Статья "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ ДЕТЕЙ С КНИГОЙ"
статья по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему

Филина Елена Германовна

Воспитатние маленького читателя осуществляется и в семье, и в дошкольных учреждениях. На развитие читательского интереса напрвлены специально разработанные программы, методы и приёмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ ДЕТЕЙ С КНИГОЙ

«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души.

Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть».

В.А Сухомлинский

Наличие или отсутствие интереса к чтению – основной фактор отношения ребёнка к книге и критерий её оценки. Кризис детского чтения, о котором так много говорят в последнее время, состоит не в том, что дети перестали читать,  а в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий. Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, лишённую для ребёнка всякой привлекательности, а значит, и эффективности. Книгой пользуются, с книгой работают. Из книги черпают сведения. По ней учатся. Но не читают: если принять за чтение особого рода эмоционально-творческую жизнь, обогащённую личность. Как говорил психолог А.Н.Леонтьев, «… чтение утрачивает статус деятельности, мотивированной личностным смыслом, глубинными потребностями, превращаясь либо в действие (в рамках учебной деятельности), либо в операцию («воспроизвести - забыть»)»

Чтение без интереса нередко превращается в имитацию: чтение есть, а восприятия нет. А там, где нет восприятия, нет и влияния книги на читателя. Вот почему стимулирование у детей интереса к чтению в нынешней ситуации его угасания признано доминантой всей системе приобщения ребёнка к книге.

Воспитание маленького читателя осуществляется и в семье, и в дошкольных учреждениях. На развитие читательского интереса направлены специально разработанные программы, методы и приёмы. Учёт неповторимости и уникальности личности каждого ребёнка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей даёт педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении.

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогом и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Наряду с разнообразными зонами развития ребёнка в условиях ДОУ актуальна организация работы и оснащение центра детского чтения.

Именно в этом пространстве предлагается активно использовать приемы наглядного моделирования, в частности создание карты читателя, которые помогут вовлечь детей в новые виды деятельности и будут обеспечивать образное, наглядное представление информации, поддерживать познавательную деятельность учащихся, пробуждать интерес к книге.

Инициатором диалога с детьми выступает, как правило, воспитатель: он предлагает тему, направляет детей. Используя метод наглядного моделирования, предложить разные приёмы работы с текстами, чтобы выявить детское читательское восприятие художественного произведения и усилить деятельностый подход в работе с книгой.  

Чем же привлекательно использование наглядного моделирования в уголке для чтения?

Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность, мы развиваем познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии – это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы.

В деятельности взрослых людей наглядные пространственные модели выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков, объемных моделей, передающих взаимосвязь частей тех или иных объектов. В детской деятельности такими моделями служат создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки.

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими.

Приёмы наглядного моделирования используют разные современные технологии. Мнемотехнологии используют мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Технология критического мышления активно использует эйдос-конспект.        

Эйдос-конспект – это изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов художественного произведения, он соединяет в себе опорный конспект (теоретические знания) и иллюстрации к произведению.

При составлении эйдос-конспекта у обучающегося оказываются задействованы оба полушария мозга, включается и логическое, и образное мышление.

Выделяют три вида эйдос-конспектов:

цветовые (в основе - символика цвета),

графические (опорные схемы - графики),

художественные (в основе - рисунок, фотография или коллаж).

Достоинства работы с эйдос-конспектами (ЭК):

1) помогает увидеть образ, созданный художником, автором текста, глазами ребёнка (диалог автора и читателя);

2) позволяет проверить уровень восприятия произведения, а иногда и творчества, так как комментарий к ЭКонспекту показывает, насколько глубоко текст понят ребёнком;

3) требует от ребёнка самостоятельной исследовательской деятельности;

4) развивает творческие способности ребёнка, интегрирует разные виды искусства: художественную литературу и живопись. [25]

В практику работы с детьми активно входит создание ассоциативной карты или интеллект-карты.  

Интеллект-карта или ассоциативная карта, (англ. Mind map) — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Дошкольники ведь не умеют читать и писать, а только слушать и изображать так, как умеют, т.е. наглядно моделировать: заменять услышанное элементами модели – рисунком, условным обозначением, - иногда понятными только ребенку, а потому требующими комментария самого ребенка.

Использование визуальных /наглядных/ моделей активизирует мыслительные процессы, вовлекает детей в новые виды деятельности, что существенно влияет на мотивацию: желание слушать текст в книге и возвращаться к услышанному, способствует более быстрому запоминанию информации. Таким образом, в процессе «изготовления» карты-схемы ребенок может проследить путь развития событий, зафиксировать самое существенное с его точки зрения, и, как итог этого пути, целостно посмотреть на произведение, что поможет ему воспроизводить содержание, и стать собеседником о данной книге.

В теории вопроса нет примеров создания с дошкольниками интеллект-карты, или ассоциативной карты, или схемы мышления, или ментальной карты Тони Бьюзена, но на практике мы попробовали  использовать разные приемы наглядного моделирования для создания подобных /очень близких/ карт.

 «Карта читателя» - собирательное понятие использования различных приёмов наглядного моделирования, при помощи которых осуществляется читательская деятельность детей. Ребёнок в такой /предлагаемой/ читательской деятельности отображает своё восприятие текста, книги в целом, выражает отношение к ней, используя образное представление информации для устного высказывания, или презентации своей книги, или ведения диалога со сверстниками, с родителями, воспитателями.

Опираясь на любимые детьми виды деятельности – игровую, творческую, используя приёмы наглядного моделирования, осуществляется деятельностный подход в работе с книгой.

 Деятельностный подход в работе с книгой, в отличие от пассивного слушания, помогает надолго закрепить в памяти прочитанное, поразмышлять и поделиться впечатлениями. Анализируя составленную ребёнком карту-схему, воспитатель может сделать выводы о восприятии литературного произведения, о том, насколько ребёнок понял его, сумел ли он выделить главное. Возможно, для ребёнка главным будет не то, что ожидает взрослый.

Процесс приобщения маленького читателя к духовному наследию нашей страны, к мировой культуре посредством книги, довольно долог, но если первоначальный этап ещё в дошкольном возрасте будет успешен, то значительно увеличится число молодых людей, любящих книгу.

Воспитатель ГБДОУ № 5

Филина Елена Германовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход в работе специалистов ДОУ по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР.

Презентация мастер-класса по формированию лексико- грамматических категорий у детей с ОНР. Представлен интегрированный подход специалистов и воспитателей  в  коррекционной работе....

Тематический педсовет с использованием компетентного подхода по работе с родителями и педагогами на тему «Безопасность глазами детей, родителей и педагогов».

Цель педагогического совета была такова: совершенствовать совместную работу педагогов и родителей по формированию безопасного образа жизни у детей. ...

Статья «Культурологический подход при ознакомлении детей дошкольного возраста с книгой в современном ДОУ»

Статья раскрывает важность ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой и влияние ее на всестороннее развитие личности ребенка, его социализацию в современном обществе....

Методическая рекомендация из опыта работы педагога по теме"Общие подходы в работе для выявления и развития способности у детей с использованием ИКТ "

Педагоги должны понимать, что индивидуальность ребенка формируется под влиянием трех основных факторов.           1. Это наследственность и физиологич...

Выступление в рамках семинара-практикума по теме: ««Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условиях реализации ФГОС» на тему: «Формирование у детей навыков дорожной безопасности»» (из опыта работы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеРеченская основная общеобразовательная школаАлексеевского муниципального района Республики Татарстан...

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ. Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой для детей средней группы»

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ.Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...