"Рукавичка"
учебно-методический материал по художественной литературе (старшая группа) на тему
Занятие по художественной литературе по русской народной сказке "Рукавичка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД "Рукавичка" | 37.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подробный конспект образовательного мероприятия
Организационная информация | ||
Автор/ы занятия/мероприятия (ФИО) | Шукюрова Светлана Ганбаровна | |
Должность, категория | Воспитатель, старшей группы№8, ДО 1 ГБОУ Школа №657 | |
Мероприятие, область применения. | НОД Ознакомление с художественной литературой | |
Возрастная группа, количество человек | Старшая группа №8 24ребенка | |
Продолжительность мероприятия | 30мин | |
Методическая информация | ||
Тема занятия/мероприятия | «Сказка в двери к нам стучится…» | |
Классификация занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (обучающее, закрепление, итоговое, развлекательное) | Чтение художественной литературы. Ознакомление детей с русской народной сказкой «Рукавичка» Занятие обучающее. | |
Цели занятия/ мероприятия | Воспитывать умение слушать и понимать произведения устного народного творчества, эмоционально откликаться на воображаемые события. | |
Задачи занятия/ мероприятия | - Расширять кругозор детей -закреплять знания о русском фольклоре на примере сказок -упражнять в подборе определений, воспитывать стремление к точному словоупотреблению -учить чувствовать и понимать характер сказочных образов -развивать выразительность речи -уточнить стилистические, жанровые, языковые особенности русской сказки. | |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/,закрепят дети в ходе занятия | Овладеют знаниями: о русском фольклоре на примере русской народной сказки «Рукавичка», закрепят знания о жанровых, компазиционных, языковых особенностях сказки. Приобретут умения: овладеют предпосылками учебной деятельности: научатся слушать взрослого, отвечать на вопросы, будут сформированы речевые умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности. Понимать переносное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации. Будут иметь: возможность - передать свое отношение к героям, с помощью образных средств языка передать эмоциональное состояние героев сказки, сопереживать персонажам сказки. Получат: опыт общения друг с другом - замечают неточности и ошибки в своей речи и речи товарищей, доброжелательно исправляют их, правильно произносят слова, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми. | |
Предварительная работа | Выставка книг «Русские народные сказки», прослушивание аудиозаписи сказок в художественном исполнении. | |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | 1.Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 1998 2. Хрестоматия по детской литературе / Сост. М.К. Боголюбская, А.Л. Табенкина- М. Просвещение, 1979
Сказка «Рукавичка» http://hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarod194.php https://www.youtube.com/watch?v=t3YQRqYlex8
| |
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия | Доска – магнитная Русская народная сказка «Рукавичка» Выставка книг «русские народные сказки» Картинки с изображением героев сказки, заготовка рукавички | |
Указание приложений к занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Развитие речи дошкольника / Под ред. Ф.А. Сохина. М. 1981 Учебно – методическое пособие «Речевые досуги для дошкольников» М,2011 О.Д.Смирнова «Метод проектирования в детском саду». Образовательная область «Чтение художественной литературы». М.2011 |
Этапы занятия/мероприятия | Время, продолжительность этапа | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Действия воспитателя, инструкции | ЗУНы и качества, которые формируются у детей на этом этапе |
Инициа- ция
Приветствие. | 2мин 2мин
| «Минутки вхождения в день» Цель: Организация дошкольников и настрой на занятие. Материалы: не предусмотрены Технология проведения: воспитатель говорит вступительное слово. . «Речевая настройка» Цель: формировать навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Материалы: не предусмотрены Технология проведения: воспитатель читает стихотворение вместе с детьми. | Воспитатель предлагает участникам занятия собраться всем вместе. «Я рада видеть всех детей нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться, не драться. Будем радоваться друг другу. Все берутся за руки и проговаривают:
| Создает важную предпосылку для возникновения и развития межличностных взаимоотношений и содействует атмосфере признания и дружбы. Доброжелательное отношение друг к другу. Настрой на рабочий лад. Умение детей устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых (улыбка, контакт глаз), тактильные средств общения. |
Вхождение в тему Интерактивная лекция. |
2 мин 1 мин 12 мин | Загадка Цель: продолжать учить детей отгадывать загадки Материалы: не предусмотрено Технология проведения: воспитатель предлагает детям послушать и отгадать загадку. Мозговой штурм (Групповая дискуссия). Цель: генерировать максимальное количество идей на заданную тему. Материалы: не предусмотрено Технология проведения: воспитатель задает вопрос детям и выслушивает все ответы, подводит итог. Загадка про рукавичку Цель: продолжать учить детей с помощью загадок решать логическую задачу Материалы: платок и рукавичка Технология проведения: воспитатель просит отгадать, что под платком. Выразительное чтение воспитателем русской народной сказки «Рукавичка» Цель: продолжать учить детей воспринимать образное содержание произведения, внимательно слушать чтение воспитателя. Технология проведения: воспитатель выразительно читает сказку с показом иллюстраций. | Загадка. В ней всегда конец хороший, Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: Чему учат русские народные сказки? Заслушав все ответы, воспитатель должен подвести итог: В сказке добро побеждает зло, каждый получает то, что заслуживает. В сказке сбываются мечты. Она учит быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать смелость. Хотите узнать, о чем сегодня будет наша сказка? Тогда отгадайте загадку: Дали братьям тёплый дом, (под платком рукавичка) Воспитатель делает вывод: что дети правильно отгадали загадку, и мы сегодня почитаем сказку называется она «Рукавичка» «С закрытыми глазами волшебные слова скажу: 1,2,3 – в сказку попади!» Чтение сказки с рассматриванием иллюстраций. | Дети учатся отгадывать загадки. Способствует развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей творческой задачи. Умение высказывать свои мысли. Вступать в дискуссию. Расширение представлений о предметах и явлениях Умение воспринимать образное содержание сказки, развитие поэтического слуха: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства |
Проработка темы |
5 мин 1 мин
3 мин 5 мин | Беседа по содержанию сказки Цель: учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя разные виды предложений. Материалы: иллюстрации сказки. Технология проведения: воспитатель задает детям вопросы и выслушивает ответы, при необходимости дополняют и исправляют допущенные ошибки дети.
Прибаутки, приговорки. Цель: показать детям выразительные средства, языковые особенности сказки. Материалы: не предусмотрены Технология проведения: воспитатель задает вопросы, дети отвечают. «Объясни пословицу» Цель: учить детей понимать переносное значение слов и словосочетаний Материалы: не предусмотрены Технология проведения: воспитатель задает вопросы, дети отвечают.
Технология проведения: АМО «Не зевай, быстро отвечай» Цель: активизировать интерес к чтению русских народных сказок, закреплять знания о ранее прочитанных сказках. Материалы: не предусмотрены Технология проведения: обращаясь, по очереди к командам, задавать вопрос. | Воспитатель: расскажите, как рукавичка оказалась в лесу? -Кто обронил рукавичку? А что же сказочного в этой истории?
«Назови прозвище героев из сказки» В русских народных сказках героям даются разные прозвища с прибаутками: Баба Яга…(костяная нога) Иванушка…(Дурачок) Василиса…(Премудрая) Кощей…(Бессмертный) Марья Краса…(долгая коса) Воспитатель: « В русских сказках много интересных слов и выражении: -Что означают эти слова? Как вы их понимаете? Почему так говорят, подумайте. -Дружно не грузно, а врозь – хоть брось. | Умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий понимать характеры и поступки героев Обогащается словарный запас детей выразительными средствами народной сказки, закрепляются знания о прочитанной сказке Дети учатся понимать мораль и идею сказки, оценивать поступки героев, осмысливать обобщенное значение пословиц. |
Релаксация Рефлексия |
2 мин 2 мин
| Физкультминутка «Вышла мышка» Цель: повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятии, обеспечить кратковременный активный отдых Материалы: не предусмотрены Технология проведения: дети вместе с воспитателем читают стихотворение и выполняют движения. Игра «Отгадай загадки» Цель: тренировать образное мышление, умение находить картинки-отгадки Материалы: картинки с изображениями героев сказки Технология проведения: воспитатель читает загадки, дети находят на доске отгадку | Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне). Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами). Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони). Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»). Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой). Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту). Игровое упражнение повторить 2–3 раза. Вы же любите сказки? Сейчас это проверим! Слушайте мои загадки, а отгадки ищите на доске и объясните, почему вы так решили (Воспитатель заранее раскладывает на доске картинки с изображение героев сказки «Рукавичка»). - Маленькая, серенькая Под столом таится - кошки боится. (Мышка).
- Скачет зверушка - не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка). - Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц).
- Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живёт, в деревне кур крадет? (Лиса). - Кто в лесу холодном ходит злой, голодный? (Волк).
- Зимой спит, а летом ульи ворошит. (Медведь). (Дети отгадывают.) Воспитатель: «Кому понравилась сказка, и кто хочет еще раз ее услышать, подойдите ко мне и возьмите книгу, с иллюстрациями, которые вам понравятся. Тут и сказке всей конец, кто дослушал ее – молодец! «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» «Книги читать – скуки не знать» | Активный отдых, умение сочетать движения с ритмом дыхания, снятие напряжения и усталости, эмоциональная разрядка Дети учатся мыслить творчески, конструктивно, стремятся к поисковой деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры-драматизации «Машенька и рукавички» с детьми 4-5 лет (средней группы) с задержкой психо-речевого развития
Игра- драматизация помогает эмоциональному раскрепощению детей, развитию речевой активности и памяти,закреплению навыка в совместной деятельности....
сказка "Рукавичка"
С детьми средней группы мы поставили сказку "Рукавичка" и включили её в зимнее развлечение, предлагаю сценарий...
Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации с детьми второй младшей группы «Сказочные рукавички»
Конспект предназначен для того, чтобы учить детей громко и чётко произносить слова, сочетая речь с движениями пальцев рук, воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарный зап...
В поисках рукавички (по мотивам украинской народной сказки «Рукавичка»)
Группа: старшаяПримерная основная общеобразовательная задача НОД: развитие речи детей; ознакомление с многообразием художественной литературы.Цель НОД:·...
Театрализованный показ инсценировки по теме:"Волшебные сказки". Сказка "Волшебная рукавичка" ( по мотивам народной сказки "Рукавичка")
Развитие творческой активности дошкольников, развитие артистических способностей через театрализованную деятельность....
Конспект открытого занятия: «Кто-кто в рукавичке живет» (По мотивам сказки «Рукавичка»)
Непосредственно - образовательная деятельность художественно - эстетического цикла в средней группе по программе И. А. Лыковой....
Конспект НОД по рисованию «Кто – кто в рукавичке живет?» (По мотивам сказки «Рукавичка») в средней группе
Конспект НОД по рисованию «Кто – кто в рукавичке живет?» (По мотивам сказки «Рукавичка») в средней группе...