Конкурс. Перспективное планирование ТРИЗ технологий и игр в работе со сказкой.
материал по художественной литературе (старшая группа) по теме
месяц | название | Цель и содержание |
октябрь |
| Ведущий предлагает детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример: Нашел Вини-Пух в лесу башмачки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Удивился медвежонок, идет всему удивляется. Вдруг видит костер горит, а вокруг костра Бармалей скачет. |
|
| Ведущий предлагает угадать, что может быть в чудесном мешочке из сказки. На вопросы детей отвечает только «Да» или «Нет». В мешочек помещаются картинки волшебной палочки, шапки –невидимки, колобка и т. д. Например вопросы детей: Это живое, Это растение, это сделано из дерева, это встречается в волшебной сказке, оно волшебное? Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. |
| Ведущий предлагает соединить две сказки одинакового характера и на их основе сочинить новую. | |
(по сказкам) | Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь сказочным героям. Ход игры: Ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным: -Ой! -Что с тобой? -Я потеряла (называет какой-либо предмет, например, скалка из сказки «Лиса Патрикеевна», что я теперь буду менять? Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции
Цель: Тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем. | |
ноябрь | 2. Игра «Волшебники» | Ведущий раскладывает на одно кольцо Лулия картинки с волшебниками (окаменения, огня, молчания, воды и т. д). На другое кольцо предметные картинки. Ребенок раскручивает, выбирает любое совпадение и рассказывает, что будет, если данный волшебник встретиться с совпавшим предметом? Например: Волшебник окаменения и цветок, цветок станет каменным. |
3. «Сказка наизнанку» | Ведущий предлагает умышленно и более органично «вывернуть наизнанку» сказочную тему. Например Красная шапочка злая, а волк –добрый. Золушка дрянная девчонка, издевалась над мачехой и обижала сестер.
| |
| 4.«Исправь ошибку» | Ведущий произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «внучка маленькая, а бабушка старенькая». В первой части сравнивается рост (размер), а во втором возраст. Правильно будет так: Внучка маленькая, а бабушка большая или бабушка старенькая, а внучка молодая. Примерный речевой материал: - Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый. -Лиса хитрая, а Колобок желтый -Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая -Заяц серый, а Петушок смелый -Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый -Дюймовочка легкая. А Ласточка большая -У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т. д.
|
декабь | 1. «Продолжи сказку» | Ведущий предлагает прослушивание аудиозаписи выбранной части сказки или читает ее (отрывок обязательно должен включать в себя сказочную задачу). Прослушав отрывок, дети домысливают судьбы героев, «вживаются в образ», идет обсуждение дальнейшей деятельности героев в рамках тех обстоятельств, которые описаны в сказке. |
2. « Помоги Золушке» | Ведущий ставит проблему перед детьми: Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Ответы детей: попросить у соседей, купить новую, можно пустой бутылкой или найти круглое полено, помыть его и им раскатать, резать тесто маленькими кусочками, а потом чем-нибудь тяжелым прижимать. | |
3. «Что умеет делать? | Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать на запчасти, подарить, поменять и т. д. Предлагается детям поместить предмет в фантастические условия. К примеру, велосипед можно «подарить» Красной шапочке, как велосипед помог бы ей? | |
4. Коллаж из сказок | Ведущий предлагает придумать новую сказку на основе уже известных детям. Ведущий: Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание… Далее ведущий предлагает творческую совместную работу детей. Знакомые герои оказываются в новых обстоятельствах. Например в сказке «Гуси-лебеди» на пути девочки встречается серый волк.
| |
январь | 3. «Что было, что будет» | Ведущий раздает картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только картинки , но и схематические «кадрики» к сюжету, нарисованные вместе с детьми. Каждый получает свою карточку и по сигналу должен занять свое место в общей шеренге. Затем идет обсуждение: каждый ребенок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или еще будет (по отношению к предыдущему выступлению). Например, Колобок встретился с зайцем и поет ему песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет.
|
4 «Волшебная дорожка» | Ведущий смешивает карточки - иллюстрации из разных сказок, не более четырех. Дети должны выложить «волшебные дорожки» последовательно по сюжету сказки. Каждый выкладывает свою сказку.
| |
5. «Сказки от живых капель и клякс» | . Ведущий предлагает сделать кляксы (черные, разноцветные). Затем, глядя на них, увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: «На что похожа твоя клякса?», «Кого напоминает?». Далее ведущей предлагает детям дорисовать кляксу и сочинить сказку о ней. | |
февраль | 1. «Моделирование сказок» | Ведущий предлагает составить сказку по предметно-схематической модели. Показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Пример: черный домик (это может быть домик Бабы Яги или кого-то еще, а черный, потому что тот, кто в нем живет – злой…) |
2. «Моделирование сказок» | На следующем этапе ведущий предлагает несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пройдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.
| |
1. «Сказка на новый лад» | Ведущий предлагает внести в знакомую сказку нового героя. Что изменится в сказке? Можно внести инородный предмет, изменить характер героя, нарочно исказить сказку – а дети восстановят ее сюжет. Изменить место действия, время действия героев –получится сказка на новый лад. Ведущий предлагает две случайные картинки, например яблони и ложки. Перед детьми задача: составить объяснение (цепочку-сказку), как от яблони перейти к ложке. Пример: | |
4.Игра «Объяснялки» | - В саду у Хаврошечки росла яблонька, на которой … - Висели вкусные и спелые яблочки. - Яблочки были спелые и поэтому сами … - Сами падали на землю. - Так как яблочки падали, бабушка… - Хаврошечка их собирала. - Собрав яблоки, чтобы они не испортились, Хаврошечка… - Варила вкусное варенье. - Варенье было вкусное, поэтому… - Ее сестры ели варенье полными ложками..
| |
март | 2. Игра «Пароль»
| Ведущий говорит: «Я возьму с собой того, кто назовет мне сказку в названии которой есть число». Возможные варианты детей: • Три медведя • Три толстяка • Волк и семеро козлят • Белоснежка и семь гномов • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях • Дочь семилетка • Семь Симеонов • Три калача и одна баранка • Мудрая девица и семь разбойников
|
3. Игра «Аукцион» | Ведущий дает задание детям, назвать сказки, в которых (например, волк) является главным героем. Варианты ответов детей: • Лисичка и Волк • Волк, перепелка и дергун • Иван-царевич и серый волк • Волк и семеро козлят • Колобок • Теремок • Рукавичка • Три поросенка • Красная Шапочка
| |
4.Составление сказки методом «Каталога» | Ведущий предлагает совместно придумать сказку, как настоящие сказочники. С помощью Умной Ромашки выбирается зачин («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Однажды…» и т.д.) Вопросы: • Жил-был... Кто? • Какое добро умел делать? • Встретил кого злого? • Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? • Был у нашего героя друг. • Как он мог помочь главному герою? • Что стало со злым героем? • Где наши друзья стали жить? • Что стали делать? По завершению сказки дети создают книгу. Придумывают название и записывают сказку, а также делают к ней иллюстрации. | |
апрель | 1.Игра «Увеличение – уменьшение».
| Ведущий создает игровую ситуацию: «Вот у меня карандаш, меня он не устраивает, я хочу его увеличить». Показывает детям огромный карандаш, который теперь похож на волшебную палочку. Вопрос ведущего: Что бы вы хотели увеличить или уменьшить? Примерные ответы детей: Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето. Хотела бы увеличить выходные. Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза. Усложним эту игру дополнительными вопросами: Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (дети приводят свои ответы) - Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. - Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.
|
2.« Героями сказок среди нас» | Ведущий сообщает детям, что персонажи сказок переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами. Дети фантазируют, что бы тогда могло произойти | |
3.«Красная шапочка» | Ведущий напоминает детям сказку "Красная Шапочка", в частности эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Предлогает сыграть эпизод в измененном виде: бабушка, узнав о коварстве волка, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи. Ход игры: Ведущий предлагает детям предмет, в который превратилась бабушка (например: часы, стакан, душ, окно, сапог, гитара, свечка и др.) и просит назвать свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой). Затем ведущий рисует бабушку, связывая ее части тела с предметом превращения и используя названные свойства (например, бабушка-стакан: вместо туловища стакан, над ним голова в косынке, внизу и по бокам - руки и ноги). Кого-то из девочек ведущий назначает Красной Шапочкой. Она подходит к "бабушке" и спрашивает: - Бабушка, бабушка, почему ты такая (называет одно из свойств, например, прозрачная)? Остальные дети должны ответить от имени бабушки (например, чтобы видеть, сколько я съела). И так, пока будут обоснованы все странности бабушки. Потом можно обсудить, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или втянуть руки, ноги, голову в стакан, обвязать его косынкой и спрятаться). Примечание. Некоторые развороты в игре можно использовать в воспитательных целях, например, бабушка-гитара, перебирая струны, меняет свое настроение. Здесь можно рассказать о необходимости управлять своим настроением и привести доступные для детей примеры, как это делать | |
4.«Кто, с кем, где, когда?»
| Детям ведущий предлагает ответить на вопросы, ответы записываются. Вопросы: -Кто? -С кем? -Где? -Когда? -Что делали? -Кто пришел? -Что сказал? По окончании игры ведущий и дети составляют сказку из ответов. Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел милиционер и сказал: «Здравствуйте!»
| |
май | 3. «Спасаем колобка» | Ведущий предлагает спасти героя, изменить конец сказки Например: - Дети, посмотрите внимательно, кто может сказать, как называется эта книга? Правильно, "Колобок". Я открою книгу, а вы позовите Колобка, может быть он придет к нам. Дети зовут, появляется Колобок (настольный театр). - Колобок, а почему ты такой грустный? Ребята, он грустный потому, что забыл, с кем встречался в своей сказке, с какими персонажами. Давайте поможем ему. Дети перечисляют героев сказки, пересказывают ее содержание. - Лиса очень хотела съесть Колобка. Это хорошо или плохо? - Что хорошо (лиса наелась)? - Что плохо (Колобка съели)? – Что можно сделать, чтобы Колобок не достался Лисе, как спасти? (накормить до встречи с Колобком)? Каким надо стать Колобку, чтобы Лиса не захотела его есть (несъедобным, грязным, чёрствым, ядовитым)? Обговариваются все предложенные детьми варианты. Самые интересные разыгрываются детьми куклами настольного театра. Например: встретила Лиса Колобка, а он только что прокатимся по грязи. Захочет ли съесть такого Колобка Лиса? Что она ему скажет («Фу, какой ты грязный, Колобок, тебя нельзя есть, вдруг, заболею, живот болеть будет»)?
|
4. «Шкатулка со сказками» | Для игры Понадобится коробочка с 8-10 (картинками). Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же объектом
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_triz_tehnologiy_i_igr_v_rabote_so_skazkoy.docx | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование ТРИЗ технологий и игр в работе со сказкой.
месяц | название | Цель и содержание |
октябрь |
| Ведущий предлагает детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример: Нашел Вини-Пух в лесу башмачки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Удивился медвежонок, идет всему удивляется. Вдруг видит костер горит, а вокруг костра Бармалей скачет. |
| Ведущий предлагает угадать, что может быть в чудесном мешочке из сказки. На вопросы детей отвечает только «Да» или «Нет». В мешочек помещаются картинки волшебной палочки, шапки –невидимки, колобка и т. д. Например вопросы детей: Это живое, Это растение, это сделано из дерева, это встречается в волшебной сказке, оно волшебное? Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. | |
| Ведущий предлагает соединить две сказки одинакового характера и на их основе сочинить новую. | |
(по сказкам) | Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь сказочным героям. Ход игры: Ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным: -Ой! -Что с тобой? -Я потеряла (называет какой-либо предмет, например, скалка из сказки «Лиса Патрикеевна», что я теперь буду менять? Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции Цель: Тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем. | |
ноябрь | 2. Игра «Волшебники» | Ведущий раскладывает на одно кольцо Лулия картинки с волшебниками (окаменения, огня, молчания, воды и т. д). На другое кольцо предметные картинки. Ребенок раскручивает, выбирает любое совпадение и рассказывает, что будет, если данный волшебник встретиться с совпавшим предметом? Например: Волшебник окаменения и цветок, цветок станет каменным. |
3. «Сказка наизнанку» | Ведущий предлагает умышленно и более органично «вывернуть наизнанку» сказочную тему. Например Красная шапочка злая, а волк –добрый. Золушка дрянная девчонка, издевалась над мачехой и обижала сестер. | |
4.«Исправь ошибку» | Ведущий произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «внучка маленькая, а бабушка старенькая». В первой части сравнивается рост (размер), а во втором возраст. Правильно будет так: Внучка маленькая, а бабушка большая или бабушка старенькая, а внучка молодая. Примерный речевой материал: - Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый. -Лиса хитрая, а Колобок желтый -Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая -Заяц серый, а Петушок смелый -Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый -Дюймовочка легкая. А Ласточка большая -У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т. д. | |
декабь | 1. «Продолжи сказку» | Ведущий предлагает прослушивание аудиозаписи выбранной части сказки или читает ее (отрывок обязательно должен включать в себя сказочную задачу). Прослушав отрывок, дети домысливают судьбы героев, «вживаются в образ», идет обсуждение дальнейшей деятельности героев в рамках тех обстоятельств, которые описаны в сказке. |
2. « Помоги Золушке» | Ведущий ставит проблему перед детьми: Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Ответы детей: попросить у соседей, купить новую, можно пустой бутылкой или найти круглое полено, помыть его и им раскатать, резать тесто маленькими кусочками, а потом чем-нибудь тяжелым прижимать. | |
3. «Что умеет делать? | Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать на запчасти, подарить, поменять и т. д. Предлагается детям поместить предмет в фантастические условия. К примеру, велосипед можно «подарить» Красной шапочке, как велосипед помог бы ей? | |
4. Коллаж из сказок | Ведущий предлагает придумать новую сказку на основе уже известных детям. Ведущий: Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание… Далее ведущий предлагает творческую совместную работу детей. Знакомые герои оказываются в новых обстоятельствах. Например в сказке «Гуси-лебеди» на пути девочки встречается серый волк. | |
январь | 3. «Что было, что будет» | Ведущий раздает картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только картинки , но и схематические «кадрики» к сюжету, нарисованные вместе с детьми. Каждый получает свою карточку и по сигналу должен занять свое место в общей шеренге. Затем идет обсуждение: каждый ребенок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или еще будет (по отношению к предыдущему выступлению). Например, Колобок встретился с зайцем и поет ему песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет. |
4 «Волшебная дорожка» | Ведущий смешивает карточки - иллюстрации из разных сказок, не более четырех. Дети должны выложить «волшебные дорожки» последовательно по сюжету сказки. Каждый выкладывает свою сказку. | |
5. «Сказки от живых капель и клякс» | . Ведущий предлагает сделать кляксы (черные, разноцветные). Затем, глядя на них, увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: «На что похожа твоя клякса?», «Кого напоминает?». Далее ведущей предлагает детям дорисовать кляксу и сочинить сказку о ней. | |
февраль | 1. «Моделирование сказок» | Ведущий предлагает составить сказку по предметно-схематической модели. Показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Пример: черный домик (это может быть домик Бабы Яги или кого-то еще, а черный, потому что тот, кто в нем живет – злой…) |
2. «Моделирование сказок» | На следующем этапе ведущий предлагает несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пройдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель. | |
| Ведущий предлагает внести в знакомую сказку нового героя. Что изменится в сказке? Можно внести инородный предмет, изменить характер героя, нарочно исказить сказку – а дети восстановят ее сюжет. Изменить место действия, время действия героев –получится сказка на новый лад. Ведущий предлагает две случайные картинки, например яблони и ложки. Перед детьми задача: составить объяснение (цепочку-сказку), как от яблони перейти к ложке. Пример: | |
4.Игра «Объяснялки» | - В саду у Хаврошечки росла яблонька, на которой … - Висели вкусные и спелые яблочки. - Яблочки были спелые и поэтому сами … - Сами падали на землю. - Так как яблочки падали, бабушка… - Хаврошечка их собирала. - Собрав яблоки, чтобы они не испортились, Хаврошечка… - Варила вкусное варенье. - Варенье было вкусное, поэтому… - Ее сестры ели варенье полными ложками.. | |
март | 2. Игра «Пароль» | Ведущий говорит: «Я возьму с собой того, кто назовет мне сказку в названии которой есть число». Возможные варианты детей: • Три медведя • Три толстяка • Волк и семеро козлят • Белоснежка и семь гномов • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях • Дочь семилетка • Семь Симеонов • Три калача и одна баранка • Мудрая девица и семь разбойников |
3. Игра «Аукцион» | Ведущий дает задание детям, назвать сказки, в которых (например, волк) является главным героем. Варианты ответов детей: • Лисичка и Волк • Волк, перепелка и дергун • Иван-царевич и серый волк • Волк и семеро козлят • Колобок • Теремок • Рукавичка • Три поросенка • Красная Шапочка | |
4.Составление сказки методом «Каталога» | Ведущий предлагает совместно придумать сказку, как настоящие сказочники. С помощью Умной Ромашки выбирается зачин («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Однажды…» и т.д.) Вопросы: • Жил-был... Кто? • Какое добро умел делать? • Встретил кого злого? • Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? • Был у нашего героя друг. • Как он мог помочь главному герою? • Что стало со злым героем? • Где наши друзья стали жить? • Что стали делать? По завершению сказки дети создают книгу. Придумывают название и записывают сказку, а также делают к ней иллюстрации. | |
апрель | 1.Игра «Увеличение – уменьшение». | Ведущий создает игровую ситуацию: «Вот у меня карандаш, меня он не устраивает, я хочу его увеличить». Показывает детям огромный карандаш, который теперь похож на волшебную палочку. Вопрос ведущего: Что бы вы хотели увеличить или уменьшить? Примерные ответы детей: Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето. Хотела бы увеличить выходные. Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза. Усложним эту игру дополнительными вопросами: Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (дети приводят свои ответы) - Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. - Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик. |
2.« Героями сказок среди нас» | Ведущий сообщает детям, что персонажи сказок переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами. Дети фантазируют, что бы тогда могло произойти | |
3.«Красная шапочка» | Ведущий напоминает детям сказку "Красная Шапочка", в частности эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Предлогает сыграть эпизод в измененном виде: бабушка, узнав о коварстве волка, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи. Ход игры: Ведущий предлагает детям предмет, в который превратилась бабушка (например: часы, стакан, душ, окно, сапог, гитара, свечка и др.) и просит назвать свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой). Затем ведущий рисует бабушку, связывая ее части тела с предметом превращения и используя названные свойства (например, бабушка-стакан: вместо туловища стакан, над ним голова в косынке, внизу и по бокам - руки и ноги). Кого-то из девочек ведущий назначает Красной Шапочкой. Она подходит к "бабушке" и спрашивает: - Бабушка, бабушка, почему ты такая (называет одно из свойств, например, прозрачная)? Остальные дети должны ответить от имени бабушки (например, чтобы видеть, сколько я съела). И так, пока будут обоснованы все странности бабушки. Потом можно обсудить, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или втянуть руки, ноги, голову в стакан, обвязать его косынкой и спрятаться). Примечание. Некоторые развороты в игре можно использовать в воспитательных целях, например, бабушка-гитара, перебирая струны, меняет свое настроение. Здесь можно рассказать о необходимости управлять своим настроением и привести доступные для детей примеры, как это делать | |
4.«Кто, с кем, где, когда?» | Детям ведущий предлагает ответить на вопросы, ответы записываются. Вопросы: -Кто? -С кем? -Где? -Когда? -Что делали? -Кто пришел? -Что сказал? По окончании игры ведущий и дети составляют сказку из ответов. Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел милиционер и сказал: «Здравствуйте!» | |
май | 3. «Спасаем колобка» | Ведущий предлагает спасти героя, изменить конец сказки Например: - Дети, посмотрите внимательно, кто может сказать, как называется эта книга? Правильно, "Колобок". Я открою книгу, а вы позовите Колобка, может быть он придет к нам. Дети зовут, появляется Колобок (настольный театр). - Колобок, а почему ты такой грустный? Ребята, он грустный потому, что забыл, с кем встречался в своей сказке, с какими персонажами. Давайте поможем ему. Дети перечисляют героев сказки, пересказывают ее содержание. - Лиса очень хотела съесть Колобка. Это хорошо или плохо? - Что хорошо (лиса наелась)? - Что плохо (Колобка съели)? – Что можно сделать, чтобы Колобок не достался Лисе, как спасти? (накормить до встречи с Колобком)? Каким надо стать Колобку, чтобы Лиса не захотела его есть (несъедобным, грязным, чёрствым, ядовитым)? Обговариваются все предложенные детьми варианты. Самые интересные разыгрываются детьми куклами настольного театра. Например: встретила Лиса Колобка, а он только что прокатимся по грязи. Захочет ли съесть такого Колобка Лиса? Что она ему скажет («Фу, какой ты грязный, Колобок, тебя нельзя есть, вдруг, заболею, живот болеть будет»)? |
4. «Шкатулка со сказками» | Для игры Понадобится коробочка с 8-10 (картинками). Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же объектом |
Перспективное планирование ТРИЗ технологий и игр в работе со сказкой.
Старшая группа
Воспитатель. Куропатина Т. Л.
г. Черногорск 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста
ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста...
«ТРИЗ- технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Презентация на педагогическом совете для коллег...
Семинар-практикум "ТРИЗ - технология речевого развития в работе с детьми дошкольного возраста".
Т- теорияР-решенияИ-изобретательскихЗ - задач...
Перспективное планирование ТРИЗ технологий
Материал предназначен для педагогов, логопедов....
Круглый стол с педагогами "ТРИЗ технология-системный оператор в работе с детьми"
Круглый стол с педагогами «ТРИЗ технология-системный оператор в работе с детьми" в МБДОУ "Детский сад "Тополек"...
Консультация для воспитателей по теме «ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателейпо теме«ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста»...