В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мал
статья (старшая группа)

Петрова Мария Сергеевна

Описание решения педагогической ситуации

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в группе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить.

Проблема отвержения одних детей другими может решиться только при комплексном подходе, при совместной деятельности воспитателей, работающих в группе детского сада, с привлечением педагога-психолога (возможно привлечение социального педагога).

Организовывать работу необходимо в нескольких направлениях:

• Анализ ситуации в группе, анализ позиции и поведения самого ребёнка.

• Работа с группой в целом.

• Работа с отвергаемым ребёнком.

• Профилактическая работа (взаимодействие с воспитателями и родителями).

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно – ролевая игра. Поэтому, выстраивая работу с отверженными детьми, воспитателю необходимо помнить, что в игре ребенок удовлетворяет свою потребность в общении, вступает в отношения, которые могут вызвать положительные эмоции, развивают его личностные качества. Это становится возможным, если в группе созданы необходимые условия для игровой деятельности, а педагогическая атмосфера (внимание взрослых к играм, положительная оценка дружбы и т. д.) благоприятствует общению детей, их сближению и взаимопониманию.

При проведении игровых упражнений в группе необходимо, активно вовлекать отвергаемых детей в процесс занятий, поощрять их активность. Решение: нужно подобрать поручения для «отверженного» ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки и во время сборов на прогулку отправлять к нему за помощью. Постоянно подчёркивать стремление ребёнка оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.

А как давно мальчик стал посещать данную группу? Он пришёл в уже сформировавшийся коллектив? Ведь как правило дети сами не принимают новичков, а если ребёнок тих и замкнут, тем более. Он для остальных как невидимка. Надо активнее вовлекать такого ребёнка во все события группы, акцентировать внимание на нём, не навязчиво, чтобы не смущать новичка. Чтобы дети прочувствовали, что в группу пришёл достойный человек, достойный их внимания, воспитателю нужно помочь детям увидеть в "непопулярном" привлекательные стороны, найти какую -то изюминку и показать её детям, чтобы они увидели его другими глазами.

Рекомендации: можно почитать детям сказки о дружбе, о взаимоотношениях между людьми. Есть книга психотерапевтических сказок О. В. Хухлаевой "Лабиринт души". Или, к примеру, такая терапевтическая сказка: «Маленький котенок». Возраст: 5-12 лет.

Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Одиночество. Ощущение себя "белой вороной". Ключевая фраза: "Я не такой, как они ".

  • Для младшего возраста можно порекомендовать не только чтение рассказов, сказок о дружбе, о каких-то поступках героев, похожих с этой данной ситуацией, но и поговорить, обсудить это с детьми. Можно попробовать проиграть проблемную ситуацию с игрушкой, потом обсудить поведение героев с детьми.
  • Для среднего и старшего возраста можно попробовать выяснить лучшие качества ребенка, его таланты, возможные способности. Возможно, раскроются, либо артистические способности в театрализации, найти его сильные стороны и выделить их. Рассказать об этом другим детям. Либо это выставка, где он проявится, а может ребёнок очень хорошо читает стихи. Можно наоборот, попробовать другим детям дать некое поручение помочь отвергнутому ребёнку в чём-либо, так как это просьба взрослого и как ко взрослому часто дети откликаются.

Заключение

Таким образом, думаю необходимо активно стараться вовлекать ребёнка в различные групповые события, чтобы и он почувствовал себя увереннее, и дети его заметили. При любых возможных вариантах, почему ребёнок отвергнут другими детьми (новенький, стеснительный), мы используем беседы, чтение литературы, игры, игровые упражнения, но в конкретной ситуации делаем акцент на что-то больше, на что-то меньше. Всё будет зависеть от личных обстоятельств.

Этапы работы воспитателя с отвергаемым ребёнком:

1. Изучение личностных и поведенческих особенностей ребёнка дошкольного возраста;

2. Наблюдение в групповой и вне групповой ситуации;

3. Групповые занятия, направленные на обучение навыкам взаимодействия с окружающими.

4. Беседы с ребёнком (выявление интересов, проблем во взаимодействии со сверстниками, воспитателями и родителями).

5. Чтение специальной литературы (сказки, рассказы с похожей ситуацией).

 

Список используемой литературы и электронных ресурсов:

  1. https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69487/rekomendaci-dlja-pedagogov-po-rabote-s-otverzhenymi-detmi.html
  2. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. - М., 2001
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/otverzhenye-deti-v-grupe-detskogo-sada-kak-socialno-pedagogicheskaja-problema.html

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otverzhennyy_rebenok.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.

Описание решения педагогической ситуации

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в группе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить.

Проблема отвержения одних детей другими может решиться только при комплексном подходе, при совместной деятельности воспитателей, работающих в группе детского сада, с привлечением педагога-психолога (возможно привлечение социального педагога).

Организовывать работу необходимо в нескольких направлениях:

• Анализ ситуации в группе, анализ позиции и поведения самого ребёнка.

• Работа с группой в целом.

• Работа с отвергаемым ребёнком.

• Профилактическая работа (взаимодействие с воспитателями и родителями).

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно – ролевая игра. Поэтому, выстраивая работу с отверженными детьми, воспитателю необходимо помнить, что в игре ребенок удовлетворяет свою потребность в общении, вступает в отношения, которые могут вызвать положительные эмоции, развивают его личностные качества. Это становится возможным, если в группе созданы необходимые условия для игровой деятельности, а педагогическая атмосфера (внимание взрослых к играм, положительная оценка дружбы и т. д.) благоприятствует общению детей, их сближению и взаимопониманию.

При проведении игровых упражнений в группе необходимо, активно вовлекать отвергаемых детей в процесс занятий, поощрять их активность. Решение: нужно подобрать поручения для «отверженного» ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки и во время сборов на прогулку отправлять к нему за помощью. Постоянно подчёркивать стремление ребёнка оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.

А как давно мальчик стал посещать данную группу? Он пришёл в уже сформировавшийся коллектив? Ведь как правило дети сами не принимают новичков, а если ребёнок тих и замкнут, тем более. Он для остальных как невидимка. Надо активнее вовлекать такого ребёнка во все события группы, акцентировать внимание на нём, не навязчиво, чтобы не смущать новичка. Чтобы дети прочувствовали, что в группу пришёл достойный человек, достойный их внимания, воспитателю нужно помочь детям увидеть в "непопулярном" привлекательные стороны, найти какую -то изюминку и показать её детям, чтобы они увидели его другими глазами.

Рекомендации: можно почитать детям сказки о дружбе, о взаимоотношениях между людьми. Есть книга психотерапевтических сказок О. В. Хухлаевой "Лабиринт души". Или, к примеру, такая терапевтическая сказка: «Маленький котенок». Возраст: 5-12 лет.

Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Одиночество. Ощущение себя "белой вороной". Ключевая фраза: "Я не такой, как они ".

  • Для младшего возраста можно порекомендовать не только чтение рассказов, сказок о дружбе, о каких-то поступках героев, похожих с этой данной ситуацией, но и поговорить, обсудить это с детьми. Можно попробовать проиграть проблемную ситуацию с игрушкой, потом обсудить поведение героев с детьми.
  • Для среднего и старшего возраста можно попробовать выяснить лучшие качества ребенка, его таланты, возможные способности. Возможно, раскроются, либо артистические способности в театрализации, найти его сильные стороны и выделить их. Рассказать об этом другим детям. Либо это выставка, где он проявится, а может ребёнок очень хорошо читает стихи. Можно наоборот, попробовать другим детям дать некое поручение помочь отвергнутому ребёнку в чём-либо, так как это просьба взрослого и как ко взрослому часто дети откликаются.

Заключение

Таким образом, думаю необходимо активно стараться вовлекать ребёнка в различные групповые события, чтобы и он почувствовал себя увереннее, и дети его заметили. При любых возможных вариантах, почему ребёнок отвергнут другими детьми (новенький, стеснительный), мы используем беседы, чтение литературы, игры, игровые упражнения, но в конкретной ситуации делаем акцент на что-то больше, на что-то меньше. Всё будет зависеть от личных обстоятельств.

Этапы работы воспитателя с отвергаемым ребёнком:

1. Изучение личностных и поведенческих особенностей ребёнка дошкольного возраста;

2. Наблюдение в групповой и вне групповой ситуации;

3. Групповые занятия, направленные на обучение навыкам взаимодействия с окружающими.

4. Беседы с ребёнком (выявление интересов, проблем во взаимодействии со сверстниками, воспитателями и родителями).

5. Чтение специальной литературы (сказки, рассказы с похожей ситуацией).

Список используемой литературы и электронных ресурсов:

  1. https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69487/rekomendaci-dlja-pedagogov-po-rabote-s-otverzhenymi-detmi.html
  2. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. - М., 2001
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/otverzhenye-deti-v-grupe-detskogo-sada-kak-socialno-pedagogicheskaja-problema.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организации книжного уголка в средней группе детского сада как совместная деятельность педагога и детей по приобщению к художественной литературе.

В статье описан опыт работы по организации книжного уголка в группе детского сада, его наполняемость, работа проводимая с детьми и родителями по приобщению к художественной литераатуре....

Конспект образовательной деятельности в средней группе детского сада в области «Познавательное развитие»: ФЭМП» «Как мы с Бабой – Ягой играли»

Конспект образовательной деятельности в средней группе детского сада  в  области «Познавательное развитие»: ФЭМП»Второй год обучения детей по программе «Детский сад 2100»Интеграция образоват...

Родительское собрание в старшей группе детского сада на тему "Развитие творческих способностей детей"

Материал для освещения вопроса "Развитие творческих способностей детей"; анкеты для воспитателей, родителей; опросник для детей для подготовки к собранию....

Развлечение для детей первой младшей группы детского сада «Мои любимые сказки» Выполнила и провела Новоселова Л.В. Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказок, пополнять словарь детей, обогащать и уточнять значения слов – названий животных;

Развлечение для детей первой младшей группы детского сада «Мои любимые сказки»Выполнила и провела Новоселова Л.В.Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказок, пополнять сл...

Выступление на родительском собрании в старшей группе детского сада на тему "Особенности психического развития детей 5-6 лет"

Данная методическая разработка педназначена для педагогов-психологов детского сада....

Мастер класс для родителей в младшей группе детского сада "Как научить ребёнка говорить"

Формирование речевых навыков – большой труд для каждого ребенка, но с помощью взрослого этот труд может стать одновременно и увлекательной игрой.Чтобы сделать их помощь в развитии речи ребенка б...

Сообщение из опыта работы на тему «Наставничество в разновозрастной группе детского сада в формате «ребёнок -ребёнок»»

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной установить бесконфликтное общение. Именно поэтому в Федеральном Государственном  Образовательном стандарте вы...