Педагогический опыт "Формирование интереса и любви к художественной литературе в современных условиях"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_makuha_n._v.docx | 292.84 КБ |
prilozhenie.docx | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт
по теме
«Формирование интереса и любви дошкольников к художественной литературе в современных условиях»
Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
На современном этапе развития нашего общества проблема сохранения интереса и любви к художественной литературе сегодня актуальна как никогда. К сожалению, в наш век новых информационных технологий роль художественной литературы изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают художественной литературе другие источники информации: телевидение, видео продукцию, компьютер, которые поглощают ребенка, завоевывают заветные уголки его сознания и души. Техника (аудио, видео, компьютерная), дающая готовые слуховые и зрительные образы и особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к художественной литературе. Плоды этого мы начинаем пожинать уже сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. Аксиомой в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать ребенка того, что принес прогресс, как не имеем права не замечать и не отрицать все то, что электронный мир таит в себе. Как помочь малышу полюбить художественную литературу, чтобы он стал ее пленником на всю жизнь?
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
И это одна из причин того, что подтолкнула меня на работу над этой проблемой, которая легла в основу моего педагогического опыта.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
В дошкольный период ребенок в основном еще является слушателем книги, а не читателем. Слово «читатель» по отношению к ребенку дошкольнику условно. Поэтому роль взрослых в его приобщении к художественной литературе особенно важна. От взрослых в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Одним из условий формирования педагогического опыта является системный подход, который позволяет обеспечить определенный уровень, как общего развития ребенка, так и его художественных интересов.
На занятиях, во время игр и режимных моментов создаются условия для воспитания у ребенка личных качеств, самостоятельности, активности, внимания, дети учатся анализировать и рассуждать, то есть развивается речь ребенка. Эти умения составляют основу успешного поступления в начальную школу.
Главное требование к занятиям – доступность и привлекательность.
Основная цель педагогического опыта «Формирование интереса и любви к художественной литературе в современных условиях»:
Формирование интереса и любви к художественной литературе, потребности чтения книг у дошкольников.
Задачи:
- Приобщение дошкольников к художественной литературе (книге);
- Расширение круга читательских интересов дошкольников;
- Воспитание разностороннего, грамотного «читателя»;
- Повышение эффективности работ по приобщению детей к художественной литературе (книге) во взаимодействии с семьями воспитанников.
Основные условия, при которых наиболее эффективно формируется интерес к художественной литературе:
- Родители и педагоги являются партнерами в формировании любви и интереса к художественной литературе;
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- Учет социально-культурных условий, в которых проживает ребенок;
- Систематичность, выразительность организации чтения.
Теоретическая база опыта.
Еще Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души..»
Ценность художественных произведений заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего, рассказы, стихи, сказки являются для маленького ребенка, одной из форм познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать, понимать. Произведения художественной литературы оказывают большое влияние и на эстетическое восприятие ребенка. В. Г. Белинский называл эстетическое чувство источником всего прекрасного, великого. А. М. Горький неоднократно говорил о большом влиянии художественной литературы на развитие языка ребенка. Проблема приобщения к чтению художественной литературы в дошкольном возрасте нашла свое отражение в работах М. К. Боголюбской, Л. М. Гурович, Э. П. Коротковой, В. В. Шевченко и др., в современных образовательных программах.
Технология опыта.
Вводят ребенка в мир книги, прежде всего, родители, так как со своей первой книгой ребенок встречается дома, сидя на коленях у мамы. Поэтому я начала работу по данной проблеме с опроса и анкетирования родителей.
В результате выяснилось:
- Родители не так часто покупают детям книги (основной подарок – это игрушки, сладости, мультфильмы).
- Совместное чтение детской литературы происходит довольно редко (сложный ритм жизни, нехватка времени).
- Предпочтение отдают ТВ-программам, мультфильмам, компьютерным играм.
Из опроса и анкетирования выяснилось, что необходима в первую очередь работа с родителями.
Эту работу я начала с круглого стола, тема: «Чтение начинается с колыбели», где обсуждали проблемы развития интереса и любви к книге. Провела встречи в семейном клубе «У очага» на темы: «Ребенок в информационном пространстве», консультацию «Что, как читать малышу». Оформила информационный стенд, где родители могут познакомиться с рекомендованной детской литературой для домашнего чтения. Постоянно действует рубрика «Новинки детской литературы», знакомящая родителей с новыми детскими книжными изданиями, ежедневно выпускаются информационные листы: «Что читать детям в группе», «Поучите вместе с нами» и другие; папки-передвижки: «Организация детского чтения в семейных условиях».
. Провела конкурс мини-сочинений: размышления родителей на тему: «Телевизор, компьютер, книга и ребенок».
Совместно с родителями оформили выставку детских рисунков «Иллюстрации к моей любимой книге».
Выпустили книжки-самоделки, авторами которых были воспитатели, дети, родители, а также вместе с детьми посетили детскую библиотеку.
В группе совместно с родителями создали книжный уголок. Приобрели произведения детской литературы. Постоянный книжный фонд составляют программные произведения, рекомендованная для совместного чтения литература, детская энциклопедическая литература, любимые книги детей, есть книжки-раскраски, книжки-самоделки и другие. Здесь дети с удовольствием рассматривают, исследуют, изучают книги, делают зарисовки понравившихся сюжетов.
Работу с детьми строю с учетом как общедидактических принципов (систематичности, последовательности, доступности, активности, развивающего и воспитывающего обучения), так и современных подходов к обучению (комплексный подход к решению задач, интеграция содержания разных областей знаний и деятельностей, личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми).
В своей работе использую различные методы:
- Информативно – рецептивный метод
- Словесный метод
- Репродуктивный метод
- Эвристический
В рамках реализации педагогического опыта, использую разнообразные формы работы с детьми:
-занятия
-дидактические игры, направленные на формирование интереса к художественной литературе
- выставки (групповые, индивидуальные, коллективные)
- конкурсы
-экскурсии
- рассматривание иллюстраций, книг.
Систему работы по ознакомлению детей с произведениями детской художественной литературы строю на основе ритмичного чередования чтения произведений разных жанров - рассказов, сказок, стихотворений, энциклопедических статей. Продолжительность цикла одна неделя.
Например: первая неделя – чтение детям народных и авторских сказок, таких как «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси - лебеди», драматизация небольших произведений или отрывков из сказок «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» на новый лад и т.д.
Вторая неделя – чтение стихотворений: лирических, таких как «Тишина» Г. Новицкой, «Мама» Я. Акима, игровых «Текут ручьи», «Тает снег», «Птицы прилетели» и других.
Третья неделя – чтение детям рассказов и повестей. Например: С. И. Чарушина «Про зайчат», Б. Заходера «Хрюша на елке» и другие, рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям, сборникам рассказов таких иллюстраторов, как В.В. Лебедева, В. М. Канашевич, С. И. Чарушин, Е. М. Рачева.
Четвертая неделя – знакомство с энциклопедической литературой.
Основное наше правило – ежедневное чтение детям, ему в режиме дня отведено специальное время. Чтобы однажды услышанное произведение (сказка, рассказ, стихотворение и прочее) быстро не потерялось в потоке иной, не менее интересной дошкольнику информации, осуществляю повторное чтение.
Совместные беседы о прочитанном, способствуют развитию детской мысли, умению рассуждать, делать выводы, высказывать свою точку зрения; пополняют детскую копилку памяти, развивают монологическую и диалогическую речь ребенка.
С помощью специальных занятий практически решаются все задачи по ознакомлению дошкольников с художественной литературой: обогащать, уточнять, систематизировать имеющиеся у детей представления о том или ином произведении того или иного писателя. Помогать ориентироваться в мире художественных произведений, формировать у детей интерес и любовь к литературе.
Раз в неделю в вечернее время провожу свободное общение детей с воспитателем по поводу художественной литературы. Главная цель этого общения – предоставить каждому ребенку возможность реализовать себя в тех видах деятельности, которые их особенно привлекают. Рассматривание книг, чтение, драматизация, театрализованная деятельность по мотивам литературных произведений, активное участие в конкурсах.
Один раз в месяц провожу игры- викторины: «Поле чудес», «Умники и умницы» и другие, игры-путешествия: «Путешествие по знакомым сказкам», «Путешествие в страну загадок» и другие, которые актуализируют читательский багаж детей и их знания в области литературы. Периодически оформляю тематические выставки, посвященные творчеству писателей. В их организации принимают участие дети и семьи воспитанников.
Анализ результативности.
У дошкольников сформировался интерес к художественной литературе. Дети научились анализировать и рассуждать, понимать и чувствовать художественное произведение.
У детей вырос уровень речевого развития, коммуникативных навыков, изменилось отношение к книге. Дети уже по иллюстрациям или на слух могут назвать произведение и автора, просят прочитать еще.
Родители получили дополнительные знания о роли художественной литературы и ее значении в жизни ребенка.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
На первом этапе формирования педагогического опыта трудности заключались в нежелании родителей понимать важность формирования у детей интереса и любви к художественной литературе. Родители отдавали предпочтение просмотру детьми мультфильмов и компьютерным играм, а не совместному чтению произведений детской художественной литературы.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.
Литература:
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
- Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 1996.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.
- Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.
- Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. - С.119-128
- Короткова Н.А.Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С.40-69.
- Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. - С.33-41.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воспитателя в воспитании интереса у дошкольников к художественной литературе
В последнее десятилетие сформировалось поколение, имеющее собственное отношение к книге и процессу чтения. Для этого поколения книга как продукт полиграфии, источник информации, явление художественной...
Инновационный проект "Формирование интереса и любви к художественной литературе в современных условиях"
На современном этапе развития нашего общества проблема сохранения интереса и любви к художественной литературе сегодня актуальна как никогда. К сожалению, в наш век новых информационных технологий рол...
Формирование интереса и любви к художественной литературе
Конспект нетрадиционного родительского собрания...
Консультация для родителей "Создание в семье условий для развития у детей интереса и любви к художественной литературе".
Педагогическая помощь родителям в привитии у детей интереса и любви к художественной литературе....
Воспитание любви к художественной литературе
Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ними на всю жизнь.Если вы приучите ребенка читать, а не смотреть телевиз...
План самообразования "Воспитание любви к художественной литературе у детей дошкольного возраста через театральную деятельность"
План самообразования для воспитателя на 5 лет....
Воспитание любви к художественной литературе посредством тематических проектов
Организация работы по воспитанию интереса к книжной культуре...