Чтение русской народной сказки "Никита Кожемяка"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему
Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в разновозрастной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_russkoy_narodnoy_skazki_nikita_kozhemyaka.docx | 37.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное образовательное учреждение
Начальная школа – детский сад № 64 ОАО «РЖД»
Образовательная область: речевое развитие для детей разновозрастной группы.
Тема. Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».
Цель: знакомство детей с русской народной сказкой.
Задачи:
- продолжать знакомить с героическим прошлым русского народа;
- развивать устную речь, словарный запас;
- воспитывать чувство гордости за свою страну – Россию, уважение к русским войнам.
Активизация словаря.
Промысел – вид деятельности.
Пенька – веревка.
Соха – пахотное орудие, в отличие от плуга не переворачивает пласт почвы, а отваливает его в сторону.
Межа – в России граница земельных владений в виде узкой полосы необработанной земли.
Борозда – канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным взрыхляющим почву орудием; канавка для отвода воды с полей при избыточном увлажнении, поливе в орошаемом земледелии и для посева сельскохозяйственных культур.
Сажень – русская мера длины, равная 2,134метра
Пуд – русская мера веса, равная 16,3 килограмма.
Свиток - узкая полоска бумаги, свернутая в трубочку.
Планируемые результаты:
- научатся выражать положительные эмоции (радость, интерес, восхищение) при прочтении русской народной сказки «Никита Кожемяка» и прослушивании музыкальных произведений;
- научатся поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
Предварительная работа.
Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Три богатыря», «Илья Муромец и Соловей - Разбойник», «Добрыня и Змей».
Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
Рассматривание картинок «Доспехи богатыря».
Материалы и оборудование:
Презентация к сказке «Никита Кожемяка», ноутбук для показа слайдов, интерактивная доска, камешки (пуфик для каждого ребенка), игрушка - Змей Горыныч, стрела, веревка, обручи – 8штук, гимнастическая лавочка, музыка
М. Мусоргского «Богатырские ворота», музыка Э. Грига «Утро».
Организованная образовательная деятельность.
Введение игрового момента.
Дети входят в музыкальный зал.
Вос-ль: Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей). Я приглашаю вас в путешествие по сказочному лесу. Скажите, что это за камень? (Ответы детей).
Слайд №1
Камень – это непростой, на нем что-то написано. Я прочту, а вы слушайте внимательно.
Налево пойдешь – далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – в чужую группу попадешь.
Направо пойдешь – много интересного узнаешь.
Вос-ль: Дети, куда же мы пойдем? (Ответы детей).
Вос-ль: Покажите правую сторону. (Дети показывают).
Вос-ль: Чтобы с нами ничего не случилось в лесу, мы должны быть внимательными, дружными, не отставать друг от друга и приходить на помощь в трудную минуту. Пора в путь!
Дети идут по лесу: по извилистой дорожке (по веревке), прыгают по кочкам (в обручи), переходят по мостику (по лавочке).
Вос-ль: Вот мы и пришли в наш сказочный лес. Давайте присядем на камушки и оглядимся вокруг. Отгадайте, какие сказочные герои поселились в русском лесу?
Слайд № 2
Свист соловьиный,
Взор орлиный –
Не зверь, не охотник,
А (Соловей – Разбойник).
Слайд № 3
Из-за сопок и полей
Показался некий зверь.
В ноздри он дышал огнем.
Ночью стало, словно днем.
Он украл Забаву,
Потащил в дубраву. ( Огненный Змей).
Вос-ль:
- Ребята, кто победил Огненного Змея и Соловья – Разбойника? (Богатырь).
- Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).
Слайд № 4
(Звучит музыка «Утро» Э. Грига, воспитатель читает стихотворение).
Слайд № 5
Широка ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулась!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Вос-ль: Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Чувство торжества, гордости за свою Родину). Сегодня мы познакомимся еще с одним богатырем - Никитой Кожемякой.
(Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка).
Слайд № 6-9
Ребята, я предлагаю вам превратиться в богатырей и провести разминку.
Динамическая пауза.
(Проводится под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»).
- Зоркий глаз - И.П. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища;
1- ладошками прикрыть глаза, 2- открыть глаза.
- Богатырская головушка – И.П. ноги на ширине плеч, руки на поясе;
1 -повороты головы вправо, 2 –влево.
- Могучие плечи – И.П. ноги на ширине плеч, руки на поясе;
1 -поднять плечи вверх, 2-опустить.
- Сильные руки – И.П. ноги на ширине плеч, руки в стороны;
1- согнуть руки в локтях, 2- разогнуть руки в локтях.
- Борьба – И.П. ноги на ширине плеч, стать парами, выпрямить руки
перед собой и поочередно: 1- выпрямлять правую руку, 2 - левую.
- Булава - И.П. ноги на ширине плеч, руки на поясе;
1 - круговые движения туловища влево, 2- круговые движения
туловища влево.
- Богатырский конь - И.П. основная стойка, руки перед грудью, сжаты в кулаки; прыжки - имитация езды на коне.
Вос-ль: Отдохнули, вспомним, с кем мы познакомились в сказке?
Слайд № 10
- Кто главный герой сказки?
- Кто украл принцессу?
- Какое животное помогало принцессе?
- Кто сильнее Змея?
- Что делал Никита Кожемяка, когда к нему пришел царь за помощью?
- Почему рассердился Никита?
- Кто еще просил о помощи Никиту?
- Можем ли мы назвать Никиту Кожемяку богатырем? Почему?
- Что делили Никита и Змей?
- Как победил Никита Змея? Что он с ним сделал?
Слайд № 11
В сказке «Никита Кожемяка» прославляется:
- богатырская сила русского народа, воплощенная в образе Никиты Кожемяка;
- хитрость людская;
- мужество и отвага;
- любовь к своей земле и русскому народу.
(Взлетает стрела со свитком, в нем просьба о помощи собрать богатыря в дорогу).
Вос-ль Ребята, поможем богатырю собраться в дорогу? (Ответы детей). Но для этого мы должны отгадать загадки.
Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу».
Цель: закрепить знание детей о богатырских доспехах.
Слайд № 12
- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем).
Слайд № 13
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга).
Слайд № 14
- Не крылата, а перната, как летит, так свистит. (Стрела).
Слайд № 15
- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит).
Слайд № 16
- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч).
Рефлексия.
Слайд № 17
С какой русской народной сказкой мы познакомились? Кто такой Никита Кожемяка? Кого мы собирали в дорогу?
Понравилось ли вам наше путешествие и чем? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в подготовительной группе "Чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка".
Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Чтение русской народной сказки "Никита Кожемяка"
Организационная информацияПримечание1.Ф.И.О. педагогаБайгильдина Филюза Ильдаровна 2.Доминирующая образовательная областьРечевое развитие 3.Вид деятельности детейигровая, коммуникативн...
Развитие речи в старшей группе "Чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка
Цель: Вспомнить с детьми русских богатырей.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. Образо...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»
Цель:Знакомим с русской народной сказкой «Никита Кожемяка» Задачи:- Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгад...
Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка» для подготовительной группы
Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....
Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».
Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка». Опрос детей о прочитаном. Игры с детьми....
Конспект Непрерывной образовательной деятельности по Развитию речи в подготовительной к школе группе Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».
Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....