Творческий проект «Путешествие в сказку».
проект по художественной литературе (старшая группа) на тему

Бондаренко Наталья Юрьевна

Приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к  сказке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_puteshestvie_v_skazku.docx60.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №24 ст. Старотитаровской

муниципального образования Темрюкский район

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Путешествие в сказку»

353531 Краснодарский край

Темрюкский район

Ст. Старотитаровская

Пер.Пушкина, 28

2015

Подготовила воспитатель  МБДОУ ДС КВ № 24

Бондаренко Наталья Юрьевна

Территория: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №24 ст. Старотитаровской муниципального образования Темрюкский район

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в сказку»

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Бондаренко Наталья Юрьевна

Актуальность темы.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Гипотеза.

Я предположила, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает  устойчивый интерес к сказке.  Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Тип проекта.

- Информационно-творческий

- Кратковременный

- Групповой.

Методы.

Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.

Участники проекта.

Дети старшей группы, воспитатель, учитель-логопед, родители, музыкальный руководитель, администрация.

Методическое обеспечение:

Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ»– М. «Сфера»,2006г.

Русские народные сказки.

Запорожец А. Б. «Эмоциональное развитие дошкольника; пособие для воспитателей детского сада.» -М. 1985 г.

Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» -М., 2002 г.

Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.

Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.

Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. – М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.

Материально – техническое:

Аудиозаписи.

Театральные куклы.

Художественная литература.

Книжки – раскраски, картинки и иллюстрации с изображениями героев сказок.

Цель проекта:

- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;

-  воспитание интеллектуально развитой личности, владеющей нормами культуры речевого общения.

- раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей

Задачи проекта:

1. Коррекционно–образовательные: учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.

2.Коррекционно–развивающие: развивать традиции семейного чтения.

3. Коррекционно–воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.

Этапы проекта:

Этап -  Подготовительный (разработка проекта).

(с 4.10.15 г. по 11.10.15 г.)

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.

- обсуждение проекта с логопедом, музыкальным руководителем.

- сбор информации, литературы, дополнительного материала.

- составление перспективного плана работы.

Перспективный план.

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи».  Кубики и пазлы по разным сказкам.

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.

Речевое развитие

1) Занятие по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка».

2) Занятие по сказке «Заяц - хваста».

3) Беседы с детьми о прочитанном.

Ознакомление с художественной литературой

Чтение и обсуждение сказок.

Пересказ разных сказок.

Театральная деятельность

Занятие «Петя хвастался, смеялся, чуть лисе он не достался». Кукольный спектакль «Волшебный цветок».

Рисование

Занятие «Мой любимый сказочный герой».        Занятие «Петушок – золотой гребешок».

Аппликация

Занятие «Платье для Золушки».

Занятие «Сказочный домик».

Работа с родителями

1) Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»;

2) Консультация «Знакомство со сказками».

Помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Кот, петух и лиса».

Пути реализации проекта:

Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

Оформление уголка «В гостях у сказки»

Организация выставки рисунков по мотивам сказок.

Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Содержание работы с детьми :

Чтение разных сказок;

Рисование детьми героев сказок;

Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях;

Пересказ прочитанных сказок,и их инсценировка;

Самостоятельное составление сказок;

Рассказывание сказок собственного сочинения;

Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения;

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам;

Загадки о сказках, героях сказок;

Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ;

Театрализация сказки: «Кот, петух и лиса».

Содержание работы с родителями:

Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

Чтение сказок с детьми.

Придумывание сказок с детьми.

Помощь в пополнении книжного уголка сказками

Этап – Исследовательский.

( с 12. 10.15г. по 21.11.15г.)

- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

- выполнение проекта.

Этап – Заключительный.

( с 22.11.15г. по 29.11 15г.)

- театрализация сказки «Кот, петух и лиса»

-  подведение итогов, анализ ожидаемого результата

- обобщение результатов работы, формулировка выводов

-составление рекомендаций.

Итоги, выводы.

В результате проектной деятельности была подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:

Через восприятие  сказок мы:

- воспитываем детей

- развиваем выразительную, образную речь

- развиваем логическое мышление

- развиваем творческую активность

- развиваем нравственные качества личности

Взрослые очень ответственно отнеслись к изготовлению костюмов для театральной постановки сказки «Кот, петух и лиса». Приобрели оборудование для занятий и свободной деятельности (краски, цветные карандаши, альбомы, цветную бумагу, кисточки, пластилин), книжки-раскраски, детскую художественную литературу.

Музыкальный руководитель способствует развитию концертной деятельности с использованием подиума, осуществляет музыкальное оформление к театральным постановкам. Дети проявляют артистизм и оригинальность при показе спектакля.

Основным результатом стал показ спектакля по мотивам русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Мы выполнили намеченный план проекта, изучили все материалы, разработали рекомендации.

Приложение №1

«Здравствуй, сказка».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СКАЗКАМ:

«РЕПКА»,  «ЛИСА, ЗАЯЦ  И  ПЕТУХ».

Цель:Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.

2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету).

3) Учить детей строить двигательную модель сказки по ходу ее изложения.

4) Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

5) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Первый используемый вид модели – сериационный ряд (сказка «Репка»).

Второй вид – двигательное моделирование (сказка «Лиса, заяц и петух»).

Материал и оборудование:Книжки-сказки «Репка» и «Лиса, заяц и петух», посылка, бандероль, настольный театр, крупные иллюстрации к сказкам. У каждого ребенка – конверты с набором условных заместителей к сказке «Репка» ( шесть полосок разной длины, один желтый круг) и конверты, в которых кружки одинаковой величины, но разного цвета. Магнитная доска с крупными условными заместителями персонажей двух сказок, мелки, краски, карандаши, бумага.

Приемы и методы:Беседа, рассказывание сказок воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы, мозаика к сказке «Репка», подвижная игра «Лиса и зайцы», дидактическая игра «Почтальон».

Ход занятия:

1. Дети играют в группе. Заходит почтальон и вручает воспитателя посылку и бандероль. С ребятами подходит к столу и вскрывает бандероль, достает книжку «Репка».

Воспитатель: Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от дяди Федора.

Читает детям письмо: Дорогие ребята, посылаю вам свои любимые книги. Хочу, чтобы вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ, понравились ли вам мои сказки? Дядя Федор.

2. Воспитатель: Эта книга-сказка про «Репку». Мы с вами ее читали, пересказывали, обыгрывали. Вспомните, какие герои в этой сказке? (Дети перечисляют: репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка). Давайте мы с вами поиграем и попробуем составить эту сказку. Пройдите за свои столы, сядьте, возьмите конверт, на котором нарисована полоска. Вынимаем то, что в конверте. (Дети выполняют задания воспитателя).

Воспитатель:Чем отличаются полоски друг от друга? (Размером).

Чем они похожи? (Цветом).

Какого они цвета? (Оранжевого).

Еще есть геометрическая фигура, какая? (Круг).

Какого цвета? (Желтого).

3. У каждого героя сказки своя, определенного цвета полоска.

Какую возьмем по размеру полоску для деда? Почему? (Самую длинную – дед самый высокий).

Какую возьмем по размеры полоску для бабки? Почему? (Покороче, чем у деда – бабка ниже ростом, и т.д.).

Далее дети берут полоски для внучки, Жучки, кошки и мышки, и объясняют, почему именно эти полоски. Самая короткая полоска для мышки. Почему? (Мышка самая маленькая, серенькая).

Воспитатель рассказывает детям сказку, а они составляют. Дети сначала кладут репку, затем полоску – деда, полоску – бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.

Воспитатель: Сказка закончилась. Вы эту сказку составили, используя полоски разного размера. Кто расскажет сказку по выполненным полоскам? (Выбираем желающего). Артем будет рассказывать, а все ребята следят по своим полоскам и помогают. (Один ребенок рассказывает сказку).

Воспитатель: Хорошо, сказка получилась очень интересная, а теперь давайте немножко отдохнем.

Физминутка по сказке « Репка».

В огороде дедка репку посадил  (присели)

И водой из лейки репку он полил (тихонько поднимаемся)

Расти, расти, репка, и сладка , и крепка  (тянемся вверх на носочках)

Выросла репка всем на удивленье (подняли плечики)

Большая – пребольшая,всем хватит угощенья (руки в стороны)

Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)

Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках).

Воспитатель: Молодцы ребята, мы отдохнули с вами немножко, а теперь давайте вернемся к нашему столу.

Отодвиньте все полоски на край стола. Мы не открыли посылку. Посмотрим, что в ней?

4. Вместе с детьми берем посылку и располагаемся на ковре. Открываем и вынимаем книгу «Лиса, заяц и петух» и настольный театр.

Воспитатель: Еще одну сказку прислал нам дядя Федор.Называется она? (Ответы детей). И еще настольный театр. Рассказываем сказку и расставляем героев сказки.

Воспитатель: Дети, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет). Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная и т.д.)

А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, горемыка).

Почему не помогли зайчику волк и медведь? (Они струсили и убежали).

Кто оказался настоящим героем-помощником? Какой он? (Петушок – он смелый, храбрый).

Воспитатель: Интересная сказка? (Да).

Кто назовет присказку к этой сказке?

(Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела – это еще не сказка – присказка, сказка вся впереди!)

Подвижная игра «Лиса и зайцы».

5. Воспитатель: Садитесь дети за столы и возьмите конверт, на котором нарисован круг. Выньте все, что есть в конверте. (Выполняют задание).

Какие геометрические фигуры? (Круги). Чем они похожи?Чем отличаются? (Одинаковые по размеру, разные по цвету). Какие цвета у кругов? (Оранжевый, белый, серый, коричневый, красный).

Эту сказку будем составлять по цвету. Для каждого героя сказки – круг определенного цвета. Для зайца – белый, почему? Лиса – какой круг, почему? Волк – какой круг, почему? Медведь – какой круг, почему? И петушок – какой круг, почему? (Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет соотносят с «нарядом» животного).  Кроме кружков разного цвета, есть избушки, тоже разного цвета, какого? Почему?(Избушка лисы – ледяная (голубая), зайца – лубяная (коричневая, из бревен) и  есть еще кустик).

6. Воспитатель: А теперь слушаем сказку и составляем.

Рассказывает сказку, а дети составляют, используя двигательный вид моделирования.

Воспитатель: Молодцы дети, правильно справились с заданием. А теперь давайте сами по очереди расскажем и покажемэту сказку. Хорошо ребята, я вижу, что вы все справились с заданием. Надо отослать ответ коту Леопольду о том, какие наши любимые сказки и как мы их рассказываем и составляем. Я напишу письмо, а вы нарисуете своих любимых героев из сказок.

7. Дети переходят к столам, на которых находятся: бумага, краски, карандаши, мелки, фломастеры и рисуют кто чем хочет ( по желанию).

Приложение  к проекту №2

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«ЗНАКОМСТВО СО СКАЗКОЙ»

План:

Значение сказки для детей.

Анализ сказки в старшей и подготовительной группах.

Приемы восприятия сказки (беседа).

Эффективность приемов в беседах по сказке (вопросы, рассматривание иллюстраций, словесные зарисовки, повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, рассказ о самом смешном и самом грустном эпизоде сказки, драматизация отрывков и т.д.);

Специфические особенности жанров сказки в подготовительной группе.

Сказки служат могучим, действительным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.  Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

В старшей группе после рассказывания сказки необходимо так проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать и идейное ее содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились детям.

Пример: После рассказывания сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» нужно спросить детей: «Что я вам рассказала?» Почему вы думаете, что это сказка?» «О чем в ней рассказывается? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как она кончается. Кто из васзапомнил песенку козленочка и ответ Аленушки и может повторить их? Какие слова вам особенно запомнились?» Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев сказки, средств ее художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).

В старшей группе надо чаще использовать присказки; желательно, чтобы по своему настроению присказка была связана с произведением. Обычно во втором полугодии дети, научившись внимательно вслушиваться в присказку, довольно верно угадывают, о чем будет идти речь (например:«Лиса по лесу ходила…», «Кот в печи пироги печет…», Посылали молодицу по водицу…» и т.д.).

Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают…» и др.). После рассказывания сказки воспитатель проводит беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т.е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Существует множество приемов, наиболее эффективных в беседах по сказкам: вопросы – они должны быть разнообразными по своей направленности: помочь точнее охарактеризовать героев сказки, или помочь детям почувствовать главную идею сказки и т.д.

Важно рассматривание иллюстраций, т.к. они помогают понять сказку. Также нужны словесные зарисовки: дети сами воображают себя художниками, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали бы к данной сказке.

Иногда полезно повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и др. средства выразительности.

По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.

Эффективным приемом является драматизация сказки или отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например: диалог зайца и тети вороны (сказка «Заяц – хваста»).

В подготовительной группе на занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты), учить понимать отличие сказки от рассказа. Эти задачи могут решаться на каждом занятии по рассказыванию русских народных сказок, но особенно они нужны при чтении или рассказывании авторских сказок, когда детям можно предложить самим определить жанр произведения. Например: после рассказывания сказки спросить детей: «Что я сейчас вам рассказала: сказку или рассказ?» Дети начинают рассуждать, что в рассказанном произведении звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках. Стало быть рассказанное произведение – сказка!

Так в самой элементарной форме дети начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки. Систематическая работа по развитию поэтического слуха приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих произведений в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывание сказок и рассказов.

Приложение №3

«РАЗВЛЕЧЕНИЕ».

(подготовительная группа)

Театральная постановка сказки

«Кот, петух и лиса».

Сценарий для постановки русской народной сказки.

Действующие лица:

Кот, Петушок, Лиса, Чучелка, Тёма

Слева изба Кота и Петушка, справа изба Лисы. Между ними лес. На втором плане слева луг, справа лес. Из избушки слева выходит Кот. В окошко выглядывает Петушок.

Кот

В лес иду я за дровами,

Печку нечем нам топить.

В доме ты теперь хозяин,

Будешь дом наш сторожить.

Ухожу я ненадолго,

Не скучай, не унывай.

Ни лисе, ни злому волку -

Никому не открывай!

Петушок

Возвращайся поскорее,

Страшно дома одному.

Не волнуйся, нашу дверь я

Не открою никому.

Петушок прячется в дом. Кот идет к лесу.

Кот (поет)

Как в избушке у опушки

Петушок живет и кот.

Васька днем печет ватрушки,

Петя песенки поет.

Петя - петушок отважный,

Не боится никого.

Только оставлять мне страшно

Петю дома одного.

Мяу, мяу! Мяу-мяу!

Мяу-мяу! Мур! Мур! Мур!

Кот скрывается в лесу. Из избушки справа выходит Лиса и идет к дому Кота и Петушка.

Лиса (подпевает)

Обожаю, обожаю

На обед готовить кур!

Вот и славно! Вот и славно!

Хорошо наш кот поет

И не знает, и не знает

Что лиса уже идет!

Лиса скрывается за деревьями, выходит из леса перед домом Петушка и стучится в дверь.

Лиса

Тук-тук-тук! Гостей встречайте,

Еле дом я ваш нашла.

Вася, Петя, открывайте,

В гости к вам лиса пришла!

Петушок не показывается, слышен только его голос.

Голос Петушка

Что-то не припоминаю,

Чтоб тебя я в гости звал.

Лиса

Как же? Как же? Вася к чаю

Мне вчера придти сказал!

Голос Петушка

Так ведь он ушел недавно

И велел не открывать.

Лиса

Вот и ладно! Вот и славно!

Будем вместе Васю ждать!

Петя, Петя, петушок,

Золотистый гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку!

Петушок выглядывает из окошка, Лиса его хватает и бежит к лесу.

Петушок (кричит)

Ой, несет меня лиса

За дремучие леса,

Зa гору высокую,

Зa реку широкую!

Вася, где ты, отвечай!

Друг сердечный, выручай!

Из леса навстречу Лисе появляется Кот с вязанкой дров, бросает ее и набрасывается на Лису.

Кот

Вот тебе, лиса-плутовка,

Длиннохвостая воровка!

Я когтистой лапою

Бок твой исцарапаю!

Лиса бросает Петушка и убегает в лес. Кот бережно поднимает Петушка и вместе с ним идет домой.

Кот

Что ж ты мой наказ нарушил,

И пока я был в лесу,

Друга Васю не послушал

И домой пустил лису?

Петушок (виновато)

Не пускал я в дом злодейку,

Только выглянул в окно.

А она как хвать за шейку!

Кот

То-то Петя и оно!

Из тебя, попомни слово,

Пух и перья полетят.

И плутовка блюдом новым

Станет потчевать лисят!

Не выглядывай в окошко

И с лисой не говори.

В лес пойду, давай лукошко.

Хорошенько дверь запри!

Петушок входит в дом и выносит Коту лукошко. Кот с лукошком идет к лесу, а Петушок скрывается в доме.

Кот (вздыхает)

Как лисе тут не слукавить,

Нет доверчивей его.

Ох, и страшно мне оставить

Петю дома одного!

Кот входит в лес, и тут же из леса выбегает Лиса, подбегает к дому Кота и Петушка.

Лиса (вкрадчиво)

Петя, Петя, петушок,

Золотистый гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку!

Для тебя лисичка

Принесла пшенички!

Петушок не отзывается и не выглядывает.

Лиса

Петя, Петя, петушок,

Золотистый гребешок,

Выгляни в окошко,

Ну, хоть на немножко!

Голос Петушка

Нет, меня ты не обманешь!

Про тебя мне кот сказал,

Что жалеть меня не станешь -

Съешь и все!

Лиса (возмущенно)

Какой нахал!

Ну, зачем тебя мне кушать?

Моему ты сердцу мил,

Петя, ты кота не слушай,

Он неправду говорил!

Приходи ко мне в избушку,

Посмотреть, как мы живем.

Угощу тебя ватрушкой,

Научу петь соловьем!

Петушок выглядывает из окошка, Лиса его хватает и бежит к лесу.

Петушок (кричит)

Ой, несет меня лиса

За дремучие леса,

Зa гору высокую,

Зa реку широкую!

Вася, где ты, отвечай!

Друг сердечный, выручай!

Лиса утаскивает Петушка в свою избушку. Из леса слева выходит Кот с корзиной зерна и идет к своему дому.

Кот

Петя, Петя! Выходи,

Да в корзинку погляди -

До краев она полна

Золотистого зерна!

Кот входит в дом, тут же выбегает из него и бежит к дому Лисы.

Кот

Ох, плутовка, утащила,

Сердце чуяло мое.

Петя, ну зачем, друг милый,

Ты послушался ее?

Кот забегает в лес и почти сразу же выглядывает из-за леса с правой стороны.

Кот (поет)

У Лисафьи, у кумы,

До небес хоромы.

Знаем, знаем точно мы,

Что Лисафья дома!

У нее-то, у нее

Детки-однолетки.

У нее-то, у нее

Просто чудо-детки!

Дочку Чучелкой зовут,

А сыночка Темой.

Не сочтите вы за труд,

Выйдите из дома!

Из окна выглядывает Лиса, а Кот прячется.

Лиса

Кто тут сладко так поет,

Кто наш домик хвалит?

Пусть он в гости к нам зайдет,

Песней позабавит.

Пригласим его мы к нам

Вместе отобедать.

Я такому гостю дам

Петушка отведать!

Ну-ка дочка, посмотри,

Кто там, на опушке,

И его уговори

Песню спеть в избушке.

Лиса прячется в домик. Чучелка выходит из дома, идет к лесу, Кот хватает ее.

Кот (поет)

У Лисафьи, у кумы,

До небес хоромы.

Знаем, знаем точно мы,

Что Лисафья дома!

У нее-то, у нее

Детки-однолетки.

У нее-то, у нее

Просто чудо-детки!

Дочку Чучелкой зовут,

А сыночка Темой.

Не сочтите вы за труд,

Выйдите из дома!

Из окна выглядывает Лиса, а Кот, держащий в лапах Чучелку, прячется.

Лиса (восхищенно)

Ах, как славно он поет,

Как наш домик хвалит.

Пусть он в гости к нам зайдет,

Песней позабавит.

Где же Чучелка, куда

Дочка запропала?

Тема, ты сходи туда.

(строго)

Я кому сказала!

Лиса прячется в домик. Тема выходит из дома, идет к лесу. Кот хватает и его.

Кот (поет)

У Лисафьи, у кумы,

До небес хоромы.

Знаем, знаем точно мы,

Что Лисафья дома!

Кот вместе с лисятами прячется. Из окна выглядывает Лиса.

Лиса

Я от песни без ума,

Устою едва ли!

Ладно уж, пойду сама!

Лиса выходит из дома, а из леса выходит Кот с лисятами.

Кот

Вот и я! Не ждали?

Лиса (возмущенно)

Ах, разбойник! Ах, злодей!

Хуже нет на свете!

Отпусти моих детей!

Кот

Отдавай мне Петю!

А не то твоих лисят

Я не пожалею!

Тема (чуть не плача)

Мама, я не виноват!

Чучелка (всхлипывая)

Выручай скорее!

Лиса (со вздохом)

Ладно, только отпусти

Чучелку и Тему!

Эх, обед... Прощай, прости...

Лиса уходит в дом, выносит Петушка и меняет на детей.

Лиса (сердито лисятам)

Ни ногой из дома!

Лиса и лисята уходят в дом. Петушок и Кот идут к своей избушке.

Петушок

Нет, я больше никогда

Рыжей не поверю!

От нее я навсегда

Все закрою двери!

Пусть сулит лиса зерна

Золотые горы!

Кот

Да, теперь уже она

К нам придет не скоро!

Лучше прежнего с тобой

Заживем мы, Петя!

Петушок обнимает Кота.

Петушок

Ты, Василий - кот-герой,

Лучший друг на свете!Конец!

Приложение №4

Загадки  о сказках.

Всех важней она в загадке

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.(Мышка) из русской народной сказки «Репка»

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти Маленькие дети? (Семеро козлят) из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля) из русской народной сказки «По щучьему веленью»

Сладкий яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло вокруг, как днём. (Жар-птица) из русских народных сказок

И зайчонок, и волчица -

Все бегут к нему лечиться. (Айболит) из сказки К. И. Чуковского «Айболит»

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная Шапочка) из сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

«Нам не страшен серый волк,

Серый волк – зубами щелк»

Эту песню пели звонко

Три веселых ….(Поросенка) и т. д.

Приложение   №5

Пословицы и поговорки. Присказки.

Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.

Берега кисельные, реки сытовые (молочные).

Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.

В некотором царстве, в некоем государстве.

В тридесятом царстве.

В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами.

Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.

Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.

Вправо поедешь  — коня потеряешь; влево поедешь — самому живу не быть.

Жил-был царь овес, он все сказки унес.

За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные.

За тридевять земель, в тридесятом государстве.

Змей-горыныч.

Из милости копытом траву-мураву досягает.

Из сказки (Из песни) слово не выкидывается.

Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!

На поле-поляне, на высоком кургане.

Не белы снега в чистом поле забелелись...

Не за былью и сказка гоняется.

Не лебедь белая (серая) выплывала...

Не сизый орел, не ясный сокол подымается...

Не туман сизый с разделу подымается...

Не черны леса дремучие чернеются...

Небылица в лицах. .

Ни словами (Ни в сказке) сказать, ни пером написать.

Облачается небесами, подпоясывается заря-ми, застегивается звездами.

Огнем дышит, полымем пышет.

Полетела птица синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство.

Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.

Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.

Приложение   № 6

СКАЗКИ, СОЧИНЕННЫЕ ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ.

Путешествие в сказку.

У меня дома живет совсем обычный кот Рыжик. Мы с ним друзья. Когда ночью я ложусь спать, Рыжик прыгает ко мне в кровать, и мы с ним очень долго мечтаем…

Однажды в одну из лунных ночей, когда в окно светила большая луна. Мы мечтали попасть хотя бы в одну сказку.

Вдруг неожиданно открылась форточку и к нам в комнату залетела маленькая Фея. Я в начале зажмурил глаза, потом ущипнул себя за руку, но это был не сон. Фея размахивала своей палочкой и с потолка сыпались сладости. Рыжик так испугался, что прыгнул под кровать и жалобно замяукал.

Фея мило улыбнулась и сказала: «Я знаю, о чем ты мечтаешь. Ты хочешь попасть в сказку!»

«Да!» - ответил я:   «Но, к сожалению это не возможно».

Она махнула своей палочкой, и мой верный друг Рыжик превратился в красивого коня, а я стал принцем. Вдруг стена в нашей комнате раскрылась, и мы с Рыжиком понеслись в сказочную страну. Фея кричала нам в след: «Не забудь, как только стрелки пробьют полночь, все окажется на своих местах».

Долго ли коротко мы летели. Вдруг увидели волшебный лес, в том лесу стояла избушка на курьих ножках, в ней жила Баба Яга.

Мы спросили у нее как нам попасть в волшебную страну, где живут все сказочные герои. Она дала нам клубок и сказала: «Идите, он выведет вас на тропу сказок».

И вот мы в волшебной стране…

Карлсон предложил полетать с ним по крышам, это было очень интересно. А потом он кормил меня вареньем и плюшками. С Незнайкой я летал на луну. Тому помогал ловить Джерри. Помог Красной Шапочке найти дорогу к бабушке. Спас Василису Прекрасную от Кощея. Сражался со Змеем Горынычем. И всегда со мной был мой верный друг кот-конь Рыжик.

Но вдруг часы пробили полночь…

Я оказался в своей комнате, а рядом со мной свернувшись клубком, лежал   мой любимый кот. Он крепко уснул. Но теперь я знаю точно, Сказочная страна существует.

Я улыбнулся, погладил кота и крепко уснул.

Семья  В.Никиты

Сказка «Свинья в гостях»

Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в  саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и  даже свечи в подсвечниках.

Еды всякой приготовила: тут и сыр, и  свекла в сахаре, и смородина в  стакане, сок сливовый, а себе – сосисок  нажарила с салом.

Пришла  свинья, даже “здравствуйте” не сказала, влезла в  сапогах на стол, все сожрала, ничего собаке не оставила, даже свечку солью  посолила и съела  ее вместе с сиренью.

Потом улеглась на скатерть и говорит:

– Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь…

– Совести у тебя нет, – рассердилась собака. – Свинья ты и есть свинья!

Сейчас  же убирайся отсюда!

И с тех пор собака на свинью сердита.

Семья С. Насти.

Сказка «Лунтик в цветочном саду»

ЖилЛунтик в цветочном саду. Вот как-то решил он прогуляться по саду и увидел, что кто-то поедает его любимые цветы. Это были гусеницы Пупсинь и Гупсинь из мультфильма «Лунтик». Лунтик решил их за это проучить.

Он побежал домой за сетью, а по дороге встретил своего друга Кузю, который, оказывается, тоже его искал.

Кузя сказал: — Как хорошо, что я тебя нашёл!

— Я тоже тебя искал, чтобы сказать, что наши цветы поедают гусеницы!

— Я знаю!

— Лунтик, я их успокоить не могу!

— Я тоже. Предлагаю их проучить.

— Давай. Побежали со мной!

И они побежали домой к Лунтику за сеткой, чтобы поймать гусениц. Когда две подружки оказались в сетке, то стали просить, умолять Лунтика и Кузю их отпустить.

« Мы обещаем вам, что никогда-никогда не станем больше есть ваши цветы. Клянёмся. Отпустите нас», — просили они со слезами на глазах.

Лунтик и Кузя конечно, их простили и освободили из сети. Гусеницы сразу же поползли на свою полянку, где всегда едят траву, а Кузя и Лунтик, довольные, отправились играть на поляну в мяч.

Семья Г. Насти.

Приложение № 7

РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАЧЕТНЫЕ КАРТОЧКИ

(для викторины с родителями)

Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, поможет создать теплую, задушевную атмосферу в доме.

Предлагаем вам проверить себя на зачетных карточках, каждая из которых содержит 2 задания: первое, как правило, предполагает работу по преобразованию форм малого фольклора в сказку, второе - шуточно-оригинальное - требует смекалки, логики, сообразительности, творчества.

КАРТОЧКА №1

Из перепутаницы создайте сказку.

Рады, рады, рады светлые березы,

И на них от радости вырастают розы.

Рады, рады, рады темные осины,

И на них от радости зреют апельсины.

То не дождь пошел из облака и не град -

То посыпался из облака виноград.

Придумайте необычные геометрические фигуры и назовите их. Попробуйте с помощью этих геометрических фигур зашифровать сказку «Царевна-лягушка».

КАРТОЧКА №2

Из четырех сказочных строчек придумайте сказку.

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на бегу

Летом прыгает в снегу.

Весна не наступила. Что произойдет с животными, растениями, насекомыми в вашей фантастической сказке?

КАРТОЧКА №3

Из поговорок придумайте сказку.

Маленькие детки и маленькие бедки, а вырастут великими - большие будут.

От того парень с лошади свалился, что отец криво посадил.

Кто детям потакает, тот потом слезы проливает.

Кто без призора в колыбели, тот весь век при деле.

Сочините сказку, опровергающую мнение некоторых ребят, будто можно прожить без математики.

КАРТОЧКА №4

Из шутки составьте сказку.

Нелегко снимать зверей,                                                                                                                                                                                Заяц просит: «Поскорей!»                                                                                                                                Мышь пищит: «Боюсь немножко,                                                                                                            Что увидит снимок кошка».                                                                                                                               «Уколю, - грозится еж,                                                                                                                           -Если снимка не пришлешь!»

Придумайте новый вид растения, которое в стране великанов может вырасти высотой с дом. Почему бы в вашей сказке по этому растению не подняться на небо маленькому мальчику-с-пальчик? Продолжите сказку.

КАРТОЧКА №5

Шутку продолжите сказкой.

Шар воздушный, шаловливый,

Непослушный и игривый,

Вместе с ветром убежал,

А куда? Нам не сказал.

Назовите осенние звуки, весенние запахи и придумайте о них сказку.

КАРТОЧКА №6

Превратите шуточный стишок в сказку.

В лужице хрюшку увидела хрюшка:

- Это, конечно, не я, а подружка!

Ну и грязнуля подружка моя!

Просто прекрасно, что это не я!

Для чего нужно увеличительное стекло, если оно в вашей сказке увеличивало только недостатки крокодила Гены? Продолжите сказку

КАРТОЧКА №7

Потешку превратите в сказку.

Буква я всегда была

Всем и каждому мила.

Но советуем, друзья,

Помнить место буквы Я.

Опишите дом снежной королевы, который вы в ев сказке превратили в прекрасный зимний сад

КАРТОЧКА №8

Из скороговорки придумайте сказку о незадачливой швее.

Шила шубку - сшила юбку,

Шила шапку - сшила тапку.

Хороша швея Наташа.

Опишите внешний вид пришельца со дна моря, который станет героем вашей сказки.

КАРТОЧКА №9

Перепутаницу превратите в сказку.

Кто подскажет мне ответ? Это правда или нет,

Что из всех лесных зверей всех ленивей - муравей?

Это правда или нет, что, почуяв зайца след,

Волк от страха без оглядки мчится прочь во все лопатки?

Это правда или нет, что съедает на обед

Мышь, помимо разных крошек,

Двух котов и восемь кошек?

Это правда или нет, Что в неправде правды нет?

КАРТОЧКА №10

По рассказу придумайте сказку.

Наступила зима. Засыпало землю снегом. Трудно стало зайчику добывать еду.

Однажды увидел он на калине красные ягоды. Прыгает зайчик вокруг дерева, а ягоды высоко.

Просит зайчик:

- Дай мне, калинка, ягод.

А калина отвечает:

-        Попроси ветер. Он тебе поможет.

Обратился зайчик к ветру. Прилетел ветер, колышет, трясет калину. Оторвалась кисть красных ягод, упала на снег. Радуется зайчик ягодам.

-        Спасибо тебе, ветер, - говорит.

Коровы потеряли голос и не могут мычать. Придумайте, как в сказке они могут общаться друг с другом?

КАРТОЧКА №11

Из потешки сделайте сказку.

Хочешь великаном стать?

На ходули надо встать!

Ахи, охи, хохот, смех!

Скоморохи выше всех!

Попробуйте использовать «мусор» - пустые коробки, бумажные салфетки, пакеты, кусочки цветных мелков, стружки от карандашей, дырявые полиэтиленовые пакеты для создания сказки.

КАРТОЧКА №12

Стишок превратите в сказку.

Телевизор тигр купил,

Самый лучший попросил.

- Я люблю, - сказал он строго,

-Чтоб полосок было много!

Чем похожи и чем отличаются муравей и грузовик? Придумайте сказку о том, как муравей грузовик победил.

КАРТОЧКА №13

Из скороговорки придумайте сказку.

Темноты боится Петя:

Трусоват он, видно, дети!

Назовите предметы, которые лучше существуют парами. Сочините сказку, в которой эти предметы вдруг раздружились, настала тогда беда...

КАРТОЧКА №14

По рассказу составьте сказку.

Журавлю нашему скучно. Спрашивает зеленый Попугай у Журавля:

-        Почему ты скучаешь? Почему гнездышко не мостишь, журавлят не высиживаешь?

Молчит Журавль. Поглядывает на север. Вдруг он встрепенулся, прислушался к чему-то. Где-то раздался журавлиный крик. Радостный, тревожный.

Взлетел Журавль, чтобы догнать других журавлей.

-        Куда же ты летишь? - удивился Попугай. – Ведь там холодно. Поживешь пять месяцев и опять ведь сюда прилетишь. Что хорошего на твоем холодном севере?

-        А хорошо то, что я там родился. Там моя Родина.

Вывод:

В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Я считаю, что приобщая детей к сказке, мы взрослые, совершенствуем ум ребёнка, помогаем овладеть речью, познать окружающий мир, развиваем  устойчивый интерес к сказке.  Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи, навыков социально-коммуникативного общения, повышают интерес детей к общению и взаимодействию между собой, активизируют словарь детей, развивают воображение, умение использовать в речи разнообразные языковые средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практически-творческий проект «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Представлен проект по сказкам А.С. Пушкина  pict9660.jpg...

практическо-творческий проект Путешествие по сказкам А.С. Пушкина

На протяжении месяца дети знакомились с произведениями А.С.Пушкина, хотелось бы поделиться результатом этой работы....

Познавательно-творческий проект "Путешествие по сказкам"

Проект разратотан для повышения интереса детей к книгам и сказкам. в театрализованное игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи....

Творческий проект "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"

Вид проекта:  познавательно-творческий, межгрупповой.Продолжительность:   1 месяц.Участники:  дети среднего и старшего возраста, логопед, родители, воспитатели, воспитатель по...

Краткосрочный творческий проект: «Путешествие в сказку».

Мотив: после утренника в группу заходит Баба Яга. Дети спрашивают всегда ли она бывает злой. Баба Яга отвечает, что всегда. Дети хотят придумать сказку пор Ягу, где она добрая и весёлая.Цель:Создание ...

Познавательно – творческий проект «Путешествие в сказку»

Создание оптимальных условий для развития  эмоционально-  волевой, познавательной, двигательной сферы, речи,  развитие позитивных качеств  личности каждого ребенка....

Познавательно-творческий проект «Путешествие по сказкам» для детей второй младшей группы

Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых...