Викторина "Там на неведомых дорожках..."
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
Поддерживать интерес детей к русской народной сказке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №6 «Теремок».
Конспект непосредственной образовательной деятельности, для старшей группы.
Викторина:
«Там на неведомых дорожках…»
Подготовила воспитатель МБДОУ №6
«Теремок», г. Реутов
Синцова Е.В.
Задачи: вызвать эмоциональный отклик детей на хорошо любимые и знакомые сказки, поддерживать интерес к русской народной сказке. На примере знакомых русских народных дать детям сведения о сказке, как жанре словесного фольклора, учить отличать русскую народную сказку от авторской. Воспитывать эстетическое отношение к произведениям устного народного творчества. Развивать интерес к сказочной живописи, способствовать сопереживанию героям картины. Вызвать радость, удовольствие от встречи с прекрасным произведением и от мастерства художников. Воспитывать эстетическое восприятие и умственные способности.
Предварительная работа. Беседа с детьми о любимых сказках. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Объяснять древние русские слова, познакомить с традициями и обычаями русского народа, национальными праздниками, одеждой, предметами быта и возможностями их использовать, особенностями труда, животным и растительным миром своей Родины. Знакомство с художниками-сказочниками и их работами (Е.Рачёв, В.М.Васнецов, Ю.А.Васнецов). Слушание музыкальных произведений «Камаринская» П.И.Чайковского, «Барыня» -русская народная пляска. Использование художественно-развлекающих игр «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем.», «Бояре».
Демонстрационный материал: нарисованный дуб с накладными листочками-вопросами, карточки с изображением: кольца, клубка, дубинки, топора, дудочки, книги, бочонка, ковра-самолёта, шапки-невидимки, сапог-скороходов, гребешка, полотенца.
Иллюстрации картин В.М.Васнецова «Алёнушка», «Царевна-Лягушка», «Иван Царевич на Сером волке»; Ю.А.Васнецова «Заичьи слёзы»; Е.Рачёв «Петушок-золотой гребешок», «Колобок», «Лиса и Волк».
Музыкальное сопровождение пляски «Барыня».
Ход занятия.
Дети входят в музыкальный зал под песню «Идём мы в след за песенкой, тропинкою лесной…»
Воспитатель. Ребята сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в мир Сказок. А знаете ли вы кто сочиняет сказки?
Сказку может сочинить один человек, и тогда эта сказка будет называться авторской. А вот, когда сказки передаются из уст в уста, из поколения в поколение, такие сказки называются народными. Народ свои сказки берёт из жизни, и рассказывает их бабушка своим внукам, а те, когда подрастают и сами становятся родителями – рассказывают своим детям, так и живёт сказка вечно, немного изменяясь и дополняясь.
Итак, в путь. Давайте закроем глаза и мысленно в чудесный, добрый, волшебный мир Сказки.
(Звучит музыкальная заставка к передаче «В гостях у сказки.)
Входит учёный кот.
Кот. Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы! Что ищите, куда путь держите?
Дети. Мы отправились в мир Сказок, чтобы узнать много нового и интересного о сказках и показать свои знания и умения.
Кот. Мир Сказок огромен, как планета Земля, на которой вы живёте, а каждую сказку можно сравнить со страной, в которой живут сказки народные и авторские. У каждого народа есть свои сказки и их очень много: русские, украинские, белорусские, армянские,туркмен-
ские, сказки народов Севера…
Какие сказки вас интересуют?
Дети. Русские народные сказки.
Кот. Да, в этих сказках много волшебства, превращений, животные говорят человеческим языком. Скажите, какие бывают русские народные сказки? Назовите их?
Дети. Сказки о животных- «Зимовье», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка»… Cоциально-бытовые-«Вершки и корешки»… Волшебные-«Царевна-лягушка», «Сивка-бурко», «Волшебное кольцо»…
Кот. Правильно, но в мир Сказок не так просто попасть, вам надо пройти испытания.
Вас ждёт сказочная викторина.
Если вы ответите на все вопросы, пройдёте её, тогда попадёте в Сказочный мир. А загадки мои висят на могучем, сказочном дубе.
Кот снимает с дуба по одному дубовому листочку, на которых написаны вопросы.
Вопрос 1. Отгадайте загадки о сказочных героях.
Унесла его лиса
Аж за тёмные леса.
Слышен тонкий голосок
Кто же это?.. Петушок.
Хитрая плутовка,
Рыжая воровка.
В лесу первая краса
Догодались кто ?.. Лиса.
Он герой нам всем известный
И с волшебным словом вместе
Может целую неделю на печи лежать...
Емеля.
Скрипит зубами, водит носом
И русский дух непереносит.
Старуха с костяной ногой
Зовётся… Бабою-Ягой.
Он гремит костями страшно.
Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в чёрном он плаще
И зовётся царь… Кащей.
Кащеем заколдована,
Иваном очарована,
Зелёная подружка-
Царевна-… Лягушка.
«Добрый молодец-кудри чёрные, очи соколиные, брови соболиные, ухватки богатырские.» (Иван-Царевич).
Вопрос 2. Что вы знаете о избушке на курьих ножках?
- Кто в ней живёт? Какие слова нужно сказать, чтобы избушка повернулась?
(Избушка, избушка, обернись к лесу задом, ко мне передом. Мне не век вековать, а одну ночь ночевать.)
- Что говорит Баба-Яга путникам?
«Фу-фу, русского духу слыхом не слыхивала, видом не видывала, а нынче русский дух сам пришёл. Тьфу, тьфу русским духом пахнет!»
- В каких сказках живёт Баба-Яга?
(«Гуси-Лебеди», «Василиса Прекрасная», «Пёрышко Финиста ясна сокола», «Марья-Моревна», «Царевна-Лягушка»…)
Вопрос 3. Кто соткал за одну ночь ковры, да такие, что на них всё царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери в горах, и рыбы в морях, кругом луна и солнце ходят?
(«Царевна-Лягушка»-Василиса Премудрая, «Поди туда - не знаю куда…»-Марья Моревна.)
Вопрос 4. Перед вами висят картинки, на которых изображены волшебные предметы, которые помогали героям найти дорогу. Назовите волшебный предмет и из какой он сказки?
(Колечко - «Поди туда - не знаю куда…»
Клубочек - «Царевна-Лягушка.»)
Вопрос 5. Обратите внимание на картинки, и скажите какие волшебные вещи есть в русских сказках?
Дубинка, топор, дудочка-«Поди туда – не знаю куда.»
Волшебная книга – Елена Прекрасная»
Бочонок – «Царевна – змея»
Ковёр-самолёт, шапка-невидимка, сапоги-скороходы – «Вещий сон»
Гребешок, полотенце – «Баба-Яга»
Вопрос 6. На чём в русских народных сказках передвигались по воздуху?
(Летучий корабль, ковёр-самолёт, ступа).
Вопрос 7. Какие слова приговаривают в русских народных сказках перед очень важным делом?
«…ложись спать, утро вечера мудренее.».
Воспитатель. Уважаемый Кот, а мы хотели порадовать тебя русской народной пляской «Барыня». Как говорят на Руси: «Делу-время, а потехе-час!»
Пляска «Барыня».
Вопрос 8. Угадайте сказку по началу и концу.
Учёный кот зачитывает отрывки 3-4 сказок.
Вопрос 9. Что означают эти древние русские слова в сказках: «оплошали», «пригорюнились», «кручиниться», «потчевать», «его и след простыл», «лиса про то проведала», «буйная головушка», «Красная девица», «бесталанный» (несчастный, обездоленный).
Вопрос 10. Внимательно посмотрите на картины сказочной живописи, кто изображён на картинах, герои каких сказок? Назовите художников-сказочников?
Дети рассматривают картины В.М.Васнецова «Алёнушка», «Царевна-Лягушка», «Иван Царевич на Сером волке»; Ю.А.Васнецов «Заичьи слёзы»; Е.Рачёв «Петушок-золотой гребешок», «Колобок», «Лиса и волк».
Кот. Молодцы ребята! Вы отгадали все мои загадки, показали прекрасные знания в области русских народных сказок. И конечно я открою вам дорогу в чудесный, увлекательный и прекрасный мир Сказок. А находится он в этой книге Сказок.
Читайте, знакомьтесь с новыми сказками. А я с вами прощаюсь. До новых встреч, ребята!
Кот уходит.
Воспитатель. Ну вот, ребята мы с вами и побывали в мире Сказок, в гостях у Учёного Кота. А теперь закрываем глаза и возвращаемся назад, в свой детский сад.
Тили-тили-тили бом,
Возвращаемся домой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий физкультурного занятия сюжетного типа "Там на неведомых дорожках"
Игра и сказка сопровождают ребёнка на протяжении всего школьного детства. Сказки учат добру, пониманию. Данное физкультурное занятие поможет детям погрузиться в мир сказки....
Конспект занятия в средней группе с элементами драматизации «Там на неведомых дорожках…»
Конспект с элементами драматизации...
Конспект интегрированного занятия "Там ,на неведомых дорожках"
Развивать интерес к литературным произведениям,создавать художественные приёмы....

сценарий театрализованного спектакля для старших дошкольников "Там на неведомых дорожках..." по сказкам А.С. Пушкина
сценарий театрализованного спектакля для старших дошкольников "Там на неведомых дорожках..." по сказкам А.С. Пушкина...

Развитие речи. Тема: «Там на неведомых дорожках»
Программные задачи: Учить передавать характерные черты героев сказок с помощью мимики и жестов, подбирать необходимые атрибуты для своей роли. Побуждать к высказываниям в виде полных предложений. Спос...

"Там на неведомых дорожках" физкультурное развлечение в лесу (старшие, подготовительные группы).
интересное развлечение со сказочными персонажами в лесу...