Способы ознакомления детей дошкольного возраста с временными представлениями (из опыта работы)
статья (младшая, средняя группа)

Головань Галина Михайловна

Статья может быть полезна для педагогов детей дошкольного возраста, родителям. Это практические советы о том, как познакомить ребёнка с понятием частей суток и днями недели, а также развивать у него чувство времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы ознакомления детей дошкольного возраста с временными представлениями (из опыта работы)

Головань Галина Михайловна

воспитатель

 ГБДОУ детский сад №86 Приморского р-на

 г. Санкт-Петербурга

Аннотация: статья может быть полезна для педагогов детей дошкольного возраста, родителям. Это практические советы о том, как познакомить ребёнка с понятием частей суток и днями недели, а также развивать у него чувство времени.

Ключевые слова: временные представления, дошкольный возраст, части суток, дни недели, методы обучения.

В современном мире социальная необходимость сталкивает человека с проблемой времени ежедневно. Во времени живёт и ребёнок, познание которого и знакомство с окружающим миром протекает также во времени.

Психологические исследования доказали, что нет ни одного вида деятельности детей, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо развивать у ребёнка чувство времени.

Несмотря на то, что жизнедеятельность детей изначально протекает во времени, представления о нём складываются у них достаточно поздно. Связано это с тем, что восприятие детьми текучести времени весьма затруднено из – за отсутствия наглядных форм.

Для формирования умения ориентироваться во времени, мной используются различные методы обучения:

  • наглядные (наблюдения, демонстрационный материал);
  • словесные (беседы, чтение сказок, загадок, пословиц);
  • практические (игры, упражнения).

В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей начинают складываться более или менее определённые представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Для конкретизации знаний детей о частях суток, сформировать навыки распознавания и умения называть эти части суток я использую наглядную модель «Части суток», которая представляет из себя поле, состоящие из 4-х прямоугольников: жёлтого, синего, серого и чёрного.  Каждый цвет определяет часть суток: утро, день, вечер и ночь. В центре поля – стрелка, которую необходимо передвигать при смене частей суток. Плакат размещается в игровой комнате на видном месте.

Работа с моделью начинается с ознакомления детей с частями суток, их последовательностью, обращая внимание детей на то, что каждой части суток на плакате соответствует свой цвет.  

Начиная с младшей группы, дети учатся различать части суток по содержанию их деятельности. Называется отрезок времени, стрелка передвигается на соответствующее этому отрезку поле и перечисляются соответствующие ему виды деятельности детей, например: «Сейчас утро. Вы пришли в детский сад, мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы пришли с прогулки, сейчас будем обедать. Наступил день». Затем я уточняю и обобщаю, что дети делают в каждый из периодов суток. А в заключении говорю о том, что утро, день, вечер и ночь – это части суток.

Начиная со средней группы детям предлагается самостоятельно определять части суток и передвигать стрелку, обосновывая свой выбор.

Помогают закрепить восприятие времени рассматривание и обсуждение картинок, изображающих деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Картинки небольшого формата удобно прикреплять к наглядному плакату «Части суток».

 Кроме того, во время режимных моментов мы часто проводим игру с мячом «Что я делаю утром, днём, вечером?». Как показывает практика, коллективные игры малой подвижности, в том числе с мячом, способствуют лучшему усвоению материала, проявлению интереса у детей и создают хорошее настроение, что немаловажно.

Благодаря таким упражнениям слова «утро», «день», «вечер», «ночь» наполняются конкретным содержанием, и дети начинают ими пользоваться в своей речи.

Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный, изменчивый характер, и детям трудно их усвоить.

Смысловое значение этих слов можно раскрыть с помощью наглядного материала.

 Мною был изготовлено дидактическое пособие «Поезд – неделька», который представляет собой 7 разноцветных плоскостных вагончиков из картона (каждому дню недели соответствует свой цвет). Поезд размещают на видном для детей месте (фланелеграфе, магнитной доске и т.д.). В вагончиках вырезаны окошки. В окошко вагончика текущего дня недели сажается пассажир (в нашем поезде едет мальчик Петя. Детям была предоставлена возможность самостоятельно выбрать имя пассажиру).

                     

Каждый день на утреннем сборе я обращаю внимание детей на поезд, на то, что все вагончики разного цвета, поэтому и дни отличаются друг от друга. Мы пересаживаем пассажира в нужный вагончик, проговариваем название дня недели, определяем, какой день по счёту сегодня, какой день был вчера, какой будет завтра, как называется первый (второй, третий и т.д.) день недели, какими по счёту являются эти дни недели. Далее беседуем с детьми о том, что мы уже успели сделать сегодня, о том, что мы делали вчера и что предстоит сделать завтра.

Благодаря этому пособию детям легче познакомиться с понятием «неделя», последовательностью и названием дней недели, а также способствует формированию порядкового счёта.

Кроме того, одним из эффективных способов ознакомления с временными понятиями является наблюдение, которое проводится индивидуально или с группой детей. В ходе наблюдения за окружающей средой, особенностями деятельности детей или взрослых в то или иное время суток, а также последующей беседой, происходит закрепление правильного понимания и употребления временных терминов, активизируется личный опыт ребёнка, используются вопросы, начинающиеся со слов «что», «когда».  Так, во время целевых прогулок, можно спросить у детей «Какое сейчас время суток? Что говорит в природе о том, что сейчас утро (день, вечер, ночь)? Где находится солнце на небе? Как оно светит? Когда бывает рассвет? А закат?».

Чтение – хороший способ закрепления знаний детей о частях суток. В своей работе я использую небольшие рассказы, сказки, стихотворения, малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки, так как в них в условной образной форме изображено время действия, течение времени, его изменение. Они стимулируют познавательную деятельность, развивают способность к самостоятельному мышлению, учат рассуждать. При чтении художественных произведений я обращаю внимание детей на время, когда происходит действие.

Кроме того, в начале недели часто практикую рассказы детей о том, как они провели выходные. Придуманные детьми самостоятельно рассказы, а также рассказывание с опорой на тематические картинки, сюжет которых разворачивается в строго определённых временных рамках (утро, вечер, ночь), полезны для накопления знаний о времени не менее, чем литературные произведения.

Для развития у детей различных временных представлений при проведении НОД и в режимные моменты использую игры и упражнения в игровой форме, такие как «Закончи предложение», «Придумай предложение с заданным словом» (день, ночь и т.д.), «Правда – неправда», перечисление различных определений («Какой бывает день?» - светлый, солнечный, тёплый и т.д.), «Когда это бывает?» (части суток). В подвижных играх слова-названия частей суток, дней недели служат сигналом для выполнения определённых движений или действий.

Умение ориентироваться во времени даёт детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе.

Список литературы

  1. Веракса, Н. Е. От рождения до школы [Текст]: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева; под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ. 2014. – 368 с.
  2. Гильманова, Л. В. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Гильманова, Л. А. Штягина, Н. А. Штягина // Вопросы дошкольной педагогики. -2015. - № 2. – С. 57 – 60.
  3. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей в дошкольном возрасте [Текст] / Т. Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991. – 45 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих возможностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность (из опыта работы)

Увлекаюсь театрализованной деятельностью. Написала опыт работы по этой теме. Предлагаю познакомиться с содержанием, аннотацией, пояснительной запиской. Практический материал буду выкладывать по мере в...

Способы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой.

Процесс общения дошкольника с художественной литературой -это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли художественной литературы в формировании личности человека с самых ранних...

ЦИКЛ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВРЕМЕНАМИ ГОДА В РАЗНЫХ ВИДАХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3 раздела данного цикла:          1) совместная деятельность детей старшего дошкольного возраста  по развитию речи...

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы)

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы) в средней группе (4-5 лет)...

«Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через экологическое воспитание» (из опыта работы)

«Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через экологическое воспитание» (из опыта работы)...

«Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях» (из опыта работы)

Выступление освещает актуальность сохранения и укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста, отражает основные аспекты деятельности ДОУ по приоритетному направлению, показывает эффективн...

Методическая разработка«Ознакомление детей дошкольного возраста с временными понятиями «Сутки» и «Дни недели» через речевые и дидактические игры».

Этот материал будет полезен воспитателям детских садов для ознакомления детей с временными понятиями "Сутки" и "Дни недели"...