статья "Приобщение детей младшего возраста к книге и чтению"
статья по художественной литературе (младшая группа) на тему
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии – попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.
В связи с этим, вопросы воспитания интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, обогащения духовного и культурного уровня детей посредством чтения становятся актуальными для родителей и педагогов дошкольных учреждений.
Вместе с тем, при изучении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между необходимостью приобщения детей младшего возраста к книге и чтению и недостаточной разработанностью педагогических условий в практике дошкольного воспитания. Чтобы приобщить детей младшего дошкольного возраста к книге и чтению, нужно способствовать созданию педагогических условий:
- учет особенностей читателей-дошкольников младшего дошкольного возраста;
- создание развивающей среды, способствующей воспитанию у дошкольников интереса к чтению;
- использование различных форм, методов, приемов работы для формирования у детей умения слушать и понимать художественный текст;
- включение родителей в работу по развитию у детей интереса, способности к восприятию и интерпретации литературных произведений.
Ответив на вопросы: как привить детям любовь к художественной литературе? Сколько и когда лучше читать? Какой найти мотив, чтобы повысить интерес ребенка к чтению? Какие формы работы с детьми наиболее эффективны? Как привлечь родителей? и др.
И вот к каким выводам я пришла:
1. Литературный центр для самостоятельного знакомства детей с художественными произведениями вначале необходимо создавать с учетом выявленных читательских интересов детей. Постепенно книжный фонд центра необходимо обогащать программными произведениями, хрестоматиями, книжками-самоделками, детскими журналами, иллюстрационными альбомами, наборами серийных открыток и т.п.
2. При организации книжного уголка необходимо придерживаться следующих правил:
- в книжном уголке должны быть книги большого формата и маленькие, прямоугольные и фигурные, в виде альбомов и ширмочек, с большим количеством картинок, книжки-игрушки, книги с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д.;
- книжное окружение, оформляемое для чтения детям, должно соответствовать интересам и возрасту детей;
- книги должны быть доступны для ежедневного пользования.
3. Приучение детей к самостоятельному общению с книгой предполагает сначала совместное с детьми рассматривание иллюстраций, ежедневно, в свободной форме чтение, рассказывание о правилах пользования книгой. Затем необходимо предлагать детям самостоятельно рассматривать, исследовать, изучать книги, раскрашивать раскраски.
4. При проведении выставок книги самая первая выставка должна представлять набор книг с ярким оформлением и красочными иллюстрациями. Далее тематика выставок должна быть разнообразной: выставка авторской книги: выставка книг, оформленных известными художниками-иллюстраторами; выставка русских народных сказок, потешек и песенок; выставка сборников стихотворений о природе, т.п.
5. Знакомство детей со стихотворными текстами необходимо проводить на занятиях, а также во время прогулок, одевания, умывания, кормления. Приобщение детей к миру детской литературы должно происходить ежедневно. Во всех режимных моментах использовать наиболее близкие детям жанры – потешку, прибаутку, загадку, песенку, колыбельную.
6. Для приобщения детей к книге и чтению следует использовать различные приемы:
- для поддержания непосредственного отклика и эмоциональной заинтересованности выбирать небольшие по объему произведений, с динамичным сюжетом, повторами. Для более быстрого запоминания текста, установления простейших (последовательных) связей в произведении использовать простейшие модели;
- для научения детей мысленно представлять события и героев произведения использовать рассматривание иллюстраций, иллюстративный комментарий, опору на личный опыт детей;
- для научения слушать литературное произведение, отвечать на вопросы, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения использовать отраженный пересказ. После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой;
- для развития умений анализировать, оценивать прочитанное, сюжет, героев, замысел автора и т.п. проводить пятиминутки «Что нам читали?» с рассказом детей о том, что им вчера читали дома, в детском саду, понравилась ли им книга и почему; предлагать оценить иллюстрации к книге, описать главных персонажей;
- с целью формирования интереса к книге и чтению у детей младшего возраста проводить вечера сказок, вечера загадок, драматизацию любимых детских произведений;
- для формирования бережного отношения к книге привлекать детей к «скорой помощи», подбирая для этого необходимый материал.
7. Привлечение родителей к работе по приобщению детей к книге и чтению предполагает:
- знакомство родителей с возрастными особенностями ребенка раннего возраста как читателя;
- расширение представлений родителей о детской литературе;
- научение родителей руководить воспитанием детей как читателей,
- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ через различные интерактивные формы работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение по формированию интереса и потребности в чтении у детей младшего возраста "Клепа".
Формирование интереса и потребности в чтении художественной литературы, интерес к книгам.Развивать чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формировать звуко и слово произношение.Сове...
Консультация для родителей на тему; Формирование культурно-гигиенических навыков через чтение стихов для детей младшего возраста.
В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ТОМУ,КАК ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 2-3-ЛЕТ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТИХОВ И ПОТЕШЕК В ДАННОМ ВО...
Презентация к родительскому собранию по раннему обучению чтению детей младшего возраста
В презентации для родителей представлена структура преподнесения материала по методике Зайцева по раннему обучению чтению...
Занятие для детей младшего возраста по развитию речи «Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка — рябушечка»
Занятие для детей младшего возраста по развитию речи «Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка — рябушечка»Рассматривание сюжетной картины «Подрастают цыпл...
Занятие для детей младшего возраста по развитию речи «Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка — рябушечка»
Занятие для детей младшего возраста по развитию речи «Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка — рябушечка»Рассматривание сюжетной картины «Подрастают цыпл...
Интерактивная книга потешек для детей младшего возраста 2 - 4 лет «Забавное чтение»
Интерактивная книга потешек для детей младшего возраста 2 - 4 лет «Забавное чтение»...
Конспект образовательной деятельности для детей младшего возраста по развитию речи (чтение художественной литературы)
Учить подбирать антонимы к характерам героев сказки, воспроизводить диалоги героев сказки «Колобок». Продолжать формировать умение называть прилагательные, подбирать рифмы. Побуждать...