Педагогический проект на тему: «Сказки Югры» - книжки-малышки
проект по художественной литературе (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект на тему: «Сказки Югры» - книжки-малышки | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект на тему:
«Сказки Югры» - книжки-малышки
для детей средней группы
Воспитатель: Парадеева Н.В.
Воспитатель: Ширгаеева Е.Г.
2016год
Пояснительная записка
Содержание
- Паспорт проекта………………………………………………… 3
- Пояснительная записка…………………………………………. 4
- Этапы проекта…………………………………………………… 6
- Вывод……………………………………………………………..10
- Приложения…………………………………………………….... 11
Паспорт проекта
Проблема | Дети в недостаточной степени имеют знания о сказках народов ханты и манси. |
Полное название | Педагогический проект на тему: «Сказки Югры» - книжки-малышки |
Тип проекта | групповой, творческий |
Цель проекта | Создать условия для приобщения детей к чтению через ознакомления их со сказками народов ханты и манси. |
Образовательные области | Социализация Развитие речи Художественное эстетическое развитие Труд Безопасность Чтение художественной литературы |
Период проекта | 1 неделя |
Ожидаемые результаты проекта |
|
Участники проекта |
|
Презентация проекта | Выставка книжек малышек |
Пояснительная записка
“Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами”.
В. А. Сухомлинский
Огромное значение в жизни человека имеет книга. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. Наибольшую часть своего свободного времени дети, и их родители любят проводить у телевизора или компьютера, в связи с этим, теряется интерес к книге. Чтение же художественной литературы имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. От того как дети понимают содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать выводы, зависят их успехи в обучении.
Книжка – малышка, сделанная родителями вместе с детьми, позволит поднять интерес к художественной литературе, даст понимание важности книги в жизни человека и повысить самооценку детей за свой труд.
Начав интересоваться книгой, ребенок попадет в совершенно другой мир – увлекательный, красочный, интересный, который подарит ему множество открытий и находок. Любовь к чтению и книге – это любовь на всю жизнь.
Актуальность темы: Дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства — одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину — значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми сказки Югры, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Цель проекта: Создать условия для приобщения детей к чтению через ознакомления их со сказками народов ханты и манси.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить детей со сказками народов ханты и манси
Развивающие:
- Развивать способность анализировать литературные произведения.
- Формировать умение выражать чувства.
- Обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях любовь к сказкам.
Проект направлен на расширение знаний о сказках Югры.
Методы и приемы:
- словесный – чтение художественной литературы, беседы, консультации.
- наглядный - информация для родителей, сбор материала.
- практический – художественное творчество (рисование)
Предполагаемый результат:
- Повышение педагогической культуры родителей, формирование у них педагогических умений и навыков, рефлексивного отношения к себе как к воспитывающим взрослым;
- Создание книжек-малышек по сказкам Югры
Адресаты проекта:
- дети средней группы
- родители
Этапы проекта:
- Начальный этап (2 дня)
- Подбор сказок Югры.
- Подбор сказок для изготовления книжек-малышек.
- Внедренческий этап (5 дней)
День недели | Образовательная область | Цель: |
Понедельник | 1.Чтение сказки «Зайчик». 2. Рисование иллюстраций к сказке. | 1. Расширить знания у детей о сказках Югры. Побуждать детей понимать и объяснять поступки героев сказки, выделять положительных и отрицательных героев. 2. Развивать умение рисовать иллюстрации к сказкам Югры. |
Вторник | 1. Чтение сказки «Как ворон землю мерил». 2. Рисование иллюстраций к сказке. | 1. Расширить знания у детей о сказках Югры. Побуждать детей понимать и объяснять поступки героев сказки, выделять положительных и отрицательных героев. 2. Развивать умение рисовать иллюстрации к сказкам Югры. |
Среда | 1. Чтение сказки «От чего у зайца длинные уши». 2. Рисование иллюстраций к сказке. | 1. Расширить знания у детей о сказках Югры. Побуждать детей понимать и объяснять поступки героев сказки, выделять положительных и отрицательных героев. 2. Развивать умение рисовать иллюстрации к сказкам Югры. |
Четверг |
2. Рисование иллюстраций к сказке. | 1. Расширить знания у детей о сказках Югры. Побуждать детей понимать и объяснять поступки героев сказки, выделять положительных и отрицательных героев. 2. Развивать умение рисовать иллюстрации к сказкам Югры. |
Пятница | 1. Чтение сказки «Мышка на промысле». 2. Рисование иллюстраций к сказке. | 1. Расширить знания у детей о сказках Югры. Побуждать детей понимать и объяснять поступки героев сказки, выделять положительных и отрицательных героев. 2. Развивать умение рисовать иллюстрации к сказкам Югры. |
- Итоговый этап (3 дня)
Презентация для родителей воспитанников средней группы книжек-малышек сказок Югры.
Вывод.
- Познакомились дети со сказками народов ханты и манси
- Развились способности анализировать литературные произведения.
- Сформировалось умение выражать чувства.
- Обогатился словарный запас.
Приложения.
Сказки Югры.
МЫШКА НА ПРОМЫСЛЕ
(Запись и обработка П. Егорова. Художник Х. Аврутис)
Села мышка на кусок сосновой коры, сучком сухим от берега оттолкнулась и поплыла по большой весенней воде на промысел — осетров добывать.
Быстро вода бежит, быстро мышка вниз по течению плывёт, плывёт она и напевает:
Сосновая кора — лодочка моя!
Шух, шух, шух.
Сухая веточка — весло моё!
Плюх, плюх, плюх...
Деревня на берегу. Ребятишки у воды играют. Увидели мышку, закричали:
- Эй! Мышка, причаливай к нам! Позавтракаем вместе!
- А что у вас на завтрак? — мышка спрашивает.
- Щука!
- Щука? Нет, я щучье мясо не ем,— ответила мышка.
Быстро вода бежит, быстро мышка вниз по течению плывёт, плывёт она и напевает:
Лодочка моя из сосновой коры!
Шух, шух, шух.
Вёселко моё из сухого сучка!
Плюх, плюх, плюх...
Ещё одна деревня встретилась. Снова ребятишки кричат с берега:
- Эй! Мышка, причаливай к нам! Пообедаем вместе!
- А что у вас на обед? — мышка спрашивает.
- Утка!
- Утка? Нет, я утиное мясо не ем,— ответила мышка.
Быстро вода бежит, быстро мышка вниз по течению плывёт, плывёт она и напевает:
Лодочка моя — кора сосновая!
Шух, шух, шух.
Вёселко моё — сухая веточка!
Плюх, плюх, плюх...
А тут темнеть стало. Страшно, холодно, голодно мышке. Увидела она деревню, быстро к берегу подгребла, к людям побежала.
— Нет ли у вас чего поужинать? Хоть щучий плавник, хоть утиная косточка!
Накормили люди мышку, спать уложили.
А ночью сильный ветер поднялся, лодочку унёс, вёселко вниз по течению уплыло...
Так и осталась мышка жить в той деревне, забыла осетров промышлять, только песенку свою старую насвистывает:
Сосновая кора — лодочка моя!
Шух, шух, шух!
Сухая веточка — вёселко моё!
Плюх, плюх, плюх!..
ЖИР КУЛИКА
(Запись и обработка П. Егорова. Художник Х. Аврутис)
Жили-были старик со старухой. Да такие жадные, такие ленивые, что и представить трудно!
Пошёл старик сеть проверять. Вытащил рыбу, домой не понёс, сам на берегу сжарил и съел.
- Где же рыба? — спрашивает старуха.
- Рыбу какая-то птица склевала. Серая такая, ноги тонкие, а клюв длинный-длинный,— отвечает старик.
- Это же кулик был! Надо было убить его!
- Тебе надо, ты и убивай!
На другой день опять старик рыбу до дому не донёс, на угольях сжарил и съел, а сам всё на кулика свалил. И на третий — тоже. Но так старуха скоро ему и верить перестанет, надо ей кулика представить, злодея показать.
Взял старик лук и стрелы и в кустах спрятался. Прилетел кулик, старик его застрелил и домой принёс.
- Вот кто нашу рыбку таскал,— говорит.
- Такой маленький? — удивилась старуха.
- А ты знаешь, сколько у него родни? Тучи!
- Ладно, давай его сварим.
Старуха ощипала куличка, в котёл бросила, варить стала. Варится кулик, кипит котёл, сверху всё жиром покрылось. Старуха снимает жир, снимает, все ложки-плошки наполнила, все мешки-туески налила, а жир всё плывёт и плывёт. Скоро на пол полился. Старик со старухой на нары залезли, а куличий жир всё льётся и льётся. Старик со старухой от страха на стены полезли, сорвались, упали и захлебнулись в жире. С той поры и говорят про жадных: «Этот в куличьем жире захлебнётся!»
КАК ВОРОН ЗЕМЛЮ МЕРИЛ
((Запись и перевод В. Чернецова. Художник Х. Аврутис)
На болотной кочке старуха со стариком жили. У старика белый ворон был. Земли всего лишь островок маленький; только юрточку поставить, а кругом вода. На месте земля не стояла: северный ветер подует — к южному морю её погонит, с юга ветер поднимется — землю на север несёт.
Старик из юрты своей не выходит, какая такая земля есть, не знает. Белого ворона однажды посылает:
— Землю кругом облети, хочу знать, намного ли она выросла.
Ворон полетел и вскоре вернулся. За это время, что летал он, котёл рыбы сварить можно было.
Такой земля стала.
Жили, жили, опять посылает старик ворона посмотреть, как земля выросла. Ворон землю всю облетел, через три дня лишь вернулся.
Такой земля стала!
Ещё сколько-то времени прошло. Старик ворону говорит:
— Землю кругом облети, хочу знать, намного ли ещё выросла.
Улетел ворон. Зиму прожили; и вторая зима прошла, ворон всё не возвращается.
Старик и ждать перестал:
— Погиб где-нибудь ворон.
На третий год видит старик, летит какая-то чёрная птица. Это белый ворон почерневшим прилетел.
- Ну, где же ты летал?
- Я три зимы, три лета летал, насилу землю окружил. Ни одной речки, ни одного озера не пропустил.
- Пока летал, что-то сделал: почему почернел?
- Что сделал? Человек какой-то умер, а я его съел. Оттого и почернел.
- Человека если съел — уходи прочь. Отныне ты сам зверей убивать, рыбу добывать не сможешь. Когда человек зверя убьёт, тогда кровь подбирать станешь, а ничего не найдёшь — голодным будешь.
Ворон улетел. Так и поныне живёт.
ЗАЙЧИК
(Запись и перевод В. Чернецова)
Жил-был зайчик. На озёрном берегу в осоке постоянно прыгал. Однажды, поедая осоку, губу себе порезал. Пошёл к огню пожаловаться :
- Огонь, сожги осоку на озёрном берегу!
- Какое зло сделала тебе осока? — спросил огонь.
- Губу мне обрезала, — ответил заяц.
- Уж такое ненасытное брюхо у тебя,— сказал огонь. Пошёл заяц к воде и говорит:
- Вода, прибудь, затуши огонь!
- Какое зло тебе сделал огонь?
- Огонь осоку на озёрном берегу не зажигает!
- Какое зло сделала тебе осока?
- Губу мне разрезала.
- Уж такое ненасытное брюхо у тебя!
Пошёл зайчик к двум мальчикам со стрелами и луками, говорит им:
- Дети, в воду стреляйте!
- Какое зло тебе вода сделала?
- Вода не прибывает, огонь не тушит!
- Какое зло тебе сделал огонь?
- Огонь осоку на озёрном берегу не зажигает!
- Какое тебе зло сделала осока?
- Губу мне разрезала.
- Уж такое ненасытное брюхо у тебя!
Пошёл зайчик к мышке и говорит:
— Мышка, мышка, тетиву на луках мальчиков перегрызи, чтобы стрелять не могли.
Пожалела мышка зайчика и пошла тетиву у луков перегрызать. Но не успела. Схватили мальчики луки, натянули тетиву и пустили стрелы в воду. Стреляют в воду — вода прибывает, идёт огонь тушить. Испугался огонь, к осоке перебросился. Загорелась осока, а в осоке зайчик прыгает. Растерялся, из огня побежал, ноги и уши себе подпалил.
ОТЧЕГО У ЗАЙЦА ДЛИННЫЕ УШИ
Мансийская сказка
Когда появились в лесу звери, был у них самым старшим большой зверь — лось. Однажды лось с женой своей на лесной полянке разговаривали. Заяц мимо бежал, разговор их услышал, остановился. Думает: «Послушаю-ка я, о чём они говорят».
Подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает.!
— Вот,— говорит большой лось — есть у меня рога, которые должен я раздать зверям. Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать их?
Слушает заяц, думает: «А неплохо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?»
— Кому вот эти рога дать? — спрашивает лось жену.
Только хотел заяц рот открыть, а лосиха уже отвечает:
— Эти оленю дай. Он нам родственник, нельзя ему не дать.
— Ну хорошо,— говорит лось.— А вот эти большие кому?
Только хотела лосиха ответить, а заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька и закричал:
— Эти мне, зайцу, дай, большой лось!
- Что ты, братец,— говорит лось.— Куда тебе такие рога? Что ты с ними будешь делать?
- Мне рога очень нужны,— говорит заяц.— Я всех врагов своих в страхе буду держать, все будут меня бояться.
— Ну что ж, бери! — сказал лось и дал зайцу рога.
Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал, и вдруг с кедра большая шишка прямо на голову ему свалилась.
Как подскочит заяц от испуга и ну бежать! Да не тут-то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может и визжит со страху.
А лось с лосихой хохочут, заливаются.
— Нет, брат,— говорит лось.— Ты, я вижу, трусишка, а трусу и самые длинные рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.
Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные.
Консультация для родителей «Книга – не учебник».
Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
В младшем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают малышу понять прочитанный текст. Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным жизненным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознать содержание разных произведений. В беседе по сказке «Козадереза», давая оценку поступкам козы, почти все малыши опираются на вторую часть сказки, где коза выживает зайчика из дома, а петух её прогоняет. На вопрос «Плохая коза или хорошая?» дети отвечали: «Плохая она рогатая. Зайчика выгнала. Ещё лиса его выгнала. Плохая коза, она в домик залезла. Он сел на пенёк и плачет». Мы видим, что малыши не принимают во внимание начало, в котором речь идёт о том, как коза дерзит, наговаривает на своих пастухов. В то же время они используют свой «литературный опыт» - услышанную ранее песенку. «Идёт коза рогатая» и сказку «Заюшкина избушка» на туже тему.
Приведу ещё один пример привлечения ребёнком своего читательского опыта - при пересказе сказки «Снегурушка и лиса». «Жила бабушка и дедушка. Была Алёнушка. Её подружки покинули в лесу. Испугалась она, плакала очень и всё читала. А волк не съел, а Красную Шапочку хотел съесть. Хороший был, а не плохой. Села она лисичке на спину и поехала».
Пересказ ребёнка свидетельствует о том, что при восприятии сказки, в которой волк персонаж положительный, у малыша возникают ассоциации со сказкой «Красная Шапочка», где волк жестокий и коварный.
Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Пых» и другие)
Сама природа от ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи. Нравятся детям произведения детского фольклора. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке - белобоки». Это блестящий мини-спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актёр, и чтец.
Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:
- формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;
- обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
- учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;
- помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;
- помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;
- помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации
Памятка для родителей
«Прививаем детям любовь к чтению»
1. Возьмите интересную детскую книжку и постарайтесь почитать ее вместе с ребенком, поочередно. Вы будете прочитывать большие куски текста, а малыш - несколько строк. Если в тексте встречается диалог, его можно читать по ролям.
2. Иногда детям очень трудно начать читать новую книжку. Не хочется «продираться» через тягучее начало с большим количеством описаний и без захватывающих сцен. В этом случае начать чтение можно вместе, а когда ребенок вчитается, он с удовольствием продолжит чтение самостоятельно.
3. Найдите в библиотеке или в книжном магазине в отделе педагогической литературы книги с речевыми играми — специально для тех, кто учится читать. В них очень много ребусов и коротеньких стихов, увлекательных упражнений на повторение. Выбирайте только те книжки, которые интересны вам самим.
4. Отыщите для ребенка те книги, которые вы сами очень любили в детстве и постарайтесь сделать им небольшую рекламу. Если с первого и даже со второго раза у вас ничего не получится – ваши вкусы могут совпадать частично – не отчаивайтесь, что-нибудь из того, что вы предложите, ребенок обязательно выберет.
5. Очень хороши для тренировки чтения всевозможные азбуки и энциклопедии с картинками. Картинки помогают осознать прочитанное и немного отдохнуть.
6. Начитайте несколько страниц из книги на магнитофон, чтобы ребенок, слушая запись, мог следить за текстом. Через два-три повторения он начнет читать быстрее. Это очень хорошая тренировка беглого чтения. Можете также купить аудиокассету с записью любой сказки в исполнении известных артистов
7. Если ребенок увлекся какой-либо темой или автором, предложите ему нужную литературу.
8. Сходите вместе с ребенком в библиотеку, познакомьте его с разнообразием детской литературы и позвольте самостоятельно выбрать понравившуюся ему книгу.
9. Поручите ребенку составить каталог домашних книг. Скорее всего, составляя его, малыш найдет что-нибудь интересное для себя.
10. Никогда не забывайте взять интересную книгу в дорогу: время пролетит быстрее, и от путешествия ребенок получит двойное удовольствие. Самое замечательное время для чтения книги – это выходные или отпуск там, где нет телевизора и компьютера В деревне, в доме отдыха или в поезде читать можно вслух для всей семьи.
11. Читайте детям на ночь. Вечернее чтение перед сном — это едва ли ни самые приятные минуты. И совершенно напрасно многие родители прекращают читать детям на ночь в школьном возрасте.
Когда ребенок видит вас с книгой и просит почитать вслух, почитайте. Не надо говорить «ты не поймешь» или «это взрослые стихи». Пусть малыш не поймет сути, но почувствовать ваше отношение к любимым строкам сможет хорошо. А это, своего рода, маленький урок литературы.
Советы по оформлению детской домашней библиотеки
«Книжки в Вашем доме»
Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.
Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т. е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.
В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:
Мы читаем книги вместе
И бизоны, и удавы,
С папой каждый выходной.
А у папы – никого!
У меня картинок двести,
У меня – в пустыне дикой
А у папы – ни одной.
Нарисован львиный след.
У меня слоны, жирафы –
Папу жаль.
Ну что за книга,
Звери все до одного, –
Если в ней картинок нет!
В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.
Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К. И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К. Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.
Второй тип – это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.
Третий тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.
Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.
Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:
- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом».
- Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.
В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т. е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т. д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, «Книжкин дом») и постепенно ее накапливать.
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок «Книжкина больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.
Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к книге:
- разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой); игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;
- лото или домино «Герои любимых сказок»;
- или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;
- отгадай загадку – найди отгадку;
- диски с аудиозаписями различных детских произведений;
- сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;
- материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;
- чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т. п.
Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.
Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой: произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: "Сказки любят все на свете, даже взрослые и дети".
"Сказки любят все на свете, дпже взрослые и дети"....
Творческий проект в средней разновозрастной группе «Книжка-малышка». «Природа родного края»
Тип проекта: информационный - творческий.Участники проекта: Дети средней разновозрастной группы. (3-5лет).Срок реализации: 4 недели краткосрочный.Тип проекта: информационный - творческий.Участники про...
Проект в старшей группе"Изготовление книжки - малышки "Мои любимые сказки"
Мною разработан проект по созданию книжки-малышки в старшей группе. Что навело нас на это, можно узнать, прочитав материал....
Проект в средней группе №5 «Книжки - малышки»
Дети мало интересуются книгами.Поколение нынешних дошкольников в массе не хочет читать книги. Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Следует ...
Проект в группе раннего возраста "Книжки-малышки"
Дети очень любят слушать, как им читают сказки, рассматривать иллюстрации, а в старшем возрасте сами читать книги. Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературо...
Проект для детей раннего возраста «Книжки малышки»
Цель проекта: Воспитание любви и бережного отношения к книге; развитие свободной творческой личности ребенка; способствование сотворчеству детей и взрослых.Образовательные области: Познавательно...
Педагогический проект "Обогащение предметно-развивающей среды.Книжки-малышки"
quot;Обогащение предметно-развивающей среды...