Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой.
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Готчанина Галина Юрьевна

Литературный калейдоскоп «Что за прелесть эти сказки!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_oznakomleniyu_s_hudozhestvennoy_literaturoy.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

по ознакомлению с художественной литературой.

                                                                                 воспитатель: Готчанина Г.Ю.

                                                                             МДОУ детский сад № 7 г.Пудожа

Тема. Литературный калейдоскоп «Что за прелесть эти сказки!»

Программное содержание:

  • Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик, желание помочь попавшей в беду Алёнушке.
  • Закреплять знания о сказках, умение отличать их творческую манеру.
  • Развивать интонационную выразительность речи, логическое мышление.
  • Развивать наблюдательность, память, умение сопоставлять, сравнивать, высказывать собственное суждение, доказывать свою точку зрения.
  • Воспитывать умение слушать своего товарища.

Материалы и оборудование: компьютер (все задания по ходу занятия на компьютере), конверты с заданиями, загадки в стихах, «черный ящик» (в нём: галоша, яблоко, «золотой ключик»), иллюстрации к сказкам, «волшебный» ларец (в ларце: красная шапочка, золотой ключик, шапочка доктора, пропеллер, яичко, скалочка, зеркальце, денежка, рукавичка), мелодии из мультфильмов в записи, медали.

Ход занятия.

           Занятие проводится в зале. Выхожу к детям в образе Иванушки.

  1. Знакомство.

- Здравствуйте, ребята! Какие вы красивые, нарядные. У вас, наверное, сегодня праздник. (ответы детей) Конечно, праздник, ведь сегодня я пришёл к вам в садик! Давайте знакомиться. Я – Иван-весельчак,

                                                  На выдумки мастак!

                                                  Кто подружится со мной,

                                                  Весёлым будет день-деньской!

(обращаюсь к детям) А вот и моя знакомая принцесса. Привет, Буратино! Здравствуй, Дюймовочка! (реакция детей) Что-то неправильно? Как же мне познакомиться с вами? (пауза, чешу в затылке) Придумал! Мы поиграем в такую игру. Я говорю как меня зовут, а вы своё имя.

- Привет, меня зовут Иван. А тебя? Очень приятно!

- Я – Ваня! А ты? Какая симпатичная Леночка!

- Ванюшка! А тебя? Какое красивое имя.  

(Здороваюсь за руку с каждым ребёнком, наклоняюсь, устанавливая дружеский контакт. Называю детям себя, каждый раз изменяя свое имя - Ваня, Иван, Ванюшка, Ванек, Иванушка, Ванятка, Ванюша,Ивашка,Ивашечка, Ванюрик и т.д.)

- Ну, вот и познакомились!

2. Сообщение темы.

- Слушайте, чуть не забыл. Я ведь к вам за помощью пришел. Мне тут Старик Хоттабыч недавно компьютер подарил. Я очень люблю с друзьями общаться. А сегодня смотрю – послание от подруги Алёнушки. Да какое-то загадочное. (Включаю компьютер, на экране Алёнушка, Иванушка, гуси-лебеди, Баба Яга и надпись: «Помоги!»)

- Я, ребята, очень надеюсь на вашу помощь. Что она мне хочет сказать? А то у меня с логикой не очень. (Дети объясняют.)

- Вот, здорово! Я всё понял – надо помочь Алёнушке спасти Иванушку. Баба Яга его не отпустит, пока мы задания не выполним.

3. Выполнение заданий.

I задание. Отгадай загадки.

- Смотрите, вот и первое задание. (На экране 1, знак вопроса и задание: налево, держась друг за друга, по узкой тропе 5 шагов. Дети выполняют, находят конверт, там загадки. )

Сказки просят: «А сейчас

Вы, друзья, узнайте нас!»

1. Здесь живёт моя семья:

    Семь детей, восьмая – я.

    Своих деток я люблю.

    Молоком парным пою. («Волк и семеро козлят»)

2. Нет ни речки, ни пруда,

    Где воды напиться.

    Очень вкусная вода

    В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

3. Сидит в корзине девочка

    У мишки за спиной,

    Он, сам того не ведая,

    Несёт её домой.

    Ну, отгадал загадку?

    Теперь скорей ответь!

    Названье этой сказки…. («Маша и медведь»)

4. Удивляется народ:

    Едет печка, дым идёт,

    А Емеля на печи

    Ест большие калачи.

    Чай сам наливается по его хотению,

    А сказка называется… («По щучьему веленью»)

5. На поляне вырос дом.

Разместились звери в нём,

Вдруг пришёл большой, лохматый,

Надавил на домик лапой…

Затрещал дом, покосился

И на части развалился. («Теремок»)

6. Ах ты, Петя- простота,

    Сплоховал немножко:

    Не послушался кота,

    Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)

7. Носик круглый, пятачком.

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький, крючком.

Вместо туфелек – копытца.

Трое их, и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки.

Кто герои этой сказки? («Три поросёнка»)

8. Так мала она была,

    Что под листиком жила.

    Голова с горошину,

    А сама хорошенькая.

    Высотой с булавочку

    Девочка-малявочка.  («Дюймовочка»)                                                                

- Кажется, мы правильно выполнили задание (на экране улыбающееся солнышко).

II задание. Угадай, что в чёрном ящике.

- Смотрите, вот и второе задание. (На экране 2, черный ящик и задание: на восток 10 шагов по узкой дороге, держась за руки. Дети выполняют задание и находят чёрный ящик.)

- В ящике три предмета, а какие – вы должны угадать.

1. Любимое лакомство крокодилов из сказки К.Чуковского «Телефон». (галоша)

2. Предмет, с помощью которого злая мачеха хотела отравить Белоснежку. (яблоко)

3. Предмет, за которым охотился Карабас Барабас, но черепаха Тортилла подарила его Буратино. (золотой ключик)

                                    На экране улыбающееся солнышко.

- Ура! Мы выполнили задание! Можно немножко поиграть.

Физ.пауза. Игра «Четыре стихии».

Дети стоят в круг. Ведущий просит игроков положить руки на пояс и объясняет правила игры: если он скажет слово «ЗЕМЛЯ» - ОПУСТИТЬ РУКИ ВНИЗ; если слово «ВОДА» - ВЫТЯНУТЬ РУКИ ВПЕРЁД; если слово «ВОЗДУХ» - ПОДНЯТЬ РУКИ ВВЕРХ; если слово «ОГОНЬ» - ВРАЩАТЬ КИСТЯМИ РУК.

III задание. Говорящие картинки.(отгадать название сказки по иллюстрациям, рассказать, что говорит тот или иной герой).

- Но, пора посмотреть, что ещё приготовила для нас баба Яга. (На экране 3,знак вопроса, задание : змейкой по залу на север три шага. Идём, находим конверт с иллюстрациями к сказкам.)

     Дети называют сказки («По щучьему веленью», «Маша и медведь», «Жихарка», «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Крошечка-хаврошечка», «Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Золотой ключик или приключения Буратино», «Стойкий оловянный солдатик»)К пяти иллюстрациям задаю вопросы:

     - Какую песенку пела коза своим козлятам? («Волк и семеро козлят»)

    - Что говорила девочка Женя, отрывая лепесток от цветка и бросая его?

       («Цветик-семицветик»)

    - Что приговаривал Жихарка, когда раскладывал ложки? («Жихарка»)

    - Когда медведь нес пирожки бабушке с дедушкой, что он говорил по дороге?

      («Маша и медведь»)

    - Какие волшебные слова говорил Емеля? («По щучьему веленью»)

- Ура! Вы такие молодцы! Что бы я без вас делал?

IV задание. Доскажи словечко.

 На экране 4, знак вопроса и задание: прыжками до конца зала на восток, а обратно на носочках (на запад). Находим конверт с вопросами.

 Сивка -…………..                                Конёк - ………………

Красная ………….                               Бременские ………….

Доктор …………..                                Крошечка ……………

Снежная………….                               Цветик - ……………...

Курочка ………….                               Золотой ……………...

- Мы уже выполнили почти все задания. Вы такие умные, столько сказок знаете. Я теперь тоже буду сказки читать.

V задание. Игра «Кто потерял?»

 На экране 5, волшебный ларец и задание: проползти под дугой, перепрыгнуть ров. Выполняем задание, находим ларец. В ларце: красная шапочка, золотой ключик, шапочка доктора, пропеллер, яичко, скалочка, зеркальце, денежка, рукавичка.

VI задание. «Угадай мелодию»

- А сейчас самое весёлое задание. (включаю в записи мелодии из мультфильмов, дети отгадывают)

4. Итог занятия.

На экране улыбающаяся Алёнушка, Иванушка, надпись «Спасибо!»

- Я так рад, что пришёл к вам за помощью. Вы такие умные, ловкие, смекалистые. Много читаете и много знаете. А ещё вы очень дружные и всегда помогаете в беде!

- А вам понравилось? (Ответы детей.) А что вам больше понравилось? (Ответы детей.)

- А на память вам я подарю вот такие медали с героями сказок.

А теперь, крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

А какие же слова говорим мы уходя?

Прощаюсь, ухожу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и лепкой на тему: «Александр Сергеевич Пушкин – биография»

Создать эмоционально - положительное настроение у детей; активизировать литературную память дошкольников; обогатить представления о жизни и творчестве А. С.Пушкина...

Конспект комплексной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста на тему "Большие буквы" (игра-путешествие по сказкам К.И.Чуковского).

Программное содержание:Продолжать развивать у детей интерес к творчеству К.И. Чуковского.Продолжать учить детей называть слова с определенным звуком.Закрепить умение читать слоговую таблицу.Закрепить ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы по теме "Песенки Винни-Пуха" в рамках реализации проекта "Неделя книг Бориса Заходера"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы по теме «Песенки Винни - Пуха» в рамках реализации проекта «Неделя книг Бор...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "Матроскин и Печкин в гостях у ребят"

Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста, с элементами театрализованной деятельности. Направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на литературные произведения писателе...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «К. И. Чуковский «Федорино горе»

Тема с указанием возрастной группы детей: организованная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «...

Конспект НОД по чтению и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Что может быть милей родного края? (по стихотворениям Г.Ф. Граубина)».

Конспект НОД по чтению и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.Тема: «Что может быть милей родного края? (по стихотворениям Г.Ф. Граубина)».Цель: познакомить с личност...