КОНСПЕКТ НОД с детьми старшего дошкольного возраста детского по теме: «Знатоки русских народных сказок»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
Цели и задачи:
- закреплять знания детей о русских народных сказках, их своеобразие (язык, персонажи) , композиционное построение (сказочный зачин, повторы, концовка)
- прививать любовь к художественной литературе через устное народное творчество;
- добиваться интонационной речи, активизировать словарный запас;
- развивать логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать при разгадывании небылиц и путаниц;
- закреплять знания детей о художниках – иллюстраторах.
- развивать умение работать в группе, договариваться учитывать мнение партнера, формировать доброжелательность в общении;
- способствовать формированию потребности в двигательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znatoki_russkih_narodnyh_skazok_nod.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста детского
Тема: «Знатоки русских народных сказок» Автор: воспитатель высшей категории ГБДОУ №9 Калининского района г. Санкт-Петербурга Николаева Елена Валентиновна
Цели и задачи: - закреплять знания детей о русских народных сказках, их своеобразие (язык, персонажи) , композиционное построение (сказочный зачин, повторы, концовка)
- прививать любовь к художественной литературе через устное народное творчество;
- добиваться интонационной речи, активизировать словарный запас; - развивать логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать при разгадывании небылиц и путаниц; - закреплять знания детей о художниках – иллюстраторах. - развивать умение работать в группе, договариваться учитывать мнение партнера, формировать доброжелательность в общении; - способствовать формированию потребности в двигательной активности. Оборудование и материалы: Презентация иллюстраций к сказкам, выполненных В.М.Конашевич, Ю.А.Васнецовым, Е.М.Рачевым; диск «Все вокруг стараются спортом занимаются»; карточки для жребия по количеству детей; жетоны для поощрения за правильные ответы. Электронные ресурсы и аудио средства: Магнитофон, компьютер, флеш-накопитель с презентацией викторины «Знатоки русских народных сказок» Предварительная работа: Чтение русских народных сказок; Д/и «Путаница в сказках»; «Разгадай небылицу»; «Что это может быть?»; знакомство с творчеством художников иллюстраторов Е.М.Рачевым, В.М.Конашевич, Ю.А.Васнецовым
Ход:
Воспитатель:
Я хочу вам загадать загадку:
Много жанров есть на свете: басни, повести, рассказ,
Но с рожденья любят дети волшебство и мир прекрас.
Что наш маленький народ, в мир волшебный унесет?
Полный света, смеха, краски, а зовется чудо – (СКАЗКИ)
– Ребята, давайте вспомним названия русских народных сказок, которые мы с вами читали.
Дети:
– «Сивка-Бурка», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят, «Заяц-хваста», «Крошечка-Хаврошечка», «Заюшкина-избушка», «Снегурочка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «По щучьему веленью», и т.д.
Воспитатель:
– Вы теперь знаете особенности сказок, написанных русским народом, сможете отличить их от сказок других авторов. Одним словом, вы стали знатоками. А кто самый лучший знаток сказок мы сегодня узнаем. Сейчас мы разделимся на команды при помощи жребия, каждый вытаскивает из корзинки карточку с изображением одного из трех волшебных предметов (волшебная палочках, шапка невидимка, клубок). Выберем капитана команды, который будет следить за порядком в своей команде. Послушайте правила нашей игры-викторины:
- вопросы надо слушать внимательно;
- ответить на задание может любой из вас, кто знает ответ и хочет ответить, для этого надо поднять руку.
- за правильный ответ будет вручаться жетон;
- чья команда наберёт больше жетонов, будет считаться победителем.
- игрок, набравший больше все жетонов, станет знатоком сказок.
– Итак, начинаем нашу игру-викторину.
ЗАДАНИЕ № 1: « Узнай персонажей русских народных сказок»
– 1. Назови, из какой сказки персонаж.
– 2. Как его зовут?
– 3. Расскажи, какой он?
(Показываются иллюстрации к сказкам «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Маша и медведь»).
Дети:
– На этой картинке герои из сказки «Заяц-хваста». Заяц в этой сказке хвастливый, врун и трусливый, а потом стал храбрым.
– Это иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Волк в сказке доверчивый, глупый, бесхитростный. Лиса – хитрая, коварная, смекалистая.
– На картине Медведь с коробом из сказки «Маша и медведь». Маша-рукодельница, трудолюбивая, хитрая, догадливая, умная. Медведь - доверчивый, простой, добрый.
ЗАДАНИЕ № 2: «Вспомни и спой песенку персонажа из русской народной сказки».
– Вспомни песенку Колобка, Козы из сказки «Волк и семеро козлят», Лисы из сказки «Кот, Петух и Лиса», Петушка из этой же сказки, Блина из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый», как Лиса, забравшись в Заячью избушку, пугала зверей, как Иванушка звал Сивку-Бурку.
Дети:
«Я колобок, колобок!
По амбару метён,
По сусекам скребён…»
«Козлятушки, ребятушки,
Отворитеся, отопритеся….»
«Петушок, петушок.
Золотой гребешок,
Маслена головушка…»
«Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За быстрые реки..»
«Прыг-скок, прыг-скок,
Я –масленый бок…»
«Сивка – бурка - вещая каурка…»
ЗАДАНИЕ № 3: «Какие сказки перепутались?»
Воспитатель читает придуманные сказки, где действуют персонажи из разных русских народных сказок.
– Какие сказки перепутались? Отгадайте:
… Шёл дед мимо грядки с капустой, мимо грядки со свёклой, мимо грядки с морковкой и видит, вдруг выскочил топор из-под лавки и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут. Позвал дед на помощь бабку… (здесь перепутались сказки «Пых», «По щучьему велению» и «Репка»)
….Сидит волк у проруби и приговаривает: «По щучьему веленью, ловись рыбка большая и маленькая». Потянул хвост, стал его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка-внучку, внучка-Жучку…. (Здесь перепутались сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «По щучьему велению» и «Репка»).
….. Съела девочка ржаной пирожок и спасибо печке сказала, а Иванушка выпил водички из копытца и превратился в козлёночка. Увидела Алёнушка и заплакала. А Иванушка и говорит: «Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше: влезь в левое ухо, вылези в правое, и я снова стану братцем»….(Это перепутались сказки: «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и «Крошечка-Хаврошечка»).
ЗАДАНИЕ № 4 «Угадай из какой это сказки?»
Воспитатель читает отрывок из сказки, дети угадывают название сказки:
…Взял Иванушка лукошко и пошел, будто по грибы. Вышел в чисто поле, лукошко под куст бросил, свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком …(«Сивка-бурка»).
…Проголодалась лиса, бежит по дороге и смотрит, нельзя ли где поживится. Видит о на- везёт мужик на санях мёрзлую рыбу. Забежала лиса вперёд, легла на дорогу, хвост откинула – ну дохлая … («Лисичка-сестричка и серый волк»)
…Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила…(Маша и Медведь»).
ЗАДАНИЕ № 5. Музыкальная физкультминутка «Звериная зарядка» (см. приложение).
Воспитатель:
– Ребята, в русских народных сказках очень часто главный персонаж это лесной зверь: лиса, волк, заяц и т.д., вот сейчас и мы превратимся в лесных зверей и выполним «Звериную зарядку».
ЗАДАНИЕ № 6: «Продолжи сказку».
Воспитатель начинает рассказывать сказку, а дети её продолжают:
Воспитатель:
– Жил-был заяц в лесу, летом ему было хорошо, а зимою плохо: приходилось к крестьянам на гумно ходить, овёс воровать. Приходит он однажды на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал хвастаться….
Дети:
– У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь. Зайцы и рассказали тётке-вороне про хвастуна.… («Заяц-хваста»).
Воспитатель:
– Есть на свете люди хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые родного брата стыдятся. К таким и попала Крошечка - Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли её эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткёт, и прядёт, она и прибирает….
Дети: – А были у хозяйки три дочери. Старшую звали Одноглазкой, среднюю Двуглазкой, а меньшую - Триглазкой. Дочери только и знали, что гулять, а Хаврошечка на них работала…. («Крошечка - Хаврошечка»)
Воспитатель:
– Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.
Дети:
– Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загуляла. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях….(«Гуси-лебеди»)
ЗАДАНИЕ № 7: «Назови художника иллюстратора сказки».
На экране показываются слайды иллюстрации к сказкам «Заяц - хваста», «Колобок», «Петушок-золотой гребешок»- Е.М.Рачева; «Гуси-лебеди» - В.М.Конашевича; «Зимовье зверей» - Ю.А. Васнецова). Участник любой команды поднимает руку и называет художника, иллюстрацию которого он узнал. Повторяться нельзя.
Рефлексия:
Воспитатель:
– Ребята, все задания выполнены, на все вопросы ответили, сейчас подсчитаем жетоны и определим, у кого больше, кто у нас знаток сказок. А ещё определим, какая команда победила в нашей игре-викторине.
Давайте, вспомним:
О каких сказки мы сегодня вспоминали?
Иллюстрации каких художников мы видели на слайдах?
К каким сказкам художник В.М.Рачев создал иллюстрации?
Как фамилия художника иллюстрировавшего русскую народную сказку «Гуси-лебеди»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Путешествие в страну русских народных сказок"
Этот конспект поможет воспитателям в интересной и увлекательной форме напомнить детям о героях их любимых сказок....
Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.
Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....
Развитии образности и выразительности речи детей старшего дошкольного возраста при театрализации русских народных сказок.
С каждым годом все больше становится детей "молчунов", найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. К сожалению, сейчас всё больше внимания ...
Картотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста (по мотивам русских народных сказок)
В картотеке представлены игры для детей страшего дошкольного возраста .Театрализованные игры учат детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партне...
План-конспект театрализованной игры с детьми старшего дошкольного возраста по мотивам русской народной сказки «Теремок»
План-конспект театрализованной игры с детьми старшего дошкольного возраста по мотивам русской народной сказки «Теремок»...
Проект с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Традиции русского народа. «Народные ремёсла на Руси».
Если знакомить дошкольников с народными ремёслами Руси в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую слав...
«Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с посредством русских народных сказок»
Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с посредством русских народных сказок...