"Рукавичка"
учебно-методический материал по художественной литературе (старшая группа) на тему

Шукюрова Севиндж ганбар кызы

Занятие по художественной литературе по русской народной сказке "Рукавичка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Рукавичка"37.67 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Подробный конспект образовательного мероприятия

Организационная информация

Автор/ы  занятия/мероприятия (ФИО)

Шукюрова Светлана Ганбаровна

Должность, категория

Воспитатель, старшей группы№8,  ДО 1  ГБОУ Школа №657

Мероприятие, область применения.

НОД       Ознакомление с художественной литературой

Возрастная  группа,

количество человек

Старшая группа №8

24ребенка

Продолжительность   мероприятия

30мин

Методическая информация

Тема занятия/мероприятия

«Сказка в двери к нам стучится…»

Классификация занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий  (обучающее, закрепление, итоговое, развлекательное)

Чтение художественной литературы.

Ознакомление детей с русской  народной сказкой «Рукавичка»

Занятие обучающее.

Цели  занятия/ мероприятия

Воспитывать умение слушать и понимать произведения устного народного творчества, эмоционально откликаться на воображаемые события.

Задачи  занятия/ мероприятия

- Расширять кругозор детей

-закреплять знания о русском фольклоре на примере   сказок

-упражнять в подборе определений, воспитывать стремление к точному словоупотреблению

-учить чувствовать и понимать характер сказочных образов

-развивать выразительность речи

-уточнить стилистические, жанровые, языковые особенности русской сказки.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/,закрепят дети  в ходе занятия

 Овладеют знаниями: о русском фольклоре на примере русской народной сказки «Рукавичка», закрепят знания о жанровых, компазиционных, языковых особенностях сказки.

Приобретут умения: овладеют предпосылками учебной деятельности: научатся слушать взрослого, отвечать на вопросы, будут сформированы речевые умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности.

Понимать переносное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации.

Будут иметь: возможность - передать свое отношение к героям, с помощью образных средств языка передать эмоциональное состояние героев сказки, сопереживать персонажам сказки.

Получат: опыт общения друг с другом - замечают неточности и ошибки в своей речи и речи товарищей, доброжелательно исправляют их, правильно произносят слова, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Предварительная работа

 Выставка книг «Русские народные сказки», прослушивание аудиозаписи  сказок в художественном исполнении.

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

1.Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 1998

2. Хрестоматия по детской литературе / Сост. М.К. Боголюбская, А.Л. Табенкина- М. Просвещение, 1979

           

Сказка «Рукавичка» http://hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarod194.php 

https://www.youtube.com/watch?v=t3YQRqYlex8 

                               

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия

Доска – магнитная

 Русская народная сказка «Рукавичка»

Выставка книг «русские народные сказки»

Картинки с изображением героев сказки, заготовка рукавички

Указание приложений к занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

 Развитие речи дошкольника / Под ред. Ф.А. Сохина. М. 1981

Учебно – методическое пособие «Речевые досуги для дошкольников» М,2011

О.Д.Смирнова «Метод проектирования в детском саду». Образовательная область «Чтение художественной литературы».  М.2011


             Этапы занятия/мероприятия

Время, продолжительность

этапа

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Действия  воспитателя, инструкции

ЗУНы  и качества, которые формируются у  детей  на  этом  этапе

                                               Инициа-

ция

                         

 

Приветствие.           

                        2мин  

2мин

                             

    «Минутки вхождения в день»            

 Цель: Организация дошкольников и настрой на занятие.

 Материалы: не предусмотрены

Технология проведения: воспитатель говорит вступительное слово.

.

                  «Речевая настройка»

Цель: формировать навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Материалы: не предусмотрены

Технология проведения: воспитатель читает стихотворение вместе с детьми.

Воспитатель предлагает участникам занятия собраться всем вместе.  

«Я рада видеть всех детей нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться, не драться. Будем радоваться друг другу.

Все берутся за руки и проговаривают:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло

                       

 

Создает важную предпосылку для возникновения и развития межличностных взаимоотношений и содействует атмосфере признания и дружбы.

Доброжелательное отношение друг к другу. Настрой на рабочий лад. Умение детей устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых (улыбка, контакт глаз), тактильные  средств общения.

Вхождение в тему

Интерактивная лекция.

                                                                                                                         

2

мин

1

мин

12

мин

                           Загадка

Цель: продолжать учить детей отгадывать загадки

 Материалы: не предусмотрено

Технология проведения: воспитатель предлагает детям послушать и отгадать загадку.

 Мозговой штурм (Групповая дискуссия).

Цель: генерировать максимальное количество идей на заданную тему.

Материалы: не предусмотрено

Технология проведения: воспитатель задает вопрос детям и  выслушивает все ответы, подводит итог.

Загадка про рукавичку

Цель: продолжать учить детей с помощью загадок решать логическую задачу

Материалы: платок и рукавичка

Технология проведения: воспитатель просит отгадать, что под платком.

Выразительное чтение воспитателем  русской народной сказки «Рукавичка»

Цель: продолжать учить детей воспринимать образное содержание произведения, внимательно слушать чтение воспитателя.

Технология проведения: воспитатель выразительно читает сказку с показом иллюстраций.

 Загадка.

 В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий 
Бабка- ежка у окна... 
Догадайтесь, кто она? " (сказка)  

Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: Чему учат русские народные сказки?

Заслушав все ответы, воспитатель должен подвести итог:  В сказке добро побеждает зло, каждый получает то, что заслуживает. В сказке сбываются мечты. Она учит быть  добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать смелость.

Хотите узнать, о чем  сегодня будет наша сказка? Тогда отгадайте загадку:

Дали братьям тёплый дом, 
Чтобы жили впятером. 
Брат большой не согласился 
И отдельно поселился. (Рукавичка)

(под платком рукавичка)

Воспитатель делает вывод: что дети правильно отгадали загадку, и мы сегодня почитаем сказку называется она «Рукавичка»

«С закрытыми глазами волшебные слова скажу:

1,2,3 – в сказку попади!»

Чтение сказки с рассматриванием иллюстраций.

Дети учатся отгадывать загадки.

Способствует развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей творческой задачи. Умение высказывать свои мысли. Вступать в дискуссию.

Расширение представлений о предметах и явлениях

Умение воспринимать образное содержание сказки, развитие поэтического слуха: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства

                                                                      Проработка темы

     

5

мин

1

мин

   

3

мин

5 мин                                      

Беседа по содержанию сказки

Цель: учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя разные виды предложений.

Материалы: иллюстрации сказки.

Технология проведения: воспитатель задает детям вопросы и выслушивает ответы, при необходимости дополняют и исправляют допущенные ошибки дети.

         

Прибаутки, приговорки.

Цель: показать детям  выразительные средства, языковые особенности сказки.

Материалы: не предусмотрены

Технология проведения: воспитатель задает вопросы, дети отвечают.

    «Объясни пословицу»

Цель: учить детей понимать переносное значение

слов и словосочетаний

Материалы: не предусмотрены

Технология проведения: воспитатель задает вопросы, дети отвечают.

 

Технология проведения: 

АМО  «Не зевай, быстро отвечай»

Цель: активизировать интерес к чтению русских народных сказок, закреплять знания о ранее прочитанных сказках.

Материалы: не предусмотрены

Технология проведения: обращаясь, по очереди к командам, задавать вопрос.

Воспитатель: расскажите, как рукавичка оказалась в лесу?

 -Кто обронил рукавичку?
– Кто первым стал жить в рукавичке?
– Назовите героев сказки «Рукавичка» в порядке их появления в сказке.
– Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

А что же сказочного в этой истории?

         

 

«Назови прозвище героев из сказки»

В русских народных сказках героям даются разные прозвища с прибаутками:

Баба Яга…(костяная нога)

Иванушка…(Дурачок)

Василиса…(Премудрая)

Кощей…(Бессмертный)

Марья Краса…(долгая коса)   

 Воспитатель: « В русских сказках много интересных слов и выражении:

-Что означают эти слова? Как вы их понимаете? Почему так говорят, подумайте.

 -Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.
- Сила солому ломит.

Умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий  понимать характеры и поступки героев

Обогащается словарный запас детей выразительными средствами народной сказки, закрепляются знания о прочитанной сказке

Дети учатся понимать мораль и идею сказки, оценивать поступки героев, осмысливать обобщенное значение пословиц.

Релаксация

Рефлексия

     

2

мин

2

мин

   

       

Физкультминутка «Вышла мышка»

Цель: повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятии, обеспечить кратковременный активный отдых

Материалы: не предусмотрены

Технология проведения: дети вместе с воспитателем читают стихотворение и выполняют движения.

Игра  «Отгадай загадки»

Цель: тренировать образное мышление, умение находить картинки-отгадки

Материалы: картинки с изображениями героев сказки

Технология проведения: воспитатель читает загадки, дети находят на  доске отгадку

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).

Игровое упражнение повторить 2–3 раза.

Вы же любите сказки? Сейчас это проверим! Слушайте мои загадки, а отгадки ищите на доске и объясните, почему вы так решили (Воспитатель заранее раскладывает на доске картинки с изображение героев сказки «Рукавичка»).

- Маленькая, серенькая

Под столом таится - кошки боится. (Мышка).

        

- Скачет зверушка - не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка).

- Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц).    

   

- Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадет? (Лиса).

- Кто в лесу холодном ходит злой, голодный? (Волк).   

 

- Зимой спит, а летом ульи ворошит. (Медведь).

(Дети отгадывают.)

Воспитатель: «Кому понравилась сказка, и кто хочет еще раз ее услышать,  подойдите ко мне и возьмите книгу, с иллюстрациями, которые вам понравятся.

Тут и сказке всей конец, кто дослушал ее – молодец!

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

«Книги читать – скуки не знать»

Активный отдых, умение сочетать движения с ритмом дыхания, снятие напряжения и усталости,

эмоциональная разрядка

Дети учатся мыслить творчески, конструктивно,

стремятся к поисковой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-драматизации «Машенька и рукавички» с детьми 4-5 лет (средней группы) с задержкой психо-речевого развития

Игра- драматизация помогает эмоциональному раскрепощению детей, развитию речевой активности и памяти,закреплению навыка в совместной деятельности....

сказка "Рукавичка"

С детьми средней группы мы поставили сказку "Рукавичка" и включили её в зимнее развлечение, предлагаю сценарий...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации с детьми второй младшей группы «Сказочные рукавички»

Конспект предназначен для того, чтобы учить детей громко и чётко произносить слова, сочетая речь с движениями пальцев рук, воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарный зап...

В поисках рукавички (по мотивам украинской народной сказки «Рукавичка»)

Группа: старшаяПримерная основная  общеобразовательная задача НОД: развитие речи детей; ознакомление с многообразием  художественной литературы.Цель НОД:·...

Театрализованный показ инсценировки по теме:"Волшебные сказки". Сказка "Волшебная рукавичка" ( по мотивам народной сказки "Рукавичка")

Развитие творческой активности дошкольников, развитие артистических способностей через театрализованную деятельность....

Конспект открытого занятия: «Кто-кто в рукавичке живет» (По мотивам сказки «Рукавичка»)

Непосредственно - образовательная деятельность художественно - эстетического цикла в средней группе по программе И. А. Лыковой....

Конспект НОД по рисованию «Кто – кто в рукавичке живет?» (По мотивам сказки «Рукавичка») в средней группе

Конспект НОД по рисованию «Кто – кто в рукавичке живет?» (По мотивам сказки «Рукавичка») в средней группе...