Конспекты по художественной литературы.
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области
« Чтение художественной литературы»
для детей 6 -го года жизни
Тема: «Чтение стихотворения В. Мирович
«Все деревья облетели»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_po_hud.literature.docx | 430.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области
« Чтение художественной литературы»
для детей 6 -го года жизни
Тема: «Чтение стихотворения В. Мирович
«Все деревья облетели»»
Подготовил:
воспитатель
Ляшенко В.В.
г. Нижневартовск.
Программное содержание:
Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы символами.
Упражнять в умении рассказывать содержание стихотворения с использованием «мнемодорожки».
Развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.
Воспитывать доброе отношение к природе, интерес к чтению и заучиванию стихотворения.
Материал к занятию:
Репродукции картин с изображением осеннего леса; игрушка – ёжик; заготовленные осенние листочки; фломастеры и полоски бумаги для детей; лист белой бумаги и маркер яркого цвета для воспитателя; аудиозапись «Осенняя песня» П. И. Чайковский (из цикла «Времена года»)
Методические приёмы:
1.Игровая мотивация «В гости пришел ёжик»
2.Проблемная ситуация «Ёжик не знает, как рассказать слоненку об осени»
3.Рассматривание картин с изображением осеннего пейзажа и беседа по их содержанию:
4.Чтение стихотворения В.Мирович «Все деревья облетели»
5.Беседа по содержанию стихотворения:
6.Повторное чтение стихотворения «Все деревья облетели»
7.Этюд « Осенние листочки».
8.Составление «мнемодорожки» совместно с детьми.
9. Чтение стихотворения воспитателем по «мнемодорожке»
10.Чтение стихотворения детьми по «мнемодорожке»
11.Итог занятия.
Ход занятия
1.Игровая мотивация:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел ежик и просит ему помочь. Спросим у ёжика, что случилось?
2.Проблемная ситуация:
Ежик: Мне прислал письмо друг – слоненок, который живет очень далеко в жаркой стране Африке, где никогда не бывает холодно. Он просит рассказать ему, что такое осень, а я не умею писать и не знаю, как ответить слонёнку.
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем ёжику? А помогут нам картины.
3.Рассматривание картин и беседа по их содержанию:
Воспитатель: Давайте все вместе рассмотрим красоту осеннего леса на картинах.
- Что на них изображено? (Лес, деревья, желтые, опавшие листья)
- Какое время года изображено на картинах? (осень)
- А как вы поняли, что изображена осень? (дождь, лужи, желтые опавшие листья, обнаженные деревья, лужи)
- Скажите, а на всех ли деревьях листья желтеют и опадают? (на елях остаются иголки зеленого цвета)
- Какое настроение вызывают эти картины у вас и почему? (грустное, печальное потому, что идет дождь, небо пасмурное)
4.Чтение стихотворения В.Мирович «Все деревья облетели»
Воспитатель: А ещё об осени нам могут рассказать стихи, которые пишут поэты.
Вот послушайте стихотворение поэта Мировича «Все деревья облетели»
«Все деревья облетели.
Зеленеют только ели,
Стали голыми леса.
Днем и ночью
Дождик льёт.
Грязь и лужи у ворот».
5.Беседа по содержанию стихотворения:
- Что нам в этом стихотворении рассказывает поэт об осени?
Разъяснительные вопросы:
- Что случилось с деревьями?
- Что ещё в стихотворении говориться про осень? (дождик льёт, грязь и лужи у ворот)
- Понравилось вам стихотворение?
- Ребята, я вам сейчас еще раз прочитаю это стихотворение, а вы его послушаете с закрытыми глазами и скажите потом, что вы себе представили.
6.Повторное чтение стихотворения
Воспитатель: Что вы себе представили? (идет дождь, падают листья, везде лужи)
7.Этюд « Осенние листочки».
Воспитатель: А сейчас ёжик предлагает вам отдохнуть.
Дети изображают под музыку Чайковского падающие и кружащие осенние листья.
8.Составление «мнемодорожки» совместно с детьми.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами нарисуем осень, о которой рассказывает нам поэт В.Мирович в своем стихотворении «Все деревья облетели» и отправим слоненку в Африку.
Чтение 1-ой строчки стихотворения:
«все деревья облетели»
Воспитатель: Ребята, что мы нарисуем в первом квадрате? (ветку дерева с облетающими листьями)
Чтение 2-ой строчки стихотворения:
«зеленеют только ели»
Воспитатель: Ребята, что мы нарисуем во втором квадрате? (ель)
Чтение 3-ей строчки стихотворения:
«стали голыми леса»
Воспитатель: Ребята, что мы нарисуем в третьем квадрате? (деревья без листьев)
Чтение 4-ой строчки стихотворения:
«днём и ночью дождик льёт»
Воспитатель: Ребята, что мы нарисуем в следующем квадрате? (дождь, солнце, звёздочку)
Чтение 5-ой строчки стихотворения:
«грязь и лужи у ворот»
Воспитатель: Ребята, что мы нарисуем в последнем квадрате? (грязную лужу)
9. Чтение стихотворения по «мнемодорожке»
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось.
Воспитатель читает стихотворение, показывая указкой от рисунка к рисунку на полученной «мнемодорожке».
|
10.Чтение стихотворения детьми по «мнемодорожке»
Воспитатель: Даша, попробуй теперь ты рассказать стихотворение по своему рисунку.
Теперь ты, Дима, расскажи (спросить 3-4 детей).
11.Итог:
Воспитатель:
- Как вы думаете, теперь слонёнок поймёт, что такое осень, если мы ему отправим ваши рисунки?
- Какое стихотворение об осени вы сегодня слушали и рассказывали?
- Давайте наши рисунки сложим в конверт и отправим в Африку.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 68
«РОМАШКА»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области «Чтение художественной литературе»
в группе общеразвивающей направленности
для детей 6 - го года жизни
Тема: «Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка».
Подготовила воспитатель:
Ляшенко В.В.
г. Нижневартовск
Цель: Познакомить детей с особенностями народной сказки о животных с помощью простейшего анализа сказки.
Задачи:
- Продолжать учить детей понимать содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования (мнемодорожка);
- продолжать учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами, соотносить знаковые символы с образами;
- Упражнять в умении рассказывать содержание венгерской сказки «Два жадных медвежонка» с использованием «мнемодорожки». Стимулировать к придумыванию новых деталей (изменять окончание сказки), используя выразительные средства.
- Развивать память, внимание, речь, наглядно-образное мышление.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Оборудование: Мультимедийная презентация, книги сказок, фломастеры и полоски бумаги для детей, лист белой бумаги и маркер яркого цвета для воспитателя, шапочки медвежат и лисы.
Активизация словаря: , .
Методические приемы:
1.Игровой момент «Видео-письмо»
2.Чтение загадки.
3.Беседа о сказках.
4.Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка» с показом мультимедийной презентации.
5. Беседа по содержанию сказки.
6.Физминутка «Медвежата».
7. Составление «мнемодорожки» совместно с детьми.
8. Инсценировка отрывка сказки «Медвежата нашли головку сыра………..».
9. Подведение итога занятия
Ход непосредственной образовательной деятельности
1.Игровой момент
- Ребята, к нам в группу пришло необычное письмо. Это видео – письмо. А о ком говорится в этом письме догадайтесь, отгадав загадку.
2. Чтение загадки:
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)
- Да, в нашем видео письме сказка о медведях.
3. Беседа о сказках:
.Воспитатель: Ребята, а вы знаете сказки, в которых встречается медведь ? Назовите их пожалуйста. (Три медведя, Маша и медведь, Мужик и медведь, Теремок) (педагог выставляет на выставку книги - сказки)
- Я познакомлю вас сегодня с новой сказкой , называется она «Два жадных медвежонка». Вы внимательно слушайте сказку. А потом ответите мне на вопрос – какие медвежата в этой сказке?
4.Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка»
с показом мультимедийной презентации
5.Беседа по содержанию сказки.
- Понравилось вам сказка?
- Кто главные герои сказки? (медвежата)
-Какие медвежата? Как их описывают в сказке?
(Маленькие, лохматые, пушистые, коричневые, веселые, смешные, косолапые)
-Кто еще есть в сказке?
(лиса).
- Какая лиса в сказке? Почему она взялась помогать братьям?
(Плутовка, рыжая, обманщица).
- Почему вы решили что лиса в сказке хитрая, обманщица?
- Помогла ли лиса медвежатам поделить сыр поровну?
-Почему лиса сумела обмануть медвежат?
(Они были жадными, жадничали. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому достанется больше)
-Что же случилось с медвежатами из –за их жадности? Как они были наказаны?
(Остались голодными).
- Хорошо ли быть жадным?
- А у нас в группе таких ребят нет. Мы все дружные.
Маленькие медвежата любят играть. Они приглашают нас с ними поиграть.
6.ФИЗМИНУТКА: «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
В лес ходить они любили,
Вот так, вот так,
В лес ходить они любили. /Дети показывают движение, имитируя медвежат ходьбу медвежат/
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали. /Дети показывают движение - качание руками в стороны/.
Быстро с дерева слезали
Носы от пчел защищали,
Вот так, вот так.
Носы от пчел защищали. /Дети показывают движение - отмахиваются ладошками у своего лица/.
7. Составление «мнемодорожки» совместно с детьми.
- Вам понравилась сказка, с которой мы сегодня с вами познакомились?.
- Я предлагаю вам рассказать эту сказку своим родителям. А чтобы вы ее запомнили давайте мы ее нарисуем.
Воспитатель: Как начинается сказка? По ту сторону гор, стоял нехоженый густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица. Где жила медведица?
Ребята, что мы нарисуем в первом квадратике?
Воспитатель: У медведицы было два сына, они решили, что пойдут по свету искать счастья.
Ребята, что мы нарисуем во втором квадратике?
Воспитатель: Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались. Понурые, брели они рядышком. Как показать, что медвежата проголодались?
Ребята, что мы нарисуем в третьем квадратике?
Воспитатель: Так они всё шли да шли и вдруг нашли большую круглую головку сыра. Хотели было поделить её поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому достанется больше.
Ребята , что мы нарисуем в четвёртом квадратике?
Воспитатель: Спорили они, рычали, и вдруг откуда ни возьмись подошла к ним лиса. Что предложила лиса медвежатам? (помочь медвежатам поделить сыр)
Ребята, что нарисуем в пятом квадратике?
Воспитатель: Поровну ли лиса разделила сыр для медвежат? (нет, один кусочек был больше, другой меньше)
Ребята, что мы нарисуем в следующем квадратике?
- Понравилось ли медвежатам, как лиса разделила сыр? (нет. Они кричали - неровно)
- Что сделала лиса, чтобы кусочки сыра стали одинаковыми? (стала кусать то одну, то другую половинку)
- Какие же кусочки сыра достались медвежатам? (два крохотных кусочка)
Ребята, что нарисуем в последнем квадратике?
- Почему медвежатам достались такие крохотные кусочки сыра? (потому что они жадничали, каждый боялся, что другому достанется больший кусок.)
- Кто же из них наелся: медвежата или лиса? (лиса)
- Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось.
Воспитатель: вот и закончилась сказка.
8Инсценировка отрывка сказки «Медвежата нашли головку сыра…..»
- Она закончилась печально. Медвежата остались голодными. Вам их жалко?
- А давайте мы с вами придумаем другую концовку сказки, чтобы она закончилась хорошо. (предлагает детям пройти на ковер).
- Я предлагаю Вам превратиться в медвежат и лису и подумать, чтобы вы сделали если бы нашли головку сыра?
Возможные варианты концовки сказки:
-Братья позвали маму медведицу, когда нашли сыр и она поделила сыр на всех поровну.
-Лисе сказали вежливые, ласковые слова и у лисы вскружилась голова:
-Медвежата разделили сыр и по считалке достался кусочек по больше:
-Братья позвали лесных друзей и всем достался сыр поровну.
9. Итог:
Воспитатель:
- Какая концовка сказки вам понравилась больше всего? Хорошо ли быть жадным?
Вечером, когда придут ваши родители, обязательно расскажите им, какую сказку вы сегодня слушали.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 68 «РОМАШКА»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области «Чтение художественной литературе»
в группе общеразвивающей направленности
для детей седьмого года жизни
Тема: «Словацкая народная сказка «У солнышко в гостях».
Подготовила воспитатель:
В.В.Ляшенко.
г. Нижневартовск
Цель: Познакомить детей с особенностями народной сказки о животных с помощью простейшего анализа сказки.
Задачи:
- Формировать умение воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием;
- Продолжать учить детей понимать содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования (мнемодорожка);
- Продолжать учить детей зарисовывать содержание сказки с помощью условных обозначений;
- Учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов, закреплять умение последовательности в пересказе.
- Развивать диалогическую и повествовательную речь.
Оборудование: Книга сказка, фломастеры и полоски бумаги для детей, лист белой бумаги и маркеры яркого цвета для воспитателя.
.Активизация словаря: Трудолюбивыми, дружными, упорными, заспанным, сонным, чистым, ярким, золотистым.
Методические приемы:
1.Чтение загадки.
2.Чтение словацкой народной сказки «У солнышка в гостях»..
3. Беседа по содержанию сказки.
4.Игра «Кто как подаёт».
5. Составление «мнемодорожки» детьми.
6. Подведение итога занятия.
Ход непосредственной образовательной деятельности
1. Чтение загадки:
Лучится, смеётся,
Сияет, сверкает,
И с неба на землю
Лучи посылает.
Всю землю своим
Согревает теплом:
Леса и поляны
Деревья и дом.
Взгляни – и к тебе
Оно смотрит в оконце
Тебе улыбается
Тёплое ………….
(Солнце)
Ребята, сегодня я прочту Вам словацкую народную сказку «У солнышко в гостях». Слушайте внимательно и затем скажите, благодаря чему героям сказки удалось справиться с трудной задачей.
2.Чтение словацкой народной сказки «У солнышко в гостях».
3.Беседа по содержанию сказки.
- Понравилось вам сказка?
- Почему герои сказки смогли выполнить трудную задачу?
-Какими они были? ( трудолюбивыми, дружными, упорными, делали всё сообща)
-Почему цыплята решили идти солнышко искать?
- Кто помогал цыплятам найти солнышко?
- Кого в огороде встретили цыплята? (улитку)
- К кому послала улитка цыплят? (к сороке)
- К кому посоветовала обратиться сорока? (к зайцу)
- Куда затем пошли цыплята, сорока и заяц? (к ручью, а возле ручья утиный дом)
- Что посоветовала им утка? (переправиться через ручей и пойти искать ежика)
- Куда привёл ёжик друзей? (К большой горе)
- Кто помог им? (Облако)
- Вспомните, как будили друзья солнышко? (сорока затрещала, утка закрякала, заяц ушами захлопал, а ёж палочкой постучал)
- Какими они увидели солнышко? ( Заспанным, сонным)
- Каким солнце показалось на небе? (чистым, ярким, золотистым)
4. Игра: «Кто как голос подаёт?»
Курица – кудахчет
Сорока – стрекочет
Воробей – чирикает
Лошадь – ржёт
Корова – мычит
Кошка – мяукает, мурлычет
Утка – крякает
Ёжик – фыркает
Цыплёнок – пищит
Ворона – каркает
Собака – лает
Лягушка – квакает
Жук – жужжит
Волк – воет
Петух – кукарекает
Голубь – воркует
Змея – шипит
Рыба - молчит
- Вам понравилась сказка, с которой мы сегодня с вами познакомились?.
- Сейчас вам предстоит выполнить сложное задание. Попробуйте нарисовать по порядку, что за чем в сказке было, но прежде давайте договоримся, что в рисунках каждого героя мы будем обозначать кружками.
С чего начиналась сказка, что было потом.
5. Составление «мнемодорожки» детьми.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось.
6. Итог:
Воспитатель: Вечером, когда придут ваши родители, обязательно расскажите им, какую сказку вы сегодня слушали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по художественной литературе на татарском языке "В гостях у сказки"
В гостях у сказки...
Конспект по художественной литературе "Сказка о рыбаке и рыбке" № 1.
Серия конспектов по произведению А.С. Пушкина, с использованием элементов социоигровой педагогики....
Конспект по художественной литературе "Сказка о рыбаке и рыбке" № 2.
Серия конспектов по произведению А.С. Пушкина, с использованием элементов социоигровой педагогики....
Конспект по художественной литературе "Сказка о рыбаке и рыбке" № 3.
Серия конспектов по произведению А.С. Пушкина, с использованием элементов социоигровой педагогики....
Конспект по художественной литературе из блока "Ангарские бусы" ("Лесной воробей и серая мышь")
Чудесные сибирские народные сказки! Из них дети узнают о своем родном прекрасном,величественном, порой суровом крае....
Конспект по художественной литературе из блока "Ангарские бусы" ("Таежные комары, сохатый зверь и птичка - невеличка")
В занятии использованы элементы социоигровой педагогики. Проживая сказку, пропуская через себя, дети очень хорошо усваивают произведение, замечают,открывают для себя много нового и интересного....
Конспект по художественной литературе.
Конспект по художественной литературе "Под грибом" средняя группа для детей с ОВЗ...