"Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования" (опыт работы)
материал (средняя группа)

Мугдасимова Эльвина Рафимовна

Сообщение к педсовету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

 

«Развитие

мелкой моторики рук

у детей дошкольного возраста

через нетрадиционные техники рисования»

Сообщение к педсовету № 3  

 (опыт работы)

Мугдасимова Э.Р.,

воспитатель

г. Советский

март, 2022 г.

Слайд 1 (титульный лист)

Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вам опыт работы по творческой теме.

Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика.

Слайд 2

Мелкая моторика — это точные общие и специальные движения пальцев рук.

Мелкая моторика тесно связана с развитием внимания, наглядно-действенного мышления и развитием речи, она оказывает огромную значимость в умении ребенка излагать свою мысль, красиво писать и рисовать в будущем. Самое главное, не упустить время. Ведь ребёнок растет очень быстро, и некоторые процессы не обратимы.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.

Существует множество методов, упражнений, методик по развитию мелкой моторики рук у дошкольников.

Тамара Сергеевна Комарова, делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых для рисования, рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними. Эту же позицию разделяет Голованова И.Л. результаты исследования, которой показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей. Научиться рисовать в дошкольный период нетрадиционным способом еще интереснее. Дети учатся рисовать не только кисточкой, карандашами, фломастерами, но и ладошкой, пальцами, кулачком, получать изображение с помощью подручных средств: ватными палочками, ниток, трубочек, листьев и т.д.

Все это послужило определением темы моей углублённой работы: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования».  

Слайд 3

        Цель: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования;
  • формировать умение использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения;

Развивающие:

  • развивать двигательную координацию кистей и пальцев рук;
  • развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку на листе бумаги;
  • развивать эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к рисованию.

 Слайд 4

   Формы работы:

  • Экспериментирование
  • Рисование с использованием нетрадиционных материалов в ходе занятий и в самостоятельной художественной деятельности
  • Выставка
  • Игра (дидактические, настольно- печатные, на мелкую моторику, массаж и самомассаж пальцев рук)
  • Экскурсия (музей, школа искусств)
  • Беседа
  • Наблюдение
  • Участие в городских и районных конкурсах.

Слайд 5

Предполагаемый результат: к выпуску в школу у дошкольников сформируется способность выполнять задания, требующие координацию кистей и пальцев рук.

Дети умеют:

  • пользоваться оборудованием и материалами для нетрадиционного рисования;
  • экспериментировать с использованием материалов для создания выразительного образа в рисунке;
  • использовать техники в самостоятельной изобразительной деятельности.

Слайд 6

Новизна разработана система использования нетрадиционных техник рисования в ходе занятий и самостоятельной деятельности дошкольников 3 - 7 лет

Адресат: дошкольники в возрасте от 3 до 7 лет.

По данной теме работаю на протяжении нескольких лет.

В самом начале работы в этом направлении изучила научные и методические подходы различных авторов в использовании техник нетрадиционного рисования для развития мелкой моторики рук.

Слайд 7

Подобрала диагностику Т.А. Цквитарии «Педагогическое обследование по развитию мелкой моторики у детей 3 – 7 лет через нетрадиционные техники рисования». Разработала перспективный план работы с детьми и родителями.

Слайд 8 (перспективный план)

Приступив осенью к работе в группе «Затейники» провела обследование детей и на основании результатов разработала перспективный план работы с детьми 4-5 лет, который включает:

  • беседы,
  • знакомство с новыми приемами изображения;
  • наблюдение за окружающей действительностью;
  • игры (игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком, пальчиковые игры и упражнения, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.);
  • рассматривание репродукций картин, образцов рисования и других наглядных пособий, и предметов;
  • занятия с использованием нетрадиционных техник рисования;
  • восприятие художественной литературы;

Слайд 9

Разработала перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования», который включает в себя различные формы работы:

  • Консультации
  • Рекомендации
  • Памятки
  • Практические занятия
  • Мастер-классы
  • Совместное участие в конкурсах, выставках
  • Участие в Дне открытых дверей
  • Участие в акциях, проектах
  • Папки-передвижки
  • Информация на сайте ДОУ
  • Индивидуальные беседы

Слайд 10

Пополнила развивающую предметно - пространственную среду:

Оформила:

  • Картотеку пальчиковых игр
  • Игры и пособия для развития мелкой моторики
  • Наглядно - иллюстративный материал
  • Папка с образцами рисунков выполненных в нетрадиционных техниках
  • Папка с описанием нетрадиционных техник рисования
  • Консультации, рекомендации, памятки для родителей
  • Разработала перспективный план «Игры на развитие мелкой моторики»
  • Оформила пособия: игры и задания для развития мелкой моторики рук, воображения, ориентировки, чувства цвета:
  • «Разрезные картинки»  
  • «Игры - шнуровки»  
  • «Игры с прищепками»    
  • «Перебрать фасоль»
  • «Выложи из камушков предмет»
  • «Застежки»
  • «Цветная поляна»  
  • «Заштрихуй фигуру»
  • «Соедини точки и раскрась»    
  • «Соедини цвет»  
  • «Сделай их пушистыми»  
  •  «Дорисуй рисунок»
  • Игры со счетными палочками  
  • Подобрала и изготовила нетрадиционные материалы для занятий  

Слайд 11

Создала условия для самостоятельной творческой деятельности детей с использованием материалов нетрадиционной техники рисования: штампики для печати -  разные, разные кисточки (жесткие и мягкие), ватные палочки, разные виды бумаги – толстые, тонкие, цветные, разноцветную тушь, веревочки, ниточки, трафареты, зубная щетка, губки разного размера, гофрированная бумага, пищевые пленки).  Все находятся в доступном для детей месте.

Слайд 12  

    Использование нетрадиционных техник рисования включила в рабочую программу в раздел «Рисование». Дополнительно провожу индивидуальную и подгрупповую работу с детьми во второй половине дня. При отборе материала учитываю индивидуальные особенности развития детей и   уровень сформированности изобразительных навыков. Предлагаю детям задания, игры, материалы для свободного рисования, которые находятся в уголке изобразительной деятельности.  

Слайд 13 Работа с родителями

    Для того чтобы результат был устойчив, к работе привлекаю родителей.

  • На родительском собрании осветила вопрос «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»  
  • В рамках Дня открытых дверей провела мастер – класс «Наша добрая матрёшка»  
  • Оформила выставки: «День защитников Отечества», «Наше творчество», «Наши лучшие работы».
  • Разработала памятки, консультации, рекомендации по развитию мелкой моторики, художественно-эстетическому развитию дошкольников, организации самостоятельной продуктивной деятельности в семье.
  • Привлекла к участию в муниципальном конкурсе фотоколлаж «Смастерим кормушку мы!» в рамках районной акции «Покормите птиц зимой!» - 2022 (Диплом 3 степени, 2022 г., сертификат участника)

Родители участники выставок рисунков, поделок в ДОО, муниципальных конкурсов.

      Слайд 14

Систематическая работа в данном направлении позволила получить положительные результаты в развитии детей: по результатам диагностики прослеживается динамика развития мелкой моторики рук на 10%

дети могут самостоятельно выбрать вид продуктивной деятельности,

освоили различные техники нетрадиционного рисования:

- Рисование пальчиками

- Рисование ладошкой                                                                                                                                                - Отпечатки листьев.

- Тычок жесткой полусухой кистью.                                                                                              - Оттиск смятой бумагой.

- Рисование восковыми мелками и акварелью.

С желанием выполняют упражнения и предложенные мной задания.  

Слайд 15

Дети участники и призёры конкурсов различного уровня:

В детском саду:

  • «Осенние фантазии» (2021 г.)
  • «Конкурс чтецов» (Грамота участника 2021 г.)
  • Выставка «Фестиваль волшебных снежинок» (Сертификат)

Муниципальных конкурсов:

  • «Покормите птиц зимой!» (2022 г.)

Слайд 16

Приняла участие в интернет – конкурсах:

- Региональный конкурс «Моя Югра» номинация «Лучшая новогодняя открытка», название работы «Год тигра» диплом 2 место (16.01.2022 г.)

- Всероссийский конкурс «День Защитника Отечества», открытка «С 23февраля» диплом (14.02.2022 г.)

- Всероссийский экологический конкурс «Вода - наш друг!» (конспект НОД по окружающему миру) диплом 2 место (05.03.2022 г.)

- Всероссийский конкурс «Русская матрёшка» (28.03.2022 г.) диплом

- Всероссийский конкурс «Весна- красна!» (март 2022 г.) диплом

  Слайд 17

 Считаю, что использование в работе нетрадиционных техник рисования, позволяет развивать не только мелкую моторику рук, но и создает у детей радость и удовольствие, атмосферу непринуждённости, открытости, самостоятельности, благоприятное отношение к деятельности.

В дальнейшем планирую продолжать работу по теме, дополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе играми на развитие мелкой моторики и материалами для нетрадиционного рисования, провести мастер – классы и практические занятия для родителей по использованию нетрадиционных техник рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

В данной рекомендациях рассмотрены основные задачи, особенности и преимущества нетрадиционной техники рисования....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Данная презентация знакомит с некоторыми видами нетрадиционного рисования  для творчества детей в детском садуи   для рисования дома....

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Развитие мелкой моторики – это естественный процесс, начинается он уже в младенческом возрасте. Сначала, ребенок учится простым хватательным жестам, потом осваивает перекладывание предметов из р...

"Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."

Мелкая моторика- это система разнообразных движений, в которых учавствуют мелкие мышцы кистей рук. Для их развития нужны специальные тренировки. При недостаточном развитии речи у ребенка, особое внима...

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования...