Литературная викторина
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме
конспект литературной викторины по сказкам А.С. Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_skazkam.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ
А.С.ПУШКИНА – старший дошкольный возраст.
Цель: воспитывать любовь к книге; приобщать детей к словесному искусству.
Задачи:
- формировать дружеские взаимоотношения между детьми; продолжать учить детей проявлять эмоциональные реакции в ролевом взаимодействии;
– сохранять психическое здоровье детей; создавать эмоционально-благоприятную обстановку на занятии;
– закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина; воспитывать интерес к творчеству русского поэта;
– учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя; слушать и понимать заданный вопрос; учить выразительно рассказывать отрывки из сказок.
- учить решать кроссворды, участвовать в интеллектуальных соревнованиях.
Демонстрационный материал:
Книги-сказки А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», портрет А.С.Пушкина, макет моря, рыбки с номером задания, две удочки, кроссворды,ручки, жетоны для фиксации ответов, «Волшебный сундучок» (зеркальце, орешки, яблоко, белка, рыбка, петушок), призы для участников викторины.
Х О Д З А Н Я Т И Я
Дети заходят в группу и становятся полукругом .
- Ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите сказки? Сейчас я вам расскажу о сказках много интересного.
Все сказки можно разделить на три группы. Давайте вместе подумаем как мы их разделили бы.
Какие герои встречаются в сказках чаще всего? (Животные). Так вот, к 1-й группе мы отнесём сказки о животных.
Ко 2-й группе относятся сказки, которые называют волшебные.
И к 3-й группе сказки социально-бытовые.
Если мы скажем, что это сказки о животных, то мы сразу поймём, что главными персонажами в них являются - животные. А кто действующие лица в волшебных сказках? (Люди и фантастические существа, в этих сказках всегда происходят чудеса). А вот в сказках с таким интересным названием социально – бытовые, основными персонажами являются – люди.
Сказки – это произведения большого искусства. Каждая сказка имеет зачин (начало). Назовите, какие зачины вы знаете? (Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…) И все сказки имеют своеобразные концовки. Какие концовки вы знаете? (Живут, поживают и добра наживают…, И я там был мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало).
Сказки знают все. По крайней мере, несколько знает каждый из вас, сможет вспомнить и назвать. Назовите сказки, которые вы знаете? (Ответы детей). Кто сочиняет сказки (Народ и писатели). Сказки, которые сочинял народ, назывались народными. Их передавали из поколения к поколению. Бабушки рассказывали своим внукам. Они вырастали и тоже рассказывали своим детям. А сказки, которые сочиняли писатели, записывали. И книги с этими сказками мы можем прочитать и сейчас, хотя писатель мог сочинить эту сказку очень давно. Много талантливых сказочников и мы послушаем стихотворение о сказках одного из самых любимых писателей.
Ребенок рассказывает отрывок из «Руслана и Людмилы».
Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, великого русского поэта, А.С.Пушкина (показать портрет). А.С.Пушкин родился в 1799 году. У него в детстве была няня Арина Родионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. И сейчас мы с вами поговорим о творчестве этого великого поэта. Вспомним его произведения. С ними знакомили вас ваши родители и в детском саду мы тоже слушали сказки и стихи Пушкина. А также рисовали героев различных сказок Пушкина. А какие сказки Пушкина вы знаете?
Ответы детей: « Сказка о попе и работнике его Балде»; «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; «Сказка о золотом петушке».
И чтобы наше занятие прошло интересно, мы разделимся на 2 команды. Команда «Золотые рыбки » и команда «Золотые петушки». За каждый правильный ответ команда получает жетон. И в конце нашей викторины мы узнаем, какая команда лучше знает сказки Пушкина.
Дети рассаживаются по стульям напротив друг друга.
Наша литературная викторина начинается.
1 задание: Отгадайте, из каких сказок эти строки:
- Ветер, ветер! Ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного. (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)
- Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно – золотисто
Будто мёдом налилось!
Видно семечки насквозь. (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).
- Вот пошёл он к синему морю:
Видит,- море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?» (Сказка о рыбаке и рыбке).
- «Ты, бесёнок, ещё молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
Раз-два-три! Догоняй-ка»
Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому.
А зайка в лесок до дому. (Сказка о попе и работнике его Балде).
- Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки – царя
Родила богатыря» Сказка о царе Салтане).
- Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
И к той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй лёжа на боку!» (Сказка о золотом петушке).
Обе команды справились с этим заданием хорошо.
2 задание: А теперь следующее задание. Вы должны назвать сказку и ответить на вопросы:
- Сколько лет жили старик со своею старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года).
- Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Звездочёт. «Сказка о золотом петушке»).
- В этой сказке одна сестра стала царицей, другая – ткачихой, а третья – кем?(Поварихой. Да, царь так и сказал сёстрам, а другая поварихой. « Сказка о царе Салтане»).
- С чем пришёл невод в 1-й, 2-й и 3-й раз? (В 1-й – с тиной, во 2-й – с травой морской, в 3-й – с золотой рыбкой. «Сказка о рыбаке и рыбке»).
- С кем наперегонки бегал бесёнок вокруг моря? (С зайкой. «Сказка о попе и работнике его Балде»).
- Царевна Лебедь выполняет по желанию князя Гвидона 3 чуда. Назовите эти чудеса? ( 1-е: Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт, а орешки непростые все скорлупки золотые; 2-е: В чешуе, как жар горя 33 богатыря; 3-е: Лебедь обернулась царевной «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. «Сказка о царе Салтане».
- Князь Гвидон в сказке 3 раза превращался в насекомых. Назовите их? (В комара, муху, шмеля. «Сказка о царе Салтане»).
- Какой предмет получила в приданое гордая, своенравная, ревнивая царица? (Говорящее зеркальце. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
Разминка:
Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх)
И кораблик подгоняет (помахивают руками)
Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок)
На раздутых парусах (опускают руки)
Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки)
Мимо города большого (встают)
Пушки с пристани палят (хлопают)
Кораблю пристать велят (топают).
3 задание:
А теперь давайте поиграем в игру «Поймай рыбку». (На ковре лежит лист бумаги, изображающий море (речку), в котором плавают рыбки, каждая со своим номером на хвостике. Вы должны удочкой поймать рыбку и найти на столе карточку, с заданием под таким же номером, как у вашей рыбки).
Иллюстрации к сказкам Пушкина.
4 задание: кроссворд.
5 задание: назовите из какой сказки пред В коробке лежат предметы (орех, белка, яблоко, рыбка, месяц, зеркало). (Дети с закрытыми глазами выбирают предмет из коробки, достают и называют сказку).
меты.
Пока жюри подводит итоги, наши дети расскажут стихотворения Александра Сергеевича Пушкина.
Вручение призов участникам викторины.
Какой волшебный предмет был у гордой злой царицы в сказке о мертвой царевне и семи богатырях? | Князь Гвидон три раза превращается в насекомых. Назовите их? |
В каком жилище встретила Шамаханская царица Дадона? | Царевна – Лебедь выполняет по желанию князя Гвидона три чуда. Назовите эти чудеса? |
Кто подарил царю Дадону золотого петушка? | Какую птицу подстрелил князь Гвидон? |
Одна сестра стала царица, другая ткачихой, а третья – кем? | С кем на перегонки бегал бесенок вокруг моря? |
Какую плату попросил Балда за свою работу? | У кого просил помощи королевич Елисей, когда искал царевну? |
Одна сестра стала царица, другая ткачихой, а третья – кем? | С кем на перегонки бегал бесенок вокруг моря? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
литературная викторина по рассказам Н.Носова
Шуточная литературная викторина по рассказам Н.Носова.Викторину можно использовать, как итоговое мероприятие после знакомства детей с творчеством Н.Носова, рассказы которого дети просто обожают и гото...
литературная викторина по стихотворениям"По ступенькам литературного творчества"
Литературная викторина "По ступенькам литературного товрчества" проводится с целью закрепления знаний детей об изучаемых стихотворений известных авторов:К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто, А.С. П...
Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста
Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»
Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»...
Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки» Литературная викторина в подготовительной группе
Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки»Литературная викторина в подготовительной группе...
Конспект занятия «Литературный калейдоскоп по басням И. А. Крылова». Литературная викторина с решением кроссворда, разгадыванием ребусов, с использованием ЭОР, игр и игры драматизации. Для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная запискаКраткая аннотация с указанием основной цели: Знакомство с книжным Санкт-Петербургом. Жизнью и творчеством И. А. Крылова, памятником поэту в летнем саду, «домом К...
Викторина "В мире сказок" (литературная викторина с детьми и родителями"
Викторину можно провести с родителями и детьми старшей и подготовительной группы2...