Сценарий занятия по рассказу В. Сухомлинского «О чём плачет синичка»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему
При помощи данного сценария можно добиться наиболее полного понимания смысла текста; продвинуть детей на более высокий уровень понимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_zanyatiya.docx | 16.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий занятия по рассказу В. Сухомлинского «О чём плачет синичка»
В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей - мальчик Миша и девочка Оля. Около дома росло большое ветвистое дерево.
- Сделаем на дереве качели, - сказал Миша.
- Ой, как хорошо будет качаться! - сказала Оля.
Полез Миша на дерево, привязал веревку. Миша и Оля встали на качели, и давай качаться. Качаются дети на качелях, а около них синичка летает и поет.
Миша говорит:
- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.
- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.
- А почему же она плачет? - удивился Миша.
- Подумай, почему, - ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: почему она плачет?
Задачи: добиться наиболее полного понимания смысла текста; продвинуть детей на более высокий уровень понимания.
Исходное состояние: дети находятся на разных уровнях развития способности.
Конечное состояние: дети продвинулись на более высокий уровень понимания смысла текста; научились обогащать собственное понимание в ходе обмена точками зрения.
Ход занятия
Задачи этапа. Действия педагога | Действия детей |
I. Порождение собственной смысловой версии. 1. Знакомство с текстом. 2. Первичная диагностика понимания. Читает рассказ. Задает диагностический вопрос: - О чём этот рассказ? Фиксирует для себя уровни по ответам детей для дальнейшей работы над развитием способности понимания. 3. Работа с текстом – восстановление сюжетной линии и характеристика персонажей. - Давайте вспомним, что происходило в рассказе. (Крепит на доску фигурки мальчика и девочки, синички). - Как звали детей? - Как звали птичку? - Что сделали ребята? - Для чего они сделали качели? - А как качаются на качелях? - Кого они увидели, когда стали качаться? - Что сказал Миша про птичку? - Что ещё увидела Оля? - Что сказала Оля про синичку? - Чему удивился Миша? - Что сказала Оля Мише? Воспитатель задает вопрос: - Дети, а как вы думаете, почему же синичка плачет? 4. Выявление первичных смысловых версий. С помощью детей фиксирую версии на доске. Предлагаю детям восстановить версии по знаковому обозначению и вспомнить, кто ее предложил. II. Проверка версий 1-я версия. - Дети, вы согласны с Алиной, что птичка потерялась? (Стираю с доски неподходящие версии). 2-я версия. - Тома считает, что синичка тоже хотела покачаться на качелях. - Как вы думаете, нужны птичке качели, чтобы покачаться? На чём может покачаться птичка? 3-я версия. - Тима сказал, что птенчики мешали синичке. - Давайте вспомним, что увидела Оля на дереве? - Чье гнездо было, птенчики? - Где гнездо находилось? - Где висели качели? - Как вы думаете, когда дети качались на качелях, что происходило с деревом? - Дерево какое? - Гнездо находилось на дереве. Дерево большое и раскачивается. Что может произойти с птенцами? III. Определение полной версии. - Теперь вы можете сказать, почему плачет синичка? - Как бы вы поступили на месте ребят? - Как вы думаете, как поступят ребята. IV. Проверка понимания. - Давайте еще раз попробуем ответить на вопрос, о чем этот рассказ? | Слушают. Отвечают на вопрос: - О синичке. - Об Оле. - О девочке Оле и мальчике Мише. - Мальчика звали Мишей, а девочку звали Олей. - Синичка. - Качели. - Чтобы качаться. - Раскачиваются. - Как на стульчике. - Синичку. - Птичку. - Ей тоже весело. - Она радуется. - Она смотрит на нас и ей весело. - Гнездо. - Птенчиков. - Что она плачет. - Миша не понял, почему синичка плачет. - Подумай. Выдвигают версии: - Потерялась. - Птичка тоже хотела покачаться на качелях. Дети качаются и не дают ей покачаться. - Птенчики мешают синичке. - Нет, птичка не может потеряться. - Она живет на улице – на улице птички не теряются. - Нет, не нужны. - Она может покачаться на веточке. - Ветер качает веточку – и птичка качается. - Гнездо. - Птенчиков. - Синичкины. - На дереве. - На дереве. - Миша привязал верёвку к дереву. - Качалось. - Раскачивалось. - Тряслось. - Большое. - Ветки большие. - Выпадут. - Ударятся. - Она переживает из-за своих детей. - Синичка думает, что ее птенчики упадут и ударятся. - Она расстроена – боится, что дети упадут. - Отвязали верёвку. - Нашли бы другое дерево, без гнёздышек. -Перестанут качаться. - Найдут другое дерево. - О том, как Оля и Миша решили покачаться на качелях и расстроили синичку. - Нужно быть внимательным и не обижать окружающих. - Думать не только о себе, но и о других. - Не быть злым. - Птички живые – им нужно тоже помогать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию по речевому развитию на тему: "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет"
ТЕМА: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»ЦЕЛЬ: совершенствование умения пересказывать и составлять план пересказа.ЗАДАЧИ:Совершенствовать умени...
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. "Чтение детям рассказа В. Сухомлинского "О чём плачет синичка?"
Чтение детям рассказа В. Сухомлинского "О чём плачет синица?"...
Конспект занятия на тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» в подготовительной группе.
Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их....
Занятие по развитию речи в подготовительной группе и пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Занятие по развитию речи в подготовительной группе и пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»...
Конспект занятия "Перессказ рассказа В. Сухомлинского "Яблоко и рассвет"
Конспект организованной образовательной деятельности "Перессказ рассказа В. Сухомлинского "Яблоко и рассвет"...
Сценарий занятия "Составление рассказа по сюжетной картине с использованием ориентировочных схем и образовательной технологии "Ситуация".
Данный сценарий предназначен для работы по развитию связной речи у детей 5 лет, имеющими ОНР III уровня. В занятии представлена образовательная технология "Ситуация"....
Конспект занятия по развитию речи. " Пересказ рассказа В.Сухомлинского " Яблоко и рассвет" с использованием мнемо таблиц"
Пересказ рассказа "Яблоко и рассвет" с использованием мнемо таблицы....