План самообразования "Воспитание любви к художественной литературе у детей дошкольного возраста через театральную деятельность"
материал

План самообразования для воспитателя на 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2022-2027_gg.nasybullina_n.t.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2022-2027 год

Воспитателя Насыбуллиной Наталии Талитовны

тема: «Воспитание любви к художественной литературе у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Актуальность темы.

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

Возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Цель работы по теме самообразования:   Обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.

Задачи:

- проанализировать методическую литературу по данной теме;

- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей;

- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;

- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

Этапы самообразования:

  1. Установочный;
  2. Обучающий;
  3. Практический;
  4. Теоретический;
  5. Итогово – контрольный.

План работы на 2022-2023годы.

Сентябрь

  1. Изучение научной литературы и методических пособий (перечень см. литература и методики).
  2. Написание плана на год.
  3. Планирование пополнения предметно-развивающей среды.
  4. Участие в международном интернет-проекте «Страна читающая». Читаем Тютчева.

Октябрь

  1. Консультация для родетелей: «Насколько важно читать ребёнку»
  2. Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.
  3. . Папка передвижка для родителей «Что читалось в группе ».
  4. «Круглый стол » для родителей «Ребенок и книга».

Ноябрь.

  1. Чтение сказок А.С. Пушкина.
  2. Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.
  3. Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».              Выступление на педсовете.

Декабрь

  1. Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.
  2. Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.
  3. Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

Январь

  1. Открытый показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка»»
  2. Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»
  3. Создание презентации на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста через художественную литературу»

Февраль

  1. Открытый показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка»»
  2. День открытых дверей.
  3. Этические беседы о вежливости.

Март

  1. Чтение любимых стихотворений.
  2. Фотовыставка «Наши юные таланты»
  3. Доклад и презентация по теме: «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы». Выступление на семинаре-практикуме.

Апрель

  1. Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг.
  2. Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.
  3. Подготовка с детьми к выставке книг (чтение небольших рассказов, определяющие положительные и отрицательные качества людей ; пересказ ; сочинение своих сказок, рассказов; рисование иллюстраций к ним; изготовление книг с содержанием нравственных понятий).

   Май

  1. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.
  2. Доклад и презентация по теме: «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».
  3. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

План работы на 2023-2024 годы.

Сентябрь 

  1. Изучение научной литературы и методических пособий (перечень см. литература и методики).
  2. Написание плана на год.
  3. Планирование пополнения предметно-развивающей среды.
  4. Проведение род. собрания на тему: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста ».
  5. Этические беседы «Зачем говорят “ Здравствуй “ », «Вежливая просьба ».
  6. Выставка детских художественных литературных произведений морального содержания.

Октябрь

  1. Взаимодействие с родителями и педагогом театральной деятельности .
  2. Чтение произведений авторов :А. Барто «Вовка- добрая душа», В. Сутеева «Яблоко » и выявление основного смысла. Рассматривание иллюстраций по произведениям, краткий пересказ.
  3. Этические беседы «Секрет вежливости », «Воспитанность и вежливость».

Ноябрь

  1. Подготовка к инсценировки по сказке В. Сутеева «Яблоко ». Изготовление атрибутов. Взаимодействие с педагогами доп. образования, родителями.
  2. Создание мультимедийной презентации на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу ».
  3. Инсценировка и показ сказки «Яблоко » для групп младшего дошкольного возраста.

Декабрь 

  1. Создание наглядного пособия «Цветок нравственности », взаимодействие с родителями.
  2. Познакомить детей с чтением художественной литературы через диафильмы. Рассматривание и обсуждение эмоционального поведения и особенностей мимики и жестов героев произведений
  3. Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, чтение произведений «Лев и собачка », «Карасик » и др. Обсуждение с детьми нравственного смысла.
  4. Папка передвижка для родителей «Что читалось в группе ».
  5. «Круглый стол » для родителей «Ребенок и книга».

Январь

  1. Тематическая неделя «Книги о трусости и храбрости ».
  2. Подготовка к показу кукольного театра «Заюшкина избушка » - русская народная сказка (чтение книги, просмотр диафильма, рассматривание иллюстраций, репетиции)
  3. Продолжать знакомить детей с зарубежными писателями: Шарль Перро, Андерсен. Чтение и обсуждение некоторых произведений «Ослиная шкура», «Свинопас».
  4. Выставка книг «Русские народные сказки ».

Февраль 

  1. Подготовка с детьми к выставке книг (чтение небольших рассказов, определяющие положительные и отрицательные качества людей ; пересказ ; сочинение своих сказок, рассказов; рисование иллюстраций к ним; изготовление книг с содержанием нравственных понятий) .
  2. Создание наглядного пособия «Волшебная корзина » на определение положительных и отрицательных качеств человека. Взаимодействие с родителями.
  3. Выставка книг «Мы писателями стали » для родителей и воспитателей др. групп.
  4. Папка- передвижка для родителей «Воспитание детей средствами художественной литературы ».

Март

  1. Продолжать создавать рассказы собственного сочинения. Взаимодействие с родителями, с музыкальным руководителем.
  2. Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово ». Разобрать с детьми смысл «волшебных» слов.
  3. Выставка книг собственного сочинения
  1. «Мы писателями стали» для детей среднего и старшего возраста.

Апрель

  1. Этические беседы: «Береги книгу », «Надо вещи убирать-не придется их искать » (о бережливости) .
  2. Чтение и обсуждение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе ».
  3. Промежуточные результаты за год, опрос детей о понятиях
  1. «дружба », «добро », «зло» и т.д.

Май 

  1. Проведение родительского  собрания с использованием нетрадиционных методов (круглый стол). Просмотр  мультимедийной презентации «Наша дружная группа».
  2. Участие в международном интернет-проекте «Страна читающая». Читаем о войне.

План работы на 2024-2025 годы.

Сентябрь:

  1. Изучение научной литературы и методических пособий (перечень см. литература и методики).
  2. Этические беседы: «Зачем говорят – Здравствуй», «Вежливая просьба».
  3. Консультация для родителей на тему: «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».

Октябрь:

  1. Чтение произведений авторов: А.Барто «Вовка – добрая душа», В. Сутеева «Яблоко» и выявление основного смысла.
  2. Рассматривание иллюстраций по произведениям, краткий пересказ.
  3. Этические беседы «Секрет вежливости», «Воспитанность и вежливость».

Ноябрь:

  1. Подготовка инсценировки по сказке В. Сутеева «Яблоко». Изготовление атрибутов.
  2. Консультация для родителей «Выбор правильной книги».

Декабрь:

  1. Беседа с детьми «Дружба, добро и зло».
  2. Создание наглядного пособия «Цветок нравственности», взаимодействие с родителями.
  3. Знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, чтение произведений «лев и собачка». Обсуждение с детьми нравственного смысла.

Январь:

  1. Подготовка с детьми к выставке книг (чтение небольших рассказов, определяющих положительные и отрицательные качества людей; пересказ; сочинение своих сказок, рассказов; рисование иллюстраций к ним).
  2. Анкетирование родителей «Как хорошо мы знаем своих детей»

Февраль:

  1. Подготовка к показу кукольного театра «Заюшкина избушка» - русская народная сказка (чтение книги, рассматривание иллюстраций).
  2. Заучивание с детьми новые игры на создание безконфликтной обстановки в группе: «Давай познакомимся», «Всем – всем, до свидания».

Март:

  1. Чтение рассказа В.Осеева «Волшебное слово». Разобрать с детьми смысл «волшебных» слов.
  2. Продолжать знакомить детей с зарубежными писателями: «Шарль Перро, Андерсен. Чтение и обсуждение некоторых произведений «Ослиная шкура», «Свинопас».

Апрель:

  1. Этические беседы: «Береги книгу», «Надо вещи убирать – не придется их искать» (о бережливости).
  2. Чтение и обсуждение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».
  3. Участие в международном интернет-проекте «Страна читающая». Читаем о войне.

Май:

  1. Беседа с детьми о понятиях «дружба», «добро» и «зло».
  2. Консультация для воспитателей младших групп «Нравственное воспитание, детей младшего дошкольного возраста, через игру с использованием малых фольклорных форм.

План работы 2025-2026 годы.

Сентябрь:

  1. Проведение диагностики детей по формированию таких интегративных качеств как «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками».
  2. Изучение научной литературы и методических пособий (перечень см. литература и методики).
  3. Создание плана на год.

Октябрь: 

  1. Планирование пополнения предметно-развивающей среды.
  2. Проведение род. собрания на тему: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста ».
  3. Этические беседы «Зачем говорят  «Здравствуй?»,«Вежливая просьба ».
  4. Выставка для родителей детских художественных литературных произведений морального содержания.

Ноябрь:

  1. Подготовка к инсценировки по сказки В. Сутеева «Яблоко ». Изготовление атрибутов. Взаимодействие с педагогами доп. образования, родителями, а также младшими группами детского сада.
  2. Чтение доклада родителям на тему: «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».
  3. Чтение произведений авторов: А. Барто «Вовка- добрая душа», В. Сутеева «Яблоко » и выявление основного смысла. Рассматривание иллюстраций по произведениям, краткий пересказ.
  4. Этические беседы «Секрет вежливости », «Воспитанность и вежливость ».

Декабрь 

  1. Создание наглядного пособия «Цветок нравственности », взаимодействие с родителями.
  2. Познакомить детей с чтением художественной литературы через диафильмы. Рассматривание и обсуждение эмоционального поведения и особенностей мимики и жестов героев произведений
  3. Интервью с детьми «Дружба, добро и зло ».
  4. Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, чтение произведений «Лев и собачка », «Карасик » и др. Обсуждение с детьми нравственного смысла. 1. Папка передвижка для родителей «Что читалось в группе », «Поучите вместе с нами».

Январь 

  1. Подготовка с детьми к выставке книг (чтение небольших рассказов, определяющие положительные и отрицательные качества людей ; пересказ ; сочинение своих сказок, рассказов; рисование иллюстраций к ним; изготовление книг с содержанием нравственных понятий) .
  2. Создание наглядного пособия «Волшебная корзина » на определение положительных и отрицательных качеств человека. Взаимодействие с родителями. 1. Выставка книг «Мы писателями стали » для родителей и воспитателей др. групп.
  3. Папка- передвижка для родителей «Воспитание детей средствами художественной литера - туры ».

Февраль 

  1. Тематическая неделя «Книги о трусости и храбрости ».
  2. Подготовка к показу кукольного театра «Заюшкина избушка » - русская народная сказка (чтение книги, просмотр диафильма, рассматривание иллюстраций, репетиции)
  3. Заучивание с детьми новые игры на создание безконфликтной обстановки в группе: «Давай поздороваемся », «Всем-всем, до свидания ».
  4. Продолжать знакомить детей с зарубежными писателями: Шарль Перро, Андерсен. Чтение и обсуждение некоторых произведений «Ослиная шкура », «Свинопас».

Март 

  1. Продолжать создавать рассказы собственного сочинения. Взаимодействие с родителями, с руководителем художественного творчества.
  2. Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово». Разобрать с детьми смысл «волшебных» слов.
  1. Выставка книг собственного сочинения «Мы писателями стали» для детей среднего и старшего возраста.

Апрель 

  1. Промежуточные результаты за год, опрос детей о понятиях
  1. «дружба », «добро », «зло».
  2. Этические беседы: «Береги книгу », «Надо вещи убирать-не придется их искать » (о бережливости) .
  3. Чтение и обсуждение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе ».

Май 

  1. Проведение итоговой диагностики детей по формированию таких интегративных качеств как «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками».
  2. Участие в международном интернет-проекте «Страна читающая». Читаем о войне.
  3. Проведение род. собрания с использованием нетрадиционных методов (Круглый стол и чаепитие). Мультимедийная презентация для родителей по итогам года темы:  «Формирование культуры общения...»

План работы 2026-2027 годы.

Сентябрь.

  1. Создать альбом «Дружные ребята»;
  2. Обновление театральной ширмы для детей.

Октябрь.

  1. Чтение с детьми художественной литературы, обсуждение поступков героев;
  2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду книгами по программе.

Ноябрь.

  1. Показ кукольного театра русской народной сказки
  1. «Заюшкина избушка » для групп старшего дошкольного возраста.
  2. Выставка книг «Русские народные сказки ».
  3. Проведение акции «Подари ребёнку книжку», Выставка книг «Русские народные сказки».

Декабрь

  1. Провести родительское собрание «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»

Январь -Февраль

  1. Проведение консультации для родителей «Ребёнок и книга»
  2. Тематическая выставка «Моя любимая книга»

Март-Апрель

  1. Создание презентации на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»;
  2. Участие в международном интернет-проекте «Страна читающая». Читаем о войне.

Май.

  1. Подготовить театрализацию  к сказке К. Чуковского «Муха - цокотуха».
  2. Проведение итоговой диагностики детей по формированию таких интегративных качеств как «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками».

Используемая литература.

  1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.
  2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
  3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.
  4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.
  5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.
  6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.
  7. Н. Иванова «Воспитание добрых чувств» - 2009.
  8. В.И. Петрова, Т.Д. Стульчак «Этические беседы с детьми 4-7 лет»
  9. - 2013.
  10. В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».
  11. 4.В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы ».- изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
  12. Москва, 2013
  13. Т. А. Маркова, В. Нечаева «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста ».- изд. «Просвещение », Москва, 1968
  14. http://www.maaam.ru/ 
  15. http://www.detskiysad.ru/ 
  16. http://knowledge.allbest.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Материал  позволяющий развивать артистизм и творческие способности у детей дошкольного возраста....

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театральную деятельность

Материал предназначен для развития творческой деятельности детей дошкольного возраста. Поможет педагогам и родителям в организации театрализованной деятельности....

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...

Программа дополнительного образования."Речевое развитие детей дошкольного возраста через театральную деятельность."

В данной работе предоставленна рабочая программа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через театральную деятельность". Целью программы является развитие творческих способностей детей средствам...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

План профессионального самообразования воспитателя старшей группы. Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».

Цель:повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;развитие творческих способностей детей старшего возраста средствами кукольного театра.Задачи:Работа над...

План профессионального самообразования воспитателя Подготовительной группы Машковой Т.С Тема: «Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».

План профессионального самообразования воспитателя "Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность"...