Социальное партнерство ДОУ и детской библиотеки, как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению
статья по художественной литературе

Социальное партнерство  детской библиотеки  как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальное партнерство ДОУ и детской библиотеки, как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, успешным. В настоящее время социальное благополучие ребенка во многом зависит от того, как он адаптирован к окружающей действительности. И осуществить эту адаптацию можно через социальное партнерство ДОУ и библиотеки.

Не секрет, что компьютерные технологии принесли в бытность современных взрослых и детей не только положительные перемены. Экран монитора постепенно вытесняет бумажные книги, многие взрослые в сознательном возрасте никогда не переступали порога книжных магазинов, а их дети не знают, что такое библиотека. Поэтому педагогам детских дошкольных учреждений приходится начинать знакомство детей дошкольного возраста с библиотечной системой и особенностями ее работы практически с нуля.

Работа с дошкольниками – дело очень интересное, но в то же время, требующее дополнительных знаний и навыков. Ведь именно в этом возрасте пробуждается интерес к книге и чтению, а вместе с тем в сознании ребенка закладываются такие важные понятия, как добро и зло, честь и совесть, милосердие и участие. И работники детского сада наряду с родителями и библиотекарями активно участвуют в многогранном процессе воспитания и формирования личности.

Поэтому именно в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок делает первые шаги в складывании слогов в слова, радуется тому, что понял смысл и пытается читать дальше, следует максимально заинтересовать его книгой. Показать ее ценность, привлекательность, объяснить, что культурный человек — читающий человек.

Дети, заражаясь атмосферой книг, интересных фактов и мыслей, невольно переносят свой энтузиазм на родителей, как бы исподволь привлекая к чтению даже самых заядлых любителей компьютера и телевизора. Они тормошат, упрашивают, не дают покоя своими вопросами: «Мама, почитай мне!», «Мама, давай запишемся в библиотеку, там знаешь, как здорово!», «Мама, а какая твоя любимая книга?».

Таким образом, достигая своей цели привлечения детей к чтению и библиотеке, проект оказывает влияние и на родителей, заставляя их учиться у собственных детей, переоценивать свои ценности и стараться быть образованнее и культурнее. А это, на наш взгляд, большой плюс. Ведь иначе, чем через их собственных детей, переломить нежелание читать у большинства современных пап и мам просто невозможно.

Социальное партнерство нашего дошкольного образовательного учреждения и детской библиотеки, несомненно, положительно отразилось на воспитании дошкольников. В ходе нашей работы все участники - и педагоги, и дети, и родители - кто-то впервые, кто-то спустя много лет, открыли для себя двери этого книжного царства, места, где хранится вековая мудрость, места с названием Библиотека.

Ребята подготовительной группы хорошо усвоили для себя, как функционирует библиотека, кто такой библиотекарь и для чего нужна его работа. Сразу после первой нашей экскурсии в ноябре несколько детей в группе записались в библиотеку, о чем с удовольствием рассказали в группе другим детям и педагогам. В процессе дальнейшей работы - подготовки и проведения мероприятий совместно с сотрудниками библиотеки ее читателями стала еще половина детей. Таким образом, к концу учебного года из 18 детей в группе в детскую библиотеку записалось 12 человек. Не может не радовать и тот факт, что удалось вызвать интерес к библиотеке и у родителей, и несколько семей после посещения детской библиотеки согласились участвовать в мероприятиях Клуба выходного дня, проходящих в читальном зале библиотеки. Папы предложили проводить турниры по шахматам, бесплатно обучая детей этому виду спорта.

После планомерной и ежедневной работы педагогов по чтению детям в детском саду в течение дня у дошкольников заметно вырос интерес к книге. Чтение перед дневным сном стало обязательным «священным» ритуалом, во время которого поведение детей было близким к идеальному, и все 18 человека в группе внимали каждому слову читающего воспитателя. Целиком (а не выборочные главы) прочитано довольно много больших по объему детских произведений Д. Родари, Н. Носова, А. Толстого, Э. Успенского, А. Усачева и других детских писателей. Удалось воспитать в детях культуру слушания читающего взрослого.

Ко второй половине учебного года две трети детей в группе научились читать самостоятельно, и чтение книг в книжном уголке стало одним из любимых детских занятий. Кто-то по слогам, кто-то так же бегло, как педагог, дети читали себе, друг другу, радовались своим успехам в чтении, тому, что понимают смысл прочитанного, улавливают юмор автора произведения. Подаренная нашей группе сотрудниками детской библиотеки книга Г. Остера «Дети и ЭТИ» стала одной из самых любимых детьми. В юмористической форме рассказывая о взаимоотношениях детей и взрослых, эта книга побывала в руках каждого из нас, включая и педагогов. Вместе с ребятами мы читали, рассматривали картинки, смеялись шуткам, потом много раз вспоминали и цитировали отрывки – это объединяло нас с детьми, мы радовались, что своим интересом к литературе нам удалось заразить и своих воспитанников.

Бережное отношение к книгам у детей вошло в привычку, книги в группе содержались в отличном состоянии, и каждый из ребят знал, что неаккуратное обращение с книгой вызовет порицание со стороны товарищей. Много книг было принесено воспитанниками из дома, дети охотно делились другу с другом книгой, а некоторые, прочитав дома с родителями что-то интересное, даже рекомендовали эту книгу для прочтения остальным ребятам в группе.

Работая в этом направлении, мы не оставили в стороне и родителей. Видя интерес к чтению у собственных детей, родители более заинтересованно стали относиться к просьбам педагогов читать детям дома, стали приносить новые книги для чтения в группу детского сада. Анкетирование родителей в конце года показало, что значительно вырос уровень семей, практикующих вечерние семейные чтения, повысилось количество родителей, признающих ценность и важность чтения книг детям и детьми, в лучшую сторону изменилось отношение к библиотеке.

На наш взгляд, именно такое социальное партнерство детских библиотек с дошкольными образовательными учреждениями, школами и другими детскими учреждениями способно изменить отношение общества к чтению книг, вновь пробудить в детях интерес к книге. Компьютер, планшет, телефон вошли в быт каждой семьи, дети с первых дней жизни видят в руках родителей не книгу, а тот или иной гаджет. Поэтому так важно, так необходимо уже с дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях взращивать в детях будущего читателя. И это, на наш взгляд, задача государственного масштаба. Ведь вновь стать самой читающей страной в мире, не развивая библиотечную сеть и не привлекая к чтению книг подрастающее поколение, просто невозможно.

Список литературы:

1. Е. С. Евдокимова. «Технология проектирования в ДОУ». ООО «ТЦ Сфера», 2006.

2. Л. С.Киселева. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». – М: АРКТИ, 2006.

3. «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект социального партнерства ДОУ и детской библиотеки "Вместе с книгой мы растем"

Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы не читающего молодого поколения и снижения интереса к чтению у старших дошкольников нашего детского сада. На сегодняшний день актуальность ...

Проект "Социальное партнерство ДОУ и детской библиотеки как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению"

Проект был реализован на базе детского сада № 25 "Мозаика" г. Королева и филиала детской городской библиотеки....

Социальное партнерство с городской детской библиотекой

Социальное партнерство с городской детской библиотекой, диплом за участие в поздравительной программе...

Социальное партнерство ДОУ и детской библиотеки как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению

В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Сегодня в обществе чтение перестаёт быть безусловной ценностью, потеря его превращается в огромную проблему. Читательский опыт многи...

Социальное партнерство ДОУ и детской библиотеки имени М.Сергеева, как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в э...

Проектная деятельность в старшей группе «Лучики» (5-6лет) «КНИЖНЫЙ МИР» Социальное партнерство детского сада и детской городской библиотеки имени Е.Д. Лебкого, как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению.

Проектная деятельность в старшей группе «Лучики» (5-6лет)«КНИЖНЫЙ МИР»Социальное партнерство детского сада и детской городской библиотеки имени Е.Д. Лебкого,как способ воспитан...