Чтение художественной литературы.
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Павлова Ольга Викторовна

Перспективный план Чтение художественной литературы Подготовительная группа Сентябрь 1 Н Е Д Е Л Я Рассказывание русской народной сказки « Царевна лягушка». Цель: Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений. Ушакова стр. 156 2 Н Е Д Е Л Я Беседа о А.С. Пушкине Цель: Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта. В.В. Гербова стр. 25 3 Н Е Д Е Л Я Заучивание стихотворения А.С. Пушкина « Уж небо осенью дышало». Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о пейзажной лирике А. С. Пушкина Ушакова стр. 168 4 Н Е Д Е Л я Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций. « О чем печалишься осень». Цель: Закреплять знания детей об изменениях в осенней природе, вызвать любование красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов, желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух. Ушакова стр. 158 Октябрь Заучивание стихотворения Е. Трутневой « Осень». Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Е. Трутневой « Осень» - передавая интонационную спокойную грусть осенней природы; продолжать развивать поэтический слух детей. Ушакова стр. 161 Рассказывание украинской сказки « Хроменькая Уточка» Цель: Познакомить с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки. Ушакова стр. 169 Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка « Про зайца – длинные уши». Цель: Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Ушакова стр. 166 Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И. А. Крылова « Стрекоза и муравей». Цель: Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чувство к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Ушакова стр. 170 Ноябрь Русские народные сказки Цель: Выяснить, знают ли они русские народные сказки В.В. Гербова стр. 30 Чтение сказки « Хлебный голос» А. Ремизов Цель: Познакомить детей со сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении. В.В. Гербова стр. 32 Чтение стихотворения К. Чолиева « Деревья спят» Цель: Учить детей составлять рассказ, используя выразительно – изобразительные средства языка, подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову; передавать в слове настроение, впечатления. Ушакова стр. 174 Малые фольклорные формы Цель: Уточнить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек , песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. Ушакова стр. 175 Декабрь Рассказывание русской народной сказки « Снегурочка» Цель: Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях ( композиционных, языковых) сказочного жанра. Ушакова 177 Заучивание стихотворения Трутневой « Первый снег» Цель: Учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения, учить замечать изобразительно – выразительные средства, составлять лирические сказки на тему « Танец снежинок». Ушакова стр. 179 Рассказывание сказки « Мороз Иванович» Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать ее со значением пословицы. Ушакова стр. 180 Чтение рассказа Л. Толстого « Прыжок» Цель: Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом « Прыжок». В. В. Гербова стр. 47 Январь Чтение басни « Ворона и Лисица» Цель: Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни. Ушакова стр. 181 Чтение рассказа В. Драгунского « Тайное становится явным» . Цель: Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представление детей о соответствии названия текста его содержанию. Ушакова стр. 183 Чтение сказки К. Ушинского « Слепая лошадь» Цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского « Слепая лошадь». В. В. Гербова стр. 49 Чтение сказки У. Диснея « Три поросенка» Цель: Учить детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык; развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказки. Ушакова стр. 186 Февраль Малые фольклорные формы Цель: Знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками, воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; развивать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки. Ушакова стр. 187 Чтение рассказа С. Иванова « Каким бывает снег» Цель: Углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы; формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; передавать образы зимней природы в рисунке и словесном описании. Ушакова стр. 188 Произведения Н. Носова Цель: Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги « Приключения Незнайки и его друзей». В.В. Гербова стр. 54 Чтение сказки С. Маршака « Двенадцать месяцев» Цель: Познакомить со сказкой С. Маршака « Двенадцать месяцев». В. В. Гербова стр. 57 Март Чтение сказки В. Катаева « Цветик – семицветик». Цель: Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки. Ушакова стр. 190 Чтение рассказов, стихотворений о весне. Цель: Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов. Ушакова стр. 192 Чтение басни Л. Толстого « Собака и ее тень». Цель: Учить детей осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы. Ушакова стр. 194 Чтение сказки М. Михалкова « Лесные хоромы». Сопоставление с русской народной сказкой « Теремок». Цель: Познакомить детей со сказкой, помочь найти сходное и отличное от русской народной сказки « Теремок», научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей. Ушакова стр. 195 Апрель Чтение рассказа В. Драгунского « Друг детства» Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ). Ушакова стр. 196 Малые фольклорные формы Цель: Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представления о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок, воспитывать любовь к устному народному творчеству. Ушакова стр. 197 Чтение русской народной сказки « Никита Кожемяка» Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой « Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. В.В.Гербова стр.58 Чтение былины « Илья Муромец и Соловей – разбойник». Цель: Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. В. В. Гербова стр. 60 Май Беседа о русском устном народном творчестве. Рассказывание сказки С. Аксакова « Аленький цветочек». Цель: Систематизировать и углубить знания детей о русском устном народном творчестве: о сказках, потешках, песенках, пословицах, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки. Ушакова стр. 202 Чтение басни И. А. Крылова « Лебедь, Рак и Щука» Цель: Продолжать учить детей осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка, уточнить представления о жанровых особенностях басни. Ушакова стр. 204 Весенние стихи Цель: Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне. В. В. Гербова стр. 79 Чтение рассказа В. Бианки « Май» Цель: Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны. В. В. Гербова стр. 79 Использованная литература: Ушакова «Ознакомление с художественной литературой» В.В. Гербова « Развитие речи в детском саду»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям  средней группы детского сада....

НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва

Данное  занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...

ВИКТОРИНА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ДЕТЬМИ Тема «Ознакомление с художественной литературой».

ВИКТОРИНА СОДЕРЖИТ ИГРЫ С ПЕДАГОГАМИ, ИНСЦЕНИРОВКИ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО, ИНТЕРЕСНЫЕ  И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ИГРУ В КОМАНДАХ. ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПЕДАГОГАМ , ПРОВЕРИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ, НАЙТИ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ....