Проект "Социальное партнерство ДОУ и детской библиотеки как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению"
проект по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Проект был реализован на базе детского сада № 25 "Мозаика" г. Королева и филиала детской городской библиотеки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Королева Московской области
детский сад № 25 «Мозаика» комбинированного вида
______________________________________________________________
На полках книжных мудрость тихо дремлет,
Скучает, ожидая малыша,
Который Интернета не приемлет,
С восторгом смотрит в книгу, чуть дыша...
Проект
«Социальное партнерство ДОУ
и детской библиотеки
как способ воспитания у детей
интереса и любви к чтению»
Воспитатель: Кыласова О.П.
г. Королёв
2013-2014 уч. г.
Ребенка учим с детства быть послушным,
Быть честным и других не обижать,
Уметь любить, прощать, быть добродушным
И, если надо, руку помощи подать.
И воспитать такого человека
Легко поможет нам библиотека!
Лишь в книгах опыт вековой таится,
Любой вопрос найдет в них свой ответ.
В беде и в радости всем книга пригодится,
Она, как друг хороший, мудрый даст совет.
Тема проекта: Социальное партнерство ДОУ и детской библиотеки как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению.
Вид и сроки реализации проекта: информационно-творческий, долгосрочный (в течение учебного года, с октября по май).
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет), воспитатели Кыласова О.П., Паукова Е.А., музыкальный руководитель Пенькова Ю.В., сотрудники библиотеки-филиала № 12 МКБУК ЦБС г. Королева, родители.
Предполагаемый результат проекта: организация цикла совместных с сотрудниками библиотеки мероприятий, направленных на воспитание у детей любви и интереса к книгам; проведение театрализованного представления для родителей, демонстрация презентации об итогах проекта детям и родителям. В результате – максимальное количество семей воспитанников, записавшихся в детскую библиотеку.
Проблема:
Не секрет, что компьютерные технологии принесли в бытность современных взрослых и детей не только положительные перемены. Экран монитора постепенно вытесняет бумажные книги, многие взрослые в сознательном возрасте никогда не переступали порога книжных магазинов, а их дети не знают, что такое библиотека. Поэтому педагогам детских дошкольных учреждений приходится начинать знакомство детей дошкольного возраста с библиотечной системой и особенностями ее работы практически с нуля. Метод проектной деятельности помогает всесторонне решить эту задачу, и на смену скучным экскурсиям приходит целый тематический комплекс мероприятий.
Актуальность проекта:
Нам, педагогам, сегодня детей часто становится просто жаль. Когда спрашиваешь их: «Ребята, а вам дома читают?» и получаешь утвердительный ответ лишь от 2-3 человек из группы, чувствуешь недоумение и горечь. Скольких минут совместного с детьми времяпрепровождения, мышления и соучастия лишают себя родители! А когда в ответ на просьбу принести на выставку в группу любимую книгу ребенка слышишь от мамы: «А диск с мультфильмом можно?..», то понимаешь: начинать нужно не с детей. А может быть, именно с детей? Ведь они — сегодняшние дошкольники — уже завтра пойдут в школы и через несколько лет либо будут с трудом читать условие задачи в учебнике, либо «запоем» станут прочитывать книги любимых авторов. Поэтому именно в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок делает первые шаги в складывании слогов в слова, радуется тому, что понял смысл и пытается читать дальше, следует максимально заинтересовать его книгой. Показать ее ценность, привлекательность, объяснить, что культурный человек — читающий человек.
Дети, заражаясь атмосферой книг, интересных фактов и мыслей, невольно переносят свой энтузиазм на родителей, как бы исподволь привлекая к чтению даже самых заядлых любителей компьютера и телевизора. Они тормошат, упрашивают, не дают покоя своими вопросами: «Мама, почитай мне!», «Мама, давай запишемся в библиотеку, там знаешь, как здорово!», «Мама, а какая твоя любимая книга?».
Таким образом, достигая своей цели привлечения детей к чтению и библиотеке, проект оказывает влияние и на родителей, заставляя их учиться у собственных детей, переоценивать свои ценности и стараться быть образованнее и культурнее. А это, на наш взгляд, большой плюс. Ведь иначе, чем через их собственных детей, переломить нежелание читать у большинства современных пап и мам просто невозможно.
Цель:
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и любви к чтению книг.
Задачи:
- Познакомить детей с библиотекой, рассказать об особенностях ее работы.
- Прививать интерес к литературе, художественному слову.
- Воспитывать умение не перебивая слушать чтение взрослых.
- Воспитывать бережное отношение к книге.
- Воспитывать у детей культуру поведения в общественных местах, закреплять знание правил этикета.
Этапы:
- Подготовительный этап (октябрь)
Ответственные: воспитатели подготовительной группы Кыласова О.П., Паукова Е.А., заведующий читальным залом библиотеки-филиала № 12 МБУК ЦБС Такшина С.Э.
- Выявление и формулирование проблемы.
- Анализ отношения к чтению книг в семьях (анкетирование родителей, опросы детей).
- Целеполагание.
- Планирование работы по реализации проекта совместно с сотрудниками библиотеки.
- Практический этап (с ноября по май)
Ответственные: воспитатели подготовительной группы Кыласова О.П., Паукова Е.А., музыкальный руководитель Пенькова Ю.В., заведующий читальным залом библиотеки-филиала № 12 МБУК ЦБС Такшина С.Э.
Непосредственно образовательная деятельность:
№ | Вид деятельности | Сроки |
1 | Согласно тематическому плану ДОУ, в ноябре вся образовательная деятельность с детьми проходила по темам «Мои любимые книги», «В мире сказок». В начале ноября дети отправились в увлекательное путешествие по русским народным сказкам, произведениям Н. Носова, Г.Х. Андерсена, сказкам А.С. Пушкина. Были проведены беседы «Откуда пришла книга?», «Волшебные предметы русских народных сказок». На занятиях по лепке, аппликации и рисованию дошкольники воссоздавали образы литературных персонажей самостоятельно. Так, прошли занятия по лепке сценок из сказок «По щучьему велению» и «Конек-горбунок», аппликации «Персонаж любимой сказки», «Царевна-лягушка». Дети рисовали волшебных птиц, придумывали, как может выглядеть сказочное царство, создавали иллюстрации к произведению А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». | Тема «Мои любимые книги» - с 04.11.2013 по 15.11.2013 г. Тема «В мире сказок» - с 18.11.2013 г. по 29.11.2013 г. |
2 | В последующие месяцы учебного года работа с детьми по образовательной области «Коммуникация» обязательно включала в себя еженедельное знакомство детей с произведениями литературы, отечественными и зарубежными авторами. Поэтические произведения заучивались детьми наизусть, сказки и рассказы подвергались обязательному пересказу. | В течение всего учебного года |
3 | НОД «Обложка книги сказок» («Художественное творчество (рисование)») | март |
4 | НОД «Писатели о Великой Отечественной войне» («Познание», «Коммуникация») | май |
Совместная деятельность воспитателей с детьми
№ | Вид деятельности | Срок |
1 | Чтение книг детям дважды в день: перед дневным сном и после пробуждения (список литературы для чтения был составлен воспитателями на основе рекомендаций, изложенных в примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.). Обсуждение прочитанного. | Ежедневно в течение учебного года |
2 | Организация выставки в уголке книги: «Моя любимая книга», составление детьми рассказов о любимой книге и литературном герое. | Ноябрь |
3 | Рассматривание иллюстраций в книгах. | Ежедневно в течение учебного года |
4 | Регулярное обновление книг в уголке книги согласно тематическому плану | В течение учебного года |
5 | Привлечение детей к ремонту книг в уголке, постоянный детский контроль за состоянием книг в группе | В течение учебного года |
Создание уголка «Библиотека» для сюжетно-ролевых игр, изготовление формуляров на каждого ребенка | Декабрь | |
5 | Загадывание загадок о литературных героях, проведение литературных викторин для детей | В течение учебного года |
6 | Чтение произведений П.П. Бажова «Огневушка-поскакушка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка». | Декабрь, январь |
7 | Рисование иллюстраций по прочитанным сказам П.П. Бажова, организация выставки в фойе ДОУ | Январь |
8 | Подготовка к музыкально-литературной композиции по произведениям П.П. Бажова, разучивание ролей. | Январь |
9 | Подготовка к беседе «Ежели вы вежливы», подбор стихотворений по теме, разучивание. | Февраль |
10 | Подготовка к празднованию Дня Победы, разучивание танцев, песен и стихов. Изготовление подарков для ветеранов. | Апрель-май |
11 | Подведение итогов проекта, выбор лучших фотографий, оформление презентации для родителей. | Май |
Самостоятельная деятельность детей
- Рисование иллюстраций к понравившимся произведениям.
- Организация сюжетно-ролевых игр «Библиотека», «Магазин «Книги»».
Взаимодействие с библиотекой
- 11.11.2013 г. Экскурсия и знакомство детей подготовительной группы с библиотекой по адресу: г. Королев, ул. Кирова, 5. Ребята с интересом слушали увлекательный рассказ сотрудницы библиотеки З.А. Тиняевой о том, как устроена библиотека и как много интересных книг хранится в ней.
- 28.01.2014 г. В читальном зале библиотеки состоялся утренник «Малахитовая шкатулка», посвященный 135-летию П.П. Бажова.
Цель: закрепление знаний дошкольников о творчестве П.П. Бажова, его биографии; обобщение знаний о прочитанных ранее произведениях писателя, расширение кругозора детей; вызывание интереса к героям уральских сказов, к неповторимому языку, с помощью которого автор передает читателю сказания о земле уральской.
Силами детей и педагогов была подготовлена музыкально-литературная композиция «Сказы седого Урала», где роли персонажей Бажова исполнили воспитанники подготовительной группы. В завершение праздника сотрудники библиотеки подарили детям книгу произведений П.П. Бажова.
- 11.02.2014 г. В читальном зале библиотеки прошла беседа «Ежели вы вежливы», посвященная Всемирному дню спасибо.
Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с Всемирным днем спасибо, закрепление представлений о правилах поведения в общественных местах и правилах общения со взрослыми и сверстниками, формирование понятия толерантности, воспитание уважения и заботливого отношения к старшим, терпимости друг к другу.
Воспитанники подготовительной группы прочитали выученные заранее стихотворения.
- 25.03.2014 г. В рамках «Недели детской книги» в библиотеке прошел утренник «Книжкины именины», подготовленный силами наших соседей - педагогов и воспитанников МБДОУ № 24 г. Королева.
Цель: знакомство детей с историей праздника, обобщение знаний дошкольников о творчестве русских писателей и поэтов, формирование стойкого интереса к книге как источнику знаний.
Дети подготовительной группы нашего ДОУ присутствовали на празднике в качестве зрителей, активно отгадывали загадки и отвечали на вопросы литературных персонажей.
- 07.05.2014 г. Праздник «Пусть не будет войны никогда!» и акция «Прочти детям о войне», посвященная 69-й годовщине Великой Победы над фашизмом, прошли в стенах читального зала библиотеки. На праздник были приглашены родители, бабушки и дедушки детей, а также ветераны войны.
Цель: воспитание уважения к истории своей страны, к людям старшего поколения, знакомство с творчеством Туричина и его произведением «Крайний случай».
Дети выступили с концертными номерами, прочитали стихотворения, а также приняли участие в мастер-классе по технике изготовления солдатского письма-треугольника. Сотрудница библиотеки Виктория Хабловская прочла детям рассказ писателя Туричина «Крайний случай», а в заключение праздника дети поздравили ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Победы и подарили коллективные работы, выполненные своими руками.
Взаимодействие с родителями
№ | Вид деятельности | Сроки |
1 | Привлечение родителей к участию в проекте путем анкетирования и приглашения на совместную экскурсию в библиотеку. | Октябрь, ноябрь |
2 | Проведение консультации для родителей «Мама, почитай-ка!» о пользе семейных чтений | Ноябрь |
3 | Сбор домашних детских книг для участия в выставке «Моя любимая книга» | Ноябрь |
4 | Сбор книг разных изданий с иллюстрациями к сказам П.П. Бажова | Январь |
5 | Совместное изготовление костюмов к музыкально-литературной композиции «Сказы седого Урала», помощь в разучивании ролей с детьми дома. Приглашение на театрализованный праздник «Малахитовая шкатулка». | Январь |
6 | Оформление в раздевалке стенда с детскими рисунками по прочитанным дома с родителями произведениям. | Февраль |
7 | Приглашение на праздник «Пусть не будет войны никогда!» | Май |
- Заключительный этап (май)
Ответственные: воспитатели Кыласова О.П., Паукова Е.А., родители.
- Подведение итогов проекта.
- Обобщение материалов проекта
- Проведение круглого стола для родителей «Наш наставник – знание, книга – наш учитель (В. Маяковский)» (анкетирование, демонстрация презентации).
Итоги реализации проекта:
Социальное партнерство нашего дошкольного образовательного учреждения и детской библиотеки, несомненно, положительно отразилось на воспитании дошкольников. В ходе работы над проектом все его участники - и педагоги, и дети, и родители - кто-то впервые, кто-то спустя много лет, открыли для себя двери этого книжного царства, места, где хранится вековая мудрость, места с названием Библиотека.
Ребята подготовительной группы хорошо усвоили для себя, как функционирует библиотека, кто такой библиотекарь и для чего нужна его работа. Сразу после первой нашей экскурсии в ноябре несколько детей в группе записались в библиотеку, о чем с удовольствием рассказали в группе другим детям и педагогам. В процессе дальнейшей работы над проектом, подготовки и проведения мероприятий совместно с сотрудниками библиотеки ее читателями стала еще половина детей. Таким образом, к концу учебного года из 24 детей в группе в детскую библиотеку записалось 18 человек. Не может не радовать и тот факт, что удалось вызвать интерес к библиотеке и у родителей, и несколько семей после посещения детской библиотеки согласились участвовать в мероприятиях Клуба выходного дня, проходящих в читальном зале библиотеки. Папы предложили проводить турниры по шахматам, бесплатно обучая детей этому виду спорта.
После планомерной и ежедневной работы педагогов по чтению детям в детском саду в течение дня у дошкольников заметно вырос интерес к книге. Чтение перед дневным сном стало обязательным «священным» ритуалом, во время которого поведение детей было близким к идеальному, и все 24 человека в группе внимали каждому слову читающего воспитателя. Целиком (а не выборочные главы) прочитано довольно много больших по объему детских произведений Д. Родари, Н. Носова, А. Толстого, Э. Успенского, А. Усачева и других детских писателей. Удалось воспитать в детях культуру слушания читающего взрослого.
Ко второй половине учебного года две трети детей в группе научились читать самостоятельно, и чтение книг в книжном уголке стало одним из любимых детских занятий. Кто-то по слогам, кто-то так же бегло, как педагог, дети читали себе, друг другу, радовались своим успехам в чтении, тому, что понимают смысл прочитанного, улавливают юмор автора произведения. Подаренная нашей группе сотрудниками детской библиотеки книга Г. Остера «Дети и ЭТИ» стала одной из самых любимых детьми. В юмористической форме рассказывая о взаимоотношениях детей и взрослых, эта книга побывала в руках каждого из нас, включая и педагогов. Вместе с ребятами мы читали, рассматривали картинки, смеялись шуткам, потом много раз вспоминали и цитировали отрывки – это объединяло нас с детьми, мы радовались, что своим интересом к литературе нам удалось заразить и своих воспитанников.
Бережное отношение к книгам у детей вошло в привычку, книги в группе содержались в отличном состоянии, и каждый из ребят знал, что неаккуратное обращение с книгой вызовет порицание со стороны товарищей. Много книг было принесено воспитанниками из дома, дети охотно делились другу с другом книгой, а некоторые, прочитав дома с родителями что-то интересное, даже рекомендовали эту книгу для прочтения остальным ребятам в группе.
Работа над проектом не оставила в стороне и родителей. Видя интерес к чтению у собственных детей, родители более заинтересованно стали относиться к просьбам педагогов читать детям дома, стали приносить новые книги для чтения в группу детского сада. Анкетирование родителей в конце года показало, что значительно вырос уровень семей, практикующих вечерние семейные чтения, повысилось количество родителей, признающих ценность и важность чтения книг детям и детьми, в лучшую сторону изменилось отношение к библиотеке.
На наш взгляд, именно такое социальное партнерство детских библиотек с дошкольными образовательными учреждениями, школами и другими детскими учреждениями способно изменить отношение общества к чтению книг, вновь пробудить в детях интерес к книге. Компьютер, планшет, телефон вошли в быт каждой семьи, дети с первых дней жизни видят в руках родителей не книгу, а тот или иной гаджет. Поэтому так важно, так необходимо уже с дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях взращивать в детях будущего читателя. И это, на наш взгляд, задача государственного масштаба. Ведь вновь стать самой читающей страной в мире, не развивая библиотечную сеть и не привлекая к чтению книг подрастающее поколение, просто невозможно.
Список литературы:
- Е. С. Евдокимова. «Технология проектирования в ДОУ». ООО «ТЦ Сфера», 2006.
- Л. С.Киселева. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». – М: АРКТИ, 2006.
- «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА И ЛЮБВИ К ФК И СПОРТУ
ОПЫТ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ...
" Воспитание у детей интереса и любви к родному городу".
Опыт работы педагога по данной теме....
Воспитание у детей интереса и любви к книге.
В презентации представлен материал по воспитанию у детей интереса к книге...
Социальное партнерство ДОУ и детской библиотеки, как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению
Социальное партнерство детской библиотеки как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению...
Социальное партнерство ДОУ и детской библиотеки как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению
В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Сегодня в обществе чтение перестаёт быть безусловной ценностью, потеря его превращается в огромную проблему. Читательский опыт многи...
Социальное партнерство ДОУ и детской библиотеки имени М.Сергеева, как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в э...
Проектная деятельность в старшей группе «Лучики» (5-6лет) «КНИЖНЫЙ МИР» Социальное партнерство детского сада и детской городской библиотеки имени Е.Д. Лебкого, как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению.
Проектная деятельность в старшей группе «Лучики» (5-6лет)«КНИЖНЫЙ МИР»Социальное партнерство детского сада и детской городской библиотеки имени Е.Д. Лебкого,как способ воспитан...