Консультация «Ознакомление детей дошкольного возраста с разными литературными жанрами (опыт работы)»
консультация по художественной литературе на тему
Воспитатель
Кузьма А.Г.
Консультация
«Ознакомление детей дошкольного возраста с разными литературными жанрами (опыт работы)»
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель
Кузьма А.Г.
Консультация
«Ознакомление детей дошкольного возраста с разными литературными жанрами (опыт работы)»
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя».
Кто же вводит ребёнка в мир книги?
Самое главное влияние оказывают родители, воспитатель, библиотека, телевидение, окружение ребёнка (социум). Исходя из этого, самым осведомлённым человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель и родители.
Какими качествами должен обладать педагог, чтобы приобщить детей к книге?
Воспитатель не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей. Но и конечно воспитатель должен быть сам – активный читатель.
Рассмотрим характеристики ознакомления детей 2-7 лет с художественными произведениями на разных этапах дошкольного детства. Группу не буду называть,а прочитаю характеристики, а вы определите какая группа:
- в средней группе педагог поддерживает внимание и интерес к слову в литературном произведении, объясняет, как важны в книге рисунки; показывает, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Дети знакомятся с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
- в подготовительной к школе группе внимание детей обращается на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); воспитатель помогает почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививает чуткость к поэтическому слову; помогает детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
- в 1 младшей группе воспитатель приучает детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождает чтение показом игрушек, картинок (фланелеграф), персонажей народного театра и других средств наглядности, а также учит слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
- в старшей группе воспитатель учит определять жанр произведений; побуждает рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа; помогает детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения; учит вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; помогает выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
- во 2 младшей группе воспитываются умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя дети инсценируют и драматизируют небольшие отрывки из народных сказок. Дети учатся читать наизусть потешки и небольшие отрывки из народных сказок.
Какие жанры художественной литературы вы знаете? (сказки, рассказы, стихи, басни, произведения малых фольклорных жанров).
Знакомства с народными потешками расширяют кругозор детей, обогащают их речь, формирует отношение к окружающему миру. Особенно было эффективное использование мною потешек, приговорок, стихов в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Во время тяжёлого расставания с родителями обращала внимание ребёнка на яркую красочную игрушку (кошку, петушка, собачку и т.д.) сопровождая её движения чтением потешки:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Маслена головушка
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Саше спать не даёшь.
Или:
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись.
Наша Лерочка пойдёт
Через киску упадёт.
Дети с удовольствием играют с пальчиками:
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке.
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому –
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Народные песенки, потешки, поговорки использую совместно с детьми в разных видах деятельности: игровой, художественно-творческой, театрализованной, в режимных моментах: при умывании, приёме пищи и т.д. Чтение песенок, потешек с показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувство ребёнка, способствует запоминанию текста. Одну и ту же потешку обыгрываем в разных вариантах: дети используют пальчиковый театр, шапочки различных персонажей, всей группой двигаются, говорят голосом лисички, зайчика, медведя, в зависимости от того, о ком потешка.
Загадка- полезное упражнение для детского ума. На прогулке, когда дети наблюдают за деревьями, птицами или сезонными явлениями, предлагаю им соответствующую загадку: «Что за дерево: и зиму, и лето зелено? (ёлочка). Вещунья, белобока, а зовут её (сорока) и т.д.
Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире – предлагаю игры: «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты угадай». Много радости доставляют детям загадки «Подскажи словечко»:
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый (мухомор).
Летом в болоте вы её найдёте,
Зелёная квакушка
Это кто? (лягушка).
Рассматриваем игрушки, детям даю возможность самостоятельно придумать загадку о ней. Использую тризовский приём, например: мяч – круглый, резиновый, прыгучий, катится.
Все дети любят сказки.
Огромный вклад в становление сказочного литературного жанра в нёс Г.Х. Андерсен – уникальный писатель, утверждавший, что сказки – блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей.
Народная сказка способствует формированию у детей нравственно-патриотических понятий. Ведь почти все дети сравнивают себя с положительными героями и сказка каждый раз показывает, что совершать хорошие поступки и дела лучше, чем плохие. Беседуя о сказках, предлагаю детям вопросы:
- Любите ли вы слушать сказки?
- Чему учат сказки?
- Какие сказки вы знаете?
- Какую сказку вы больше всего любите слушать, почему?
- Каких добрых сказочных героев вы знаете?
- Какой сказочный герой вам нравится?
При ознакомлении детей со сказками, использую различные методы и приёмы. Например: моделирование эпизодов сказки – так дети легче могут усвоить её образное содержание. В качестве заместителей используем бумажные кружки, квадраты, различные по цвету и по величине, которые изготавливаем совместно с детьми. Играем в волшебников. Кружки превращаем в героев сказки. Какую сказку вы хотели бы рассказать? Учитывая личные пожелания детей, опираясь на их инициативу.
«Репка»
- Репка какая? (большая, жёлтая, круглая)
-Пришёл дед репку тащить. Дед Какой? (старый, усатый)
-Пришла бабка. Бабка какая? Что у неё на голове? (бабка старенькая, на голове платочек)
- А внучка какая? (маленькая с бантиком)
- Собачка Жучка какая? (Хвост бубликом).
-Кошка какая?Что у неё на головке? (ушки как уголочки, острые усы)
- А мышка какая? (маленькая) Что есть у мышки? (тоненький хвостик, как ниточка.
Когда модель готова, дети самостоятельно называют всех персонажей.
Драматизация сказки «Маша и медведь»
Предлагаю вспомнить, что говорил медведь, когда нёс короб (сяду на пенёк, съем пирожок).
- Что отвечала Машенька?
По желанию дети выбирают роли Маши и медведя, договариваясь между собой, помогаю им войти в образы. Вместе разыгрываем эпизод «мишка несёт короб бабушке и дедушке». Обращаю внимание на то, как следует изменять голос, походку (Мишка устал, тяжело нести короб, Машенька говорит хитро, весело). Чтобы узнать, как же дети запомнили сказку и поняли её, предлагаю им самостоятельно подобрать соответствующие игрушки. Ребята рассказывают, из какой сказки пришли эти герои, вспоминают события сказки, поступки её героев, делают выводы, вместе сочиняем продолжение знакомых сказок. Например, «Колобок». Придумываем сказку «Новые приключения колобка» с хорошим и добрым концом.
Одной из задач по приобщению детей среднего возраста к художественной литературе является умение слушать стихи. Читая детям стихотворение, мы определяем, что окончания слов звучат одинаково, это развивает у детей слуховое восприятие:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет:
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах (А.С. Пушкин).
Особенно нравятся игры «Подбери похожие слова». Похожие по звучанию слова дети выбирают из предметных картинок. Развивается фонематический слух, умение подбирать рифму: дом-сом, жук-лук, мальчик-мячик, пчёлка-ёлка, шишка-мышка и т. д.
Игра «Подбери словечко» расширяет словарный запас:
На окошке серый котик
Моет языком (животик).
Есть у котика игрушка
Деревянная (катушка).
Поэтические произведения способствуют эстетическому развитию детей, умению знакомиться с красотой слога родного языка. Например: Фет, Есение, Бальмонт, Пушкин, Суриков и др.
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака и т. д. (Есенин)
Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с литературным жанром «Басня». Это достаточно сложный для понимания детей вид жанра, т.к. в каждой басне присутствует скрытая мораль, нравоучение, урок. В баснях часто говорится о животных, а подразумеваются люди. Басня – поучительная история.
Например, «Стрекоза и муравей». Совместно с детьми анализируем характер главных героев, рассуждаем, могут ли быть такими люди, которые живут среди нас. Знаете ли вы таких людей? Вместе с детьми подбираем определения:
-Какая стрекоза? (легкомысленная, весёлая, беззаботная, ленивая)
-Какой муравей? (трудолюбивый, ответственный, заботливый)
- С кем из этих героев вы хотели бы подружиться и почему?
- Что произойдёт с ними в будущем зимой? (Рассуждения детей).
Чтобы развить интерес к книге, воспитать читателя, любящего живую книгу, а не электронную, мы обогатили развивающую среду группы пособием – поместили портреты писателей: Михалков, Маршак, Чуковский, Барто, Маяковский. Дети узнают , показывают писателей, определяют, какие произведения они написали. На полках лежат книги, которые дети с удовольствием рассматривают, слушают и запоминают.
Игра «Строим музей сказок»
Выбираем дом для музея (крестьянская изба, царские палаты, терем, пряничный домик, ледяной дворец, рукавичку, пустой горшок).
Что будет расти вокруг музея? (репка, цветик-семицветик, аленький цветочек, тюльпаны, розы)
Какие водоёмы будут в саду?(молочная река с кисельными берегами, море-океан, ручей с живой и мёртвой водой)
Какие волшебные существа там поселятся?(курочка Ряба, змей Горыныч, конёк-горбунок)
Украшаем музей, выбираем портреты героев, зеркала(по сказкам «Алиса в Зазеркалье Л.Кэрола; «Снежная королева» Г.Х. Андерсена; «Сказка о мёртвой царевне» А.С. Пушкина)
Предметы для витрин (волшебная палочка, ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ступа и метла, чудесная лампа, музыкальная табакерка)
Назначим дежурных по музею маленьких волшебных человечков(Эльфы, Карлсон, Буратино, Белоснежка, Чиполлино, Дюймовочка)
Чем будем их кормить? (молодильные яблоки, репка, каша из топора, нектар, роса, хлеб, пирожок).
Условия игры: если вы что-то предлагаете, обязательно, чтобы это было из какой-то сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой"
В консультации говорится о том как надо знакомить детей дошкольнлгл влзраста с природой в зимнее время года...
Опыт работы по теме"Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края".
Эпиграф.« Бедное дитя, если оно выросло не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется той полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая...
консультация "Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения"
как уберечь наших детей от опасностей на дорогах? это кропотливый, систематический труд самых близких людей - родителей...
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ (опыт работы)
Проблема развития творческого воображения дошкольников является весьма важной. Изобразительная деятельность, в частности использование нетрадиционных техник рисования, позволяет на наш взгляд решить э...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой»
КОНСУЛЬТАЦИЯ«Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой»Своеобразие и красота сезонных изменений в природе производят на ребенка неизгладимое впечатление. Слова «снег», «холодно» о...
Способы ознакомления детей дошкольного возраста с временными представлениями (из опыта работы)
Статья может быть полезна для педагогов детей дошкольного возраста, родителям. Это практические советы о том, как познакомить ребёнка с понятием частей суток и днями недели, а также развивать у него ч...