Чтение русской народной сказки "Никита Кожемяка"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему

Елена Анатольевна Пивоварова

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в разновозрастной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_russkoy_narodnoy_skazki_nikita_kozhemyaka.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

Частное образовательное учреждение

Начальная школа – детский сад № 64 ОАО «РЖД»

Образовательная область: речевое развитие для детей разновозрастной  группы.

Тема. Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».

Цель: знакомство детей с русской народной сказкой.

Задачи:

- продолжать знакомить с героическим прошлым русского народа;

- развивать устную речь, словарный запас;

- воспитывать чувство гордости за свою страну – Россию, уважение к русским войнам.

Активизация словаря.

Промысел – вид деятельности.

Пенька – веревка.

Соха – пахотное орудие, в отличие от плуга не переворачивает пласт почвы, а отваливает его в сторону.

Межа – в России граница земельных владений в виде узкой полосы необработанной земли.

Борозда – канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным взрыхляющим почву орудием; канавка для отвода воды с полей при избыточном увлажнении, поливе в орошаемом земледелии и для посева сельскохозяйственных культур.

Сажень – русская мера длины, равная 2,134метра

Пуд – русская мера веса, равная 16,3 килограмма.

Свиток - узкая полоска бумаги, свернутая в трубочку.

Планируемые результаты:

- научатся выражать положительные эмоции (радость, интерес, восхищение) при прочтении русской народной сказки «Никита Кожемяка» и прослушивании музыкальных произведений;

- научатся поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

Предварительная работа.

Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Чтение отрывков о былинных богатырях: «Три богатыря», «Илья Муромец и Соловей - Разбойник», «Добрыня и Змей».

Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

Рассматривание картинок «Доспехи богатыря».

Материалы и оборудование:

Презентация к сказке «Никита Кожемяка», ноутбук для показа слайдов, интерактивная доска, камешки (пуфик для каждого ребенка), игрушка  - Змей Горыныч, стрела, веревка, обручи – 8штук, гимнастическая лавочка, музыка

М. Мусоргского «Богатырские ворота», музыка  Э. Грига «Утро».

Организованная образовательная деятельность.

Введение игрового момента.

Дети входят в музыкальный зал.

Вос-ль: Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей). Я приглашаю вас в путешествие по сказочному лесу. Скажите, что это за камень? (Ответы детей).

Слайд №1

Камень – это непростой, на нем что-то написано. Я прочту, а вы слушайте внимательно.

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадешь.

Направо пойдешь – много интересного узнаешь.

Вос-ль: Дети, куда же мы пойдем? (Ответы детей).

Вос-ль: Покажите правую сторону. (Дети показывают).

Вос-ль: Чтобы с нами ничего не случилось в лесу, мы должны быть внимательными,  дружными, не отставать друг от друга и приходить на помощь в трудную минуту. Пора в путь!

Дети идут по лесу: по извилистой дорожке (по веревке), прыгают по кочкам (в обручи), переходят по мостику (по лавочке).

Вос-ль: Вот мы и пришли в наш сказочный лес. Давайте присядем на камушки и оглядимся вокруг. Отгадайте, какие сказочные герои поселились в русском лесу?

Слайд № 2

Свист соловьиный,

Взор орлиный –

Не зверь, не охотник,

А (Соловей – Разбойник).

Слайд № 3

Из-за сопок и полей

Показался некий зверь.

 В ноздри он дышал огнем.

Ночью стало, словно днем.

Он украл Забаву,

Потащил в дубраву. ( Огненный Змей).

Вос-ль:

- Ребята, кто победил Огненного Змея и Соловья – Разбойника? (Богатырь).

- Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).

Слайд № 4

(Звучит музыка «Утро» Э. Грига, воспитатель читает стихотворение).

Слайд № 5

Широка ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулась!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж  и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Вос-ль: Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Чувство торжества, гордости за свою Родину). Сегодня мы познакомимся еще с одним богатырем  - Никитой Кожемякой.

(Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка).

Слайд № 6-9

Ребята, я предлагаю вам превратиться в богатырей и провести разминку.

Динамическая пауза.

(Проводится под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»).

  • Зоркий глаз - И.П. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища;

          1-  ладошками прикрыть глаза, 2- открыть глаза.

  • Богатырская головушка – И.П. ноги на ширине плеч, руки на поясе;

          1 -повороты головы вправо, 2 –влево.

  • Могучие плечи – И.П. ноги на ширине плеч, руки на поясе;

          1 -поднять плечи вверх, 2-опустить.

  • Сильные руки – И.П. ноги на ширине плеч, руки в стороны;

          1- согнуть руки в локтях, 2- разогнуть руки в локтях.

  • Борьба – И.П. ноги на ширине плеч, стать парами, выпрямить руки

     перед собой и поочередно: 1-  выпрямлять правую руку, 2 - левую.

  • Булава - И.П. ноги на ширине плеч, руки на поясе;  

     1 - круговые движения туловища влево, 2- круговые движения

     туловища влево.

  • Богатырский конь - И.П. основная стойка,  руки перед грудью, сжаты в кулаки; прыжки -  имитация езды на коне.

Вос-ль: Отдохнули, вспомним, с кем мы познакомились в сказке?

Слайд № 10

  • Кто главный герой сказки?
  • Кто украл принцессу?
  • Какое животное помогало принцессе?
  • Кто сильнее Змея?
  • Что делал Никита Кожемяка, когда к нему пришел царь за помощью?
  • Почему рассердился Никита?
  • Кто еще просил о помощи  Никиту?
  • Можем ли мы назвать Никиту Кожемяку богатырем? Почему?
  • Что делили Никита и Змей?
  • Как победил  Никита Змея? Что он с ним сделал?

Слайд № 11

В сказке «Никита Кожемяка» прославляется:

- богатырская сила русского народа, воплощенная в образе Никиты Кожемяка;

- хитрость людская;

- мужество и отвага;

- любовь к своей земле и русскому народу.

 (Взлетает стрела со свитком, в нем просьба о помощи собрать богатыря в дорогу).

Вос-ль Ребята,  поможем богатырю собраться в дорогу? (Ответы детей). Но  для этого мы должны  отгадать загадки.

Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу».

Цель: закрепить знание детей о богатырских доспехах.

Слайд № 12

  • Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем).

Слайд № 13

  • Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга).

Слайд № 14

  • Не крылата, а перната, как летит, так свистит. (Стрела).

Слайд № 15

  • Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит).

Слайд № 16

  • Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч).

Рефлексия.

Слайд № 17

С какой русской народной сказкой мы познакомились? Кто такой Никита Кожемяка? Кого мы собирали в дорогу?

Понравилось ли вам наше путешествие и чем? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе "Чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка".

Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Чтение русской народной сказки "Никита Кожемяка"

Организационная информацияПримечание1.Ф.И.О. педагогаБайгильдина Филюза Ильдаровна 2.Доминирующая образовательная областьРечевое развитие 3.Вид деятельности детейигровая, коммуникативн...

Развитие речи в старшей группе "Чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка

Цель: Вспомнить с детьми русских богатырей.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.        Образо...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Цель:Знакомим с русской народной сказкой «Никита Кожемяка» Задачи:- Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгад...

Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка» для подготовительной группы

Цель: Вспомнить  с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....

Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».

Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка». Опрос детей о прочитаном. Игры с детьми....

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по Развитию речи в подготовительной к школе группе Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....