"Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования" (опыт работы)
материал (средняя группа)
Сообщение к педсовету
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
(МАДОУ д/с «Алёнка»)
«Развитие
мелкой моторики рук
у детей дошкольного возраста
через нетрадиционные техники рисования»
Сообщение к педсовету № 3
(опыт работы)
Мугдасимова Э.Р.,
воспитатель
г. Советский
март, 2022 г.
Слайд 1 (титульный лист)
Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вам опыт работы по творческой теме.
Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика.
Слайд 2
Мелкая моторика — это точные общие и специальные движения пальцев рук.
Мелкая моторика тесно связана с развитием внимания, наглядно-действенного мышления и развитием речи, она оказывает огромную значимость в умении ребенка излагать свою мысль, красиво писать и рисовать в будущем. Самое главное, не упустить время. Ведь ребёнок растет очень быстро, и некоторые процессы не обратимы.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.
Существует множество методов, упражнений, методик по развитию мелкой моторики рук у дошкольников.
Тамара Сергеевна Комарова, делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых для рисования, рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними. Эту же позицию разделяет Голованова И.Л. результаты исследования, которой показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей. Научиться рисовать в дошкольный период нетрадиционным способом еще интереснее. Дети учатся рисовать не только кисточкой, карандашами, фломастерами, но и ладошкой, пальцами, кулачком, получать изображение с помощью подручных средств: ватными палочками, ниток, трубочек, листьев и т.д.
Все это послужило определением темы моей углублённой работы: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования».
Слайд 3
Цель: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования;
- формировать умение использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения;
Развивающие:
- развивать двигательную координацию кистей и пальцев рук;
- развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку на листе бумаги;
- развивать эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к рисованию.
Слайд 4
Формы работы:
- Экспериментирование
- Рисование с использованием нетрадиционных материалов в ходе занятий и в самостоятельной художественной деятельности
- Выставка
- Игра (дидактические, настольно- печатные, на мелкую моторику, массаж и самомассаж пальцев рук)
- Экскурсия (музей, школа искусств)
- Беседа
- Наблюдение
- Участие в городских и районных конкурсах.
Слайд 5
Предполагаемый результат: к выпуску в школу у дошкольников сформируется способность выполнять задания, требующие координацию кистей и пальцев рук.
Дети умеют:
- пользоваться оборудованием и материалами для нетрадиционного рисования;
- экспериментировать с использованием материалов для создания выразительного образа в рисунке;
- использовать техники в самостоятельной изобразительной деятельности.
Слайд 6
Новизна разработана система использования нетрадиционных техник рисования в ходе занятий и самостоятельной деятельности дошкольников 3 - 7 лет
Адресат: дошкольники в возрасте от 3 до 7 лет.
По данной теме работаю на протяжении нескольких лет.
В самом начале работы в этом направлении изучила научные и методические подходы различных авторов в использовании техник нетрадиционного рисования для развития мелкой моторики рук.
Слайд 7
Подобрала диагностику Т.А. Цквитарии «Педагогическое обследование по развитию мелкой моторики у детей 3 – 7 лет через нетрадиционные техники рисования». Разработала перспективный план работы с детьми и родителями.
Слайд 8 (перспективный план)
Приступив осенью к работе в группе «Затейники» провела обследование детей и на основании результатов разработала перспективный план работы с детьми 4-5 лет, который включает:
- беседы,
- знакомство с новыми приемами изображения;
- наблюдение за окружающей действительностью;
- игры (игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком, пальчиковые игры и упражнения, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.);
- рассматривание репродукций картин, образцов рисования и других наглядных пособий, и предметов;
- занятия с использованием нетрадиционных техник рисования;
- восприятие художественной литературы;
Слайд 9
Разработала перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования», который включает в себя различные формы работы:
- Консультации
- Рекомендации
- Памятки
- Практические занятия
- Мастер-классы
- Совместное участие в конкурсах, выставках
- Участие в Дне открытых дверей
- Участие в акциях, проектах
- Папки-передвижки
- Информация на сайте ДОУ
- Индивидуальные беседы
Слайд 10
Пополнила развивающую предметно - пространственную среду:
Оформила:
- Картотеку пальчиковых игр
- Игры и пособия для развития мелкой моторики
- Наглядно - иллюстративный материал
- Папка с образцами рисунков выполненных в нетрадиционных техниках
- Папка с описанием нетрадиционных техник рисования
- Консультации, рекомендации, памятки для родителей
- Разработала перспективный план «Игры на развитие мелкой моторики»
- Оформила пособия: игры и задания для развития мелкой моторики рук, воображения, ориентировки, чувства цвета:
- «Разрезные картинки»
- «Игры - шнуровки»
- «Игры с прищепками»
- «Перебрать фасоль»
- «Выложи из камушков предмет»
- «Застежки»
- «Цветная поляна»
- «Заштрихуй фигуру»
- «Соедини точки и раскрась»
- «Соедини цвет»
- «Сделай их пушистыми»
- «Дорисуй рисунок»
- Игры со счетными палочками
- Подобрала и изготовила нетрадиционные материалы для занятий
Слайд 11
Создала условия для самостоятельной творческой деятельности детей с использованием материалов нетрадиционной техники рисования: штампики для печати - разные, разные кисточки (жесткие и мягкие), ватные палочки, разные виды бумаги – толстые, тонкие, цветные, разноцветную тушь, веревочки, ниточки, трафареты, зубная щетка, губки разного размера, гофрированная бумага, пищевые пленки). Все находятся в доступном для детей месте.
Слайд 12
Использование нетрадиционных техник рисования включила в рабочую программу в раздел «Рисование». Дополнительно провожу индивидуальную и подгрупповую работу с детьми во второй половине дня. При отборе материала учитываю индивидуальные особенности развития детей и уровень сформированности изобразительных навыков. Предлагаю детям задания, игры, материалы для свободного рисования, которые находятся в уголке изобразительной деятельности.
Слайд 13 Работа с родителями
Для того чтобы результат был устойчив, к работе привлекаю родителей.
- На родительском собрании осветила вопрос «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
- В рамках Дня открытых дверей провела мастер – класс «Наша добрая матрёшка»
- Оформила выставки: «День защитников Отечества», «Наше творчество», «Наши лучшие работы».
- Разработала памятки, консультации, рекомендации по развитию мелкой моторики, художественно-эстетическому развитию дошкольников, организации самостоятельной продуктивной деятельности в семье.
- Привлекла к участию в муниципальном конкурсе фотоколлаж «Смастерим кормушку мы!» в рамках районной акции «Покормите птиц зимой!» - 2022 (Диплом 3 степени, 2022 г., сертификат участника)
Родители участники выставок рисунков, поделок в ДОО, муниципальных конкурсов.
Слайд 14
Систематическая работа в данном направлении позволила получить положительные результаты в развитии детей: по результатам диагностики прослеживается динамика развития мелкой моторики рук на 10%
дети могут самостоятельно выбрать вид продуктивной деятельности,
освоили различные техники нетрадиционного рисования:
- Рисование пальчиками
- Рисование ладошкой - Отпечатки листьев.
- Тычок жесткой полусухой кистью. - Оттиск смятой бумагой.
- Рисование восковыми мелками и акварелью.
С желанием выполняют упражнения и предложенные мной задания.
Слайд 15
Дети участники и призёры конкурсов различного уровня:
В детском саду:
- «Осенние фантазии» (2021 г.)
- «Конкурс чтецов» (Грамота участника 2021 г.)
- Выставка «Фестиваль волшебных снежинок» (Сертификат)
Муниципальных конкурсов:
- «Покормите птиц зимой!» (2022 г.)
Слайд 16
Приняла участие в интернет – конкурсах:
- Региональный конкурс «Моя Югра» номинация «Лучшая новогодняя открытка», название работы «Год тигра» диплом 2 место (16.01.2022 г.)
- Всероссийский конкурс «День Защитника Отечества», открытка «С 23февраля» диплом (14.02.2022 г.)
- Всероссийский экологический конкурс «Вода - наш друг!» (конспект НОД по окружающему миру) диплом 2 место (05.03.2022 г.)
- Всероссийский конкурс «Русская матрёшка» (28.03.2022 г.) диплом
- Всероссийский конкурс «Весна- красна!» (март 2022 г.) диплом
Слайд 17
Считаю, что использование в работе нетрадиционных техник рисования, позволяет развивать не только мелкую моторику рук, но и создает у детей радость и удовольствие, атмосферу непринуждённости, открытости, самостоятельности, благоприятное отношение к деятельности.
В дальнейшем планирую продолжать работу по теме, дополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе играми на развитие мелкой моторики и материалами для нетрадиционного рисования, провести мастер – классы и практические занятия для родителей по использованию нетрадиционных техник рисования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
В данной рекомендациях рассмотрены основные задачи, особенности и преимущества нетрадиционной техники рисования....
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования
Данная презентация знакомит с некоторыми видами нетрадиционного рисования для творчества детей в детском садуи для рисования дома....
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
....
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Развитие мелкой моторики – это естественный процесс, начинается он уже в младенческом возрасте. Сначала, ребенок учится простым хватательным жестам, потом осваивает перекладывание предметов из р...
"Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."
Мелкая моторика- это система разнообразных движений, в которых учавствуют мелкие мышцы кистей рук. Для их развития нужны специальные тренировки. При недостаточном развитии речи у ребенка, особое внима...
Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования...