Наши эмоции
план-конспект занятия (младшая группа)
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Основные виды эмоций, функции и значение для человека
Эмоция – внешнее проявление переживаний человека. Сам термин имеет латинское происхождение и переводится как «волнение». Это реакция, которая выражается в мимике, движениях тела, голосе, глазах, дыхании. Младенец обладает минимальным эмоциональным запасом. У него заложены только самые необходимые переживания. Наблюдая за взрослыми, малыш учится их проявлять. Причем у всех народов мира и даже у некоторых животных, врожденные эмоции проявляются одинаково. Например, гнев всегда легко определить у любой личности: сужаются глаза, человек краснеет, сжимает кулаки, встает в определенную позу, повышает голос.
Большое значение имеет мировоззрение человека, его ощущение и восприятие мира. Если он оптимист, и мыслит позитивно, то и реакция на большинство ситуаций будет положительной либо нейтральной. А если относится к окружению с недоверием и пренебрежением, чаще реагирует негативно. Эмоциональный опыт приобретается в течение жизни, зависит от общества, в котором живет человек и от культуры. Где-то нормой считается открытое и бурное выражение своего внутреннего состояния, а где-то это признак невоспитанности и неуважения.
За эмоциональность отвечает правое полушарие головного мозга. Получив информацию из окружающей среды, мозг сначала анализирует ее и распознает. Потом дает обратный сигнал, который и выражается в изменении поведения. Например, человек достиг желаемой цели – сдал экзамен. Полученную отметку в зачетке мозг оценивает, как положительное явление. И обратной реакцией будет радость. Это отразиться на лице в виде улыбки, в виде расслабления, выдоха облегчения. Кто-то может даже подпрыгнуть от радости и обнять друга. А кто-то отреагирует сдержанно, обойдется только улыбкой и довольным выражением лица.
Функции
- Сигнальная – помогает понять желания в определенный момент.
- Мотивационно-регулирующая – подталкивает к составлению плана на долгосрочную перспективу.
- Коммуникативная – связана с общением, позволяет понять настроение и реакцию собеседника.
- Защитная – предупреждает об опасности.
Любое переживание отражается на организме:
- обостряются органы чувств;
- повышается уровень адреналина;
- усиливается кровообращение;
- изменяется размер зрачка;
- учащается дыхание;
- напрягаются мышцы.
Так мозг подготавливает тело к быстрому реагированию на ситуацию, например, в случае опасности. Переживания всегда субъективны. Они зависят от характера личности и многих других факторов. На одну и ту же ситуацию каждый человек реагирует по-своему и оценивает со своей позиции. Соответственно и эмоциональные отклики будут разными.
Какие виды эмоций бывают?
По происхождению.
- Базовые – присущи всем людям, вне зависимости от пола, возраста, места проживания и социального статуса (радость, стыд, вина).
- Вариативные – определяются местом проживания (в Индонезии похороны считаются праздником).
- Врожденные – присущи с рождения (страх, удивление).
- Приобретенные – формируются в определенных ситуациях в течение жизни (презрение к определенной личности после предательства).
- Нейтральные – описывают состояние покоя (безразличие, любопытство, изумление, удивление).
- Составные – представляют собой комбинацию элементарных.
- Культурные – формируются в процессе обучения.
Классификация К. И. Додонова берет за основу человеческие потребности.
- Альтруистические – потребность в содействии и помощи.
- Коммуникативные – желание общения, стремление к эмоциональной близости.
- Глорические – связаны со стремлением к самоутверждению.
- Праксические – желание добиться успеха в работе.
- Пугнические – потребность преодолеть опасность.
- Романтические – стремление ко всему необычному.
- Гностические – потребность в новой информации.
- Эстетические – вызываются созерцанием прекрасного.
Существует список 10 основных эмоций, которые нужно уметь определять и понимать.
- Интерес – вызывает стремление к обучению, познанию нового.
- Презрение – отношение к другим людям, как низшим по интеллекту и способностям.
- Вина – осуждение себя за поступки, не соответствующие своему мировоззрению.
- Стыд – всегда проявляется на публике, означает несоответствующее поведение.
- Радость – реакция на достижение цели, выражает положительное отношение.
- Отвращение – реакция на раздражающий неприятный фактор.
- Гнев – возникает, когда потребность не удовлетворена или что-то выходит из-под контроля.
- Страх – реакция на потенциально опасную ситуацию.
- Горе – отрицательное переживание из-за какой-либо ситуации.
- Удивление – указывает, на что нужно обратить внимание.
Производные эмоции:
- неуверенность;
- смятение;
- раздражение;
- нетерпение;
- опустошенность
- оцепенение;
- недоверие;
- ярость;
- испуг;
- боязнь;
- замешательство;
- растерянность;
- обида;
- робость;
- тревога;
- скорбь;
- безнадежность;
- зависть;
- подавленность;
- досада;
- сожаление;
- ненависть;
- паника;
- уязвленность;
- бешенство;
- ожесточение;
- неприязнь;
- благодарность;
- приподнятость;
- восхищение;
- блаженство;
- надежда;
- умиротворение;
- достоинство;
- вдохновение;
- увлечение;
- нежность;
- наслаждение;
- ликование.
Значение для человека
Эмоции облегчают процесс социализации и адаптации. Их внешнее проявление имеет большое значение для общения с другими людьми. Они влияют на настроение, поведение, мотивацию, восприятие мира. Психологически важно, чтобы эмоции находили выход. Внутренние переживания должны быть выражены внешне. Их нужно выплескивать. Так достигается психологическое равновесие. Особенно если они негативные. Но даже положительные эмоции должны быть выражены. Если не выплеснуть радость, она может трансформироваться в неудовлетворенность.
Что касаемо отрицательных, если долго их копить в себе, может наступить момент переполнения. Простое недовольство перерастет в гнев, и в любом случае найдет выход. Только намного позже и в другой обстановке. Причем объектом выражения может стать абсолютно невиновный человек. Далее возникнет стыд за свои действия.
Человек, который долгое время не делится ни с кем своими переживаниями, впадает в депрессию, замыкается в себе и становится раздражительным. Если нет возможности выразить внутренне состояние перед другими людьми, это можно сделать на бумаге, перед зеркалом и так далее. Неважно каким способом, главное – дать им выход.
Эмоции – химический процесс, который регулирует психологический аспект жизни. Они обуславливают реакции на раздражители, выступают как измеритель удовлетворенности и внутренние ориентиры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наши эмоции-Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо".
Тема: Наши эмоции.Цели:1. Научить детей управлять своими эмоциями. 2. Научить быть внимательными к окружающим людям.Планируемые результаты:1.Уметь снимать отрицательное воздействие отрица...
Конспект занятия "Наши эмоции"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Наши эмоции"...
Занятие для детей подготовительной группы "Наши эмоции"
Занятие "Наши эмоции"...
Статья ”Мир эмоций и что мы знаем о наших эмоциях” Автор: Романова Екатерина Юрьевна Воспитатель ГБДОУ д/с №91
Знакомство с миром эмоций...
Конспект ОД в средней группе «Наши эмоции – наше настроение»
Обобщить и закрепить знания детей об основных эмоциях (радость, грусть, страх, злость, удивление; научить детей передавать настроение мимикой и жестами....
Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему "Наши эмоции - наше настроение".
Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему "Наши эмоции - наше настроение". Обощить и закрепить знания детей об основных эмоциях, научить детей передавать настроение мимикой...
Самоанализ занятия развитие эмоционально-волевой сферы "Наши эмоции - наше настроение".
Самоанализ занятия развитие эмоционально-волевой сферы "Наши эмоции - наше настроение"....