Тематический план программы "Эрудит"
рабочая программа по художественной литературе (старшая группа) на тему

Широких Ольга Июрьевна

Программа раскрывает различные виды художественной литературы:фольклор, сказка, расказы современных авторов.

 

Цель программы– создание положительной мотивации к обучению, повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений через литературные жанры и экспериментирование.

 

Знакомство с историей создания книги, с понятием «устная речь», «слово».

Анализ содержания словесного текста; заучивание пословиц о книге.

Расширение и закрепление знаний детей об истории создания бумаги, современных видах бумаги её назначении (экспериментирование).

Работа на глиняных дощечках, бересте, пергаменте, конструируют поделки, рисование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabrchaya_programma_erudit_gotovyy_variant.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 210 «Ладушки»

городского округа Тольятти

__________________________________________________________________

ПРИНЯТО:                                                                                    УТВЕРЖДАЮ:

Педсовет МАОУ                                                                             Заведующий МАОУ

детского сада № 210 «Ладушки»                                   детским садом №210 «Ладушки»

Протокол №___от________2014 г.                                         _____________О.Ю Андрианова

                                                                                                 Приказ №________от_____2014г.

Дополнительная общеобразовательная программа –

дополнительнаяобщеразвивающая программа дошкольного образования для детей 5 – 6 лет

«Эрудит»

32 часа в год

1 час в неделю

Авторы:                                 Гапоненко С.В., Широких О.Ю.,

воспитатели МАОУ

детского сада № 210 «Ладушки»

г.о. Тольятти

Пояснительная записка

Всестороннее развитие ребёнка – одна из стратегических задач, поставленная в ФГОС, поэтому в основе рабочей образовательной программы лежит расширение кругозора ребёнка, развитие познавательного интереса, способствующего успешному обучению в школе.

Воспитание детей искусством литературного слова служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику, приобщает детей к восприятию художественной литературы и развитию личностных качеств. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе активного взаимодействия со взрослым.

Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.

Актуальность программы заключается в познавательно – исследовательском и коммуникативном развитии дошкольников, приобщении их к классической, народной и современной культуре, в создании возможности развития всесторонних способностей ребёнка, приобщения к жизни общества и природы, миру человеческих чувств и взаимоотношений.

Программа обеспечивает повышение интереса к художественной литературе, так как в наше время интерес к книге стал падать. По данным многочисленных исследований дети уже в дошкольном возрасте предпочитают книге просмотр телевизионных передач, мультфильмов, компьютерные игры.

Новизна программы заключается в том, что непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку через литературно – творческое развитие, а также является определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении ребёнка, через литературные произведения, которые не входят в общеобразовательную программу на всех этапах обучения.

В процессе реализации программы  

  •  позволяем каждому ребёнку быть открытым и непосредственным, думать и рассуждать, смело идти на эксперимент;
  •  удивляем доступностью знаний;
  •  раскрываем индивидуальность каждого ребёнка и его творческий потенциал;
  •  обеспечиваем стойкий интерес к учебной деятельности.

Цель программы– создание положительной мотивации к обучению, повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений через литературные жанры и экспериментирование.

Задачи программы:

  • воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания литературных произведений и эмоциональную отзывчивость на них;
  • формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
  • воспитывать литературно-художественный вкус, способности понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух;
  • активизировать речевое и мыслительное творчество детей;
  • развивать память, внимание, основные познавательные и речевые, графические умения дошкольников.

Условия реализации программы

Реализация данных задач в образовательном процессе осуществляется на основе изучения лучших литературных произведений отечественных, зарубежных и современных авторов, не вошедших в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Отбор произведений осуществляется в соответствии с реальной возможностью освоения их детьми, доступностью и может быть варьирован.

Программа предусматривает интеграцию с другими видами детской деятельности.

Срок реализации программы – 1 год.

Данная программа составлена для детей 5 – 6 лет.

Общее количество часов в год – 32 часа.

Периодичность в неделю – 1 раз.

Продолжительность занятия – 25 минут.

Нормы наполняемости групп – 10 человек.

Основные способы и формы организации образовательной деятельности – групповые.

Ожидаемые результаты:

У воспитанников, обучающихся по данной рабочей программе, расширяется кругозор, повышается интерес к работе с книгой, развиваются познавательные и речевые умения через знакомство с литературными жанрами, экспериментирование, графику.

Формой оценки результатов обучения воспитанников являются удовлетворение образовательных запросов родителей (законных представителей), а также обеспечение участия воспитанников в конкурсах, фестивалях детско – юношеского творчества, концертных программах, открытых занятиях и т.д.

Календарно – тематическое планирование

Месяц

Тема

Кол-во часов

Сентябрь

«Откуда пришла книга?»

4

Октябрь

«Какая прелесть эти сказки»

4

Ноябрь

«Прибаутки бабушки Арины»

4

Декабрь

Рассказывание из личного опыта («Письмо Деду Морозу»)

4

Январь - Февраль

«В мире поэзии»

6

Март

Профессии, связанные с литературным жанром («В мире профессий»)

4

Апрель

Современная детская литература

4

Май

«Мы пишем книгу»

2

Итого:

32

Содержание образовательной программы

ТЕМА 1

«Откуда пришла книга?»

Знакомство с историей создания книги, с понятием «устная речь», «слово».

Анализ содержания словесного текста; заучивание пословиц о книге.

Расширение и закрепление знаний детей об истории создания бумаги, современных видах бумаги её назначении (экспериментирование).

Работа на глиняных дощечках, бересте, пергаменте, конструируют поделки, рисование.

ТЕМА 2

«Какая прелесть эти сказки»

Знакомство с литературным жанром – сказка: народная сказка, авторская сказка, сказки разных народов; её  особенности - трехкратное повторение: три сына, три сестрицы, три медведя, три раза НЕ; повторы: «бежит-бежит не выбежит», «течет-течет не вытечет», долго-долго; забавные прозвища: мышка-норушка, лягушка-квакушка; встречается число 7: в «Репке» 7 персонажей, «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят»; противопоставления: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость; почти во всех сказках счастливый конец; устойчивые выражения и эпитеты: слезами умывалась, как сыр в масле, добры молодцы, красны девицы.

Знакомство с простейшими элементами образности речи: сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение.

Знакомство с понятием книжная графика, с её средствами выразительности: линия, форма, цвет, композиция; своеобразие книжной иллюстрации, её соответствие содержанию литературного произведения.

Знакомство с творчеством художников – иллюстраторов Ю.Васнецова, Е.Рачева, В.Сутеева.

Выкладывание элементов букв из разнообразного материала, рисование иллюстрации к сказкам.

ТЕМА 3

«Прибаутки бабушки Арины»

Знакомство с фольклором (потешки, прибаутки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки, дразнилки, смешилки).

 Знакомство с понятием фразеологический оборот (пр.: «золотые руки», «за тридевять земель» и пр.)

Дифференциация звуков в словах (вначале, середине, конце слова); воспроизведение звуков (гласные – согласные), слогов, слов.

Обозначение звуков разными способами (выкладывание из палочек, графика), в разных языках народов.

Экспериментировании со звуком: причины усиления, ослабления звука; передача звука действиями («Азбука Морзе»)

ТЕМА 4

Рассказывание из личного опыта («Письмо Деду Морозу»)

Знакомство с жанром – рассказ, с понятием структура рассказа.

Развитие «таланта слушателя».

Использование графических умений при создании «Письма дедушке Морозу».

Знакомство через экспериментирование с органами слуха, с понятием «как мы слышим».

ТЕМА 5

«В мире поэзии»

Знакомство с литературным жанром – стихотворение, с понятием – ритм, мелодика, рифма. Развитие поэтического слуха, способности к целостному восприятию произведений, умение улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность стихов, сказок в стихах.

Знакомство с творчеством русских поэтов и их произведениями.

Рисование героев сказок с использованием различных выразительных средств графики. Организация выставки детских рисунков.

 Заучивание отрывков из сказок.

Интонирование гласных звуков.

Знакомство через экспериментирование с понятием звуковая волна, эхо, высокие и низкие звуки.

ТЕМА 6

Профессии, связанные с литературным жанром («В мире профессий»)

Знакомство с профессиями взрослых, связанных с литературным жанром: писатель, сценарист, режиссёр, мультипликатор.

Создание мультфильма на бумаге (экспериментирование, графика).

ТЕМА 7

Современная детская литература

Знакомство с художественными произведениями современных авторов (Наталья Чуб «Азбука доброты»).

Воспитание качеств: умение дружить, внимательно относится к своим друзьям, близким, понимать и заботиться о них, быть вежливым, искренним, добрым.

Рассказывание по картинкам.

Совершенствование графических умений. Создание поздравительной открытки.

ТЕМА 8

«Мы пишем книгу»

Книгопечатание. Знакомство с работой типографии

Формирование через экспериментальную деятельность понятия: обложка, титульный лист, страница, переплёт.

Совершенствование графических умений.

Методическое обеспечение программы

Перечень оборудования и материалов:

  •  Литературные произведения;
  •  Методические разработки;
  •  Компьютер;
  •  Магнитофон;
  •  Аудиозаписи;
  •  Материалы для экспериментирования;
  •  Канцелярские принадлежности для детей.

Дидактический материал:

  • Иллюстративный материал;
  • Игрушки;
  • Атрибуты для театрализованной деятельности.

Методы и приёмы организации образовательной деятельности:

  •  Словесный (рассказывание, чтение, объяснение);
  •  Наглядный (просмотр презентаций, показ иллюстраций, книг);
  •  Практический (экспериментирование, выполнение графических заданий, рисунков);
  •  Репродуктивный (выполнение новых творческих задач на основе приобретённых навыков).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азбука Сочиняйки. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий по развитию речи детей дошкольного возраста. Авторы – составители: Шадрина Л.Г., Фомина Е.П., Тумакова О.Е., Плясунова Т.Б., Кузеванова О.В. Объединение дошкольных образовательных учреждений ОАО «АВТОВАЗ», ДОУ № 203, Тольятти, 2002. – 220 с.
  2. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под. Ред. О. В. Дыбиной. – 2 – е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с. (Ребёнок в мире поиска).
  4. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
  5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
  6. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н.  Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006г.
  7. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.
  8. www.doshvozrast.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к календарно-тематическому плану работы группы на примере плана работы по лексической теме "Овощи" в средней (диагностической) группе для детей с ЗПР.

Планирование работы группыВажным условием эффективности деятельности воспитателя группы является планирование. Календарно-тематическое планирование - это своеобразная цепочка последовательных дей...

Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Художественная литература»

Данный материрал поможет воспитателю при планировании работы по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой....

Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Обучение грамоте»

Данный материал поможет при планировании организованной образовательной деятельности по обучению грамоте....

Календарно-тематический план реализации тематического модуля смешанной ОНР группы дошкольного возраста на тему: «До свидания, лето! Здравствуй детский, сад!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 «Пчелка» муниципальное образование Тимашевский район     Кален...