Сценарий занятия по рассказу В. Сухомлинского «О чём плачет синичка»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему

Михеева Галина Алексеевна

При помощи данного сценария можно добиться наиболее полного понимания смысла текста; продвинуть детей на более высокий уровень понимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zanyatiya.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия по рассказу В. Сухомлинского «О чём плачет синичка»

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей - мальчик Миша и девочка Оля. Около дома росло большое ветвистое дерево.

- Сделаем на дереве качели, - сказал Миша.

- Ой, как хорошо будет качаться! - сказала Оля.

Полез Миша на дерево, привязал веревку. Миша и Оля встали на качели, и давай качаться. Качаются дети на качелях, а около них синичка летает и поет.

Миша говорит:

- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.

Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.

- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.

- А почему же она плачет? - удивился Миша.

- Подумай, почему, - ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: почему она плачет?

Задачи: добиться наиболее полного понимания смысла текста; продвинуть детей на более высокий уровень понимания.

Исходное состояние: дети находятся на разных уровнях развития способности.

Конечное состояние: дети продвинулись на более высокий уровень понимания смысла текста; научились обогащать собственное понимание в ходе обмена точками зрения.

Ход занятия

Задачи этапа. Действия педагога

Действия детей

I. Порождение собственной смысловой версии.

1. Знакомство с текстом.

2. Первичная диагностика понимания.

Читает рассказ.

Задает диагностический вопрос:

- О чём этот рассказ?

Фиксирует для себя уровни по ответам детей для дальнейшей работы над развитием способности понимания.

3. Работа с текстом – восстановление сюжетной линии и характеристика персонажей.

- Давайте вспомним, что происходило в рассказе. (Крепит на доску фигурки мальчика и девочки, синички).

- Как звали детей?

- Как звали птичку?

- Что сделали ребята?

- Для чего они сделали качели?

- А как качаются на качелях?

- Кого они увидели, когда стали качаться?

- Что сказал Миша про птичку?

- Что ещё увидела Оля?

- Что сказала Оля про синичку?

- Чему удивился Миша?

- Что сказала Оля Мише?

Воспитатель задает вопрос:

- Дети, а как вы думаете, почему же синичка плачет?

4. Выявление первичных смысловых версий.

С помощью детей фиксирую версии на доске. Предлагаю детям восстановить версии по знаковому обозначению и вспомнить, кто ее предложил.

II. Проверка версий

1-я версия.

- Дети, вы согласны с Алиной, что птичка потерялась?

(Стираю с доски неподходящие версии).

2-я версия.

- Тома считает, что синичка тоже хотела покачаться на качелях.

- Как вы думаете, нужны птичке качели, чтобы покачаться? На чём может покачаться птичка?

3-я версия.

- Тима сказал, что птенчики мешали синичке.

- Давайте вспомним, что увидела Оля на дереве?

- Чье гнездо было, птенчики?

- Где гнездо находилось?

- Где висели качели?

- Как вы думаете, когда дети качались на качелях, что происходило с деревом?

- Дерево какое?

- Гнездо находилось на дереве. Дерево большое и раскачивается. Что может произойти с птенцами?

III. Определение полной версии.

- Теперь вы можете сказать, почему плачет синичка?

- Как бы вы поступили на месте ребят?

- Как вы думаете, как поступят ребята.

IV. Проверка понимания.

- Давайте еще раз попробуем ответить на вопрос, о чем этот рассказ?

Слушают.

Отвечают на вопрос:

- О синичке.

- Об Оле.

- О девочке Оле и мальчике Мише.

- Мальчика звали Мишей, а девочку звали Олей.

- Синичка.

- Качели.

- Чтобы качаться.

- Раскачиваются.

- Как на стульчике.

- Синичку.

- Птичку.

- Ей тоже весело.

- Она радуется.

- Она смотрит на нас и ей весело.

- Гнездо.

- Птенчиков.

- Что  она плачет.

- Миша не понял, почему синичка плачет.

- Подумай.

Выдвигают версии:

- Потерялась.

- Птичка тоже  хотела покачаться на качелях. Дети качаются и не дают ей покачаться.

- Птенчики мешают синичке.

- Нет, птичка  не может потеряться.

- Она живет на улице – на улице птички не теряются.

- Нет, не нужны.

- Она может покачаться на веточке.

- Ветер качает веточку – и птичка качается.

- Гнездо.

- Птенчиков.

- Синичкины.

- На дереве.

- На дереве.

- Миша привязал верёвку к дереву.

- Качалось.

- Раскачивалось.

- Тряслось.

- Большое.

- Ветки большие.

- Выпадут.

- Ударятся.

- Она переживает из-за своих детей.

- Синичка думает, что ее птенчики упадут и ударятся.

- Она расстроена – боится, что дети упадут.

- Отвязали верёвку.

- Нашли бы другое дерево, без гнёздышек.

-Перестанут качаться.

- Найдут другое дерево.

- О том, как Оля и Миша решили покачаться на качелях и расстроили синичку.

- Нужно быть внимательным и не обижать окружающих.

- Думать не только о себе, но и о других.

- Не быть злым.

- Птички живые – им нужно тоже помогать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по речевому развитию на тему: "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет"

ТЕМА: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»ЦЕЛЬ: совершенствование  умения  пересказывать и составлять план пересказа.ЗАДАЧИ:Совершенствовать умени...

Конспект занятия на тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» в подготовительной группе.

Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их....

Занятие по развитию речи в подготовительной группе и пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Занятие по развитию речи в подготовительной группе и пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»...

Конспект занятия "Перессказ рассказа В. Сухомлинского "Яблоко и рассвет"

Конспект организованной образовательной деятельности "Перессказ рассказа В. Сухомлинского "Яблоко и рассвет"...

Сценарий занятия "Составление рассказа по сюжетной картине с использованием ориентировочных схем и образовательной технологии "Ситуация".

Данный сценарий предназначен для работы по развитию связной речи у детей 5 лет, имеющими ОНР  III уровня. В занятии представлена образовательная технология "Ситуация"....