша большая семья смеялась до слёз. Сестра с подругой обсудили прочитанное, вытащили из холодильника яйца и устроили «инкубатор» из фанерного ящика, старых шерстяных платков, даже термометр туда положили. Подходящей лампы для обогрева не нашли и решили сидеть на ящике по очереди. Поскольку в комнате было тихо, мы не заметили ничего подозрительного. Затея раскрылась в середине дня, когда девочек позвали обедать. Они не могли оставить ящик без обогрева и предложили бабушке на время обеда заменить «наседок». Конечно, когда родители объяснили девочкам, почему из этих яиц не вылупятся цыплята, они смеялись вместе со всеми, но как комична ситуация. И как заманчиво написана повесть, если дети последовали примеру героев.

        Особое место в творчестве Носова занимают «Приключения Незнайки и его друзей». Вот уж истинный кладезь смеха! Один только костюмчик Незнайки чего стоит – весь цветовой спектр.

        В любом из героев дети могут узнать себя или своих друзей, посмеяться над их делами и поступками. Даже имена своим героям Носов даёт так, что сразу становится понятно: Пончик – маленький обжорка, Растеряйка – неорганизованный человечек, Торопыжка – всё делает быстро и некачественно, Авоська – надеется на случай, Незнайка – маленький неуч, Ворчун – вечно чем-то недоволен (это не отрицательные герои, но им нужно что-то изменить в себе в лучшую сторону).

        Стоит только посмотреть на доктора Пилюлькина, Знайку, художника Тюбика или механиков Винтика и Шпунтика – вот примеры положительных героев. Но все вместе они создают смешную историю, которая нравится детям на протяжении многих лет.

        Есть у Носова один рассказ, который называется «Когда мы смеёмся». Это рассказ о воробьях, которые клюют хлеб, брошенный специально для них.

        Человек, наблюдающий за птицами даёт им клички, соответствующие их характерам. Нахальный воробей становится Афонькой Вредным, вздорный и драчливый воробей – Задирой, странный и взъерошенный – Стёпкой-растрёпкой. Наблюдая за воробьями автор даёт очень точный ответ на вопрос почему мы смеёмся над ними. «Смешит нас в них то же самое, что и в людях. Мы смеёмся обычно над такими людьми, которые заботятся только о себе и не думают о других; смеёмся над невежами, грубиянами, задирами, драчунами, которые не уважают никого, кроме самих себя, и не умеют ужиться с людьми; смеёмся над холодными и завистливыми, которые стараются захватить всё в свою собственность, над зазнайками, гордецами, которые воображают, что они самые лучшие, а другие совсем ничего не стоят; смеёмся и над разинями, над рассеянными, над трусишками, которые пугаются всякого пустяка…

        Мы смеёмся над воробьями, когда замечаем, что они в чём-то похожи на людей.

        Но мне почему-то кажется наоборот: мы смеёмся над людьми, когда замечаем, что они в чём-то похожи на воробьёв».

        Так Н. Носов объяснил над чем мы смеёмся. А дети, прочитав книги Носова, учатся думать неординарно, с юмором относиться к своим неудачам и исправлять их. Юмор у Носова не злой, а очень добродушный, понятный детям  и оттого очень ими любимый.



Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад №9 «Радуга»

Проект

для детей старшей группы №1 «Дружная семейка»

«Влияние произведений Н.Н. Носова на нравственные качества дошкольников».

                                                                           

Подготовила:

 Алтунина Наталья Юрьевна

воспитатель

 первой квалификационной категории

Г.Балабаново,2017г

Актуальность.

   Перед нами всегда стояла задача эмоционального развития, или формирования нравственных качеств личности дошкольников. Важность «социально-эмоционального» или «нравственного» воспитания очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются эмоционально-нравственные основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему.  

   Большое влияние на развитие детей, в воспитании гуманных чувств, в эмоциональной оценке действительности оказывает художественная литература. Она захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. К тому же, художественное слово намного эффективнее скучного нравоучения, указания, объяснения.

      Ярким примером этому являются произведения Николая Носова. Его творчество заставляет ребёнка задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни. Его рассказы помогают избавиться от дурных свойств характера (рассеянности, лени, трусости, чрезмерного любопытства, грубости, зазнайства и равнодушия). Писатель учит думать не только о себе, но и о товарищах, обладая глубоким пониманием детей, никогда не подает факт в чистом виде, без домысла, без творческого воображения, не выставляет напоказ нравоучительную мысль своего произведения, а стремится писать так, чтобы маленький читатель сам сделал вывод. К тому же дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил.
    Слушая произведения, дети могут сделать для себя важные выводы: не забывать, что рядом с тобой такие же девочки и мальчики, у которых не все всегда гладко и хорошо получается, что всему можно научиться, надо только не вешать нос и уметь дружить. В этом и есть нравственно – эстетическая сторона произведений писателя. Рассказы Н Носова - это накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое "хорошо" и что такое "плохо".

Цель: формирование и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста под влиянием произведений Н.Носова.

Задачи для педагога

проследить влияние произведений Н Носова на детей в процессе осуществления определенных задач нравственного воспитания;

выяснить, как наиболее целесообразно использовать эти произведения в целях социально-эмоционального воспитания личности ребёнка;

установить методы и приемы усиливающие и углубляющие непосредственное восприятие детьми и осмысление ими морали детского произведения.

Задачи для детей.

познакомить с творчеством Николая Носова;

учить видеть главное в содержании произведения и давать правильную оценку поведению героев;

активизировать чувства детей, способствовать возникновению у них эмоционального отношения к окружающей действительности;

развивать связную и образную речь;

прививать интерес к книге и потребность в чтении.

Участники проекта:

- воспитатели группы;

- дети старшей группы №1 «Дружная семейка»;

- родители

Длительность проекта: 9 месяцев (долгосрочный)

Ожидаемый результат 

Знают и называют произведения Н.Н. Носова.

Умеют:

передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно;

 сопоставлять действия литературного героя со своими собственными, делать выводы о своём поведении или поступках;

 определять образы отрицательных и положительных персонажей;

 выполнять действия, соответствующие содержанию текста.

Происходит социальное взросление, формируются социально-ценностные ориентации личности.

I этап.  Разработка проекта.

№ п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

1

Изучить литературу по проблеме.

Сентябрь-январь

2

Диагностика «Влияние художественных произведений на развитие нравственных качеств личности детей».

Сентябрь, апрель

3

Составить перспективный план мероприятий.

Сентябрь

4

Создать развивающую среду: подобрать материалы, атрибуты театрализованной деятельности; иллюстрированный материал, произведения Н.Н. Носова, мультфильмы по рассказам писателя.

Сентябрь

5

Подобрать материал для продуктивной деятельности.

Сентябрь

6

Круглый стол с родителями.

Донести до родителей важность данной темы.

Определить содержания деятельности всех участников проекта.

Вызвать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта.

Октябрь

7

Реализовать выполнение проектных мероприятий

Октябрь- апрель

8

Провести презентацию проекта.

Апрель

II этап. Выполнение проекта.

Октябрь

Работа с детьми

Познавательная деятельность

Познавательные беседы «Что такое — рассказ? Структура рассказа» «Рассказы Н.Носова».

Игровая

деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Общаемся по телефону»

Упражнение «Поставь себя на место героя рассказа»

Игра «Назови себя»

Упражнение «Я начну, а вы продолжите»

Художественно- речевая

деятельность

Чтение и беседа по рассказам «Заплатка», «Телефон», «Живая шляпа».

Просмотр мультфильмов о Незнайке.

Продуктивная деятельность

Рисование «Незнайка»

Рисование «Хороший поступок» по рассказам Н.Н. Носова.

Работа с родителями

Консультация «Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка – дошкольника».

Консультация «Влияние произведений Н.Н. Носова на формирование личности ребёнка».

Ноябрь

Работа с детьми

Познавательная деятельность

Выставка книг на тему: «Рассказы Н.Н. Носова»

Игровая

деятельность

Упражнение у зеркала «Изобрази настроение»

Сюжетно-ролевая игра: «Библиотека»

Игры: «Позови ласково», «Передача чувств», «И это хорошо, и это плохо», «Телефон», «Библиотека»

Игра в тарелочку.

Художественно- речевая

деятельность

Чтение и беседа по рассказам: «Карасик», «Ступенька», «Тук-тук-тук».

«Придумай окончание рассказа».

Просмотр мультфильмов о Незнайке.

Продуктивная деятельность

Рисование «Я попал в рассказ»

Работа с родителями

«Библиотека Н.Н. Носова» Подобрать и пополнить библиотеку книгами с произведениями Н.Н. Носова, назначить библиотекаря (выдача книг для домашнего чтения).

Декабрь

Познавательная деятельность

Беседа «Герои рассказа»

Учить детей анализировать рассказ, давать характеристику героям.

Игровая

деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Готовимся к Новому году»

Упражнение «Товарищи»

Творческое задание с использованием головоломок, создать образ героя произведения.

Игры: «Перевоплощение», «Знакомство»

Художественно- речевая

деятельность

Чтение стихов Н Носова

Чтение и беседы по рассказам «Затейники», «Бенгальские огни».

Просмотр мультфильмов о Незнайке.

Продуктивная деятельность

Рисование по рассказу «Заплатка»

Работа с родителями

Консультация: «Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка».

Выставка книг «Чудо-книжка». Создание рукописной книги по произведениям Н. Носова (сотворчество детей и родителей).

Январь

Работа с детьми

Познавательная деятельность

Беседы: «Характеристика персонажей».

Игровая

деятельность

Упражнение «Изобрази эмоцию».

Игры: «Угадай эмоцию», «Подарок другу», «Глаза»

Пантомимическая игра «Узнай героя».

Творческое задание «Фантазёры»

Художественно- речевая

деятельность

Чтение и беседа по рассказам: «На горке», «Находчивость»

Просмотр мультфильмов о Незнайке.

Инсценировка рассказа «Фантазёры»

Продуктивная деятельность

Оформление атрибутов к инсценировке рассказа «Фантазёры».

«Иллюстрация к любимой книге»

Работа с родителями

Увлекательное путешествие в мир книги - семейные и групповые чтения: «Приключения Незнайки».

Оформление листка «Хорошие и плохие поступки героев рассказов Н.Н. Носова»

Февраль

Работа с детьми

Познавательная деятельность

Литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова.

Игровая

деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Варим кашу»

Упражнения: «Добрый волшебник», «Свеча»

Настольная игра: «Путешествие по рассказам» (узнай рассказ по предмету)

Художественно- речевая

деятельность

Чтение и беседа по рассказам: «Саша», «Мишкина каша».

Просмотр мультфильмов о Незнайке.

Продуктивная деятельность

Оформление иллюстрации к рассказу «Мишкина каша».

Рисование «Портрет героя рассказа»

Работа с родителями

Консультация «О чём беседовать с ребёнком после прочтения рассказа?»

«Вечер вопросов и ответов «Как бы ты поступил?» (семейные посиделки беседа по произведениям Н.Н. Носова).

Март

Работа с детьми

Познавательная деятельность

Познавательная беседа «Путешествие в прошлое книги» «Кто создает книгу?»

Игровая

деятельность

Сюжетно -ролевая игра «Мы артисты»

Игра-импровизация «Угадай кто я?» Передача образов героев – через движения.

Игра «Солнечный зайчик»

Художественно- речевая

деятельность

Чтение стихов Н Носова

Чтение и беседа по рассказам: «Замазка», «Фантазёры».

Просмотр мультфильмов о Незнайке.

Инсценировка рассказа «Телефон»

Продуктивная деятельность

Оформление плаката по рассказу «Фантазёры»

Оформление книжки-самоделки «Калейдоскоп рассказов»

Работа с родителями

Консультация «Влияние родительских установок на развитие детей».

Литературная гостиная. Презентация «Чудо-книжка». Презентация, созданной силами детей и родителей книги.

Акция: «Подари вечер ребенку» /чтение рассказов, просмотр мультфильмов/ Обмен между семьями книгами, дисками, видеофильмами по произведениям Н.Н. Носова.

Апрель

Работа с детьми

Познавательная деятельность

Беседа «Художники-иллюстраторы»

Игровая

деятельность

 Режиссёрская игра «Мы на улице»

Дидактическая игра

«Узнай рассказ по иллюстрации»

Игра-драматизация «Незнайка»

Игра-упражнение «Я не должен»

Игра «Поводырь»

Художественно- речевая

деятельность

Чтение и беседа по рассказам: «Метро», «Огурцы», «Автомобиль»

Просмотр мультфильмов о Незнайке.

Продуктивная деятельность

«Узнай рассказ» (изготовление игры)

Работа с родителями

Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в вашем доме».

Выставка иллюстраций по произведениям Н. Носова. «Мы — художники иллюстраторы».

Оформление выставки «Писатель и поэт Н. Носов»

  III этап.  Презентация проекта. 

Проведение викторины «Мы — читающая семья».

Участники: дети, родители.

Приложения.

Викторина «Мы — читающая семья»

Воспитатель Сегодня мы предлагаем вам, дорогие родители и вам, ребята, проявить свои умения и знания в конкурсе «Мы -читающая семья».

Вам нужно выбрать жетоны и объединиться в группы. Каждая группа занимает свое место за игровыми столами с названием команды.

За правильный ответ команда получает фишку.

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки!

Назови героя сказки.

Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка)

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, простившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ….
(Айболит)

С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка?

(Буратино.)

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)

На сметане" мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился...

(Колобок).

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)

Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей.
(Крот)

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)

Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?
(Папа Карло)

Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла.
(Золушка)

Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?
(Буратино)

А эта дружила с самим Буратино,
Зовут ее просто, ребята, — …
Мальвина

Назови предметы из сказок.

Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(Скатерть — самобранка)

Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ.
(Иголка)

Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
(Ступа)
 

Конкурс для родителей.

Назовите имя и отчество Носова (Николай Николаевич).

Из каких рассказов Н Носова отрывки:

«Он развинтил трубку, вынул из нее какие-то железки и стал отковыривать круглую пластину, которая была внутри». «Телефон»

«Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…. «Огурцы»

Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. «Фантазеры»

У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. (Заплатка)

Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода. (Живая шляпа).

Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе. (На горке).

Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. (Ступенька).

Наутро мама оставила нам хлеба на два дня, варенья, чтобы мы чай пили, показала, где какие продукты лежат, объяснила, как варить суп и кашу, сколько крупы положить, сколько чего. Мы всё слушали, только я ничего не запомнил. “Зачем, - думаю, - раз Мишка знает”.(Мишкина каша).

Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. (Автомобиль)

3.Конкурс «Кто здесь был и что забыл?»

Каждая команда получает по одной вещи (или картинки) и старается определить произведение, из которого они взяты, а также ответить, кто является автором этого произведения.

1. Телефон («Телефон» К. Чуковского).

2. Мыло, полотенце («Мойдодыр» К. Чуковского).

3. Посуда (Федорино горе)

 Подведение итогов конкурса

Подсчитать фишки. Команда победительница награждается медалями.

 Уважаемые родители и дети! Закончен конкурс!

Он у нас

Рассчитан на один лишь час,

Но вы, читающий народ,

Любите книгу каждый год!

Игра «Я начну, а вы продолжите».

Взрослый произносит незаконченные предложения из рассказа Н.Н. Носова «На горке». Ребёнок должен закончить предложение, использовав образные слова и выражения. Например, «Был ясный день, снег на солнце… (сверкал, искрился, переливался, блестел). Миша сел на санки и помчался с горы… (пулей, вихрем, так что дух захватывало). Санки перевернулись, и мальчик… (шлёпнулся, бухнулся в снег, полетел кубарем). Коле очень захотелось, чтобы гора получилась. Он трудился…(не покладая рук, без устали, в поте лица)».

Игра «Менялки».

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встаёт и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих.

Воспитатель говорит: «Меняются местами те, у кого… (иллюстрация из рассказа «Заплатка»)». После эти иллюстрации должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

Игра в тарелочку.

Играющие садятся на пол по кругу. Один ребёнок выходит на середину круга, ставит тарелку на ребро, раскручивает её, называет имя какого-нибудь ребёнка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до тарелки, пока она крутится. Затем называет хороший поступок героя из рассказов Н Носова. Вновь раскручивает тарелку и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить её, выбывает из игры.

«Поставь себя на место героя рассказа»

 Цель: развивать чувство сопереживания по отношению к другим. Оборудование: лист бумаги, карандаши, картинки. Перед ними чистый лист бумаги, карандаши, иллюстрации к рассказу. Воспитатель настраивает детей на работу: «Поможем герою рассказа». Чтение рассказа «Живая шляпа», в процессе чтения рассматривают картинки, чтобы лучше представить происходящее. Воспитатель просит детей нарисовать тот персонаж, на месте которого им хотелось бы оказаться. Затем задает вопросы к рисунку, например, «Почему ты выбрал именно этого героя? Что бы ты в нем изменил? Как бы повел себя на его месте? Ты бы радовался за него или сочувствовал ему?  Попросить детей изобразить чувства героев.  В конце занятия подвести итог о том, как нужно вести себя в ситуациях, когда у других случается беда.

«Товарищи»

Цель: развивать чувство отзывчивости; учить проявлять заботу в отношении к товарищу. Оборудование: рассказ «Фантазёры». С маленькой группой детей подготовить сценку отрывок из рассказа «Фантазёры». Обратиться к детям группы: «Сейчас мы с ребятами покажем вам отрывок из рассказа Н Носова «Фантазёры». А вы потом скажете, с кем из этих ребят вы хотели бы подружиться и почему. Дети отвечают и обосновывают свои ответы. После окончания, просить присесть детей за стульчики рядом с тем человеком, который им ближе всего (с другом). Дети рассаживаются. Проводится беседа.  Чем тебе нравится твой друг? Ты считаешь его лучше себя? Что хорошего он сделал для тебя? А что ты хорошего сделал для него? Предлагает немножко поиграть. Включается музыка, и под музыку дети выполняют просьбы воспитателя: обнимитесь со своим другом; почешите его за голову; потанцуйте одинаково; поменяйтесь с соседями местами; попросите помочь отнести стульчик на место и наоборот; пожмите друг другу руки; скажите, что вы всегда рады помочь в чем-либо. В конце дети делятся впечатлениями, а воспитатель поощряет их за хорошую работу.

Литература.

1. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – М.: Детство-Пресс

2. Программа «Югорский трамплин» Л.С. Виноградова, Н.В. Мальцева, Л.А. Карунова, Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова.

3. Н.Н. Носов. Рассказы.

4. Зубарева Е. Детская литература. Учебное пособие. М., Просвещение, 1975

5. Разумиевич В. Книги на всю жизнь. М., Просвещение, 1975

6. Сивоконь С. Веселые ваши друзья. В об. Детская литература, 1980, с.101

7. Тимофеева И. «100 книг вашему ребенку». М., Книга, 1987

8. Белинский В.Г. О детских книгах // Собр. соч. – М., 1978.

9. Пособие для воспитателя дет. сада/Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, В.И. Пирадова, —Изд. 3-е, испр. и доп. — СПб: Детство-Пресс, 1999.

10. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго...: Пособие для чтения и рассказывания детям 4 — 6 лет (с метод, рекомендациями). —М.: Просвещение, 2001.

11. Коротнова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста/Дошкольное воспитание, 2001.

12. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. психологические труды – М., 1996.

13. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М., 1987.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние произведений А.Л. Барто на нравственное воспитание дошкольника.

Проблема нравственного воспитаниядетей дошкольного возраста. О ценности произведений А.Л. Барто для детского чтения, а также Ваш взгляд на данную проблему- нравственного воспитания....

Выступление на педагогическом совете: Опыт работы по творческой теме «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

Опыт работы по творческой теме: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»...

Педагогический проект на тему «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

Педагогический проект на тему: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»...

Проект «Влияние произведений Н.Н. Носова на нравственные качества дошкольников».

Творчество Н.Н.Носова заставляет ребёнка задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни....

«Влияние семейных традиций на воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников»

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценн...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...