Конспект семинара-практикума для родителей на тему «Семья - основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (познавательное направление)
план-конспект занятия (старшая группа)

Тарханова Анастасия Петровна

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах практического овладения навыками и умениями воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством формирования представлений о понятии «семья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sem_2.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение      «Детский сад 189 «Солнышко»

Конспект семинара-практикума для родителей на тему

 «Семья - основа

нравственно-патриотического воспитания

  детей дошкольного возраста»

(познавательное направление)

Разработала воспитатель: Тарханова А.П.

2023

г. Камень-на-Оби

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах практического овладения навыками и умениями воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством формирования представлений о понятии «семья».

Задачи:

  • показать родителям значимость роли семьи в нравственно-патриотическом   воспитании дошкольников;
  • познакомить родителей с различными типами семей;
  • сплотить родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;
  • создать атмосферу творчества, радости, умение работать;
  • способствовать созданию единого образовательного пространства «детский сад – семья»

Оборудование: мультимедиа, магнитная доска, жетоны с логотипом «Семья», схема слова «семья» и слова ассоциации к нему, флажки с названиями команд, простые карандаши.

Участники: воспитатель, родители воспитанников.

Этапы семинара-практикума:

I этап – ориентировочно-мотивационный (сообщение темы и её актуальность)

II этап – операционально-исполнительский (усвоение темы через различные методы и приемы)

III этап – рефлексивный (подведение итогов).

Ход семинара - практикума.

(Слайд 1)

I этап

Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Рада приветствовать Вас в нашем уютном зале. Сегодня немного поиграем. Я не случайно предложила вам так сесть, на семинаре у нас будет две команды. Команда «Солнышко» и команда «Сказка».

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Семья-это замок, уют и покой,

Тепло половинки для сердца родной,

Смех деток, забота, любовь, доброта,

Семья-это дом, где смеётся душа!

(Слайд2)

Воспитатель: Тема сегодняшнего семинара « Семья- основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Вы спросите, почему именно эту тему мы выбрали для нашей встречи? Найти ответ на этот вопрос предлагаю совместно. Для этого необходимо каждой команде  назвать ваши ассоциации, символы к слову «семья», каждая буква обозначает вашу ассоциацию. Положите  к каждой букве  картинку- ассоциацию. Команда, выполнившая задание быстрее получит жетон.

С – сила,

Е – единство,

М – мир, мудрость

Ь

Я – ядро.

(Слайд3)

Молодцы! (Обобщаю какая команда вперед собрала). Спасибо!

Воспитатель:  Действительно, семья – это сила, единство, мир, мудрость и, конечно же, ядро нашего общества. Ведь каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала – в родительской семье, потом – в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей.

 Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Но именно в семье люди становятся личностями особенными и неповторимыми.

(Слайд 4)

Воспитатель: Очень хорошо о семье сказал

Антон Семенович Макаренко. (Обращаю внимание на экран жестом.)

«В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям!»

Воспитатель: В целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных ценностей Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным  2024 год объявлен Годом семьи.

Воспитатель: Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей -вот начальное звено воспитания гражданина. Необходимо учить детей, уважать и сохранять семейные традиции, знать свою родословную, чтить старшее поколение. Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста.

 II этап

Воспитатель: Предлагаю конкурс «Доскажи пословицу»

Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы их попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки я вам скажу , а вам надо будет вспомнить ее окончание. А подсказки у вас на столе.

- Мой дом (моя крепость)

- Дома и (стены помогают).

- В каждой избушке (свои погремушки).

- В гостях хорошо (а дома лучше).

- Вся семья вместе и (душа на месте).

- На что клад ( если в семье лад).                                                                                       - В прилежном доме густо(а в ленивом доме пусто).                                             - Где любовь и совет(там и горя нет).                                                                          - В родной семье и (каша гуще).                                                                                                                                                    - В дружной семье (даже в холод тепло).

Команда, собравшая пословицы вперед получает жетон.

(Слайд 5)

Воспитатель: Знакомя детей с семьей и ее членами, мы используем художественную литературу, а как вы, уважаемые родители, знаете художественную литературу, нам поможет узнать конкурс.

Конкурс «Узнай сказку»

Необходимо назвать цитируемое произведение.

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчушку в пар. (Снегурочка)(Слайд6)

Вышли дружною семьей,

Чтобы справиться с одной.

Не приди на помощь мышка,

Ничего б у них не вышло.

(«Репка»)(Слайд7)

Ждали маму с молоком,

А впустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)(Слайд8)

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

(Красная Шапочка)(Слайд 9)

Воспитатель:Музыкальный конкурс «Угадай мелодию»

Нужно узнать песню, команда узнавшая получает жетон.Слушаем!

- Не волнуйтесь тётя

- Бабушка рядышком с дедушкой

- Песенка мамонтенка

- Погода в доме

- Пусть всегда будет солнце

- Родительский дом

Воспитатель подводит итоги конкурсов

Воспитатель:. А знаете ли вы, уважаемые родители, к какому типу семей относится Ваша семья? (Ответы) Предлагаю вам послушать, какие бывают семьи.

Типы семей бывают разные, например,в зависимости от структуры родственных связей. Давайте разбираться. Из кого же, может состоять семья. (Ответы)(Слайд11 один щелчок)

Воспитатель:Простая, состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей называется нуклеарная.(Слайд11 второй щелчок)

Воспитатель: Из кого же ещё может состоять семья? (Ответы)(Слайд 12  один щелчок)

Воспитатель: Сложная, представленная двумя и более поколениями семей называется расширенная.(Слайд 12  второй щелчок)

Воспитатель:Уважаемые родители! Ещё есть типы семей в зависимости от критерия семейной власти.

(Слайд 13 один щелчок)

Воспитатель: Как вы, думаете, если в семье всё решает женщина и ей принадлежит власть. Такую семью,  к какому типу можно отнести? ( Ответы)(Слайд 13 второй щелчок)

Воспитатель: Матриархат.

Воспитатель: А если во главе мужчина?(Слайд время 14 один щелчок)

Воспитатель:Правильно, молодцы патриархат.(Слайд 14 второй щелчок)

Воспитатель:В настоящее время наиболее распространенной является демократическая семья.Это какая семья?(Слайд 15 один щелчок)(Ответы)

Воспитатель:Демократическая семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов.(Слайд 15 два щелчка)(немного пауза)

(Слайд16)

Воспитатель: К какому бы типу не относилась ваша семья,  в ней  нужно ( надо) воспитывать  детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности) .В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей.

Воспитатель: Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать.Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Помните, что дети – будущее нашей Родины. Им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства

Игра-тренинг «Карандаши»

Суть состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандашей, двигать руками вверх – вниз)Присесть, встать.

Воспитатель:Обсуждение: какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши  не падали? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание?(научиться «чувствовать» другого человека?)

Воспитатель: Присаживайтесь!

Вывод: карандаши – как наши дети, которые будут набираться опыта, не падая вниз, если мы, и педагоги, и родители будем действовать совместно.

Рефлексия. У вас на столах  лежат  Сердечки. Я предлагаю сердечки наклеить на наше древо, и дайте пожелание нашему коллективу. Ведь мы – коллектив, мы – семья. И перед нами – одни и те же задачи – растить наших детей здоровыми, счастливыми, активными.

Воспитатель: На этой позитивной ноте мы заканчиваем нашу встречу. Всего Вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум на тему: «Роль образовательного учреждения в сохранении физического здоровья детей дошкольного возраста»

Цель: Ознакомление педагогов с современными идеями обеспечения физического развития детей дошкольного возраста.Задачи: Совершенствование и обогащение знаний и умений педагогов о современных техно...

Семинар-практикум для педагогов по теме "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе ...

Семинар - практикум «Взаимодействие с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формированию основ ЗОЖ»

Семинар - практикум «Взаимодействие с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формированию основ ЗОЖ»...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ».Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему:«  Сказка, ка...

Семинар-практикум на тему "Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для педагогов на тему "Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"...

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Экологическое воспитание дошкольников по праву занимает особое место в системе дошкольного образования. Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивности в работе по формированию у...

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Через игровую деятельность формировать начало экологической культуры детей: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы; к вещам и материалам природног...